Что такое РГО?
N 40, 2006 г.

Нам – 10 лет! Юбилей РГО и «Здравого смысла»

Межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма – Российское гуманистическое общество (РГО) родилась 16 мая 1995 г. Она имеет региональные отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Ленинградской области, Республике Коми, Татарстане, Башкортостане, Тюмени, Иркутске, Саратове, Дагестане, Вятке, Волгоградской области, Ростове-на-Дону, Владимире, Самарской и Курганской областях, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Чите, т. е. в более чем 20 субъектах Российской Федерации. РГО издаёт ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов». В структуре Общества – Центр исследований (ЦИРГО) и Центр образования (ЦОРГО), постоянно действующий семинар «Современный гуманизм и современная Россия», ежегодные международные летние школы, проводимые в России и США (совместно с Транснациональным центром исследований). РГО – ассоциированный член Международного гуманистического и этического союза, объединяющего гуманистические организации 35 стран Европы, Азии, Латинской Америки, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Российское гуманистическое общество – организация нового для нашей страны типа. Это мировоззренческое сообщество людей, разделяющих основные принципы научного мировоззрения, общечеловеческие нормы нравственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека, принципы светской государственности, свободы разума и совести.

В соответствии с Уставом РГО, главной целью Общества являются защита и распространение идей светского (гражданского или секулярного) гуманизма в России, разработка новых форм просвещения, морального и культурного влияния во имя гуманизации человеческих отношений, укрепления демократии, освобождения общественного мнения от иллюзий и предрассудков, мешающих людям более трезво и реалистично воспринимать окружающую действительность и самих себя.

Ценностями, образующими фундамент теоретической и культурно-просветительской работы РГО, являются человечность, уважение прав и свобод личности, признание её социальной и экологической ответственности, также как и её ответственности перед собой – ответственной за своё тело, мировоззрение и поведение. Среди других высоко ценимых гуманистами качеств – достоинство, милосердие, ненасилие, равноправие и социальная справедливость, свобода познания (исследования) и свобода совести. Члены Общества стремятся к овладению таким стилем мышления и отношения к жизни, существенными чертами которых являются здравый смысл, позитивность и конструктивность, оптимизм, открытость новому, готовность к диалогу и пересмотру принятой точки зрения, признание объективно-закономерного и вероятностного характера окружающего нас мира, истинности, продуктивности, проверяемости и подтверждаемости наших знаний и одновременно их незавершённости и фаллибилистичности (потенциальной или фактической ошибочности).

Высшим смыслом своей деятельности РГО считает развитие и укрепление гражданского общества, содействие моральному оздоровлению России, защиту разума, свободы и достоинства её граждан, помощь в выработке ими чувства ответственности за себя и свою страну.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Культурно-просветительская работа

Российское гуманистическое общество – это, прежде всего, добровольная организация людей, считающих себя в достаточной степени подготовленными морально, мировоззренчески и психологически, чтобы вступить в Общество и делать для него, для себя и для других то, что предусмотрено его Уставом и целями. Это значит, что РГО не считает приемлемыми такие способы работы с людьми, которые основаны на пропаганде, внушении или вербовке, что так характерно, скажем, для партийно-политических или религиозных структур. Гуманисты, объединяющиеся вокруг Общества, ставят перед собой прежде всего цели самообразования, участия в обсуждении ключевых вопросов свободомыслия, светской морали, прав и свобод личности, ценностей науки, человечных форм кооперации людей, социальной справедливости и т. д. Самообразование и общение рассматриваются при этом как формы реализации принципа «начни с себя» и имеют целью избежать высокомерия, превознесения над другими, якобы «непосвящёнными» и «непросвещёнными». Этим определяется и особенность гуманистической культурно-просветительской деятельности, которую можно определить как неомодернизм или неопросвещение. Среди членов РГО постоянно ведутся дебаты относительно практического статуса Общества: должно ли оно быть профессиональной, научной, политической или идеологической организацией? либо это некая секта благодушных, ведущих праздные разговоры мечтателей? или прообраз некой новой религии и вероучения?

