(журналист,
г. Саратов)
Известный писатель Борис Акунин в 2014 г.
выпустил книгу «Часть Европы. История государства Российского.
От истоков до монгольского нашествия», ставшей первым томом его
интересного и богато снабженного фактами повествования о
российском государстве (второй том об ордынском периоде вышел в
свет в том же 2014 г.). В первом томе книги содержится рассказ о
крещении Киевской Руси в 988 году князем Владимиром, которого
РПЦ причислила за это к лику святых. Сведения о присоединении
жителей Русской земли к православному (византийскому)
христианству давно стали достоянием гласности. Но некоторые
подробности этой истории, о которых напоминает нам Борис Акунин,
впечатляют и сегодня. Это обстоятельство и побудило меня
поделиться своими представлениями о Князе Владимире. Кроме того,
процесс клерикализации России, который начался фактически со
времени распада СССР, не останавливается, заставляя вспоминать о
том, как это все начиналось около 1000 лет тому назад.
Великий киевский князь Владимир был способным
полководцем и совершил со своей дружиной немало походов с целью
расширения своих владений и захвата добычи. Он победил
новгородцев и другие славянские племена, обложив их данью. В
борьбе за власть убил нескольких родичей, включая родного брата,
чью жену сделал своей женой. В целом, имел более пяти жён и
немало наложниц, что считалось тогда нормой для феодальных
властителей. Причем жена Рогнеда досталась ему после того, как
он казнил её отца и братьев. Не случайно, летописи называли его
«второй Соломон в женолюбии».
В молодости Владимир был убежденным и
активным поборником древней языческой веры. Он установил новые
каменные изображения Перуну и другим древнеславянским богам,
богато украшал их. Летописец сообщает, что во славу Перуна князь
Владимир принес человеческие жертвы – казнил юного варяга и его
отца, которые были христианами. Это были первые христианские
мученики на Руси. Впоследствии церковь увековечила их память под
именем святых Феодора и Иоанна. Однажды Владимир решил взять
себе в жёны греческую принцессу Анну и запросил согласие
константинопольского базилевса (царя) Василия, её брата. Но тот
отказал, ссылаясь на то, что языческий правитель не может
жениться на знатной христианке. Тогда с досады Владимир с
дружиной напал на греческий город Корсунь (Херсонес, близ
нынешнего Севастополя) в Крыму и разграбил его. Перед этим
русское войско отрезало жителей Корсуня от источников питьевой
воды, и потом город был взят измором. Базилевс испугался такого
поворота событий и согласился отдать принцессу князю с условием,
что он станет христианином. Кроме того, греческий правитель
искал военного союза с сильным киевским князем, поскольку его
власть была под угрозой после бунта полководца Фоки. И Владимир,
обдумав ситуацию, согласился. Летопись сообщает, что князь
направил в Константинополь послов, чтобы посмотреть на
православные храмы и оценить порядок богослужения. Они увидели
пышные храмы и священников в богатых убранствах, и это оказалось
решающим обстоятельством в пользу принятия православной веры.
Но, по мнению иностранных хронистов, Владимиру был очень нужен
политический союз с влиятельным Византийским царством. А тогда
этому способствовали общая религия и брачные узы.
В результате Владимир со своими воинами
сменил веру и крестился в Корсуне, а затем получил гречанку в
жёны. Летопись сообщает легенду о том, что Владимир в этот
момент временно ослеп; он прозрел только после торжественного
крещения. Таким образом, город Корсунь Крымский стал сакральным
местом для русских людей. Там приняли православную веру
князь-завоеватель и его люди. А вскоре Владимир заставил и всех
жителей Киева стать христианами. Их силой загнали в воды Днепра,
и греческие священники совершили обряд массового крещения.
Изваяния языческих богов, почитаемых в народе и поставленных
ранее самим Владимиром, по воле князя торжественно утопили в
реке. Принятие православной христианской веры помогло Владимиру
Святому заключить союз с Византией, бывшей тогда крупной
державой. Это усилило международные связи киевского князя.
Население Киевского княжества долго
сопротивлялось новой религии, тайно соблюдая обряды старины
(почитание мертвых предков, колядование, гадания, угождение
лешим, домовым и водяным духам, масленица и др.). Некоторые
языческие обряды сохранились до нашего времени, несмотря на
церковные запреты. Византийский патриарх прислал на Русь многих
священников-греков, которые вели богослужения по византийским
обрядам в храмах, построенных киевским князем, конечно, на
греческом языке. Они стали советниками благоверного князя. В
частности, посоветовали ему восстановить в Киеве смертную казнь
за тяжкие уголовные преступления (прежде за них взимался только
штраф – вира).
А сам Владимир, православный равноапостольный
князь, через несколько лет затеял борьбу против своих сыновей.
Старшие сыновья Святополк и Ярослав, удельные князья, добивались
независимости от великого князя – своего отца. Владимир собрался
идти в военный поход на сына Ярослава, занимавшего новгородский
княжеский стол, чтобы проучить его за неповиновение. Но в разгар
подготовки похода Владимир внезапно заболел и умер. Это
случилось в 1015 году. Приближенные бояре боялись, что власть в
Киеве захватит Святополк, и поэтому тайно похоронили покойного
князя в храме Богородицы.
Владимир Святой был типичным феодалом своего
времени – жестоким, самоуправным, решительным. Его церковный
проект представлял собой политическую интригу с целью усиления
личной власти. Но христианская церковь на Руси превратилась со
временем в сильный государственный институт со своими
финансовыми и властными интересами, каким она остается и поныне.