Школа по-голландски

Из http://trv-science.ru/2011/03/01/shkola-po-gollandski/#more-10702

Начальная школа

Голландская школа для ребенка начинается с четырех или пяти лет.

Начальная школа состоит из 8 групп («классы» только в средней школе). В первых двух группах дети в основном учатся общаться друг с другом и с учителем. С третьей группы уже начинается собственно обучение — письмо, чтение, основы счета, немного истории, географии и природоведения.

Основной акцент в начальной школе ставится, во-первых, на общение и работу в команде, во-вторых, на выявление потенциальных способностей ребенка. И тут начинаются первые «отсевы». Если у ребенка дислексия (нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению) — ничего страшного. А вот если он не может общаться с другими и на него тратят слишком много времени — родителям посоветуют обратиться к психологу. Если тот поставит диагноз «аутизм», то ребеночка, скорее всего, переведут в спецшколу (тут несколько уровней спецшкол). В отличие от России, обучение в спецшколе не является стигмой, но в общем в Голландии туда тоже не особенно стремятся.

Средняя школа

В конце начальной школы наступает «момент истины»: дети проходят через несколько «тестов» — как минимум CITO-тест (что-то вроде письменного экзамена по всем областям знаний, которые предполагалось получить в школе) и IQ-тест. Кроме того, школа имеет право выразить собственное мнение о способностях того или иного ученика. В зависимости от тестов и от мнения школы ребенку выдают рекомендацию для прохождения дальнейшего образования — на какой уровень он может претендовать.

Дело в том, что средняя школа в Голландии поделена как вертикально, так и горизонтально. Горизонтальных уровней в настоящее время три: vwo, havo и vmbo.

Vwo (срок обучения — 6 лет) дает право поступать в университет.

Havo дает возможность получения высшего профессионального образования (т.е. института в нашем понимании). Там учатся 5 лет.

По местной статистике, 40% детей получают образование в школах уровня vwo и havo, остальные же 60%, не желающие слишком уж утруждать себя учебой, попадают в систему vmbo.

Vmbo — туда идут те, кто больше хочет работать. Это что-то вроде наших техникумов и ПТУ.

Есть еще внутреннее деление. В vwo и havo это будут: наука и техника. В vmbo: техника, здоровье, экономика и сельское хозяйство.

Что касается выбора уровня средней школы, то тут, как я сказала, основной вес имеет рекомендация из начальной школы.

Начальная школа не рекомендует ребенку гимназию, если не считает, что он ее «потянет», а средняя школа может порекомендовать родителям перевести ученика в школу уровнем попроще в случае неуспеваемости. «Тянуть» в российском понимании сильно не будут, если речь не идет об уровне, с которого падать уже некуда. Установка на получение всеми детьми диплома о среднем образовании здесь довольно четкая — считается, что без образования человек не найдет хорошую работу, а значит, пополнит ряды тех, кто сидит на пособии.

Некоторые вещи в голландской системе удивляют: во-первых, то, что до 12 лет детей никто не учит решать математические задачи методом составления уравнений; во-вторых, то, что в начальной школе, в отличие от нашей, дети не учат стихотворения голландских классиков наизусть и не пишут диктанты по отрывкам из классических произведений.

Немного печалит, когда в общем-то смышленые молодые люди, например, разговоры о литературе отсекают словами «я был на бета-направлении и ничего этого не учил». Не знаю, хорошо это или плохо. Они хорошо знают свое дело и, как правило, любят то, что делают. Годам к 40 или даже раньше человек может вообще резко сменить поле деятельности (я знаю одного программиста, который стал художником, и другого, который переквалифицировался в шеф-повара). Очень популярна художественная самодеятельность — хоры, оркестры, театральные труппы, изобразительное искусство, и это не кажется странным или удивительным. Удивительно, если у человека хобби нет.

Анна Начёса

наверх