Прояснение этих вопросов – это, по сути, выявление специфики организованного гуманизма как социального явления и прецедента в духовной жизни России. Действительная трудность и вместе с тем уникальность гуманизма состоит в его усилиях не просто донести до как можно большего числа (прежде всего, обладающих зрелым самосознанием) граждан, идеи и идеалы современного гуманистического мировоззрения, тревоги и надежды его приверженцев. Главное в том, чтобы делать это, обращаясь к разуму и моральным чувствам человека, а не к его слабостям и инстинктам, подсознанию или иллюзиям, страстям или беспочвенным ожиданиям. Беря от традиционных социальных институтов наилучшее: от профессиональных организаций – максимально возможную компетентность, от партийно-политических – их социальный активизм и волю к действию, от религиозных – их приверженность идеалам, – гуманисты России ищут свои собственные пути к разуму и сердцам своих сограждан. Во-первых, это честность, искренность и открытость диалога со всеми желающими слушать, слышать и понимать другого. Во-вторых, – это последовательность в критике различных форм фанатизма и догматизма, демагогии и ханжества, нигилизма и пессимизма. В-третьих, – это заведомый отказ от борьбы за любую форму власти – политическую, идеологическую или духовную (религиозную или квазирелигиозную), это отказ от «непогрешимости» и монополии на истину. Именно поэтому РГО рассматривает себя не как идеологическую организацию, а как мировоззренческую, как выражение коллективного мировоззрения людей, стремящихся оказать культурное, гуманизирующее и моральное влияние на все слои российского общества, все его политические, идеологические и религиозные институты. Именно поэтому гуманисты обращаются к человеку как таковому, независимо от его социального статуса, профессии, партийности, его религиозной веры или неверия.

Своё конкретное выражение просветительская, точнее неопросветительская (с точки зрения её психологии, методов и содержания) работа светских гуманистов получает в форме издательской, научно-исследовательской и образовательной деятельности.

2. Ежеквартальник «Здравый смысл»

Первый номер журнала «скептиков, оптимистов и гуманистов» вышел в свет осенью 1996 г. С того времени было выпущено 40 регулярных и три специальных номера ЗС. Было опубликовано 500 материалов различного жанра: от научных статей и обращений к общественности до афоризмов и писем читателей. Более 200 человек от академиков до студентов и рядовых читателей получили возможность высказаться на его страницах. Среди наших авторов люди самых различных областей знания и деятельности. Это, в частности, акад. В. Л. Гинзбург, Н. Н. Моисеев, Г. И. Абелев, Э. П. Кругляков, проф. С. П. Капица, Ю. Н. Ефремов, М. Н. Грецкий, В. С. Хазиев, Д. И. Дубровский, В. А. Кувакин, З. А. Тажуризина, А. Ф. Зотов, Н. Н. Воронцов, В. А. Бочаров, А. В. Разин, В. Д. Жукоцкий, В. А. Ляшенко, Л. Н. Фонталин, писатели М. М. Чулаки, В. Кротов, А. Круглов, В. Хмелевский, С. Логинов, Е. Сметанин, П. Тревогин, С. Ботвинник, Н. Рустанович, общественные деятели А. Н. Яковлев, Э. А. Памфилова, известный финансист и общественный деятель Дж. Сорос. Из зарубежных учёных авторами журнала были П. Куртц, Дж. Лолер, Р. Тилман, Т. Мэдиган, Дж. Бёркс, Ф. Хьёрс, Я. Прааг, Ю. Шейх. Нами были опубликованы посвящённые гуманизму статьи Н. Бердяева, С. Франка, К. Ясперса, К. Роджерса, В. Франкла, А. Маслоу и др.

