Тщетная теодицея. Религиоведческий анализ.

ТЩЕТНАЯ ТЕОДИЦЕЯ. РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

М.М. Богословский, д.б.н, профессор Невского института управления и дизайна 

Христианское учение, как известно, представляет собой апологию Бога, проповедующую, что Бог добр, что он очень любит людей и что своим последователям он даст вечную жизнь. На иконах и картинах христианский Бог Христос часто изображается с детьми, а также в виде доброго пастыря – пастуха, несущего на своих плечах усталого ягненка. Вершиной утверждения о доброте Бога является фраза из Нового завета «Бог есть любовь» (Иоанна, 4: 8), которую особенно часто приводят представители протестантских Церквей. В то же время запрос в Интернете о том, что доброго сделал Христос, принёс… ноль ответов. Похоже, что Церкви в этом важном вопросе особенно нечем похвастаться перед своими верующими. Странно, что христианская Церковь не захотела в числе добрых дел Христа назвать хотя бы воскрешение Лазаря, исцеление больных, а также кормление голодных людей двумя рыбинами и пятью хлебами, которые по его велению превратились в такое количество хлеба, что «…ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Матф., 14: 17-21).

Когда христиане, говорят о Боге, они, прежде всего, подразумевают Христа, хотя некоторые сведущие верующие припоминают, что сам Христос является лишь одним из членов Святой Троицы. И тогда возникает законный вопрос: Бог, который любовь, кто это из этой Троицы? Кто из них «любовь»? Или это вся Троица Богов одновременно? Видимо, этот вопрос не очень интересует Церковь, поэтому-то он активно не обсуждается.

Иудейский Яхве-Саваоф, которого христиане скромно назвали Богом-отцом (не дав ему своего имени), судя по тому, что рассказано о нём в Ветхом завете, никак не может претендовать на любовь. По крайней мере, не иудеев, хотя и у них есть к нему вполне обоснованные претензии. Достаточно вспомнить, что в годы Второй мировой войны от рук немецких фашистов и их пособников погибло около 6 миллионов евреев. Т.е. народа, который в Торе (Ветхом завете) назван «Богом избранным», и которому Бог гарантировал благополучие и охрану от всех невзгод: «Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков» (Исайя, 45: 17). А чтобы евреи не сомневались в правдивости его слов, он добавил: «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное …» (Исайя, 45: 23).

Если же, несмотря на эти обещания, Бог не заступился за свой народ в течение долгих шести лет этой ужасной войны, то что же тогда говорить о других народах? Согласно Ветхому Завету, землю, которую Яхве подарил евреям, так просто получить было нельзя, т.к. она оказалась занятой другими народами, которые пришли на эти земли раньше евреев. Видимо, Яхве об этом просто забыл, ибо ничто без его ведома в мире не делается. Чтобы получить этот дар, сначала надо было изгнать или уничтожить живших на ней людей. И Яхве отдаёт приказ: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даёт тебе; да не пощадит их глаз твой» (Второзак., 7: 16). Что было и сделано под непосредственным руководством самого Бога. А дальше на войне, как на войне: «А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечем, так что истребили всех их; не оставили ни одной души», – сообщает Библия (Иисус Навин, 11: 14).

В то же время, несмотря на эти примеры жестокости слов и поведения Яхве (Бога-отца), в Новом Завете недвусмысленно говорится, что фраза «Бог – это любовь» как раз к нему и относится. Действительно, в послании Иоанна говорится: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Иоанна, 1:5). Из этой фразы несомненно следует, что Иоанн со товарищи беседовал с Христом и что Христос, говоря о Боге, имел в виду своего отца. А дальше в этом же послании, продолжая говорить об этом же Боге, Иоанн и произносит сакраментальную фразу о том, что Бог это любовь. И этим Богом он, вслед за Христом, считает Бога-отца, т.е. Яхве-Саваофа. Любовь, которая позволяет убивать миллионы людей, естественно, принимается далеко не всеми. И называть такого Бога «любовью» язык как-то не поворачивается. Хотя у некоторой части верующих есть другое мнение – бьёт, значит любит!

О том, насколько выражение «Бог – это любовь» относится ко второму члену Троицы – Богу-святому духу, ни Новый Завет, ни, тем более, Ветхий Завет не даёт никаких сведений. Как выражение любви он никак себя не проявил.

