Влияние религий на социальную сферу и экономику государств

Как только крестьяне освобождались  от деспотизма церковного,
так тотчас же поднимался дух этого народа, и тотчас же,
без исключения, устанавливалось и экономическое благосостояние его.
Л. Н. Толстой

Чтобы убедиться в значительном влиянии религий на социальную сферу и экономику государств сравним для примера некоторые соседние страны: относительно религиозную Польшу (с ее множеством костелов), имеющую один из самых высоких в Европе уровней безработицы и большой внешний долг с соседней светской Чехией, малоразвитый религиозный Пакистан и бурно развивающуюся Индию, религиозный Иран и светскую развитую Турцию. Сравнительный анализ проведем по социальным и экономическим показателям, представленным в таблице.

Сравнительные социальные и экономические показатели
в более религиозных и в более светских странах

 

Сравнительные

Страны

показатели

Пакистан

Индия

Иран

Турция

Польша

Чехия

Численность врачей
(на 100 тыс. населения)

73

88

29

137

218

348

Число больничных коек
(на 100 тыс. населения)

66

88

168

234

480

847

Число случаев младенческой смертности (на 1000 родившихся)

76

58

33

25

6,8

3,7

Число случаев заболеваний туберкулезом (на 100 тыс. насел.)

181

168

27

28

29

11

Динамика ВВП, %
(2004 г по отношению к 2003 г)

106

108

105

109

105

104

Удельный вес экономически активного населения, %

30

39

33

45

50

Удельный вес численности безработных, %

8

10

19

8

Густота железнодорожных путей (км на 1000 км2 территории)

14

19

4

11

60

120

Густота автомобильных дорог
(км на 1000 км2 территории)

316

1010

102

1208

1620

Урожайность пшеницы
(центнеров с 1 га)

24

27

21

23

43

58

Урожайность картофеля (центнеров с 1 га)

177

179

220

268

196

236

Надой молока на одну корову
(кг в год)

1201

972

1250

1971

4198

6006

Число телефонных аппаратов
(на 100 человек населения)

3

4

22

27

32

34

Численность абонентов сотовых телесетей (на 1000 человек)

33

44

62

480

599

1056

Численность пользователей сети Интернет (на 1000 человек)

13

32

79

141

238

500

Удельный вес студентов средней и высшей школы

27 / 3

52 / 11

82 / 22

85 / 28

105 / 59

97 / 37

Число посещений музеев и кинотеатров (на одного жителя)

/ 0,1

/ 3,7

/ 0,4

/ 0,5

0,5 / 0,9

0,9 / 1,2

Уровень жизни (индекс человеческого развития / место в мире)

0,54 / 144

0,61 / 127

0,75 / 106

0,76 / 96

0,86 / 35

0,89 / 32

Показатели таблицы заимствованы из статистического сборника «Россия и страны мира, 2006» (Москва, 2006 г.)

Дополнительно сравним спортивные достижения этих стран.

На летней Олимпиаде в Сиднее (2000 г) Индия завоевала 1 медаль и заняла 71 общекомандное место; Пакистан в итоговой таблице не отмечен; Турция – 5 медалей и 22 место; Иран – 4 медали и 27 место; Чехия – 8 медалей и 28 место; Польша – 17 медалей и 22 место.
На летней Олимпиаде в Афинах (2004 г) Индия заняла 65 место; Пакистан – не отмечен; Турция – 10 медалей и 22 место; Иран – 29 место; Чехия – 42 место; Польша – 10 медалей и 23 место.

На летней Олимпиаде в Пекине (2008 г) Индия завоевала 3 олимпийские медали и заняла 50 место; Пакистан – не отмечен; Турция – 8 медалей и 37 место; Иран – 2 медали и 51 место; Чехия – 6 медалей и 24 место; Польша – 10 медалей и 20 место (при том что в Польше населения почти в 4 раза больше, чем в Чехии).

На зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002 г) Чехия завоевала 3 медали и заняла 16 общекомандное место; Польша завоевала 2 медали и заняла 22 место.

На зимней Олимпиаде в Турине (2006 г) Чехия завоевала 4 медали и заняла 16 место; Польша – 2 медали и 21 место.
На зимней Олимпиаде в Ванкувере (2010 г) Чехия завоевала 6 медалей и заняла 14 место; Польша – 6 медалей и 15 место.
Данные, представленные в таблице, убедительно свидетельствуют о том, что почти по всем социальным и экономическим показателям более светские страны превосходят более религиозные, и это является дополнительным аргументом для значительного ограничения влияния церкви на все сферы жизни в нашей стране.

