«Ставрос» звал нас на диспут | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Из Интернета (http://vkontakte.ru/club18519489) известно, что «16 февраля 2010 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил создание «Православного апологетического центра «Ставрос» (в переводе с греческого - «крест»)... Служения [этого центра] осуществляются через... подготовку аудио, видео... материалов, раскрывающих суть православного мировоззрения в контексте полемики с религиями, сектами и секулярными идеологиями, уводящими людей от Христа и Его Церкви. Центр возглавляется советом, состоящим из ряда священников и мирян Русской Православной Церкви». И вот в адрес президента РГО В.А. Кувакина поступило следующее письмо из «Ставроса»:
Была предварительная договорённость с двумя представителями атеистического сообщества провести такую дискуссию, выбрали тему, которая всех устроила: «Христианство или атеизм, природа человека и смысл его жизни». Идея планировавшейся дискуссии, заключалась не в том, чтобы критиковать атеистам христиан, а христианам атеистов, а в том, чтобы показать идеал («образ идеального человека»), к которому стремятся атеисты, и идеал, к которому стремятся христиане, т.е. планировался разговор в философском ключе о ценностных установках христианства и атеизма. Дискуссия должна была записываться на аудио и видео с последующей публикацией в Интернете. Было организовано место, назначена дата дискуссии, и вдруг, один человек не смог (предварительно пытался отказаться от дискуссии, сославшись на то, что все христиане - фанатики, с которыми невозможно беседовать конструктивно), у второго, по его утверждению, начались проблемы со здоровьем. Сотрудники нашего центра надеются, что среди атеистического сообщества Санкт-Петербурга остались люди, у которых всё в порядке со здоровьем, которые не боятся публичных дискуссий перед видеокамерами. Если таковые есть, пишите. Общие правила ведения дискуссий выложены на сайте нашего центра. Ну а если таковых атеистов, которые готовы на равных условиях полемизировать с христианами, нет, то что ж, придётся довольствоваться общением с атеистами-«храбрецами» в Интернете, а жаль. Питанов В.Ю., сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос». Пересылая это письмо в СПб отделение РГО, В.А. Кувакин написал:
Уважаемый Виталий Питанов! Я посмотрел сайт «Ставроса». Это обычной апологетический православный сайт, ничего особенного: все те же избитые в течение веков аргументы в пользу религии и веры. Ничего оригинального, тем более самокритичного. Да и сайт не очень живой. Большинство материалов давнишние. Вместе с тем я рекомендовал бы принять участие в диспуте. Конечно, в нем должен участвовать «подкованный товарищ», т.к. там будут обсуждаться сугубо философские вопросы: смысл жизни, абсолютные ценности, природа человека, вечное блаженство и т.п. Ответы должны быть грамотными, наскоком здесь ничего не докажешь. Но у современного гуманизма есть реальные и умные ответы на эти вопросы. Достаточно посмотреть наш учебник». После этого редакция сайта «Светский гуманист» обратилась по электронной почте к ряду членов СПб отделения РГО и другим атеистам Петербурга с предложением обдумать возможность своего личного участия в предлагаемом аудио-видео-диспуте. А.Г. Сушанский ответил:
В.Ю. Огвоздин ответил:
Ю.С. Парижский ответил:
М.Б. Конашев ответил:
14.09.11 в адрес В. Питанова v.pitanov@gmail.com отправлено такое письмо:
В. Питанов ответил 15.09.11:
Кстати, хотел порадовать вас: в Питере с этого года вводится во всех школах курс "Основ православной культуры". Пятиклассники будут целый год изучать веру людей, создавших Россию и её великую культуру. В тот же день поступили также письма: От И.Г. Лаверычевой
От А.Г. Сушанского
От Ю.С. Парижского
С учетом этих мнений В. Питанову послано такое письмо:
Ответ В. Питанова
