Мы идем к пониманию сути гуманизма

Избранные материалы, взятые из форумов РГО*

Quantum — декабрь 2010 г.
Можно ли вступить в РГО и, если да, то как это сделать? Необходимо ли членство в РГО для участия в мероприятиях - например, конференциях, школах?

Soles - апрель 2011
Вот информация о вступлении на сайте РГО http://www.humanism.ru/ustav.htm :

13. Членами Организации могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 18 лет, общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, признающие уставные цели Организации, уплатившие вступительный взнос, готовые соблюдать Устав Организации, регулярно уплачивать членские взносы, участвовать в деятельности Организации.
14. Приём в члены Организации производится Общим собранием регионального отделения Организации по письменному заявлению вступающего гражданина и решению правомочного руководящего органа общественного объединения с последующим утверждением данного решения Исполнительным комитетом Организации. Гражданин или общественное объединение, вступающее в Организацию, должно иметь рекомендацию одного из членов Организации, предварительное одобрение со стороны Исполнительного комитета Организации, а также внести вступительный взнос.

Процедура представляется достаточно сложной. У нас нет региональной организации, рекомендации, по этой причине, дать некому. Уплатить взнос, думаю, не сложно, есть реквизиты, но форму заявления не нашёл, хотя, честно говоря, искал не долго, так, пробежался глазами. В любом случае удобнее всего при необходимости привлечения новых членов сделать специальный информационный раздел на сайте – «Как вступить в РГО?» или что-то в этом духе, где всё и описать.

Недавно я обращался в одну партию по поводу возможного членства, и там мне один её «активист» сказал, что, дескать, давайте лучше будем вместе разные партийные дела делать, а о членстве поговорим потом. Для партии это удивительно - не думать о массовости, а для РГО, я думаю, главное - не количество, а качество. Валерий Александрович, я думаю, побольше моего знает о разного рода научных и творческих обществах и организациях в мировой истории, насчитывавших всего десяток членов, но давших новые направления развитию мировой науки, сдвинувших тектонические плиты человеческой истории. С другой стороны, мне известна масса примеров, когда неконтролируемый «приток новых членов» размывал и наполнял организации и проекты совершенно иным по отношению к задуманному содержанием. Поэтому членство – вопрос принципиально важный для судьбы организации. Если членство ограничить людьми, наиболее достойными и проверенными (экспертами), это только прибавит авторитета организации. При этом можно создать статус, скажем, сторонников РГО, которые не могут голосовать и влиять на деятельность организации, но могут участвовать в деятельности. Я например, давно себя ощущаю в этом статусе.

Рыжов А.В. - апрель 2011 г.
Мое мнение - чтобы быть гуманистом, не обязательно куда-то вступать... Хотя если начнется "перепись гуманистов" - это будет полезным делом. А так - просто нужно пытаться сделать лучше тот кусочек жизни, который возле тебя. Что и делаем. Создаем гуманистический клуб из друзей, и вперед! К самореализации, самоактуализации и самосовершенствованию!

Soles — апрель 2011 г.
То, о чём Вы говорите, - есть высшая форма проявления гуманизма, т.е. гуманизм естественный, повседневный, добровольный, не показной. Но есть одно «но», о котором говорят все «профессиональные» гуманисты-просветители, в том числе и президент РГО В.А. Кувакин. Одного желания, даже самого искреннего, для того, чтобы быть гуманистом, не всегда бывает достаточно. Необходим немалый познавательный труд в изучении опыта гуманизма, чтобы не наделать ошибок и не навредить в своём желании «сеять добро». Это то, что касается обретения теоретической базы «качественного» гуманизма (свободного от спекуляций и конъюнктурных деформаций).

Есть ещё инфраструктурные и институциональные моменты, т.е. человеку важно иметь моральную и практическую поддержку в своей гуманистической деятельности, а общественное сознание также должно получать откуда-то гуманистические импульсы. Хотя я с Вами полностью согласен, без способности и стремления быть гуманистичным в повседневности и наедине с собой нет подлинного гуманизма в обществе, даже если создать академии, институты и партии гуманизма.

