Бог – иллюзия или «изначальное знание»?
N 50, 2009 г.

        К выходу русского перевода книги Р. Докинза “The God Delusion” (R. Dawkins, The God Delusion, Bantam Press, London 2006; в русском переводе «Бог как иллюзия», Издательство «Колибри», 2008)

Хорошая новость: книга Р. Докинза «The God Delusion» вышла в переводе на русский язык, и, судя по тому отрывку, который доступен в Интернете (http://elementy.ru/lib/430679), в неплохом переводе. Это ещё один повод обсудить значение книги и её место в атеистической литературе.

Когда я писал рецензию на первое английское издание этой книги (опубликована на сайте: http://www.scepsis.ru/library/id_1175.html , а также в журнале «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ», 2007, № 2 (43)*), то долго размышлял, как перевести её заглавие на русский язык, чтобы наиболее адекватно передать её главную идею русскоязычному читателю. Буквальный дословный перевод, например, такой, как «Бог как иллюзия», избранный переводчиком книги на русский язык Натальей Смелковой, мне не нравился, так как он не отражал главной идеи книги и главное её отличие от других книг, пытающихся открыть людям глаза на то, что бог придуман людьми, и религиозная вера в бога никакой пользы никому, кроме его профессиональных «служителей», не приносит. Я решил, что лучше всего можно передать содержание книги вопросом: «Почему люди верят в бога?». Именно в этом новизна и отличие книги Докинза – в постановке и попытке ответа на фундаментальный вопрос, почему религия неискоренима и существует в тех или иных весьма различных формах во всех человеческих сообществах с момента их зарождения, несмотря на её очевидную бесполезную, а очень часто и крайне вредную затратность, которая нередко – тому много примеров и в современном мире – требует кровавых жертв.

Анализируя многочисленные известные попытки дать объяснение этому парадоксальному факту с точки зрения эволюционной полезности религии для поддержания существования человеческих популяций и индивидуумов, Докинз показывает, что все они несостоятельны и не могут объяснить повсеместную вовлечённость религий и религиозных учреждений в жизнь человеческих сообществ и готовность людей принимать её. Замечательный ответ, который предлагает Докинз, в следующем: религиозная вера не сама по себе имеет какую-либо эволюционную ценность, скорее наоборот, она является побочным продуктом какого-то очень важного для выживания и продолжения человеческого рода свойства человеческой натуры. Но какого? Какое генетически закреплённое свойство человеческой психики оседлал ментальный вирус религии?

Докинз рассматривает много разных вариантов и из них выбирает как рабочую гипотезу предположение, что это – чрезвычайная восприимчивость и доверие детей к тому, чему учат взрослые вообще и родители в частности. В отличие от животных, человеческий детёныш рождается абсолютно беспомощным и нуждается в постоянной опеке и обучении. Поэтому безусловное подчинение взрослым в младенческом и детском возрасте необходимо для выживания детей до возраста половой зрелости. Но это же свойство, по мнению Докинза, служит и воротами для ментальных вирусов, одним из которых является религия.

Мне кажется, что это гипотеза не полна. Конечно, дети узнают, что есть православный, католический, протестантский, мусульманский шиитский, мусульманский суннитский, иудейский или какой там ещё бог, от родителей, от учителей в школах, от других взрослых. Но точно так же они могут в одночасье и разувериться в этом, если другой авторитетный взрослый им скажет, что никакого бога нет. Моя жена вспоминает, что в детстве у неё была очень набожная няня, и до 7 лет она верила в бога. Но в первом классе на одном из первых уроков учительница Лидия Фёдоровна сказала, что бога нет, и всё. С тех пор моя жена атеистка. Но многих людей никакие авторитеты и никакие разоблачения религиозных мифов не могут убедить в том, что бог – это иллюзия. Нередки случаи, когда взрослые люди, прежде бывшие неверующими, вдруг становятся истово верующими (я, конечно, не имею в виду случаи, характерные для русскоязычной эмигрантской среды США, Германии, Израиля да нередкие и в самой России, когда это вызвано меркантильными соображениями). А чем можно объяснить тот факт, что различные новые разновидности религий и религиозных сект возникают постоянно и в наше время? Докинз приводит в своей книге много примеров этого явления.

Среди вариантов ответов на вопрос, почему люди склонны верить в бога, есть один, который Докинз не рассматривает, но который, на мой взгляд, позволяет наиболее полно объяснить этот удивительный феномен всепроникновения и непотопляемости религии: вера людей в бога – не просто вера, а «изначальное знание», как это ни парадоксально звучит!

