А вот, кому газета?

http://trv-science.ru/72N.pdf
http://trv-science.ru/73N.pdf

          От ред. сайта. Из-за недостаточного числа подписчиков и незаинтересованности распространителей перестал издаваться печатный вариант журнала РГО «Здравый смысл».
          Нечто подобное грозит заслуживающей лучшей доли просветительской газете «Троицкий вариант», издаваемой учеными и научными журналистами (электронную версию можно читать по адресу http://trv-science.ru/ ).

Нет повести печальнее на свете,
чем повесть о нечитанной газете.

Часть 1. Бесплатная

Когда задумывался и воплощался в жизнь проект создания «Троицкого варианта», лично у меня были серьезные сомнения, – а надо ли это кому-нибудь. Как показала почти трехлетняя практика – надо! Аудитория у нас, может, и не самая многочисленная, но устойчивая, преданная и УВАЖАЕМАЯ. Все-таки людей с высоким интеллектом обратить в свою веру, понравиться им куда тяжелее, чем добиться того же успеха у «среднестатического гражданина».

Одной из основных составляющих деятельности газеты является (употребляя маркетингово-экономический слэнг) донесение продукта до потребителя. Мы, конечно, предполагали, что трудности будут, но не ожидали, насколько они серьезны и, позволю себе тавтологию, неожиданны. Скажу по секрету, до сих пор в разных местах – от подсобки издательства «Тровант» до кабинетов некоторых институтов – хранятся пачки первых двух-трех номеров. Мы их просто не сумели распространить и первым делом снизили тираж. Задумывая газету, мы планировали 20000 экземпляров, дебютные номера (к счастью!) напечатали в количестве 10 тыщ, но потом уменьшили тираж еще вдвое.

Иначе, с одной стороны, мы бы разорились только на печати, с другой, утонули в горе столь ценной и высокоинтеллектуальной макулатуры. Казалось бы, при нынешних «рыночных» реалиях чего уж проще – заключай договора с распространителями и продавцами, вербуй подписчиков – и тираж разлетится как по ветру. Не тут-то было. Конечно, сказывалась и наша собственная неопытность в этих делах, но некоторые вещи оказались просто необъяснимы.

Во-первых, брать на распространение нашу газету мало кто торопился – логично ссылаясь на ее новизну и нераскрученность. Но даже два года спустя, когда ТрВ-Наука заработал себе и доброе имя, и получил определенную популярность, две крупнейшие в Москве сети распространения печатных СМИ никак не откликнулись на наше предложение о сотрудничестве. Тем приятнее на их фоне выглядит «Новая газета», продающая по 70-80 экземпляров каждого номера только из одного киоска (адрес: Страстной б-р, 4). Представляете, сколько мы могли бы продавать газет, если бы таких точек по Москве и области было десятка два?

Большую часть тиража по соглашению с нашими спонсорами мы распространяем бесплатно в крупнейших научно-образовательных центрах Москвы. Это МГУ, ФИАН, ВШЭ, ИКИ, ИОНХ, ГАИШ, Институт океанографии, НИИЯФ, ИТЭФ, Политехнический музей, Музей А.Д. Сахарова, Государственная публичная историческая библиотека, простите, если кого забыл… В эти учреждения попадает от 100 до 400 экземпляров каждого номера, и в последнее время газеты расходятся почти полностью за сутки. Особенно, когда мы экспериментальным путем установили потребности каждой из точек распространения.

Но и здесь случались казусы и трудности – причем на всех уровнях. Нам вдруг оказывали противодействие то строгие вохровцы на проходных, то неопознанные бюрократы из учрежденческих недр. Мол, эта ваша газета на фиг здесь не нужна, валяется по всему институту под ногами исключительно в качестве мусора. Мне, особенно поначалу, неоднократно доводилось исполнять роль курьера по развозке ТрВ – и однажды я не удержался и одного такого ответственного институтского работника в чувствах спросил, а что у них здесь за «научная контора» такая, что никому из сотрудников и руководителей не интересно профильное издание?

Кстати, замечу, что на ранних стадиях жизни газеты с работой бесплатного распространителя (бесплатного для читателей, но отнюдь не для менеджмента ТрВ-Н) грамотно и творчески справлялись ТОЛЬКО кандидаты наук среднего возраста. Дважды нанимаемые нами «молодые, энергичные, растущие кадры» фактически полностью срывали план развозки, умудряясь заблудиться на весь день в Москве и похоронить более половины тиража в недрах своих авто…

К сожалению, есть примеры иного рода, когда газета ДЕЙСТВИТЕЛЬНО оказывалась не нужна научным работникам. В один о-о-очень большой институт (не стану уж его называть), с рядом сотрудников которого приятельствуют члены редакции, а директор является нашим постоянным автором и подписчиком, мы регулярно завозили ТрВ-Н до тех пор, пока не взмолились местные специалисты по охране проходной. Мол, вон ваша газета в углу свалена, никто не берет… И впрямь, пролежав больше недели на видном месте на проходной, через некоторое время газеты сваливались в угол неподалеку – там скопилось чуть ли 1000 экземпляров 5-6 последних номеров!