Насчёт курса ОПК - я "порадовал" им киевского атеиста Дулумана, потому что он в своем письме заверил меня, что его приятели-атеисты из Питера этот курс в нашем городе завалили. Пока некорректно ведут себя атеисты, а не мы. Так что следите лучше за нравами атеистов! Некоторые из них очень плохо воспитаны. Письмо В. Питанову 15.09.11
Не со званиями, а со знаниями. Потому и хотим знать, насколько квалифицированы ваши кандидаты на участие в диспуте на предложенную Вами философскую тему. А ведь среди верующих петербуржцев есть и профессора философии. Они отказываются выступать на вашей стороне, или вы к ним не обращались? ВП> Могу лишь сказать, что люди которые будут вам оппонировать, в Православии разбираются очень хорошо. Но Вы упорно их не называете. Почему? ВП> Мы ищем знающих людей, с которыми можно серьёзно дискутировать. Вы видно что-то иное. Почему вы считаете невозможным серьёзно дискутировать с Н.С. Гордиенко и И.Г. Лаверычевой? С последней вы почти договорились еще до наших с Вами контактов, но потом сослались на ее якобы нездоровье, на которое она сама не жаловалась. Боюсь, что вы ищете не знающих людей, а таких, которых легче убедить в вашей точке зрения. В. Питанов
Лаверычева мне лично сообщила что её здоровье не позволяет ей участвовать в подобного рода диспуте. И отказалась от него, когда её приглашали. Неужели уже здоровье улучшилось? Знаете, я уже полгода общаюсь с атеистами, и меня всё водят по кругу. Соглашаются участвовать, а в последний момент отказываются, аргументируя тем, что все православные — фанатики, с которыми невозможно полемизировать. Я получаю письма с хамскими текстами от атеистов. С оскорблениями в адрес патриарха, в мой адрес. Это всё начинает надоедать. Если нет желания дискутировать на равных, не надо. Я более в эти игры не играю. Вы принимаете условия, описанные на нашем сайте http://stavroskrest.ru/debating_club.php или нет? Решайте. И.Г. Лаверычева
С моей стороны была продемонстрирована полная готовность к доброжелательному диалогу и сотрудничеству. Но если оппонент настроен недоброжелательно и ищет повода для обвинений – от беседы с ним, хотя бы на время, по моему мнению, лучше уклониться. В.А. Кувакин
Г.Г. Шевелев:
В.А. Кувакин — Г.Г. Шевелеву 16.09.11:
Г.Г. Шевелев — В.А. Кувакину:
М.Б. Конашев 16.09.11
1. Даже отвечая на какое-то обращение к нам (атеистам, гуманистам, скептикам и просто неверующим), надо понимать, что обращаются они к нам вовсе не из христианской любви к ближнему, даже если думают искренне, что делают именно так. Поэтому приходится исходить из предпослыки, что наши христианские оппоненты ставят себе вполне конкретные, совсем не дружеские и не христианские цели. Следовательно, надо практически сразу решать - вести дискуссию дальше или нет, зная, что нас будут пытаться использовать в своих целях, выставить исчадиями ада, идиотами и т.п. Вставать потом в какую-то, простите, "позу" - заведомо проигрышная позиция. Итог: наш сегодняшний отказ - уже проигрыш. А раз "ввязались в драку", надо драться до конца. А в заведомо проигрышной ситуации - проигрывать достойно. К тому же прошлые поражения иногда оборачиваются будущими победами. Просьба к Г.Г. довести это дело до конца. Я знаю двух-трех человек, которые будут готовы дискутировать хоть с Питановым, хоть с патриархом, хоть с папой римским. 2. Весной я выступал на питерском христианском радио "Мария" по их приглашению по теме история науки, но использовал это и для мягкой, ненавязчивой пропаганды наших взглядов. Им понравилось, и я дал ведущей телефон Г.Г. Недавно она объявилась, и обещалась возобновить передачи после лета. Так что с религиозными предрассудками надо уметь бороться. Просьба к Г.Г. предложить, если ведущая ему позвонит, обсудить у них на радио идеи гуманизма и атеизма. 3. Как и писал раньше, надо "нахально" и "официально", то есть от имени РГО или СПб РГО обратиться на ТВ с аналогичными предложениями. Для это и существуют председатели обществ. Надеюсь, намек понятен. Г.Г. Шевелев - М.Б. Конашеву
