Международное атеистическое движение
N 15. 2000 г.

В настоящее время атеизм как явление мировой культуры растет и количественно, и качественно, и организационно. Треть наших современников в той или иной мере разделяет атеистическое мировоззрение. Неверие в сверхъестественное объединяет самых разных людей – от простых тружеников с естественно сложившимися у них стихийными атеистическими убеждениями до ученых и мыслителей, которые свои атеистические взгляды подкрепляют совокупностью научных, социологических и философских аргументов.

Как в идейном, так и в организационном отношении атеизм находится в авангарде человеческого прогресса. И он не одинок в защите ценностей земной жизни и достоинства человека. Он органически связан с такими мировоззренческими течениями, как рационализм, агностицизм, скептицизм, светский гуманизм и антиклерикализм. Совместно с другими родственными региональными и международными объединениями свободомыслящих организованный атеизм борется против мракобесия, суеверий, нарушений свободы совести и других прав человека...

Кризис религиозного сознания

Известно, что религия всегда была спутником и симптомом социальных кризисов и исторических срывов. После окончания второй мировой войны и постепенного преодоления ее последствий продолжилась сложившаяся со времен эпохи Просвещения устойчивая тенденция к секуляризации больших регионов мира, увеличился прогресс в освобождении людей от религиозных догм и учений.

Несомненно, что XXI век будет веком дальнейшей деградации и отмирания религии, прогресса и укрепления свободомыслия и научного атеистического мировоззрения. Традиционные монотеистические вероисповедания дошли либо до предела своей консервации (как, например, русское православие) и представляют собой экзотические феномены средневековья в ландшафте инфокибернетической постиндустриальной эпохи, либо настолько внутренне либерализуются, что превращаются в этические общества и общины, не связанные с символикой и стандартными догматами религии.

Религия исчерпала все свои и принятые ею от других учений интеллектуальные и мировоззренческие ресурсы и жива лишь исторической инерцией, страхами и предрассудками, социальной и культурной отсталостью людей. Катастрофически уменьшается количество верующих; костелы, церкви, мечети, пагоды, синагоги пустеют; в личной жизни верующего религия вытесняется на периферию его духовных интересов. Вот что пишет о состоянии религии в Западной Европе талантливый журналист и глубоко верующий православный человек Татьяна Михайловна Горичева:

Франция – это одна из самых секуляризированных европейских стран, и отступление от веры в ней с каждым годом все усиливается. На воскресной мессе в знаменитом парижском соборе Нотр Дам - не более 12-15 прихожан. И это на весь огромный собор. От такого зрелища на глаза наворачиваются слезы... Религия почти никого не интересует. В восточных областях Германии (на территории бывшей ГДР), к примеру, переданные Церкви здания кирх в срочном порядке переоборудуются и продаются под кафе и прочие увеселительные заведения, так как служить мессы в них попросту не для кого. Для христианства утеряны целые страны и регионы с традиционно католическим вероисповеданием - Испания, Франция, Латинская Америка. Церковное строение, как дом с прохудившейся крышей, стало столь стремительно размываться и разрушаться, что под угрозой оказались самые основы веры - многие из епископов сегодня не разделяют основных догматов католической Церкви, в частности, открыто высказываясь против почитания Божией Матери... Обмирщение сознания простого западного обывателя просто катастрофично... Татьяна Горичева. Об обновленчестве, экуменизме и "политграмотности" верующих. (Взгляд русского человека, живущего на Западе). Изд-во "Сатис". СПб, 1997).

Диссонансом всему этому звучат бравурные заявления и отчеты о возрождении религии в странах бывшего Советского Союза. В самом деле, со времен перестройки на просторах СНГ построено и восстановлено несколько тысяч церквей. В эти события средневекового типа уж очень симфонично вписывается то, что на открытие одной церкви приходится ликвидация двух школ, трех клубов, четырех библиотек. Из учебных программ высших учебных заведений изгнано изучение такого важного историко-культурного феномена, как атеизм и свободомыслие. Для чтений уроков и курсов религиоведения и философии приглашаются священники. При вузах государство открывает студенческие храмы...

