Аморальные факторы ухудшения ландшафта
Борис Родоман

АМОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ УХУДШЕНИЯ ЛАНДШАФТА

К числу внеэкономических факторов территориального развития относятся некоторые моральные качества и поступки людей, не всегда объяснимые классическими теориями рыночной экономики. В этой статье рассматриваются такие негативные явления из области морали, которые стали главной причиной ухудшения культурного ландшафта в России: эгоизм, амбиции, жадность, злостное невежество, хулиганство.

1. Эгоизм

Для постсоветской России характерно резкое уменьшение общественного пространства в угоду частному. То, что раньше считалось и использовалось как общественное, ныне делится между частными землевладельцами. Исчезают общедоступные леса, поля, луга, водоёмы и другие угодья «с незапамятных времён» использовавшиеся местным и приезжим «населением» как места отдыха и прогулок, сбора грибов и ягод, пастбища для личного мелкого скота и т.п. Перегораживаются просёлочные дороги и прибрежные тропинки. Сервитуты устанавливаются с трудом и только для отношений между соседними собственниками, но не в пользу общества. Лица, не живущие рядом, от участия в судьбе всякого земельного участка отстранены. Ничто не сохраняется и ничего не делается в интересах посещающих данную местность туристов и отдыхающих. Виною тому является не только недостаток законов, но и стойкий обычай не соблюдать и те хорошие законы, которые уже имеются.

Насаждается циничная собственническая идеология: пользоваться любыми природными благами могут только владельцы земли. Эта мораль запечатлена и в рекламе «Купи себе кусок родины». Если так рассуждать дальше, то получим яркие лозунги: хочешь дышать – купи атмосферу, хочешь наслаждаться лунным светом – купи кусок Луны. А если не купил, то и Земля, и Луна – не твои, и ты не можешь препятствовать их порче.

Катастрофическое нарастание эгоизма в сфере землеприродопользования опровергло миф о необыкновенном, якобы не присущем Западной Европе, коллективизме и соборности русского народа. Как правило, люди не в состоянии объединиться даже для защиты от застройки ближайших детских площадок и городских парков. А уж о загородных землях и говорить не приходится. Посещающие их горожане живут разрозненно и между собой не знакомы. В тех немногих случаях, когда жителям удаётся объединиться и своими протестами нажать на местную власть, пагубная стройка в лучшем случае откладываются до поры, когда население успокоится, наиболее активные протестанты будут запуганы, устанут или вымрут, а руководители протеста будут обработаны и куплены «агрессорами».

Проявлением эгоизма является также обезображивание местности разностильной застройкой. Красота культурного ландшафта не порождается произвольным разнообразием. Традиционная деревня и старинные города бывают красивыми потому, что в них все дома построены в одном стиле и различаются не намного больше, чем листья одного дерева. В современных коттеджных посёлках нет архитектурного надзора и каждый может сооружать на своём участке всё, что ему заблагорассудится. Если разные вещи, красивые и полезные сами по себе, собраны в беспорядочную кучу, то это не ансамбль, а свалка. С эстетической точки зрения наши новые посёлки – это макромусор.

Но и обыкновенный мусор, в традиционном смысле слова, т.е. «твёрдые бытовые отходы» (ТБО) свидетельствуют о безудержном эгоизме землевладельцев. Превращены в мусорные свалки леса, которыми окружены посёлки. Имеющиеся в них мусорные контейнеры переполнены, опустошаются нерегулярно, а многим жителям просто лень ими своевременно воспользоваться. Раздельное складирование мусора не получило должного распространения. Возвращаясь в город по дороге, идущей через лес, дачники выбрасывают мусор из своих автомашин на обочину.

2. Амбиции

Продолжением эгоизма являются всякого рода амбиции как средство самоутверждения путем унижения других людей, попрания их прав и свобод. В сфере загородного землепользования это перегораживание тропинок, проездов, сельских переулков, соединявших улицу с полями.

Езда на легковых автомобилях в большом городе – это не только проявление эгоизма, но и следствие сохраняющихся амбиций. Автомобиль из-за пробок уже не даёт преимуществ в скорости, не экономит ни времени, ни физических усилий, он неудобен и из-за затруднений с парковкой, но остаётся престижным предметом потребления. Марка автомобиля – важнейший публичный показатель социального статуса. Амбициозные привычки мешают автомобилистам пересесть на общественный транспорт. Продолжается загромождение улиц автомобилями, загрязнение воздуха их шумом и выхлопными газами.

3. Жадность

Это негативное, осуждаемое многими религиями качество было главным двигателем экономики и технического прогресса, но та жадность, о которой сейчас пойдёт речь – преимущественно не экономическая. Она не ведёт к возрастанию законной прибыли, не увеличивает какой-то «совокупный» продукт или ещё что-то, столь любимое теоретиками рыночной экономики; такая жадность не продуктивна, а разрушительна. Это свойство «нового богача», «нувориша», который сам или у которого родители недавно вышли из нищеты, рабства и унижений, и теперь этот «тип» берёт реванш, грабя, порабощая и унижая других людей – явление, достаточно описанное в художественной литературе.