В отличие от Вас, я таких людей не знаю. Раз Вы знаете, то и пусть они напрямую договариваются с Питановым. Питанов же изначально приглашал на диспут не конкретно членов РГО (о нашей организации он раньше даже не слышал), а просто "атеистов, живущих в Санкт-Петербурге". Так что любой питерский атеист вправе откликнуться и вести переговоры от своего или своей организации (если таковая существует) имени. Г. Шевелев - В. Питанову
ВП> Я получаю письма с хамскими текстами от атеистов. Надеюсь, меня Вы к таковым не причисляете? Я был с Вами вполне корректен и вступил в переговоры потому, что нашлись те два философа, готовые принять Ваше приглашение и согласившиеся на мое посредничество. Теперь эта моя роль исчерпана. ВП> Вы принимаете наши условия, или нет? Решайте. Я передал это знакомым питерским атеистам. Пусть решают и, если хотят, выходят непосредственно на Вас. В. Питанов — Г. Шевелеву
А.Г. Сушанский
В. Питанов — И.Г. Лаверычевой 17.09.11
О своём здоровье вы сами мне написали, когда я предложил вам участвовать в диспуте. Надеюсь, цитировать ваши письма нет потребности? Надеюсь, вы помните причину, по которой формально отказались от моего предложения? Легче организовать диспут с сектантами чем с атеистами. Варитесь в своём соку далее. Мне есть чем заняться. Этот проект мне более не интересен. Прошу более мне не писать. Прощайте. Моё мнение об атеистах, после общения с ними: в России можно говорить об атеистах как о маргинальной группе сектантского типа. Будущего у подобного рода атеистов нет никакого! И.Г. Лаверычева
Во-первых, тем, кто прочел мои последние (нелицеприятные) высказывания о Питанове, должна признаться, что я, наверное, погорячилась. Да, его манера общаться с оппонентами учтивостью не блещет. Увы, мне показались обидно неуместными его слова о моем здоровье (которые он высказал в письме к Шевелеву), тем более, что еще совсем недавно у нас с ним были вполне нормальные контакты (всем, кто желает, могу показать историю нашей переписки). И все же это мелочи, о которых, наверное, не стоит много говорить. Важно другое. «Несомненно, развитие науки полезно для общества. Более того, именно христианство способствует её развитию. Насчёт науки и нравственности я не согласен с вами. Вопросы нравственности относятся к религиозной сфере. Наука не регламентирует мораль. На тему науки и религии у меня есть статья, возможно она будет интересна вам: Питанов В.Ю. «Христианство и наука – враги или сотрудники?» Я прочитала его статью, и она мне скорее понравилась, чем не понравилась. Хотя, конечно, с некоторыми высказываниями трудно согласиться. Но ведь дело не в этом. Хороший оппонент Питанов или плохой, образованный или необразованный, с публикациями или без - это действительно не повод, чтобы отказываться от обсуждения важных общественно значимых тем. И вообще, дело вовсе не в Питанове. Пора заметить, что сама постановка вопроса о дискуссии верующих с неверующими как о самоцели сегодня совершенно бессмысленна. О чем спорить? С чем не соглашаться? О чем-то спорить на радио, на ТВ, чтобы как-то с хорошей стороны себя показать? Кому-то доказывать, что атеисты не бандиты и не нравственные уроды? Но зачем, позвольте спросить? Разве это кому-то надо? Разве это волнует наше современное общество? Мы представляем науку. Критический подход, сомнение, неверие – главное условие существования науки. И сегодня уже никого не надо убеждать, что наука необходима. Это каждому понятно. В каждой капле воды, текущей из-под крана, в каждой крошке еды у нас на столе и, вообще, в каждой частице нашей, в основном искусственной, жизненной среды сконцентрированы огромные научные достижения. Но вопреки науке существует и религия. Значит, и в ней есть общественная потребность. Что делать! Обыденное сознание, не имеющее научного образования и