Наука ищет пути к человеку
N 50, 2009 г.

Многие помнят, что в начале перестройки был создан фильм «Покаяние». Энтузиазм, с которым он был принят, порождал надежды. Казалось, все россияне готовы были признать свои личные и наши общие исторические ошибки, чтобы, осознав и учтя их, двигаться по пути демократии и культурного прогресса. Символичной в фильме была фраза: «Какая же это дорога, если она не ведёт к храму?». Но надежды, мечты и порывы людей в самые романтические моменты перестройки очень скоро обернулись деформациями, срывами, хаосом, тяжёлыми испытаниями, а потом и периодом, который без большого преувеличения можно назвать периодом двойной реставрации, т.е. возвращением далеко не лучшего из времён советского периода и из периода самодержавной православной монархии. О желании покаяться, в смысле осознать, что, в конечном счёте, ответственность за упущенные исторические возможности и ошибки несёт – практически в равной степени – как власть (государства), так и народ, скоро забыли, а многие простодушные и доверчивые люди в поисках храма очищения от ошибок советского опыта оказались в средневековой, крайне консервативной атмосфере РПЦ (МП).

Последствия такого хода событий всем хорошо известны. Главные среди них: (1) резкое материальное и социальное расслоение на кучку супербогатых и униженную скудостью бoльшую часть населения, едва сводящего концы с концами; (2) стремительное падение общественной нравственности, зловещим проявлением которого стала всеохватывающая коррупция, разлагающая основы морали и правосознания; (3) стремительная деинтеллектуализация, примитивизация мышления, поведения, образа жизни людей, тенденция превращения общества в бесформенную массу деморализованного населения, живущего по принципу «хлеба и зрелищ». Невиданные по своему многообразию и изощрённости обман и фальшь проникли во все сферы жизни человека, ими почти до предела насыщено информационное пространство, их невозможно избежать и, кажется, невозможно победить.

Народ и власть, похоже, не нашли в себе достаточно мужества и мудрости, чтобы покаяться, признать свою историческую вину за совершённые ошибки и учесть с пользой для себя именно ошибочный опыт прошлого. Большинство пошло по старому пути – и потому пришли к старому: авторитаризму и традиционному православию. Это не значит, конечно, что Россия целиком оказалась во власти реставрации. Это невозможно, поскольку прогресс, особенно в области знания и технологий, неодолим.

Но, как говорили ещё древние: «Желающего судьба ведёт, нежелающего тащит». К сожалению, Россия по большей части тащится по истории, тащится ею, а не активно творит её. Одна из таких «помочей» у России – наука и просвещение. Никогда две эти силы не подводили и не предавали её, никогда они не делали ей никакого зла, не наносили никакого ущерба. Вот и сегодня, как и всегда со времён петровских преобразований, российская наука и просвещение, несмотря на всю трудность их материального и морального положения, несмотря на свою информационную изоляцию и войну с ними лженауки, пёстрой армии шарлатанов, несмотря на липкую паутину всепроникающей лжи и обмана, не намерены сдаваться на милость грядущего Невежества и Хамства, но готовы служить России, всем её гражданам.

Сила и залог неистребимости науки и образования в России не только в природной силе ума россиян, в их даровитости, но и в изобретательности и мощи разума как такового. И потому в макромасштабах исторического времени победу одерживает не грубая сила и власть, а разум и добро. Будь иначе, Россия не сделала бы – пусть даже и тащась Историей по дороге прогресса – тех успехов, которые особенно заметны именно в культурной области, т.е. в области разума, художественного, научного и технического творчества.

Тем не менее, сегодня наука и просвещение сталкиваются с новыми вызовами. Это, прежде всего, такая информатизация общественной жизни, монополию на которую так или иначе имеют крупный бизнес, особенно рекламный, и бюрократические структуры.

Коммерциализация информационного пространства породила или сделала более влиятельными феномены консюмеризма, зрелищности, сенсационизма, она закрепила пошлые стандарты вкуса и – по умолчанию – своё право разлагать разум, критическое мышление, понимание сути происходящего, классические нормы этики и эстетики. Постмодернистский синдром обернулся в СМИ стратегиями апелляции к деструктивным и тёмным сторонам человеческого существа, его способностям к насилию, агрессии, вероломству, брутальности, эгоизму, равнодушию, эскапизму... Аргументом в защиту наступления на человеческое в человеке является необходимость доходности СМИ в условиях рынка, а также явная или неявно выражаемая демагогия о свободе выбора потребителя, об уважении и удовлетворении его запроса на разного рода дерьмо: от гламура до чёрного юмора. Как выражаются сегодня, в СМИ главенствует новая «святая троица»: чернуха, желтуха и порнуха. Эта банда трёх способна испохабить и извратить буквально всё. В последние годы развернулось настоящее наступление на науку. Доходит до того, что начинают порочить имена выдающихся отечественных учёных. Редкие островки разумности и высокого искусства не в состоянии изменить ситуации в этой отравленной информационной среде.

Сегодня наука в России, как и во всём мире, борется за своё выживание. Она ищет пути к человеку, к обществу, просвещать которое, обеспечивать его надёжным и достоверным знанием является её высшим смыслом. Опыт этой борьбы и поисков порождает новые институциональные и социальные формы связи науки и общества. В противовес наступлению обскурантизма создаются добровольные сообщества научных журналистов, прилагаются усилия модернизировать формы научной информации, сделать её конкурентоспособной и привлекательной для широкой аудитории. В образованных кругах общества укрепляется тенденция бойкота – пока ещё пассивного – телевидения. Всё больше людей отказываются пользоваться услугами телеэкрана, ставшего непрошенным и невоспитанным гостем в семьях россиян. На стыках науки и общества создаются структуры, помогающие продвижению науки в общественное сознание. Таковыми, в частности, являются общественные организации, которые работают с одарённой молодёжью и родителями, обеспокоенными судьбой своих детей. Растёт число общественных инициатив в высшей школе, когда студенты вместе с преподавателями проводят фестивали науки, различные форумы и олимпиады, конкурсы и летние школы. Создаются некоммерческие центры научного просвещения и исследования, способствующие укреплению рационально-критического мышления и познавательных потребностей молодёжи.

Но силы неравны. Против разума работают мощные стихии непросвещённого рынка, тёмные стороны которого с такой очевидностью обнажились в феномене мирового «финансового кризиса». Сумеет ли общество понять, что «на дне» этого кризиса лежат не экономические ошибки, а эгоизм, жадность и безответственность, т.е. аморализм и иррациональные факторы, антиподы разума и нравственных законов, нарушение которых с неизбежностью ведёт к катастрофе? Гадать бессмысленно. В недалёком будущем мы увидим плоды этого безумия и бесчестия. Для научно-образовательного сообщества важнее другое – искать и находить новые эффективные пути к разуму народа, обновлять формы и содержание Просвещения – этого великого Проекта, который всегда впереди и который является гарантией сохранения человеком своего человеческого облика.

Валерий Кувакин

наверх