Рыжов А.В. - апрель 2011 г.
Должна быть мощная теоретическая база. Недавно переписывался с одним человеком, который сводит гуманизм к "морали, этике и нравственности". Для многих современных людей такие слова уже являются если не пустым звуком, то неким "пережитком"... Они даже не представляют, как много содержит в себе понятие гуманизма. Может, я все и усложняю, но разве сам человек - простое явление? Тогда почему же с "человечностью" должно быть просто? Именно для того, чтобы получать "гуманистические импульсы" и духовную пищу, я и записался в этот форум... Я не упертый индивидуалист и не "один в поле воин". Ради знакомств с такими интересными людьми, как Вы, уважаемый Soles, ради обмена мнениями для корректировки собственных программ. Мое предыдущее высказывание было адресовано, наверное, к тем людям, которые постоянно чего-то ждут извне. Сколько раз я читал на этом форуме типа такого: "вы должны организовать свою партию и мы за вами пойдем", "вы должны стать к народу поближе и сделать доступные для большинства программы", "гуманизм нужно делать вместе с государственной поддержкой" и т.д. Есть просто люди, которые оправдывают некую "пассивность" тем, что для них ничего не "подготовленно". Тут просто может дойти до смешного "На демонстрацию я приду, а вы мне дадите транспарант?" Вот такие "подставки" для транспарантов зачастую и думают, что, состоя в партии или в организации, они серьезно занимаются общественной деятельностью... Однако гуманизм не просто деятельность... Да ладно, что я объясняю - и так всем все понятно.

Soles — апрель 2011 г.
Если для неких людей мораль, нравственность и этика – пустой звук, то можно сказать, что у них отсутствует почва для формирования гуманизма, поскольку, на мой взгляд, гуманизм – это как раз и есть практическое воплощение основ «естественной морали». Правда, важно понимать значение этих этических терминов, и здесь для меня лично неоценимое значение имела возможность познакомится со статьёй В.А. Кувакина «Невежество относительно этики». Валерий Александрович подробно разъяснял различия в содержании терминов мораль, нравственность, этика. Так вот, с учётом того, что нравственность и мораль могут быть всего лишь сводом законов и правил каких либо сообществ, субъективно построенных под свои интересы и привычки, этика является научно обусловленным знанием, построенным на основании стремления к объективной, оптимальной «справедливой» гармонизации человеческих отношений, отношений человека и Природы. Но это к слову, а по сути разговора, гуманизм если и является отдельным обособленным знанием, то именно в части практического воплощения этических законов в жизнь, т.е. гуманизм это своего рода прикладная, практическая этика. При этом, как и любая прикладная наука, гуманизм находится на стыке различных научных дисциплин и практических технологий.

Проблема состоит ещё и в том, что вот есть люди, активно интересующиеся и «всем своим существом» стремящиеся к гуманизму, они находят близких себе по духу людей, организации и встаёт вопрос - а что дальше? И те люди, о которых Вы пишете, собственно, всего-навсего задаются тем же вопросом. К сожалению, они несамостоятельны, но таких людей, по данным социологии не мало, на цифрах не скажу, но относительно конформизма, читал, что до 85% людей сознательного возраста принимают решения на основании общего мнения (мнения большинства), на основе общепринятых правил, не задумываясь хорошо это или плохо, полагая, что раз большинство так считает, значит это и есть истина и справедливость, «все воруют, значит это и есть норма жизни, значит от этого никуда не деться». Сами по себе такие люди действовать не будут, да они и сами об этом говорят. Я думаю, что организации и партии могут мобилизовать значительную часть и этих людей, направить остатки их пассивной энергии по пути истины и справедливости. Но это при условии существования и зрелости развития гуманистического движения. Пока что гуманистическое движение в России, свободное от религиозного и иного идеологического догматизма, находится в стадии своего начального формирования. И тем не менее, я ощутил себя на более твёрдой почве сразу же как только познакомился с теоретическими основами РГО, оформленными (составленными) и доработанными (отредактированными, прокомментированными) председателем РГО В.А. Кувакиным. Да, кстати, форум – форумом, это уже, так сказать, частные мнения, а вот содержательная часть гуманистических знаний в большей степени находится всё-таки в публикациях на самом сайте РГО. Хотя форум – это живые мнения, живой диалог, но он в большей мере отражает лишь наши частные представления о гуманизме, поэтому на форуме мы имеем дело не с самим гуманизмом, а нашим мнением о нём. С другой стороны, форум позволяет обмениваться информацией, новостями, находить единомышленников.