Но, как говорил Белинский, "присмотритесь хорошенько к нашему народу и вы увидите, что он глубоко атеистичен". Чем больше невежественные или фанатичные люди пропагандируют религию, тем в более глубокую пропасть кризиса она сползает.

Официальной религиозной эйфорией охвачены все уровни государственно-чиновной иерархии. Для политических циников и властолюбцев все это оправдано и естественно: ничего не стоит поплакаться о гонениях на верующих и церковь при советской власти и подыграть оскорбленным чувствам верующих, а заодно самым темным националистическим силам и с помощью таких дешевых популистских приемов поднять свою популярность, а то и войти в историю, на что, несомненно, рассчитывает, скажем, Ю. Лужков, «вбухавший» миллиарды рублей налогоплательщиков в восстановление Храма Христа Спасителя. Но с моральной точки зрения, с точки зрения разума и благополучия страны это выглядит отвратительно; абсурдно тащить народ в будущее, облачая его в двухтысячелетней давности ветошь, с ней можно только пятиться назад, к нравам и образу жизни полуаграрных древнееврейских племен.

Вместе с тем, присмотритесь - и увидите сами без подсказок, кто сегодня стоит в храмах, неумело осеняя себя «крестным (не красным) знаменем», красуясь перед телекамерами и рассчитывая на повышение рейтинга.

О союзе духовенства и политиканов, о политическом соблазне православной церкви известно сегодня всем, об этом пишут даже газеты и журналы, издаваемые религиозными организациями. Вот "Русь Православная" за декабрь 1999 года. Пишет православные верующий: «В прошлом году за послушание и по слепоте духовной принял я участие в сборе подписей за православного кандидата в депутаты в городское законодательное собрание. Мы методично обходили квартиры дом за домом на вверенном нам участке. Так вот, сплошь и рядом на семиподъездную “хрущевку” не приходилось ни одной православной семьи. Они вообще редки в нынешней языческой среде...».

Газеты Московской патриархии в конце 1999 года дружно писали о том, что возрождение православия наблюдается только в Москве да еще в областных центрах России (что вполне понятно и пропорционально прямым и косвенным денежным вливаниям власти в церковь). А на расстоянии сотни километров от Москвы уровень религиозности населения значительно ниже, чем был в период разгула воинствующего атеизма.

Духовные учебные заведения России и Украины ежегодно выпускают и будут регулярно выпускать свыше 2000 дипломированных служителей культа. Но уже сейчас верующим трудно содержать существующую ораву священнослужителей. Грядет перепроизводство профессиональных «ловцов душ», острая конкурентная борьба между этой породой тунеядцев и, естественно, углубление внутренних распрей и расколов.

Атеистическое движение за рубежом

В 60-х гг. двадцатого столетия в США времен разгула маккартизма на уровне сената и президента была предпринята попытка ввести в общеобразовательные школы преподавание Закона божьего, уроки сопровождать молитвами, развесить в классах религиозные символы (крест, иконы, цитаты из Библии и т.п.), запретить изучение дарвинизма и других "дурно пахнущих безбожием" наук.

Против всего этого выступила мать двух школьников Мадэлин Мюррей О’Хайэр (Madalyn Murray O'Hair) и обратилась за защитой в суд, апеллируя к первой статье Конституции США, которая гарантирует всем своим гражданам свободу совести. Судебный процесс вызвал большой резонанс в стране. В поддержку Мадэлин было создано мощное общественное движение, названное "Американские атеисты" (American atheists). В результате - в школах США прекратилось преподавание Закона божьего, священники перестали преподавать в школе, из классов устранены все религиозные атрибуты.

Возникшее движение "Американские атеисты", первым президентом которого была сама Мадэлин, до сих пор является одним из наиболее последовательных пропагандистов атеизма и эффективным борцом с религиозным мракобесием в США. Это общенациональная организация свободомыслящих имеет свои филиалы в каждом штате и в каждом крупном городе, издает газеты, книги, проводит публичные диспуты, создает художественные кинофильмы.

Наряду с движением "Американские атеисты" в США в настоящее время активно ведет свою работу ряд других атеистических массовых организаций, о некоторых из которых в настоящей заметке я могу сказать только в общей форме.