естественнонаучного видения мира, нуждается в обобщающей религиозной идее. С этим бессмысленно спорить. Это надо изучать. Впрочем, как и многое другое. А более всего надо уделять внимание тому, что действительно волнует всех. Экономика не в порядке. Образование все хуже и хуже. Нравственность ? просто сплошное безобразие. Мы относим себя к научному сообществу. Но разве наука не обязана изучать проблемы, которыми общество болеет и с которыми нам всем приходится сталкиваться на каждом шагу? Вы скажете, да как тут новые проблемы изучать, когда нам даже за то, что уже сделано, денег не платят, темы закрывают, отделы сокращают!... Тогда давайте так и ставить вопрос: надо ли и как спасти науку? Что для этого надо сделать? Давайте зададим эти вопросы религиозным адептам: как они сегодня, взяв бразды идеологии в свои руки (а это уже свершившийся факт и это пора признавать) собираются помогать стране переживать лихие времена? И, в частности, чем они могут помочь научному естествознанию и, вообще, науке, которые являются неотъемлемой частью духовной жизни человека и общества и важнейшим условием общественного прогресса. Может быть, не случайно Питанов говорит, что именно христианство способствует развитию науки. Только хотелось бы, чтобы он пояснил это как следует. Может быть, не о полемике надо ставить вопрос, а о том, как сообща найти способ объединить духовные ресурсы страны для ее спасения и возрождения. Ведь и верующие должны понимать, что наука необходима и что наука может существовать лишь благодаря своему исконному качеству неверия, будучи вне религии. И ученым должно быть ясно, что эгоистическую предприимчивость в обществе надо разумно уравновешивать альтруистической моралью, которая изучается, укрепляется, но отнюдь не создается наукой… Впрочем и религия не создает мораль, хотя и утверждает обратное (прибегая к идее бога). Но религия бесспорно служит морали. И пусть служит, поскольку всем необходима мораль. И хорошо бы, чтобы атеисты в науке понимали, что религиозная вера нужна, поскольку обслуживает мораль, а религиозные адепты понимали, что и неверие необходимо, поскольку стимулирует науку и способствует экономическому развитию. Не будем сейчас говорить о том, что в науке тоже существует вера в факт и научная убежденность. Не будем здесь поднимать вопрос о сущности и соотношении веры и неверия в самой науке, это предмет другого разговора. Достаточно признать, что в научном исследовании критический подход и неверие как свобода от религиозных догматов безусловно необходимы, наука на этом зиждется. Поэтому и считаю, что сегодня нам не стоит ломать копья и тратить нервную энергию на непродуктивные разногласия с верующими. Наоборот, надо договариваться о взаимодействии и направлении усилий в общее русло на пользу обществу. И говоря об определенной степени сотрудничества, я конечно под этим не подразумеваю внедрение церковных организаций в научные учреждения и открытие там молельных домов и комнат, подобно красным углам, или, напротив, попытку убедить самого Кирилла и высшее духовенство в том, что бога не существует. Уступка наукой церкви сферы своего влияния и экспансия церкви уже итак произошли. Сегодня мы вправе ставить вопрос о более жестком и справедливом разграничении полномочий, рассчитывая на то, что церковь сама, добровольно признавая и необходимость науки, и необходимость научного образования, и необходимость сохранения научных основ в базовом школьном образовании, признает за наукой и то место в общественной жизни, которого она справедливо заслуживает, и те позиционные границы, на которые посягать религии бессмысленно и вредно. Возможно, Вы скажете, что это утопия. И все же пытаться вести конструктивные позитивные переговоры, а не базарную перепалку, стоит. При этом не надо поминать крестовые походы, пытки и костры святой инквизиции, фашистские концлагеря и, тем более, сталинские