Приходится искать доказательства этого пафосного утверждения в словах и поступках третьего, наиболее важного для христиан члена святой Троицы – Иисуса Христа. О какой любви Христа к простым людям можно говорить, если отношение ко всем тем, кто не разделял его учения, у «доброго пастыря» было просто нетерпимым и крайне жестоким. В известной притче о плевелах на поле Христос приравнивает верующих в него и угодных Богу к пшенице, а неверующих – к плевелам, т.е. сорнякам. И как после жатвы плевелы отделяются от зерна и предаются сожжению, так будут сожжены «при кончине века сего» и грешники. «Пошлёт Сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную» (Матф., 13: 38-42). Под плевелами, как легко догадаться, Христос имел в виду всех тех, кто не уверовал в него. Но если это любовь, то что же собой представляет ненависть?

Когда Христос исцелил от проказы десять прокаженных и только один из них вернулся его поблагодарить, Христос обличил остальных (Луки, 17: 17-18). Не стал он более добрым и терпимым к людям: «Не думайте, что я пришел принести мир на земле; не мир пришел я принести, но меч» (Матф., 10: 34). В послании Павла к римлянам (точнее – к римским евреям) говорится о задаче христиан: «покорять вере все народы» (Рим., 1: 5). Завербовав себе учеников – апостолов, он направлял их по городам и весям для распространения своего учения. Однако денег на их пропитание он им не давал, да и сам кормить их не собирался. Успокаивая их, он говорил, что их будет кормить народ, причём если кто-нибудь их не примет и не накормит, то этих людей ждёт... наказание. А вот буквально: «...кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отряхните прах от ног ваших». «...Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Луки, 10: 10-12). Вот вам и проявление любви в понимании Христа!

Не видно было проявлений милосердной любви и к другим своим соплеменникам и единоверцам – фарисеям, которые блюли чистоту религии его предков – иудаизма. В разговоре с ними Христос произносил такие крепкие слова, что за него становится неудобно (ведь бранился не кто-нибудь, а сын Бога, к тому же и сам Бог): «Змии, порождения ехидны! Да падёт на вас вся кровь праведная! Падёт на ваши головы гнев Отца моего! Гореть вам в геенне огненной, и будет там плач и скрежет зубовный».

Уже эти приведенные примеры для непредвзятого человека безусловно свидетельствуют, что и Христос не может претендовать на то, что он является выражением, тем более символом любви. Кроме того, хотя христиане и называют своего главного для них Бога, т.е. Иисуса Христа Спасителем, но, во-первых, спасать, т.е. давать путёвку в вечную жизнь в раю, он будет не всех, а только тех, кто в него верит и прежде всего своему народу, т.е. евреям. Об этом говорят его слова о том, что он пришел спасти заблудших овец дома израилева: «На дорогу к язычникам не идите и ни в какой самарийский город не входите. А идите лучше к потерянным овцам дома Израиля» (Матф., 10: 5, 6). А во-вторых, «спасать» он будет своих праведников не скоро – не раньше, чем состоится «конец света», срок наступления которого всё время отодвигается – ведь прошло уже более двух тысяч лет (!), и когда он будет никому не известно. Даже его наместник на Земле папа Римский Иоанн Павел II в ответе журналистам на вопрос о том, когда же наступит «конец света», отшутившись, сказал, что никаких указаний сверху на этот счёт пока не поступало. Т.о., пока приходится говорить только о благих намерениях… А чем они заканчиваются, известно не только верующим.

А вот претензий у верующих и неверующих к Иисусу Христу много. Ведь если он действительно Бог, создавший (вместе со своим Отцом) наш мир и управляющий им, то он должен вместе с ним отвечать за всё то, что происходит на Земле. Тем более что желая выделить его из всей Троицы, Церковь называет Христа «пантократором», (т.е. вседержителем), явно указывая, кто в этой Троице главный. Как один из творцов мира он ответственен за зло и несправедливости («руководит ими»), которые в мире не только не уменьшаются, но становится всё больше. Достаточно вспомнить десятки миллионов людей, погибших в годы двух мировых войн, в число которых входят не только военные, но и мирные граждане – дети, старики, женщины. Причем преступления совершают как простые верующие, так и служители Бога, как низшего звания, так и самого высшего – наместники его на Земле – папы Римские.