Campus Freethought Alliance (CFA) - Альянс свободомыслящих кампусов. Это молодежная, по преимуществу студенческая, организация. Она проводит летние съезды в местах отдыха и университетских кампусах, где читаются доклады, происходит обмен мнениями, принимаются различные резолюции и проводятся акции в защиту свободомыслия и прав человека в области культуры. Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal (CSICOP) - Комитет по научному исследования заявлений о паранормальных явлениях. Комитет - научное учреждение, объединяет крупнейших общественных деятелей и ученых мира. Его членами были президент Американской Академии Наук Карл Саган и известный фантаст Айзек Азимов, в нем состоят Стефан Хавкин, Ричард Довкинс, Пол Куртц, химик Петер Аткинс и много других выдающихся личностей. Комитет подвергает беспристрастному и строго научному исследованию все предлагаемые ему на проверку «чудеса», пророчества, свидетельства о фактах телепатии, летающих тарелках и прочее. Работу свою проводит публично, демонстрируя экспертизу через телевидение, и публикуя ее результаты в прессе. До сих пор не подтверждена достоверность ни одного «чуда». Комитет предлагает 100.000 долларов каждому, кто сможет предъявить достоверные данные в пользу хотя бы одного чудесного, сверхъестественного события. Среди прочего, комитет дал экспертное заключение по Туринской плащанице и публично доказал несостоятельность претензий на то, что ею было обернуто тело Христа. Комитет выразил согласие проверить чудо Иерусалимского огня на Гробе Господнем, но церковники не разрешают провести соответствующие исследования. Комитет издает журнал Skeptical Inquirer. (Подробнее об этой организации см: «Здравый смысл», №2, 1996/97. С. 86-89, а также в Интернете www.csicop.org). American Humanist Association (AHA) - Американская гуманистическая ассоциация. Объединяет философов, деятелей культуры, виднейших ученых США и других стран. Издает журнал Humanist, а также книги и брошюры; имеет филиалы во всех штатах. American Rationalist Association (ARA) - объединяет сторонников рационального решения тех проблем, на которых паразитирует религиозный иррационализм и мистицизм, выступает против слепой веры и «откровенных» религий. Издает широко известный философский журнал "Рационалист". Atheist Alliance (AA) - Атеистический альянс. Atheists United (AU) - Объединенные атеисты. Bertrand Russell Society (BRS) - Общество имени Бертрана Рассела. Council for Secular Humanism (CFH) - Совет по секулярному гуманизму. Недавно возникло мощное движение Freedom From Religion Foundation (FFRF) - За свободу от религиозного фундаментализма. Оно вызвано к жизни попыткой американского сената и президента Клинтона ввести в школах молитвы, религиозную атрибутику и обучение Закону Божьему. Prison Atheist League of America (PALA) - Лига помощи американским заключенным атеистам. Society for Activist Freethought (SAF) - Общество свободомыслящих активистов. Кроме этих в США и других странах существует множество подобных атеистических организаций, например, Ex-tian (Бывшие христиане), Post-Fun (Постфундаментализм) и др. (Подробнее об атеистических и светских гуманистических организациях и о периодических изданиях свободомыслящих мира см. «Здравый смысл», №1, 1996, с. 56 – 61.)

Указанные общества проводят огромную просветительскую, научную и культурную работу. Каждое из них издает свои газеты, журналы и книги; его члены проводят международные конгрессы, публичные диспуты, имеют страницы в сети Интернет, ежедневно дают ответы посетителям их страничек на самые разнообразные вопросы, дают экспертную оценку так называемым паранормальным явлениям и церковным «чудесам». Огромна заслуга атеистов в ликвидации расовых предрассудков и дискриминации по религиозным признакам, в утверждении идеалов светской школы, в борьбе за права человека и мир между народами. Подобные атеистические организации и движения существуют и активно действуют в других странах Запада.

А как обстоят дела с атеизмом и светским гуманизмом в других регионах мира? Характерной чертой международного движения свободомыслящих стала его активизация в так называемых развивающиеся странах: Латинской Америке, Азии, Африке. Примечательный факт: два последних мировых гуманистических конгресса, XIII и XIV, прошли соответственно в Мексике (1996, тема «Глобальный гуманизм кибернетического века») и в Индии (1999, тема «Гуманизм во имя человеческого развития и счастья»).