застенки. История на то и история, чтобы учить людей не повторять прошлых ошибок. Ведь она уже готовит нам всем новые вызовы и угрозы. Сегодня европейским странам реально угрожает варваризация населения и общее падение европейской культуры под натиском ислама. Восток бурлит. В европейских столицах митингует и бьет витрины, поджигает автомобили исламская молодежь. На глазах усиливается влияние Турции. Вспомните, падения Римской империи или Византии. Они растянулись на столетия. Их главная причина была одна и та же – индивидуальный и групповой эгоизм и общественный раскол. Давайте попробуем убедить верующих, что мы отказываемся от враждебных диспутов с ними, потому что считаем, что нам надо не препираться в выяснениях, кто из нас лучше, а думать и предлагать, как лучше противостоять упадку, способствовать выздоровлению нашего общества – его экономическому и нравственному прогрессу. Г.Г. Шевелев - И.Г. Лаверычевой
Интересно, в чем выражается, что: ЛИГ> «Вопросы нравственности относятся к религиозной сфере». Нет, они относятся к общечеловеческой сфере. ЛИГ> Хороший оппонент Питанов или плохой, образованный или необразованный, с публикациями или без - это действительно не повод, чтобы отказываться от обсуждения важных общественно значимых тем. Зачем же Вы сначала давали согласие, а потом отказывались? Обсуждайте, если хочется, кто мешает. Я вот не хочу участвовать в устной дискуссии и не буду. Это мое право, как и Ваше — участвовать. Позвоните Питанову и договоритесь. ЛИГ> Пора заметить, что сама постановка вопроса о дискуссии верующих с неверующими как о самоцели сегодня совершенно бессмысленна. А мы разве напрашивались? Это Питанов нас пригласил к диспуту, да еще и на нейтральную философскую тему, т.е. о дискуссии как о самоцели речь не шла. ЛИГ> О чем спорить? С чем не соглашаться? О чем-то спорить на радио, на ТВ, чтобы как-то с хорошей стороны себя показать? Кому-то доказывать, что атеисты не бандиты и не нравственные уроды? Но зачем, позвольте спросить? Вы, кажется, не читали приглашение Питанова нам. Он как раз предлагал этих вопросов не касаться, а обсудить, повторяю, философскую тему. ЛИГ> Обыденное сознание, не имеющее научного образования и естественно-научного видения мира, нуждается в обобщающей религиозной идее. С этим бессмысленно спорить. Это надо изучать. Смотря для чего изучать? Чтобы понять, почему даже в ХХI веке сохраняется нужда в религиозной идее? Но Вы сами объяснили, почему: из-за отсутствия научного образования и естественно-научного видения мира. Я добавил бы к этому психологическую причину: верующим людям, даже из числа высокообразованных, вера нужна для душевного комфорта, так им просто удобнее жить. И это их личное дело. Атеисты (даже Дулуман, кстати, кандидат богословия) борются не с верующими, а с агрессивной идеологией и практикой клерикалов (Дулуман называет их попами, но он и сам был попом). ЛИГ> Разве наука не обязана изучать проблемы, которыми общество болеет и с которыми нам всем приходится сталкиваться на каждом шагу? Наука в целом не обязана. Для изучения специфических проблем общества существуют общественные науки и некоторые науки "на стыке наук". ЛИГ> Надо ли и как спасти науку? Что для этого надо сделать? Давайте зададим эти вопросы религиозным адептам: как они сегодня, взяв бразды идеологии в свои руки (а это уже свершившийся факт, и это пора признавать) собираются помогать стране переживать лихие времена? Если спрашивать, как спасти российскую науку, т.