Выводы, сделанные автором, полностью подтверждаются результатами трудов известных ученых. Среди них — Грегори Пол — независимый американский исследователь с весьма широким кругом интересов, простирающихся от палеонтологии до социологии и религиоведения. В своей новой статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие.

Первая из этих гипотез постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога на социально-экономическое благополучие общества.

Вторая гипотеза предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия.

Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или ее влияние замаскировано другими, более важными факторами.

В действительности, конечно, все несколько сложнее. Например, уровень религиозности может быть не причиной, а следствием того или иного уровня общественного благополучия, которое, в свою очередь, зависит от каких-то иных факторов. Как обойти эти методологические трудности? Один из возможных путей — включить в анализ как можно больше социально-экономических показателей.

Именно это и попытался сделать Пол. В анализ он включил данные по самым благополучным странам «первого мира» с населением свыше 4 млн. человек. Это 17 государств – США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания показателя религиозности населения: от самых религиозных стран к наиболее светским.

Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца; людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д. Все эти показатели анализировались как по отдельности, так и вместе: автор составил из них комплексный «индекс религиозности населения», который сопоставлялся с индивидуальными и комплексными показателями общественного благополучия.

Для оценки уровня благополучия общества Пол отобрал 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств, детская смертность, продолжительность жизни, частота заболеваний гонореей и сифилисом, число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15–17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (индекс Джини), бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол составил комплексный «индекс общественного благополучия», который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности общества, число иммигрантов и экологическую ситуацию в стране.

В результате проведенных исследований Пол обнаружил сильную и статистически достоверную положительную корреляцию между благополучием общества и уровнем его «светскости»: оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот.

В частности, в странах с более высокой религиозностью обнаружена повышенная детская смертность и заболеваемость гонореей и сифилисом, большее число абортов, меньшая продолжительность жизни и большее имущественное неравенство.

Обсуждая природу выявленных корреляций, автор отмечает, что чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие и тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии.
В исторической же перспективе данные таковы: например, в США со времени окончания второй мировой войны число людей, не верящих в Бога, выросло почти втрое, и соответственно сократилось число верующих. Аналогичные процессы происходили и в других странах «первого мира».

По мнению Пола, полученные им результаты противоречат широко распространенной точке зрения, согласно которой склонность к религиозным верованиям является одним из глубинных, основополагающих свойств человеческой психики. Полученные результаты скорее свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», переменчивый психологический механизм, помогающий справляться с тревожностью в обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый же отход от всякой религии – это естественная реакция людей на значительное улучшение условий их жизни.

Исследования на данную тему провел и британский социолог Томас Рис. Он поставил перед собой задачу поиска корреляций между различными социологическими показателями и частотой посещаемости храмов, которую Рис выбрал в качестве меры религиозности.
Для проверки своей гипотезы ученый вначале собрал данные о продолжительности жизни, детской смертности, числе убийств, уровне преступности и коррупции, частоте абортов, распространенности ВИЧ-инфекции, уровне образования и среднего дохода и ряде других показателей по 55 странам. Данные по всем анализируемым показателям были сопоставлены с данными о том, насколько часто жители этих стран посещают храмы. Исследователь искал именно корреляцию, а не причинно-следственную связь.

И он ее действительно нашел. В частности он установил, что чем меньше продолжительность жизни, чем выше детская смертность и чем более коррумпированы чиновники, тем чаще граждане посещают храмы.

Насколько же часто посещают храмы жители разных стран?

Один раз в неделю и чаще: в Танзании, Турции, Польше, Румынии, Иране, Индии, США.
От одного раза в неделю до одного раза в месяц: в Канаде, Корее, Сингапуре.
От одного раза в месяц до нескольких раз в год: в Израиле, Японии, Великобритании.
От нескольких раз в год до очень редкого посещения храма: в Германии, России, Эстонии, Чехии, Вьетнаме.

Главный вывод, который сделал социолог: чем выше социальная незащищенность, тем больше вероятность того, что граждане станут приверженцами какой-либо религии и будут чаще посещать храмы. То есть там, где государство не в состоянии защитить своих сограждан, значительно повышается авторитет и влияние церкви.

А.Г. Сушанский

наверх