Рыжов А.В. - апрель 2011 г.
Мое восприятие гуманизма не состоит из триады понятий "мораль, этика, нравственность", потому что они сами по себе - понятия, так сказать, термины. И чтобы понять один термин, надо сначала расшифровать три других - лично для меня это неудобно, когда приходится говорить с моими знакомыми о гуманизме. Я предпочитаю более конкретную формулировку - это "стремление к свободе собственной личности" и "отношение к другому человеку не как к средству достижения цели, а как к собрату". Первая - это внутреннее проявление гуманизма, вторая - внешнее. Не буду спорить, если Вы скажете, что эти формулировки взяты, скажем, из Этики и Нравственности. Дело не в этом. Просто я не хочу, чтобы в моем сознании Гуманизм размывался до большого красивого пятна, состоящего из разных "хороших" слов. Если я сам буду конкретно понимать, что есть гуманизм - мне будет легче о нем разговаривать с другими. Можно идти и другим путем - изучить всю теорию, что представлена на сайте РГО, и дальше ломать голову - что же все-таки иметь ввиду под гуманизмом? Тем более, у меня не такая хорошая память, чтобы запомнить столько информации.

Дальше вы пишете, что "гуманизм" - это практическое воплощение принципов "естественной морали" Тогда почему на сайте так обширно представлена теория Гуманизма? Наверное, члены РГО все же выделяют Гуманизм в нечто "особенное", раз тратят столько времени на установление рамок понятия... Лично я бы назвал Гуманизм не практикой, а отношением - к самому себе, к жизни и живущим. Но я не стараюсь Вас переубедить - цель у нас одна, только дороги к ней (или формулировки) слегка разные. Вы можете составлять статьи выверенным наукообразным языком (к счастью, не слишком сложным), я же "грешу" иногда образностью и метафоричностью, еще и некоторые шутки себе позволяю. И последнее - вы задаете резонный вопрос "А что дальше?" Я действительно работаю над "дальше". Создаю стратегию распространения "доморощенного" Гуманизма. Но это не дело нескольких часов или дней. Для начала я хотел бы ознакомиться с общественным мнением по поводу моего вопроса "Что стоит на пути к Гуманизму?" Далее я постараюсь опубликовать свой план действий, простирающийся дальше листовок. Но это будет отдельная глава - для начала нам нужно выяснить всю сущность механизма сопротивления Гуманизму. Я уже кое-что подготовил по этому вопросу, но хочу увидеть также и активность форума. В последнее время, мне кажется, к нему мало проявляют интереса. Понятно, что члены РГО и без того заняты... Но где же остальные почти 180 человек? Или наши вопросы их "недостойны", и они не хотят спускаться со своего Олимпа, что бы в очередной раз устало написать "Гуманизм, мой дорогой, это не то, что вы думаете".

Я предлагаю продвигать гуманизм в массы вручную. Это может каждый. Для начала созовите всех своих друзей. На дружеское чаепитие к примеру. Произнесите пламенную речь , начинающуюся со слов: «Друзья, все вы понимаете, что мы живем в страшное время… И каждый из вас думает что он бессилен, что он не может ничего изменить… Поэтому нужно объединяться и действовать сообща (тут же добавить какой-нибудь проверенный временем афоризм)» И так далее, думаю, вы знаете, как продолжить… С теорией вы знакомы все хорошо. Ну а дальше что? Идти на демонстрации, в школы, в приемную ЕР? Нет. Вы даете каждому вашему другу штук пять листовок (которые он расклеит на подъезде своего дома), в которых содержится какая-либо цитата с сайта РГО, а ниже крупными буквами стоит «РОССИЙСКОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО» и ссылка на электронный адрес. Если друзья не придут на вашу следующую встречу, делайте все сами! Примерно с год такой пропагандистской деятельности, и мы спросим у Валерия Александровича – насколько возросла посещаемость сайта. А если она значительно возрастет, значит, первый шаг по популяризации идей гуманизма уже сделан. О втором шаге поговорим через год.

