Влияние религий на социальную сферу и экономику государств | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Как только крестьяне освобождались от деспотизма церковного, Чтобы убедиться в значительном влиянии религий на социальную сферу и экономику государств сравним для примера некоторые соседние страны: относительно религиозную Польшу (с ее множеством костелов), имеющую один из самых высоких в Европе уровней безработицы и большой внешний долг с соседней светской Чехией, малоразвитый религиозный Пакистан и бурно развивающуюся Индию, религиозный Иран и светскую развитую Турцию. Сравнительный анализ проведем по социальным и экономическим показателям, представленным в таблице.
Сравнительные социальные и экономические показатели
Показатели таблицы заимствованы из статистического сборника «Россия и страны мира, 2006» (Москва, 2006 г.) Дополнительно сравним спортивные достижения этих стран.
На летней Олимпиаде в Сиднее (2000 г) Индия завоевала 1 медаль и заняла 71
общекомандное место; Пакистан в итоговой таблице не отмечен; Турция – 5 медалей
и 22 место; Иран – 4 медали и 27 место; Чехия – 8 медалей и 28 место; Польша –
17 медалей и 22 место. На летней Олимпиаде в Пекине (2008 г) Индия завоевала 3 олимпийские медали и заняла 50 место; Пакистан – не отмечен; Турция – 8 медалей и 37 место; Иран – 2 медали и 51 место; Чехия – 6 медалей и 24 место; Польша – 10 медалей и 20 место (при том что в Польше населения почти в 4 раза больше, чем в Чехии). На зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002 г) Чехия завоевала 3 медали и заняла 16 общекомандное место; Польша завоевала 2 медали и заняла 22 место.
На зимней Олимпиаде в Турине (2006 г) Чехия завоевала 4 медали и заняла 16
место; Польша – 2 медали и 21 место. Выводы, сделанные автором, полностью подтверждаются результатами трудов известных ученых. Среди них — Грегори Пол — независимый американский исследователь с весьма широким кругом интересов, простирающихся от палеонтологии до социологии и религиоведения. В своей новой статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая из этих гипотез постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога на социально-экономическое благополучие общества. Вторая гипотеза предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или ее влияние замаскировано другими, более важными факторами. В действительности, конечно, все несколько сложнее. Например, уровень религиозности может быть не причиной, а следствием того или иного уровня общественного благополучия, которое, в свою очередь, зависит от каких-то иных факторов. Как обойти эти методологические трудности? Один из возможных путей — включить в анализ как можно больше социально-экономических показателей. Именно это и попытался сделать Пол. В анализ он включил данные по самым благополучным странам «первого мира» с населением свыше 4 млн. человек. Это 17 государств – США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания показателя религиозности населения: от самых религиозных стран к наиболее светским. Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца; людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д. Все эти показатели анализировались как по отдельности, так и вместе: автор составил из них комплексный «индекс религиозности населения», который сопоставлялся с индивидуальными и комплексными показателями общественного благополучия. Для оценки уровня благополучия общества Пол отобрал 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств, детская смертность, продолжительность жизни, частота заболеваний гонореей и сифилисом, число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15–17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (индекс Джини), бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол составил комплексный «индекс общественного благополучия», который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности общества, число иммигрантов и экологическую ситуацию в стране. В результате проведенных исследований Пол обнаружил сильную и статистически достоверную положительную корреляцию между благополучием общества и уровнем его «светскости»: оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот. В частности, в странах с более высокой религиозностью обнаружена повышенная детская смертность и заболеваемость гонореей и сифилисом, большее число абортов, меньшая продолжительность жизни и большее имущественное неравенство.
Обсуждая природу выявленных корреляций, автор отмечает, что чем увереннее и
спокойнее чувствуют себя люди в своем социальном окружении, чем меньше они
тревожатся за свое экономическое благополучие и тем слабее их потребность искать
утешение и защиту в религии. По мнению Пола, полученные им результаты противоречат широко распространенной точке зрения, согласно которой склонность к религиозным верованиям является одним из глубинных, основополагающих свойств человеческой психики. Полученные результаты скорее свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», переменчивый психологический механизм, помогающий справляться с тревожностью в обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый же отход от всякой религии – это естественная реакция людей на значительное улучшение условий их жизни.
Исследования на данную тему провел и британский социолог Томас Рис. Он поставил
перед собой задачу поиска корреляций между различными социологическими
показателями и частотой посещаемости храмов, которую Рис выбрал в качестве меры
религиозности. И он ее действительно нашел. В частности он установил, что чем меньше продолжительность жизни, чем выше детская смертность и чем более коррумпированы чиновники, тем чаще граждане посещают храмы. Насколько же часто посещают храмы жители разных стран?
Один раз в неделю и чаще: в Танзании, Турции, Польше, Румынии, Иране, Индии,
США. Главный вывод, который сделал социолог: чем выше социальная незащищенность, тем больше вероятность того, что граждане станут приверженцами какой-либо религии и будут чаще посещать храмы. То есть там, где государство не в состоянии защитить своих сограждан, значительно повышается авторитет и влияние церкви. А.Г. Сушанский |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||