В широком понятии «жадность» будем различать три разновидности: 1) алчность – стремление приобрести как можно больше; 2) скупость – нежелание отдавать то, что имеется; 3) влечение к «халяве» – невозможность отказаться от приобретения того, что даётся даром или стоит крайне дёшево. В отношении к земле мы наблюдаем все эти три порока.

Порождённый коррупцией массовый захват земель под коттеджные поселки и недавнее присоединение к Москве юго-западного сектора Московской области – чистые примеры алчности, хорошо всем известные и не нуждающиеся в пояснениях. Скупость выражается в нежелании поступиться даже ничтожными частями своих землевладений ради каких-то общественных интересов, в отказе оплачивать расходы на очистку и благоустройство территории за пределами своего двора. Влечение к «халяве» проявилось, когда в советское время всем горожанам предлагались в пользование так называемые «садовые участки». Их брали даже те, кто отроду не жил в деревне и не занимался земледелием. Колхозы, совхозы и лесхозы охотно избавлялись от неудобных для них земель, чтобы легче было выполнять производственные планы на оставшихся участках. В результате были застроены земли экологического каркаса – влажные луга, опушки, поймы, берега; протянулись поселки под высоковольтными линиями (ЛЭП). В постсоветское время в «садовых товариществах» развернулось более капитальное строительство.

4. Злостное невежество и невольное вредительство

Пороком является и злостное невежество, нежелание учиться, игнорирование разумных норм и правил, пренебрежение советами учёных, профессионалов, специалистов. Водонепроницаемые покрытия не только автодорог, но и тротуаров, и пешеходных тропинок, приводят к нарушению поверхностного и подземного стока, к появлению луж и заболачиванию местности. Уборка листьев влёчет за собой обеднение почвы и ускоряет гибель деревьев. Из городских парков изымается естественный подрост, подлесок и травяной покров. Настоящей эпидемией стало модное выкашивание газонов, стимулируемое производителями газонокосилок. Полиция не любит кустов, потому что в них «совершаются правонарушения». Очистка леса от упавших и гниющих деревьев нарушает нормальное функционирование биоценоза.

В нашей стране не только упавшие листья, но и снег считаются мусором, их спешат убрать, удалить, скорее всего, на ту же свалку, куда попадают бытовые вещи и пищевые отходы, а в итоге засоряется речная сеть. Моё поколение помнит, как на осенних субботниках школьники под руководством педагогов (в том числе, учителей биологии!) собирали в кучи и жгли опавшие листья и ветки, отравляя городской воздух и свои лёгкие.

Нелегка и бесперспективна борьба за чистоту воздуха в стране, большинство жителей которой курит. Курение – одна из главных причин лесных пожаров. Виновниками их являются не столько мифические «туристы», на которых валит вину местная администрация, сколько рабочие на разных стройках, ремонте дорог и т.п. Играет роль не только курение как таковое, но и прочее нарушение обращения с огнём и горючими материалами. Добыча торфа, которой увлекалась наша страна в первой половине ХХ в., стала неустранимым источником пожаров. И, наконец, упомянем такие нелепые затеи, как побелку нижних частей деревьев и даже окраску травы на улицах, по которым проедет начальство.

5. Хулиганство

Из проявлений хулиганства, влияющих на ландшафт, отметим 1) разрушение и поджоги зданий и сооружений; 2) выжигание растительного покрова; 3) неутилитарное использование неадекватных транспортных средств.

После того, как деревня в Средней полосе Европейской России стала исчезать и в пригородных зонах полностью превратилась в дачные посёлки, на более отдалённой периферии в настоящих крестьянских избах стали селиться «дальние дачники» – лица «свободных профессий», художники, ранние пенсионеры и т.п., готовые жить там в разные сезоны, не только в выходные дни и отпуска, но всё же не круглый год, не всю зиму. Одно время это явление считалось способом возрождения деревни, однако вскоре выяснилось, что в отсутствие новых владельцев, остающихся горожанами, безлюдные селения подвергаются нашествию грабителей и хулиганов. Грабителям, там, впрочем, делать почти нечего, зато хулиганам раздолье. Им ничего не стоит зимой приехать в бездорожную деревню на снегоходах и всю её поджечь. «Жертв» и «пострадавших» на таких пожарах не бывает. Имущество не застраховано, в деревне никто не прописан, юридически она не существует, жаловаться некому и незачем. Попытки возрождения села «творческой интеллигенцией» провалились.

