Гуманизм и политика
N 18, 2001 г.

Вопросы связи гуманизма с партиями и идеологиями часто ставятся в письмах читателей, на заседаниях РГО и на страницах журнала "Здравый смысл". Хочу прояснить эту проблему.

В сознании человека существует три уровня информации. Наиболее простой из них - знания нейтрального характера, не имеющие явного отношения к воззрениям человека. Таковы познания в математике, правилах дорожного движения, кулинарии, рыбалке и т.д.

Второй уровень - информация оценочного, нормативного характера. Здесь к знанию добавляется наша личная оценка, и оно уже не нейтрально, а составляет основу наших решений в той или иной области. Имя такого рода знаний - мировоззрение. Это всегда что-то личное, связанное с индивидуальным выбором, одобрением или осуждением.

Но в нас есть и такие нормативные знания, над которыми мы, по сути, не властны. Это, скажем, какие-то наши обязательства по отношению к другому человеку или группе лиц, закону, государству и т.д. Существенное место в этом виде информации занимает идеология. Её отличие от просто знания или мировоззрения в том, что её исток и настоящий управленец - коллектив, социальная группа, точнее их руководители.

Существуют два основных типа идеологии: политическая и религиозная. Главная функция идеологии - быть средством борьбы за власть. Поэтому "командным пунктом" идеологии является не "рядовой" член идеологического движения, а его начальники, использующие идеологию, чтобы мобилизовать и направлять "массы".

Чем же является гуманизм - нейтральным знанием, мировоззрением или идеологией? Для студента он может быть скучной суммой знаний, необходимой для получения зачета; для человека, стремящегося быть порядочным, ведущим достойную жизнь, он может быть мировоззрением; для политика же - частью его политической программы, используемой для борьбы за власть в обществе.

В первом и третьем случае мы не имеем гуманизма как такового: мы либо формально знакомимся с ним, либо делаем его средством достижения господства. Собственный статус гуманизма - быть мировоззрением личности, её идеалом и знаком зрелости.

Мое мнение о политическом статусе гуманизма как мировоззрения таково.

Во-первых, он не чужд политике, не изолируется от политической жизни. Он провозглашает такие политические ценности, как свобода, демократия, социальная справедливость, верховенство закона, правовое государство, право участия граждан во всех областях политической жизни и т. д.

Во-вторых, он носит надпартийный характер, обращаясь ко всем гражданам через головы партийных лидеров и бюрократов, государственных леятелей и "политтехнологов". Гуманизм выполняет общеполитическую гуманизирующую функцию, апеллируя к членам любых партий, к электорату в целом и каждому избирателю в отдельности, к его лучшим гражданским, моральным и правовым чувствам.

В-третьих, он носит общепартийный характер, обращаясь ко всем политическим партиям со своими гуманистическими ценностями. Он убежден, что любая партия, если она уважает избирателя, обязана включать в свою идеологию фундаментальные человеческие ценности.

В-четвертых, гуманизм как организованное общественное движение способен выполнять и выполняет межпартийную коммуникативную, координирующую, согласительную и интегративную роль в межпартийном диалоге и межпартийной борьбе, не давая войне идей и идеологий перерастать в войну между людьми и социальными классами. Гуманизм - это единственно приемлемое морально-психологическое поле, на котором могут обсуждаться и решаться все политические разногласия и конфликты.

В здоровом обществе все политические партии должны опираться на систему ценностей гуманизма. Этим определяется человечность общественно-политического устройства общества.

Со своей стороны, гуманизм как общественное движение не может превращаться в политическую партию или политическую идеологию, поскольку при этом он теряет свою общечеловеческую сущность и из цели превращается в средство борьбы за власть, которая по определению не может быть властью всех и каждого. Следует признать, что там, где власть, там - насилие, там - властвующие и подчиняющиеся, там - господство и подчинение. Вот почему любая попытка превратить гуманистическое движение или объединение в партию или идеологию обречена на провал, чему в истории много примеров.

Все это не умаляет, а напротив, усиливает значение политической составляющей гуманизма и требует от организованных гуманистов делать все, чтобы превращать свое движение в возможно более влиятельную морально-политическую силу. Общественный статус этой силы - коллективное мировоззрение. Её общеполитическая роль - гуманизация политического сознания гражданина, практики политических партий и государства.

Суть коллективного мировоззрения в том, что гуманисты действуют сообща, разделяя фундаментальные общеполитические ценности и принципы гуманизма, т.е. у них есть область общего, в рамках которой они действуют как один, в согласии. Но в отличие от идеологической общности, для которой идеология, лидер, вождь - первичное, а рядовой член - вторичное, в рамках мировоззренческой общности каждый человек несет ответственность за свои убеждения и поступки. В гуманистическом движении нет партийных "винтиков", а есть свободные и ответственные и равноправные личности.

Валерий Кувакин

наверх