Кроме того, управляя всеми процессами в Природе, Бог не может не отвечать и за стихийные бедствия на Земле, поскольку все происходит по его воле. Только с середины XX века на земном шаре произошло 36 крупных наводнений, от которых погибли 7.719 и пострадало более 12 млн. 300 тысяч человек. Сотни тысяч людей погибли от разрушительных действий, вызванных гигантскими волнами – цунами. Вот только один из примеров. 27 августа 1883 года произошло взрывное извержение острова-вулкана Кракатау. Возникшие при этом волны имевшие высоту до 30-40 метров, прошли по всему земному шару. Это привело к гибели примерно 36.400 человек. При этом был полностью уничтожен расположенный в 90 километрах от вулкана город Телокбетонг и все его 10 тысяч жителей. Нет сомнения, что христианская часть населения молила своего Бога, всячески ублажала его, подносила ему всевозможные дары, просила отвести беду, помочь им, спасти... Но каждый раз всесильный и “добрый” Бог был к ним глух. Равнодушно и жестокосердно взирал он на то, как умирают и мучаются те, которые молят его о пощаде.

Огромное количество людей пострадало и погибло от всевозможных эпидемических заболеваний. Самая заразная болезнь - легочная форма чумы, известная также как “чёрная смерть”, погубила около 75 миллионов человек. В середине XIV века эпидемия этой болезни выкосила примерно четверть населения Европы.

Страшное вирусное заболевание – гепатит “В” – поразило сегодня 350 миллионов человек, из них россиян – 5 миллионов. Ежегодно от осложнений, связанных с этой болезнью, в мире умирает два миллиона человек. Сегодня существует ещё одно смертельное заболевание – СПИД. Всемирная организация здравоохранения называет его самой разрушительной болезнью человечества. В 2012 г. общее число людей, умерших от ВИЧ/СПИДА составило 36 млн. Среди них 70% – жители Африки. В настоящее время жители Африки страдают от другого массового заболевания, которое вызывается вирусом Эбола. Эта болезнь имеет очень высокую летальность, достигающую 90 %. Во время вспышки 1976 года летальность составила 88 %, в 1994 году — 60 %, в 1995 году — 81 %, в 1996 году — 73 %, в 2001—2002 годах — 80 %, в 2003 году — 90 %.

Критически настроенные к Христу люди составили целый мартиролог его жертв, насчитывающий десятки миллионов людей, которых он не пощадил, убил сам или позволил это сделать!

Если как-то и можно объяснить болезни, страдания и смерть миллионов людей их прегрешениями перед Богом, то остаётся совершенно непонятной его жестокость по отношению к фауне: животным, птицам, рыбам, – и флоре: деревьям, кустарникам, травам и цветам. Глобальные и катастрофические изменения климата на нашей планете уничтожили на Земле миллионы животных и растений.

Кроме этих вселенских катастроф, по велению или попустительству Бога флора и фауна Земли ежегодно уничтожается от лесных пожаров, наводнений, землетрясений, извержений вулканов, селей, цунами, нашествий саранчи, различных эпидемий.

Представленный анализ возможной принадлежности слова «любовь» к членам Святой Троицы свидетельствует, что никому из них по отдельности он не подходит. А относится ли понятие любовь ко всей Святой Троице целиком, остаётся под большим вопросом, т.к. в самой Библии – ни в Новом, ни, тем более, в Ветхом Завете (Торе) об этой божественной конструкции ничего не сказано.

Между тем, утверждение о равенстве понятий Бог и любовь появилось не просто так. Оно должно было примирить верующих в бесконечно доброго Бога с существованием в мире зла и несправедливостей, отвести от Бога критику за его действия и поступки. Но, оказалось, что однажды произнесённая одним из евангелистов фраза о том, что Бог – это любовь, никак не ограждает этого Бога от претензий к нему со стороны верующих, критикующих его поведение, в том числе за отказ в помощи верующим в него людям.

В связи с тем, что вопросов об ответственности Бога за беды и смерть безвинных людей становятся всё больше, богословы и священнослужители были вынуждены искать новый ответ, который смог бы удовлетворить верующих. А главной их задачей является отведение от Бога обвинений в его жестокости и невнимании, равнодушия к судьбам людей и всей Природы. Надо было как-то обосновать важнейший тезис о том, что Бог не повинен ни в чём, а значит, он не поругаем и его нельзя критиковать. И при этом надо было ответить на вопрос, кто же несёт ответственность за зло на Земле?

В первые века существования христианской Церкви задавать такой вопрос служителям Церкви никому в голову и придти не могло. Расхожая фраза «Бог терпел и нам велел» объясняла всё. Однако со временем позиция Церкви стала ослабевать, появились вольнодумцы, которые уже могли такой вопрос поставить. Для противодействия этим еретикам в средние века было разработано религиозно-философское учение, призванное согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием в мире зла. А в 1710 году Г. В. Лейбниц дал этому учению название «теодицея» (от греч. theos – Бог и dike – справедливость), т.е. богооправдание.

