Православию досталось 13 процентов
Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»

Для справки: предмет «Основы религиозных культур и светской этики» начали вводить в школах с 1 апреля 2010 года в 19 регионах России. Его представляют шесть образовательных модулей (основы православной, исламской, буддийской, иудейской и мировых религиозных культур, а также светской этики), один из которых можно выбрать для изучения (по желанию ученика или его родителей как законных представителей).
Если эксперимент будет признан удачным, «Основы религиозных культур и светской этики» станут обязательным предметом для всех школьников страны с осени 2012 года.

С 1 сентября 2011 года «Основы религиозных культур и светской этики» преподаются в 21 городской школе Санкт-Петербурга. Результаты свободного выбора родителей и учеников одного из шести предложенных модулей нравственного образования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Предпочтения родителей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Предпочтения родителей распределились следующим образом:
— 61,5 % из предложенных 6 модулей выбрали основы мировых религиозных культур, где рассказывается обо всех религиях понемногу;
— 25,5 % основы светской этики;
— только 13 % основы православных культур.
— Основы исламской, буддийской и иудейской религиозных культур в Петербурге остались пока без учеников.

Предмет ОРКСЭ станет обязательным для всех уже через полгода.
Новый предмет изучают 1363 петербургских пятиклассника.

«В данный момент у нас нет ни одного негативного отзыва ни от родителей, ни от представителей религиозных конфессий, заявили «Фонтанке» в комитете по образованию. – Пока этот курс, в нынешней стадии обучения, безотметочный. Но поступают сигналы о том, что многие дети хотели бы получать оценки».
Любопытно еще одно: по опыту других регионов, родители, как правило, единодушны в своем выборе и в пределах одной школы классы не приходится делить на 6 групп. Этот факт подтвердился и в Петербурге. Лишь в 5-ти школах (из 21-й) были выбраны три направления, в остальных классы делились только на 2 группы.
Для того, чтобы подготовиться к полноценному внедрению нового предмета с 1 сентября 2012 года, педагоги проходят курс обучения в Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПБ АППО). Готовят как минимум одного учителя на каждую школу (такой вариант вполне возможен при грамотном составлении расписания). Но руководителям ведомства хотелось бы, чтобы таких учителей было больше.
Подавляющее большинство среди тех, кто ведет «Основы религиозных культур и светской этики» (21 человек) в 21-м образовательном учреждении, где проходит апробация учителя истории и обществознания. Но есть среди пожелавших расширить свой кругозор и преподаватели истории и культуры Петербурга, мировой художественной культуры, методисты, учителя начальной школы.

Добавим, что ни детей, ни их родителей, ни педагогов якобы никто насильно не заставляет изучать ОРКСЭ. Все происходит исключительно по желанию. В Петербурге «отказников» пока нет. В России, по данным Министерства образования и науки, зафиксировано около 1% отказов от изучения какого-либо предмета курса по религиозным убеждениям. Так, 1 семья в Удмуртии и 40 семей в Курганской области отказались от изучения всех модулей ОРКСЭ, по причине принадлежности к последователям «Свидетелей Иеговы». По тем или иным религиозным убеждениям отказались от дополнительного предмета лишь 13 семей в Свердловской, 2 % родителей в Ярославской, 28 учащихся в Томской области и 15 учащихся в Республике Чувашия.
Как будут распределены предпочтения петербуржцев с обязательным внедрением курса, пока неизвестно. В комитете по образованию отмечают, что в конце года было произведено предварительное анкетирование родителей учащихся 4-х классов (как раз тех, кому будущей осенью предстоит выбирать один из модулей). Его результаты пока неизвестны. Однако и они будут не окончательными — людям дадут еще некоторое время на размышление.

Инесса Петренко, директор одной из Петербургских школ, в которой проходит апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Гимназия № 261), дает новому предмету следующую оценку: «На мой взгляд, он позитивно отражается на учебном процессе, был хорошо принят и родителями, и детьми. Изначально мы подготовили учителя, проводили родительские собрания, давали подробные разъяснения. Элементы этого курса уже включались в содержание уроков по обществознанию, то есть материал не является неожиданным ни для педагога, ни для учеников. Поэтому больших проблем не видим. Данный предмет позволяет развивать нравственность, духовность и творческий потенциал учеников. Дети, и учителя готовят презентации. Многие задания носят творческий характер. Проводятся и совместные открытые уроки для родителей. Курс безотметочный, поэтому ученики его не боятся…»

наверх