Человеческий детёныш рождается совершенно беспомощным. Он не выживет и нескольких часов без посторонней помощи. В отличие от детёнышей животных, которые буквально сразу или очень скоро после рождения способны самостоятельно передвигаться и искать источник пищи, человеческий новорождённый умеет, и сравнительно долго - до года и более, только смотреть, дышать, сосать молоко и избавляться от продуктов пищеварения. Ещё новорождённый умеет плакать. И это всё. Первое, что делает новорождённый – он начинает самостоятельно дышать и тут же начинает плакать. Зачем он начинает дышать – ясно. Он лишился питания кислородом от материнского организма. А зачем он плачет? А затем, что он – ещё фактически совершенно бессознательный живой комочек с блуждающим взглядом и непроизвольными движениями конечностей – «знает» изначально на генетическим уровне, что вне его существует кто-то, кто на этот крик откликнется, согреет, накормит, умоет, защитит. Никакой нормальный человек не может спокойно и равнодушно проигнорировать плач ребёнка. Многочисленные истории «Маугли» показывают, что и животные этого не чужды. И этим средством ребёнок пользуется первые несколько лет своей жизни, пока не станет сознательным существом. Инстинкт плача – один из самых базовых инстинктов человека. Добавим, что инстинктивное желание плакать при стрессовых ситуациях остаётся надолго и у взрослых людей. Естественно предположить, что именно в этом свойстве и изначальном знании – корни и питательная среда религиозной веры в бога. Можно, может быть, с некоторой долей преувеличения, сказать, что плач ребёнка – это инстинктивная молитва. Это значит, что люди фактически не просто верят в бога, а изначально, подсознательно «знают», что бог – тот вне их, кто их лично защитит, накормит и спасёт от всех опасностей – есть. Вполне возможно поэтому, что, как отмечают некоторые исследователи, в человеческом мозге есть участок, отвечающий за религиозное чувство.

Из этой гипотезы можно сделать вывод: религиозное чувство человека имеет глубокие генетические корни и поэтому неистребимо, оно может быть только осознано. И с ним в общем-то нет никаких проблем, не оно – причина всех бед, связанных с приверженностью людей к различным разновидностям религий. Причина – в религии как социальном институте и форме социальной организации.

Несомненно, что современные мировые религии берут начало в рабовладельческом обществе. Они даже сохраняют многие его атрибуты. Достаточно вспомнить атрибутику и фразеологию православного христианства: верующие – рабы божьи, церковные иерархи – владыки и т.п. В те далёкие времена эта естественная изначальная инстинктивная предрасположенность людей к вере в потустороннее всемогущее существо, наряду с врождённым свойством слепо доверять старшему и более сильному, о котором пишет Докинз, естественно же превратилась в орудие их подчинения и социальной организации. Современные религии – реликты рабовладельческого строя.

Какой же должна быть позиция атеистов, осознающих, что самые убедительные разумные доводы о том, что бог, о котором проповедуют религии, - это иллюзия, могут и не быть услышаны потому, что люди могут запирать своё сознание для подсознательно нежелательной информации?

Конечно, нельзя оспорить право людей верить в то, во что они хотят, пока это не затрагивает интересы других людей. Нельзя запретить им и объединяться в группы и общественные объединения в соответствии с этой верой. Корень атеистического мировоззрения не только в безусловном отрицании существования бога. Он в категорическом неприятии религий как социальных институтов, неприятии, основанном на осознании того, что идея бога, которую они представляют – ложь, используемая для овладения душами людей, и что фундаментальной целью церковников является не служение людям, не хранение и распространение морально-этических норм и духовного наследия цивилизации, на что они без всякого основания претендуют, а самосохранение и воспроизводство религиозных институтов и инфраструктуры путём приватизации, нравственного порабощения и эксплуатации паствы. Гуманистический долг атеистов – стараться использовать все ещё имеющиеся возможности раскрывать людям глаза и освобождать их от ментальной вирусной инфекции, распространяемой церковниками, и от ментального рабства, а часто и вполне реального рабского подчинения религиозным проповедникам и церковным иерархам. Нельзя оставлять без ответа постоянное массированное промывание мозгов, которому они подвергают всех нас с экранов телевидения, по радио и со страниц газет и книг в последние годы с раболепно-восторженным позорным участием литературного и артистического бомонда, то настойчивое и навязчивое зомбирование, самым свежим примером которого служит недавняя кампания похорон патриарха РПЦ. Возможно, люди и предрасположены – генетически с младенчества – верить в могущественных потусторонних существ – богов и ангелов. Но не в меньшей степени люди генетически предпочитают правду лжи, предпочитают знать, что есть на самом деле, а чего нет. Иначе род человеческий бы не продолжился, это уж точно.

_________________________________________________

* См. также http://www.humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=2007.43-01

Леонид Ярославский

наверх