Христианская Церковь разработала три варианта такого богооправдания, при этом тщательно избегая уточнения, о каком именно Боге, как части Святой Троицы, идёт речь, какого Бога она оправдывает.

Первый из них сводится к тому, что сам Бог безупречен, добр, любит людей, но у него есть противник – Сатана-дьявол, который и является носителем зла. Учение это, возникшее в первые века становления христианской Церкви, живо и сегодня. Так, митрополит Сурожский Антоний однажды заявил: «У меня нет сомнения, что дьявол существует, что это реальная личность, а не просто как бы разлившаяся по миру зараза». А папа Римский Иоанн Павел II трижды за время своего понтификата (1978 – 2005) сам участвовал в экзорцизме – изгнании Сатаны из тел прихожан.

Однако при ближайшем рассмотрении это учение оказалось не только наивным, но и совершенно беспомощным. Как всесильный Бог, создатель всего на свете, может допустить существование какого-то противника, созданном им самим (!) и целиком от него зависящего, который ему постоянно вредит? Желая как-то приуменьшить приписываемую Сатане вредоносную деятельность, Церковь заявляет, что он действует временно, что вызывает усмешку у части верующих и неверующих в Христа, указывающих, что это «временно» продолжается уже более двух тысяч лет. Ведь если Бог действительно всесилен, то почему он бесконечно долго терпит это ничтожество, этого Сатану? Внятного ответа на этот детский вопрос у священнослужителей и богословов нет.

Второй вариант объяснения состоит в том, что Бог допускает страдание и лишает нас «меньшего добра удовольствия, чтобы помочь нам в получении большего добра духовного развития»! (Ольховский В.С., 2012). Развивая эту мысль, этот же автор пишет: «Поскольку нет праведного ни одного и мы все грешники (Римл., 3:10,23), а возмездие за грех смерть (Бытие, 2:17, 3:19; Римл., 6:23), то ясно, что всякое милосердие по отношению к нам незаслуженно. Страдания людей – это осуждение Богом человеческих грехов (Второзак.,30:15; Исайя,3:11; Мф.,7:24-26; 2 Кор.,5:10; Римл.,1:18,32)». Это иезуитское оправдание Бога вполне укладывается в известное антигуманное высказывание духовно нищих людей «бьёт, значит любит!». Ну, а высшее проявление этой любви – убийство! А основа этих высказываний вполне соответствует морали христианской Церкви: «Ибо Господь кого любит, того наказывает…» (Евр., 12: 6).

В этом же духе высказывается и патриарх РПЦ (МП) Кирилл. Накануне 68-й годовщины нападения фашистской Германии на Советский Союз он заявил, что считает Великую Отечественную войну карой Божьей. Оправдывая своего Бога, он пояснил: «наказание Божие – это не проявление некоего деспотизма и жестокости, это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира». Другими словами, уничтожение 26 миллионов граждан СССР, в том числе детей, стариков и женщин - это и есть проявление «божественной справедливости»! Это значит, что «любящий» Бог уничтожил миллионы граждан России, в том числе верующих, разрушил тысячи городов и сёл (попустил их разрушение) только для того, чтобы наказать большевиков!

Подобное же беспомощное, к тому же безнравственное объяснение отсутствие защиты Бога от уничтожения людей дают жрецы другой семитической религии – иудаизма. Отцы иудейской Церкви объясняют, что Яхве потому не спас евреев во время 2-й мировой войны, что они, якобы, отвернулись от него, плохо его почитали. За это Яхве их и наказал - уничтожил 6 миллионов евреев! И если Бог, который по учению иудейской и христианской Церквей так относится к своему возлюбленному народу, то что от него ждать по отношению к другим народам мира? Могут ли русские, украинцы, белорусы, армяне и т. д. рассчитывать на помощь этого Бога? Конечно же, нет! Не могут даже и надеяться!