Кувакин В.А. - август 2011 г.
Мне кажется, что мы, хотя и с большим трудом, идем к пониманию сути гуманизма как мировоззрения для человека, который хочет прежде всего быть зрелой и граждански активной личностью. Наш гуманизм именно мировоззренческий, что подчеркивает его значение для личностного развития, обретения знания и решимости быть гражданином своей страны, а не браться за выполнение вселенских или просто социальных проектов не осознав, кто ты и что ты есть как житель России, что ты знаешь о себе и стране, насколько ты свободен и ответственен в отношении чего-то реального и серьезного. У нас, россиян, есть такая болезнь - маниловщина и мечтательный идеализм. Я получаю много писем с "гениальными" проектами "спасения" России и всей планеты. Такова, к сожалению, история России, что в ней в течение многих веков людям не давали свободы строить свое общество. Можно было только говорить, да и то часто за это платили тюрьмой или ссылкой. Вот так и родилась российская интеллигенция, страшно далекая как от народа, так и от власти. Сегодня ей пришел конец, как бы мы ни оценивали этот факт. Рынок окончательно разложил эту прослойку. Но ей на смену идет что-то более реальное и значимое - гражданин России. Свободный, умный, ответственный, грамотный, реалистичный, критичный, обладающий достаточно четким научным взглядом на мир. Этого человека можно назвать гуманистом. Но не в этом дело. Дело в рождении гражданского общества, реальной основы для диалога народа с властью. Гуманизм в этом деле, на мой вгляд, - крайне ценный инструмент и метод, т.к. в нем есть необходимый минимум: общечеловеческие ценности, научный взляд на мир, уважение к разуму, критическое мышление, умение учиться и развиваться всю жизнь. Гуманист не сумпермен, а обыкновенный, но серьезный человек, знающий цену свободе, своим правам и обязанностям. РГО оказалось первой ласточкой в мировоззренческом пространстве России. О современном гуманизме мало кто знал по очевидным причинам. В России он родился как алтернатива красно-коричневой угрозе, возникшей в 90-е годы, когда православная церковь и многие коммунисты двинулись навстречу друг другу. В РГО люди пришли в основном отсидеться в этом цунами идей. Они нашли в РГО хорошую заводь, сохранили себя и свои убеждения и должны в этом смысле быть благодарны нашему Обществу. Но этого мало для утверждения гуманизма и его развития ка общественного мировоззренческого движения. Надо было всем нам учиться все эти годы. Но стереотипы и психология не дали это сделать многим членам РГО. Я надеюсь, что молодое поколение членов РГО поймет главное в гуманизме - постоянный внутренний рост, развитие, обучение и самопросвещение - во имя реального и эффективного социального гражданского действия. Для них эти слова не являются абстракцией. Они изучают гуманизм и понимают его как метод мысли и действия. В Норвегии есть большое молодежное отделение Норвежского гуманистического союза, которому гуманисты Норвегии уделяют очень большое внимание. Всего в этой стране около 80 тыс. членов НГС, эта организация - заметная общественная и моральная сила в обществе. А мы в России - только в начале пути. Но рост влияния гуманизма как образа жизни и убеждения неизбежен, если наша страна сохранит себя как цивилизация. Одна деталь: в Казахстане введен обязательный школьный курс "Самопознание". Вот чего не хватает россиянам. Человек, знающий свои интеллектуальные, моральные, гражданские и правовые ресурсы - это сильный человек. Это человек, который может вместе с такими же, как он, создавать реальные, т.е. снизу, а не сверху, политические партии.
_______________________________________

* http://forum.humanism.ru
https://groups.google.com/group/civilhumanism?hl=ru

наверх