М.М. Богословский. Душа человеческая.
(радио "Петербург" 10.03.00)

У микрофона биолог и религиовед М.М. Богословский, 10.03.2000

Душа человеческая

Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражения типа: «снять груз с души», «отдохнуть душой», «душа моя», «отдать богу душу», «душа – девица» и др. давно вошли в языковую культуру русского народа. Что за этим стоит? Какова история этого понятия?

В русском и некоторых других языках это понятие связывается со словом «дышать». Живой человек дышит. Мертвый же - не дышит, а потому не живет. Простые наблюдения над живыми и мертвыми людьми уже в первобытные времена привели к выводу о том, что внутри живого человека есть что - то такое, что делает его живым. Это «что – то», главная особенность которого связана с дыханием, и получило название «душа».

По мнению известного этнографа и историка первобытной религии Э. Тайлора, первобытные люди считали, что душа - это тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени; она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. С другой стороны, имеется представление о том, что душа - это сгусток энергии, которую не измерить никакими приборами. Так считают, например, джайнисты.

По взглядам первобытных людей и унаследовавших эти взгляды религий, после смерти тела душа покидает человека. В то же время в древности, да и сегодня у многих народов существует поверие, что если душа сохраняется, то жизнь тела будет продолжаться. Люди верили также и тому, что если человеку удастся извлечь свою душу и сохранить ее в потайном месте, то он обеспечит себе бессмертие до тех пор, пока ей ничего не будет угрожать. В соответствии с этими взглядами, в период опасности человек предусмотрительно вынимает свою душу и души своих друзей и сдает их на хранение в надежное место.

Так, на островах Юго-Восточной Азии и сегодня многие считают переселение в новый дом критическим моментом, грозящим гибелью их душам. На острове Целебес жрец в прошлом веке собирал на время переселения в новый дом души всей семьи в мешок и держал их там, пока не проходила опасность. На Кейских островах вылущенный кокосовый орех, расщепленный пополам и вновь сложенный, еще и сегодня служит хранилищем для души новорожденного, дабы она не сделалась добычей злых духов. Эскимосы на Аляске еще недавно принимали своеобразные меры заботы о душе заболевшего ребенка. Врачеватель посредством заклинания загонял ее в амулет и прятал в свой «медицинский» мешок, где душа находилась в наибольшей безопасности.

Целый ряд интересных верований посвящен поведению души человека во время его сна. Например, в философских текстах древней Индии - упанишадах - состояние глубокого сна рассматривается как нечто вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека (джива) «достигает самого себя» и «освобождается от утомления», а духовная субстанция человека - его душа (пуруша) как бы отделяется от него. В отличие от мертвого человека, душа у спящего улетает не навсегда. Когда приходит пора проснуться, душа возвращается к своему хозяину. Причем происходит это моментально и независимо от того, насколько далеко она находится от своего тела.

Большинство религий считает, что душа, вылетая из тела на ночную прогулку, не имеет с ним связи. В то же время по учению ламаизма (одного из направлений буддизма), душа и физическое тело связаны между собой особой «серебряной нитью», способной эластично удлиняться до бесконечности. Душа боится покинуть тело и поэтому все время остается связанной с ним этой нитью. Несмотря на нить, душа все же свободна и может летать, куда ей вздумается. Перемещается она молниеносно - со скоростью собственной мысли. Однако, если душа увлекается и резко удаляется от тела, серебряная нить начинает сокращаться и душа быстро возвращается в свое тело.

Подобные представления, возникнув в глубокой древности, почти в первозданном виде дожили до наших дней. Например, и сегодня, в конце ХХ века, правоверный иудей должен верить в то, что его бог Яхве берет на ночь его душу на сохранение, а утром возвращает ее владельцу. Поэтому в утренней молитве иудей наряду с благодарностью Богу за то, что он сделал его мужчиной (а не женщиной), должен поблагодарить Всевышнего и за то, что он вернул ему его душу. Остается только удивляться, как это Яхве не перепутывает, кому какую душу вернуть, а также как он умудряется не опоздать к пробуждению миллионов иудеев, живущих в разных странах и просыпающихся в разное время. Последователи христианства, буддизма и других религий могут только позавидовать иудеям и посетовать на то, что их боги не столь внимательны к их нуждам, как Яхве к своему народу.

Ну, а чем занимается душа, пока ее хозяин спит? Этнографы обнаружили, что еще в ХIХ веке, а кое-где и сегодня есть племена, считающие, что душа спящего человека путешествует и занимается теми же делами, какими человек занимался в состоянии бодрствования - охотиться на крупных и мелких животных, ловит рыбу, ставит силки на птиц и т.д. Помимо безобидных путешествий, по верованиям некоторых народов, душа спящего человека, особенно колдуна, может совершать и неблаговидные поступки. Например, оставив свое тело погруженным в глубокий сон, она в виде соломинки или перышка проникает через щели в доме или замочную скважину и нападает на спящую жертву. Если спящий вовремя проснется и успеет схватить эту хрупкую оболочку души, то через нее он может отомстить своему врагу уничтожением или изувечиванием ее телесного обладателя.