Второй вариант богооправдания – учение о так называемой «свободе воли». Отчаявшись защитить своего Бога от критики и нападок тех, кто считает его ответственным за всё зло и беды, происходящие с людьми, понимая, что если они не смогут доказать его невиновность, верующие откажутся поклоняться этому Богу, перестанут посещать храмы, в результате чего все его служители останутся без денег, пищи и крова, богословы совместно с священнослужителями придумали, как им казалось, блестящий ход. Для того, чтобы объяснить наличие зла в мире, они объявили, что Бог будто бы подарил людям свободу «воли» – право жить, как им заблагорассудиться, в связи с чем, с этого момента люди стали совершать дурные поступки, в том числе во вред не только другим людям, но и самим себе. Таким образом, согласно этому учению во всём плохом, что происходит в мире людей, виноваты только сами люди. А Бог тут не при чём, с него снимается всякая ответственность! Церковь стала активно пропагандировать это учение в проповедях верующим и богослужебной литературе. В качестве примера, приведем слова архиепископа Макария – автора популярного в XIX веке в России «Православно-догматического богословия» (СПб,, 1868): «Не Бог есть виновник зла, но оно происходит от самих существ, уклоняющихся от своего естественного состояния и предназначения» (с. 374).

Самое удивительное, что Бог сделал этот щедрый подарок, несмотря на аморальное поведение людей, о котором ему было хорошо известно. В результате у некоторых верующих, способных оценивать поступки Всевышнего, сложилось впечатление, что Бог поступил не очень-то благоразумно…

Сочинив это объяснение, призванное раз и навсегда отбить у верующих желание хоть в чём-то обвинять Бога, авторы этого учения забыли или не захотели обратиться к Библии, в которой рассказывается, к чему привело дарование Богом Яхве свободы воли своим помощникам и слугам – ангелам. Опьяненный этой свободой, один из ангелов возгордился и стал противником Бога, получившим за это имя Сатана (с иврита сатан — «противник», «клеветник»). В результате авторы учения о свободе воли, которую Бог даровал людям, оказали ему медвежью услугу, выставив своего Бога не с лучшей стороны. Ведь Бог уже убедился, что его дар обернулся против него самого, но он, получается, повторил свою ошибку и даровал теперь свободу воли людям, доверие к которым он никак не мог испытывать.

Как следует из Торы (Ветхого Завета), Бог уже не раз имел возможность убедиться, что созданные им люди крайне непослушны, своенравны, к ним нет никакого доверия, они вели себя настолько скверно, что добрый и мудрый Бог однажды не выдержал (оказывается, ему тоже присущи человеческие слабости!) и решил их уничтожить – утопить всех, как котят, за исключением праведного Ноя («И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце своём. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, сотворенных мною…» Бытие, 6: 6,7).

Радостно потирая руки, считая, что они полностью защитили своего Бога от упреков в отсутствии заботы о людях, богословы не заметили, как впали в страшную ересь. Ведь если Бог отказался отвечать за поступки и поведение людей, в результате чего они стали делать что хотят, то это значит, что … Бог не управляет, не руководит людьми, что прямо противоречит учению Церкви, согласно которому всем в мире управляет Бог! («Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Книга притчей Соломоновых, 16: 9) и «Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? (Книга Иова, 34: 12,13). Полная свобода действий людей, т. о. разрывает столь желанную для Церкви связь верующих с их Богом. Положение верующих усугубилось и тем, что дав людям свободу воли и тем самым отказавшись руководить ими, Бог им не пообещал, что в критических случаях они могут обратиться к нему за помощью. Они лишены этой помощи и должны рассчитывать только на самих себя! Значит, молиться, благодарить Бога за что-либо и просить помощи у Бога никакого смысла нет!

И тогда у них появляется крамольная мысль – а зачем такой Бог им нужен? Если хорошие поступки и деяния люди совершают по своей воле, тогда почему они должны благодарить Бога и бояться его, на чём настаивают священнослужители? А вместе с ним и его Церковь, куда нужно нести свои деньги, на которые её служители строят храмы и монастыри, покупают дома, квартиры, машины и живут за их счёт. Не лучше ли потратить эти деньги на семью, купить ребенку новые сапожки, одежку или велосипед? Они должны благодарить за сделанное им добро тех людей, которые эти добрые поступки совершили. А вовсе не Бога, которому нет дела до людских проблем, людского добра и зла!

А теперь обратимся к вопросу, соответствует ли учение, по которому каждый человек обладает свободой воли, т.е. свободой выбора поведения, Святому писанию – Библии. При внимательном изучении этого вопроса оказывается, что ни в Ветхом, ни в Новом Завете ничего об этом не сказано. Более того, если о свободе воли в Библии нет ни слова, то зато там говорится, что Бог продуманно установил чёткие нормы поведения для людей («Он указал тебе, человек, в чем добро, и чего требует от тебя Господь: исполнять закон и любить добродетель, и смиренно ходить перед Богом твоим» Михей, 6: 8). А это противоречит учению о свободе воли, т. к., если Бог устанавливает нормы поведения для людей, то значит и руководит ими! Кроме того, учению о свободе воли противоречат и договоры («заветы») Бога с людьми, которые накладывают на них определенные обязательства перед Богом и за нарушения которых он наказывает людей, вплоть до смерти. Эти договоры свидетельствуют о том, что Бог руководит людьми, а не разрешает им вести себя, как они хотят.