е. где взять для нее деньги, то уж никак не у церковников. ЛИГ> В частности, чем они могут помочь научному естествознанию. Они ратуют не о помощи ему, а о замене научного естествознания креационизмом. ЛИГ> Может быть, не случайно Питанов говорит, что именно христианство способствует развитию науки. Он-то говорит это, конечно, не случайно, но это ложь. ЛИГ> Уступка наукой церкви сферы своего влияния и экспансия церкви уже и так произошли. Наука церкви ничего не уступала и не уступит. В сложившейся неблагоприятной ситуации вина не науки, а государства и ряда подыгрывающих власти научных чиновников. ЛИГ> Сегодня мы вправе ставить вопрос о более жестком и справедливом разграничении полномочий, рассчитывая на то, что церковь сама, добровольно признавая и необходимость науки, и необходимость научного образования, и необходимость сохранения научных основ в базовом школьном образовании, признает за наукой и то место в общественной жизни, которого она справедливо заслуживает, и те позиционные границы, на которые посягать религии бессмысленно и вредно. Наука не нуждается в том, чтобы церковь ее признавала. Достаточно признания и заботы со стороны государства и заинтересованного в науке частного капитала, и наука воспрянет независимо от того, как на нее смотрит церковь. ЛИГ> Давайте попробуем убедить верующих, что мы отказываемся от враждебных диспутов с ними. Напомните, пожалуйста, когда РГО вело с ними враждебные диспуты, от которых теперь надо отказываться. В.А. Кувакин — И.Г. Лаверычевой
1. В том, что «религия служит морали». Религия узурпировала мораль и использует ее в своих специфически религиозных целях (спасение, подготовка к загробной жизни, крещение и т.д. – в этом нет ничего от морали, т.к. относится к потустороннему миру) и в целях своего социального влияния и выживания в обществе. 2. Христианство как вероучение и церковь не способствует развитию науки. В том, что из числа верующих рождались ученые, а из монастырей – университеты не является доказательством. Все это происходило вопреки духу христианства и церкви. Это было веление времени, результат неизбежного накопления знаний и умений человека, а не желание церкви создать науку. А как она ее гнобила и утрирует сегодня – это широко известно. 3. Должен добавить, что у науки есть большой нравственный потенциал, который работает на общество: приверженность истине, служение людям, бескорыстие поиска истины, интеллектуальная честность, стремление улучшить условия человеческого существования и т.д. Так что исключать науку из области нравственности нельзя, хотя это и разные вещи. 4. Нужно ли вести дебаты с верующими? Да нужно, но не во имя их самих, а потому, что они обращены или должны быть обращены к гражданам России, чтобы они смогли сами судить, кто прав, а кто виноват, кто какие идеи отстаивает. Вот это действительно важно наряду с тем, что населению нужно лучше знать, кто такие современные неверующие. Однако, к сожалению должен заметить, что мы – РГО – оказались не готовы к дебатам. Не потому, что слабы мировоззренчески, а потому, что нет воли и нет организационных ресурсов собраться и встретиться с христианами. Вот это есть наш «грех»: рыхлость, определенный индивидуализм, отсутствие должной инициативы и воли. Я согласен с реакцией Г.Г. Шевелева. Он и без того самый активный член РГО, по крайней мере в СПб. А у нас стало плохой традицией выдвигать идеи и проекты, но считать, что реализовывать их должен кто-то другой, или тот, кто и так делает очень много для РГО. Печально, что Б. Я. Пукшанский не хочет заняться этим. Боюсь, что именно отсутствие уставной дисциплины и должной активности членов РГО загубит нашу организацию. Хочется надеяться, что этого не произойдет. Ю.С. Парижский 18.09.11
М.М. Богословский 18.09.11
Ю.С. Парижский 19.09.11
Ш. - Ю.С. Парижскому 19.09.11
Юрий Семенович, чего вы хотите? Вести с Питановым переговоры о диспуте? Ведите. Только если Вы, как я понял, не сами хотите с ним дискутировать, то сначала найдите тех, кто хочет. Гордиенко отказался наотрез, Ирина Германовна согласна только ассистировать. Если у Вас есть другие кандидатуры, свяжитесь с Питановым, или лучше - пусть они сами сделают это. И флаг им в руки! А.Г Сушанский 20.09.11
М.Б. Конашев
|
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||