В краткой статье невозможно даже перечислить благородные дела свободомыслящих, существующих во всех странах мира, хотя в некоторых, особенно тоталитаристских и теократических государствах, гуманистов и атеистов преследуют и подвергают репрессиям.

Я думаю, мне следует рассказать хотя бы об одном конкретном примере реального атеизма, чтобы проиллюстрировать общую картину бытования и прогресса культуры свободомыслия в странах третьего мира.

Гора - виднейший атеист современной Индии

Атеизм в индийской духовной культуре имеет давние исторические корни. Но только в ХХ столетии он поднялся до международного уровня и получил широкое признание. Возможно, решающая роль в этом принадлежит Гора (Gora), его жене Сарашварти (Saraswarthi) и их сыну Лаванаму (Lavanam)

Гора родился в 1902 году в принадлежащей к высшей касте семье и был назван Гопараджу Рамачандра Рао (Goparaju Ramachandra Rao). Воспитывался он в духе ортодоксального индуизма и кастовости. Во время обучения в колледже на Цейлоне принялся тщательно сравнивать индуизм с буддизмом, глубоко изучать их священные писания. В результате он объявляет себя атеистом и снимает с себя знаки высшей касты. Знакомство с христианством укрепляет его атеистическое мировоззрение. От него отказываются родители, отворачиваются бывшие родственники, друзья, высшие касты. Гора забирает свою ставшую взрослой невесту, которая формально была его женой с восьмилетнего возраста, и уезжает из дому. В основном он зарабатывал на содержание семьи преподаванием биологии в колледжах, из которых его то и дело изгоняли, когда узнавали о его атеистических убеждениях. Но преследования только укрепляли его атеистические убеждения и побуждали к пропаганде атеизма. После очередного изгнания Гора с женой и четырьмя детьми отправляется в заброшенное село Мудунур округа Кришна. В нем было 3000 жителей, оно находилось в 2-х милях от ближайшей дороги и в 8-ми милях от городка Гудивада (Gudivada) и железнодорожной станции. В деревне имелся фельдшерский пункт и начальная школа для детей. Вскоре деревня Мудунур стала всемирно известной под названием "Безбожное село" ("Godless village").

Гора и его жена укрепляют роль сельской школы, расширяют преподавание и начинают учить грамоте всё население - и взрослых, и детей. Скоро все жители села стали атеистами, была ликвидирована кастовость, появились светские обряды: торжественные регистрации новорожденных, церемонии свадеб, похорон, совершеннолетия и так далее. Был организован атеистический ашрам (так в Индии называют группу единоверцев, живущих единой организационной, хозяйственной и духовной жизнью), слава о котором разнеслась по всеми миру. Он стал местом паломничества, в котором побывали Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, другие видные деятели Индии, множество туристов.

Село Мудунур со временем стало мировоззренческим и организационным центром атеистов Индии. Здесь же начал публиковался всеиндийский журнал "Атеист". Гора был главой атеистического движения в Индии. За свою жизнь он прочёл десятки тысяч публичных лекций и написал ряд крупных атеистических произведений, среди которых «Атеизм: вопросы и ответы», «Атеист вместе с Ганди» (An Atheist With Gandhi), «Я учу», «Новый человек в новой цивилизации», «Потребность в атеизме», «Заметки об атеизме», «Позитивный атеизм». По приглашению международных атеистических и гуманистических организаций Гора дважды объездил вокруг света. Свои путевые заметки он изложил в книге «Поездка атеиста вокруг света». За неделю до своей смерти Гора закончил автобиографическую повесть «Мы станем атеистами».

Вечером, в субботу 26 июля 1975 года после блестящего выступления на митинге «Социальные изменения в сельской Индии» в городе Виджаявад Гора ушел из жизни. Его дело продолжила жена, которую в прессе называют самой замечательной женщиной Индии. Сейчас атеистической движение в Индии возглавляет сын Гора - Лаванам, ставший одним из крупнейших атеистов мира.

* * *

Таковы лишь некоторые черты современного атеизма, наиболее яркого и мужественного выражения достоинства, разума, свободы и деятельного добра людей, отказавшихся от веры в потустороннее во имя любви к людям и созидания земного человеческого счастья.

Евграф Дулуман

наверх