Составители и многочисленные редакторы Ветхого Завета (т.е. Торы) в своё время не подумали о том, что им придётся защищать Бога от критики за его деяния, как Творца мира. Получается, что теодицея представляет лишь частное мнение богословов, призванное защитить своего Бога от критики. А это значит, что каноническим оно не является! Однако, известно, что Православная и Католическая Церкви каноническим признают не только Священное писание, но ещё и Священное предание. Православная Церковь относит к последнему материалы первых семи Вселенских соборов, труды «отцов Церкви» преимущественно первых восьми веков, а также богослужебную практику. Однако и в Священном предании никаких определений свободы воли не содержится. Соответственно, нет и указания, когда именно, на каком этапе истории человеческого общества Бог даровал людям этот подарок-испытание.

Поскольку сослаться на библейские тексты и предания, в которых говорилось бы о даровании людям свободы воли, оказывается невозможно, апологеты христианства пытаются найти хоть что-то в Ветхом завете, что могло бы сойти за подтверждение их учения. Так, они ссылаются на то место Ветхого завета, где Бог указал Каину, что тот может сдерживать свое влечение к греху (Быт., 4:7). Другое подтверждение своего тезиса они видят в том, что Моисей разъяснял израильтянам, что судьба всего народа зависит от личного выбора каждого его представителя: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор., 30:19). Но пытливый ум верующих едва ли согласится с такими слабыми аргументами.

Не лучше обстоит дело с использование идеи свободы воли для защиты Бога у иудеев. В надежде хоть как-то оправдать своего Бога, иудеи используют идею покаяния (тшува), которую выдвинули т. н. пророки и которая предполагает свободу воли человека. Но вопреки библейскому учению, не все евреи в эллинистический период разделяли веру в свободу воли: ессеи учили о Божественном предопределении; саддукеи, отвергая идею Божественного провидения, объявляли все сущее игрой случая. Понимая шаткость и ненадежность имеющихся в их распоряжении аргументов в защиту Бога, в полном отчаянии, еврейские теологи сделали ещё одну неуклюжую попытку, попытавшись увязать свободу личного выбора с божественным всеведением. Нелепость этого аргумента видна на примере Маймонида (ХП в.), полагавшего, что божественное знание коренным образом отличается от человеческого: Бог пребывает вне времени, поэтому его всеведение не есть, строго говоря, предвидение земных событий. Бог единовременно объемлет прошлое, настоящее и будущее, поэтому его знание не входит в конфликт с человеческой свободой. Даже когда Бог действует в истории, его воля не ограничивает человеческую волю. Эти примеры ясно показывают, что все попытки доказать что Бог даровал человеку свободу воли тщетны. В самой Торе об этом ничего не сказано, а мнения раввинов, пророков, богословов и святых являются их частными мнениями, которые, к тому же, часто противоречат друг другу.

Например, Джонатан Эдварде (ХШ в.), отрицая свободу человеческого выбора, все же полагал человека ответственным за свою судьбу. Другие теологи принимали идею свободы человека, но приверженность доктринам благодати, предвидения и предопределения не позволяла им придавать сколько-нибудь важное значение традиционному учению о свободе воли. Впрочем, для современной протестантской теологии характерна тенденция отводить более значительную роль личному выбору человека, а некоторые радикально настроенные теологи стремятся переосмыслить понятие Божественного всеведения, с тем чтобы придать определяющую роль человеческой воле.

Подводя итог анализу теодицеи мы приходим к выводу, что христианская Церковь несмотря на все усилия большой армии богословов и священнослужителей, за более чем две тысячи лет так и не смогла представить убедительные доказательства того, что Бог (в обеих его ипостасях) не несёт ответственности за всё зло и беды как в сообществе людей, так и в мире живых существ в целом. Более того, с ростом секуляризации и широким распространением здравомыслия, всё больше людей возлагают на Бога ответственность за несправедливость, зло и всевозможные беды, которые постоянно обрушиваются на людей. В результате Бог им становится не нужен.

наверх