Материалы журнала – это уникальный источник информации по философии, психологии и педагогике гуманизма, по скептицизму и свободомыслию. Мы гордимся тем, что донесли до российских читателей важнейшие документы гуманизма ХХ века, убедительно свидетельствующие о том, что он как система взглядов и феномен мировой цивилизации способен преодолевать кризисы, избавляться от собственных иллюзий и ошибок и интегрировать в себя лучшие достижения культурного опыта человечества. Мы убеждены: гуманизм нужен, он благотворен для личности и общества.

Важнейшие среди его международных документов – Гуманистический манифест I, Гуманистический манифест II, Декларация светского гуманизма, Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму.

Ежеквартальник «Здравый смысл» бесплатно рассылается в библиотеки большинства государственных университетов и пединститутов России, определённому кругу малоимущих читателей РГО, передаёт часть тиража близким ему по духу общественным организациям. Журнал поступает во все региональные отделения РГО. С 2003 г. «Здравый смысл» при поддержке Российской академии наук рассылается во все научные организации РАН.

В рамках научно-просветительской деятельности РГО инициировало и проводило совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, РАН, Международной академией гуманизма и другими учебными, научными и общественными организациями ряд международных конференций, в частности: «Наука и здравый смысл в России» (Москва, 1997), «Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия» (СПб., 2000), «Наука, антинаука и паранормальные верования» (2001).

3. Издательская деятельность

Наряду с ежеквартальником, в серии Библиотека журнала «Здравый смысл» РГО публикует или содействует публикации книг и брошюр по гуманизму, свободомыслию и научному скептицизму. Среди изданий такого рода: П. Куртц «Искушение потусторонним» (1999, совместно с издательством «Академический Проект»); «Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия» (2000), «Мужество стать. Добродетели гуманизма» (2000), «Запретный плод. Этика гуманизма» (2002); «Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества» (2005), «Новый скептицизм. Исследование и надёжное знание» (2005, совместно с издательством «Наука»); А. Круглов «Словарь. Психология и характерология понятий» (тт. 1–4, 1994–2003); «Современный гуманизм. Документы и исследования» (2000), «Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира» (2001); Г. В. Гивишвили «Феномен гуманизма» (2001), «Гуманизм и гражданское общество» (2003); «Поругание разума» (2001), М. М. Богословский «Душа человеческая» (2002); В. Лашов «Гуманизм Льва Шестова» (2002); «Прагматический натурализм в американской философии» (2003); «В защиту разума» (2003); В. Васин, Б. Кулик «”Антиинтеллектуальные” размышления…» (2003); «Социальные болезни» (2004); Б. Б. Родоман «Под открытым небом» (2004); В. И. Чекалов «Военный дневник. 1941. 1942. 1943» (2004); «Разум или вера?» (2004); С. С. Перуанский «В защиту великих» (2005); Ю. Б. Сенчихина «История русской философии» (2005); В. А. Кувакин «Мыслители России» (2005); В. Д. Жукоцкий «Основы современного гуманизма» (2005); А. А. Кудишина «Философия образования Л. Н. Толстого» (2005), «Гуманизм – феномен современной культуры» (2005); И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина «Человечность человека» (2005); Н. В. Рустанович «Матрицы смыслов» (2006); ежегодные альманахи «Светский союз» (2002–2005) и многое другое.

4. Исследовательские проекты

В 1997 г. в дни работы Первой (московской) международной гуманистической конференции на философском ф-те МГУ был открыт Центр исследований РГО. Он является научной, работающей на общественных началах структурой РГО и одновременно входит в межнациональную систему независимых исследовательских центров (Амхёрст, Оксфорд, Москва, Лос-Анджелес, Нью-Йорк). Одна из основных задач этих центров состоит в проведении научных исследований, семинаров и конференций по проблемам гуманизма и свободомыслия, а также в организации независимой экспертизы заявлений о паранормальных феноменах. В 2002 г. Центр Исследований был открыт в Коломенском институте МГОУ.