В лесной и лесостепной зонах Европейской России никакое рассредоточенное расселение по хуторам и фермам, напоминающим североамериканские или скандинавско-прибалтийские, невозможно из-за криминальной обстановки. Любого, кто посмеет хозяйничать вне традиционных селений с их жалкими приусадебными участками, ограбят, изобьют и даже убьют. Это показал опыт последних 25 лет. Чтобы поддерживать фермерство или уединённых дачников, пришлось бы снабдить их огнестрельным оружием или приставить к каждому вооружённого охранника. Полноценное и постоянное загородное расселение в нашей стране возможно только в компактных и тесных посёлках, окружённых высокими стенами, обеспеченных охраной и сигнализацией, т.е. похожих на средневековые города-крепости.

Обычай поджигать весной сухую траву, вероятно, уходит в далёкое прошлое и был связан с подсечно-огневой системой земледелия. Не случайно в финском языке апрель называется huhtikuu – месяц поджогов (леса под пашню. В наши дни попытки оправдывать это мероприятие какими-то нуждами агротехники мы отнесём к категории «злостное невежество» (см. выше, раздел 4), а само действие – к настоящему хулиганству, от которого повреждаются луговые и лесные биоценозы, ежегодно сгорают дома, гибнут люди. Но обычай неискореним, так же, как и сопутствующие ему курение и пьянство.

«Неутилитарное использование транспортных средств» – это езда не для того, чтобы быстрее приехать в нужное место, а для удовольствия, забавы, развлечения, самоутверждения. «Неадекватные транспортные средства» – такие, которые не оправданы окружающей средой и прочей ситуацией, способны им навредить. От соединения «неутилитарного» транспорта с его «неадекватностью» получается транспортное хулиганство. Рассмотрим две его разновидности: 1) езду на мотоциклах по большому городу; 2) езду на тяжелых автомобилях-внедорожниках по влажным суглинистым грунтовым дорогам, полям, лесным дорогам и просекам, по песчаным дюнам и пляжам.

Мотоцикл, мотороллер, мопед – прекрасное транспортное средство, весьма удобное в гористых местностях, на узких и каменистых грунтовых дорогах, на извилистых и узких улицах старинных городов, где тесно и невозможно пройти четырёхколёсному транспорту. В Средней полосе России таких городов, улиц и дорог нет. Мотоциклы, в том числе с тележками и трёхколёсные, больше автомобилей распространены в «развивающихся» (отсталых) странах из-за бедности. По мере повышения жизненного уровня они заменяются «нормальными» четырёхколёсными автомобилями, более комфортными и безопасными. Всё то же действительно и для сельской местности в России. Но мотоциклы, на которых «рассекают пространство» современные байкеры в городе – это машины подороже иных автомобилей, это высоко престижные орудия самоутверждения.

Аналогичным «самоутвердительным» средством являются и тяжёлые автомобили-внедорожники. Катание на них по лесам и полям – захватывающий экстрим, но природе он обходится дорого. От тяжёлых машин остаются глубокие колеи и лужи. Дорога становится не только непроезжей для обычных легковых автомобилей, но и не проходимой для людей – не только для идущих по дороге, но и для пытающихся её пересечь. Она превращается в широкую канаву, наполненную полужидкой глиной. Сойти с неё в сторону и попытаться идти параллельно по лесу тоже не получается. Автомобилисты расчищают себе дорогу топорами и бензопилами, заваливают её обочину ветками и грязью.

В лихой езде на мотоциклах и внедорожниках главное – доминирование водителя над окружающей средой. Он упивается риском, опасностями, которыми подвергает себя, да и окружающих людей. Распугивая шумом и грохотом, забрызгивая грязью, терзая землю колесами и вспарывая её поверхность, обнажая её грунтовые внутренности, водитель испытывает садистское наслаждение, такое же, как в виртуальном бою. Если это спорт, то для него должны существовать специальные полигоны. За их пределами такая езда – хулиганство и вредительство.

* * *

Уберечь российский ландшафт от дальнейшей порчи вряд ли можно экономическими стимулами. Административные меры тоже мало помогают. Работники правоохранительных органов не очень заинтересованы трудиться на экологическом поприще. Бережное отношение к природе и ландшафту надо воспитывать прежде всего у детей, но не только у них. Современные средства пропаганды настолько мощны, что могут за несколько месяцев изменить менталитет любого народа в любую сторону, мобилизовать на борьбу с какими угодно реальными или вымышленными врагами, но у государства, по-видимому, нет намерения направить такие же силы СМИ на экологическое воспитание.

23 сентября 2014 г.

На основе настоящей статьи 7 июня 2014 г. был сделан доклад на XXXI ежегодной сессии экономико-географической секции Международной Академии регионального развития и сотрудничества (МАРС) «Внеэкономические факторы пространственного развития» (Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, С.-Петербург – Пушкин [Царское Село], 4 – 8 июня 2014 г.

наверх