В мифах и религиозных сказаниях о душе человека нашлось место не только для сна, но и для сновидений. Какая же связь существует между душой и сновидениями? У некоторых народов, например, у североамериканских индейцев сновидение есть результат посещения душой того человека или предмета, который является во сне. С другой стороны, сновидение представляется им как зрелище, открывающееся разумной душе, вышедшей из тела хозяина для странствия, в то время как другая его душа - чувствующая - остается в теле. Таким образом, согласно этим взглядам сновидения - это то, что видит отправившаяся погулять душа человека. Нагулявшись, она возвращается в тело хозяина обогащенная новыми впечатлениями.

Во все времена существовали люди хитрые и корыстные. Естественно, они не могли не воспользоваться тем, что душа летает, как птица. Для ее «поимки» они использовали сети и силки. При этом души людей большого роста ловили крепкими сетями с большой ячеей, а маленького роста и детей - тонкими сетями с маленькой ячеей или силками. Еще в прошлом веке в некоторых частях Западной Африки колдуны, поймав таким образом душу спящего человека, «привязывали» ее над огнем. По мере того, как она сморщивалась, ее владелец чах и умирал.

Некоторые колдуны содержали настоящие «приюты» для пойманных душ. Колдун мог «поймать» душу и для того, чтобы припугнуть ее хозяина и получить хороший выкуп - кусок хорошего мяса, дичь или рыбу. В те времена люди безоговорочно верили, что колдун или жрец действительно поймал их душу и делали все возможное, чтобы принести выкуп и вернуть свою душу.

Сколько же душ у человека и где они обитают? Большинство народов мира считает, что душа у человека одна, причем по мере взросления человека она увеличивается в размерах. Но есть и более изобретательные народы, воображающие, что у человека не одна, а несколько душ. Истоки этих представлений достаточно древние. Так египтяне Старого царства (III тыс. до н.э,) считали, что у человека множество душ: «двойник» - ку, «проявление» - би, «привидение» - ах, «мощь», «имя» - рин, «тень» и другие. При этом у одного и того же лица могло быть по несколько душ одного и того же рода. Души были, с одной стороны, тождественны с человеком или заключены в нем; с другой - были существами, находившимися вне его. Сделать что-нибудь «двойнику», значило сделать это самому человеку.

В более поздние времена появилось представление, что после смерти у человека остаются жить три составные части его существа –«имя» (рин), «душа» (ба), вылетающая из тела в виде птицы с человеческой головой и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека – «ка». Душа «ба», хотя и покидает свою бренную оболочку, но в любой момент времени может вернуться в нее, ибо она бессмертна. Поэтому-то и возникло желание сохранить оболочку, т.е. тело. Вот где кроется объяснение обычая мумифицирования трупов в Древнем Египте. Но если «ба» может вернуться, то кто же предстает перед богом Тотом (богом мудрости, счета и письма, занимавшим также важное место в культе мертвых)? Именно для этой цели у каждого египтянина существовал его двойник, его второе «я» - «ка», которого изображали бородатым человечком с короной на голове. «Ка» - это своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела.

В античные времена и средневековье широко были распространены представления о том, что у человека есть мыслительная, чувствительная и растительная душа. По мнению Платона (V век до н. э.), мыслительная или разумная душа располагалась в голове, чувственная - в груди, а растительная (она же - чревная) - ниже грудобрюшной преграды. Еще больше душ у человека насчитывают некоторые народы Индокитая. По их представлениям количество душ у человека колеблется от 32 у лао и шанов Мьянмы (Бирма) до... 120 (!) у красных тайцев Вьетнама. У них существуют души головы, лба, носа, локтя и т.д. Мало того, по верованиям красных тайцев души имеют не только отдельные части и органы человеческого тела, но и разные проявления человеческой психики - смех, печаль, веселье, раздумье и т.д. Души у них имеют даже различные навыки - трудовые, художественные и спортивные. Следует отметить, что и 120 душ для человека не является пределом. По религиозным воззрениям последователей даосизма у человека насчитывается свыше... 30 тысяч духов (душ).

Ну, а где же помещается душа человека? Как и в других вопросах, касающихся души, здесь нет единого мнения. Каждая религия изобретала свой собственный ответ. Ее местоположение в теле человека определялось богатством фантазии того или иного народа и уровнем его культурного развития. Одни народы считали, что душа находится в голове, другие помещали ее в диафрагму, живот, печень, сердце. Некоторые полагали, что душа находится в волосах. У обских угров волосы считались местонахождением одной из четырех душ, от наличия которой зависят сила и мужество человека. Вместилищем души служили даже... уши. Так думали, например, жители древнего Вавилона.

Кроме постоянного местопребывания душа, оказывается, может и путешествовать по телу. Наиболее подробно о перемещении души в теле человека рассказывают тибетские астрологи, сочинившие порядок перемещения души («ла») в теле человека в различные дни месяца: в 1-й день - в больших пальцах ног, затем в лодыжке, мышцах, в области колена и т.д. Отголоском представлений о том, что душа может перемещаться в теле человека, является выражение «душа в пятки ушла», т.е. душа, испугавшись чего-либо или кого-либо, спустилась из верхних частей тела в ноги.

Ведущий передач - радиожурналист А.Б. Федоров.

наверх