Московский центр исследований (ЦИРГО) реализует несколько исследовательских программ. В рамках проекта гуманистические исследования

– изучаются проблемы идентификации гуманизма, вопросы его философии, методологии, психологии, стиля мышления, социального и практического воплощения;

– анализируются позитивные, негативные и нейтральные человеческие качества;

– проясняются сходства, различия и взаимосвязи между светским и религиозным гуманизмом;

– устанавливаются демаркации между гуманистическим мировоззрением и иными формами мировоззрения и идеологий;

– определяется каталог гуманистических ценностей и их соотношение с фундаментальными жизнесмысловыми, политическими, экономическими, правовыми, познавательными (научными), нравственными, эстетическими, и экологическими ценностями. (Координатор – В. А. Кувакин.)

Экспертиза заявлений о паранормальных феноменах. В основе проекта лежит концепция свободного исследования и метод дискредитационного анализа Ю. Г. Горного.

Первое предполагает реализацию установки на методологический скептицизм и общенаучные критерии анализа и оценки, принципы свободомыслия, академических свобод, свободы совести и убеждений, права на свободу слова, адекватную информированность, на свободное получение и распространение информации и участия в общественной жизни.

Метод дискредитационного анализа используется для выяснения подлинной природы действий, эффектов и результатов, демонстрируемых людьми, называющими себя колдунами, магами, целителями, волшебниками, ясновидцами, экстрасенсами и т.п.

Общей задачей свободного исследования и дискредитационного анализа является:

– установление достоверности и реального смысла заявлений о паранормальных, сверхъестественных, чудесных, таинственных, мистических и тому подобных феноменах;

– демистификация и разоблачение различных форм шарлатанства, обмана, мошенничества, аморальных и противозаконный практик внушения, гипноза, манипулирования и кодирования человека. (Координатор – Ю. Г. Горный.)

Информационно-компьютерное и системно-организационное моделирование человека. Цель проекта:

– определить возможности и границы гуманистического моделирования когнитивной, эмоциональной, аксиологической и практической деятельности человека;

– прояснить этические аспекты искусственной репродукции человека или фрагментов его деятельности;

– содействовать гуманизации программ создания искусственного интеллекта. (Координатор проекта – А. Ю. Алексеев.)

Совместно с Коломенским институтом Московского открытого государственного университета ведутся исследования по теме «Современный гуманизм в России: разработка инновационных учебных дисциплин».

5. Педагогическая деятельность

Членами РГО разработан пакет учебных программ и библиографии по гуманистике, т. е. философии, психологии и стилю мышления гуманизма, по его педагогике и истории. (В. А. Кувакин, Г. В. Гивишвили – см. ЗС №12, 1999), по проблемам паранормальных верований и научному исследованию заявлений о сверхъестественных феноменах (В. А. Кувакин – см. там же), по ноосферному гуманизму (И. М. Борзенко – см. ЗС №13, 1999), по теории и истории свободомыслия (З. А. Тажуризина – см. ЗС №№ 3 и 5, 1997). Программы прошли апробацию в различных московских и подмосковных вузах. В 2002–2005 гг. РГО опубликовало учебные пособия для вузов и колледжей: Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма; Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество; В. Д. Жукоцкий Основы современного гуманизма. Лекции и др.

Российское гуманистическое общество существует вот уже 10 лет. Оно не обольщает себя иллюзиями скорого и широкого общественного признания. Но мы создали прецедент и пусть небольшую, но реальную, а не декларативную, особую культурную нишу в становящемся пространстве гражданского общества России.

Говорить о перспективах светского гуманизма в России в условиях переходности, социальной пассивности и изуродованной демократии далеко не просто, особенно в краткосрочной перспективе. Но в среднесрочной и, тем более, долгосрочной перспективе гуманизму предстоит расцвет и широкое распространение как мировоззрению свободных, творческих, полных достоинства и любви к миру разумных человеческих существ. Только в такой перспективе российские гуманисты видят будущее своего Отечества*.

Исполнительный комитет Российского гуманистического общества

* Данная информация о деятельности РГО может быть полнее, если дополнить ее рассказом о делах региональных отделений. (Прим. ред. сайта)

наверх