В другом институте нас сильно просили завозить «хоть по полпачечки», типа, все окрестные заведения снабжают, а их нет – что ж, они, не люди?.. Не ученые? Уважили мы товарищей, благо крюк небольшой (каждый новый объект и маршрут – предмет научно-финансовой дискуссии между руководством ТрВ-Н и курьером), а спустя пару месяцев сердобольная тетенька на входе шепнула нашему развозчику на ушко: ребята, да не возите вы к нам газету, ею здесь в основном печи растапливают – берут сразу штук 20 и…

Был даже эпизод «политический», когда в одном СЕРЬЕЗНОМ месте запретили СВЕРХУ распространять ТрВ-Н за какую-то неугодную публикацию (у нас их, сами понимаете, штуки по три в каждом номере можно найти!). Мы, было, озаботились обходными путями, письмами к общественности, поддержкой местных лояльных академиков, но, слава богу, проблема рассосалась сама собой довольно быстро. Все-таки у ученых, как правило, хватает ума не увлекаться ролями Держиморды или унтер-офицерской вдовы…

Но в целом перечисленные казусы казусами и остаются – теми самыми исключениями, подтверждающими правило: целевая аудитория Троицкого варианта-Наука читает газету и, хочется думать, ценит и уважает. Но еще больше ценят и уважают ее те люди, которые не получают газету в подарок, а платят за нее свои деньги. Далее речь пойдет о подписке и наших любимых и многострадальных подписчиках.

Часть 2. За деньги

Подписку мы планировали развивать в трех направлениях: по России в целом; в том городе, где находится издательство (и который, собственно, дал название газете), и, наконец, так называемая, корпоративная подписка – по тем точкам, где имеется максимальная концентрация целевой аудитории. Понятно, что речь идет о НИИ и вузах. Увы и ах! Планы корпоративной подписки благополучно выродились в систему БЕСПЛАТНОГО распространения. Платить нам деньги практически никто не торопился. С некоторыми усилиями, благодаря личным связям подписать удалось два (!) института. Наверно, мы и сами плохо работаем и недостаточно убедительны в продвижение бренда, но…

Характерный пример. Выходит очередной номер ТрВ-Н с хорошей-хорошей статьей, посвященной институту в целом или его руководителю. На второй-третий день в редакции раздается звонок – нельзя ли у вас ПОЛУЧИТЬ 30-40 газет (а бывает, просят сразу пачку в 200 экземпляров), вы там про нас замечательно написали. Заметьте, ПРОДАТЬ не предлагают, хотя газета, даже одна, денег стоит. Ну ладно, мы почти не зарабатываем на продаже и подписке, функционируем благодаря поддержке небезразличных людей и организаций. Поэтому соглашаемся снабдить наших героев комплектом газет. Но при этом уже совершенно не стесняемся предложить институту на нее подписаться – ведь газета «необычная, интересная и пишет на глубоко волнующие темы», как говорит сам проситель. Но почему-то особого энтузиазма предложение о подписке не вызывает. Нет, полного отлупа сходу интеллигентно не происходит, но начинается «пережевывание жвачки» на тему: да неплохо бы, а как это сделать, а нам не очень удобно так, а вам – так, хорошо бы этак, а по какой статье расходов это пойдет, но ладно (с некоторой даже экзальтацией) решим проблему, давайте счет – подпишемся на один (!) экземпляр. Весь институт!

Впрочем, 700 руб. тоже деньги, счет выставляется и… На этом в 90% случаев все и заканчивается. А подпишись процентов 20 от институтов, в изобилии разбросанных по Москве и области, каждый на 15-20 экземпляров, глядишь, и ТрВ-Н вписался бы в современные экономические реалии. И ведь не скажешь же, что люди не знают о нашей газете. Знают, читают, в основном хвалят, объявляют правильным изданием, отражающим чаяния научного сообщества, но – не подписываются!

В общем учреждение в лице своего бюрократического аппарата предлагает решать сотрудникам вопрос с подпиской самостоятельно: платим вам зарплату – вот и поддержите ваше любимое издание. И люди поддерживают! Но вот ведь очередная закавыка – хоть какие-то дивиденды приносит нам подписка только внутри г. Троицка. Себестоимость одного экземпляра газеты, по самым скромным подсчетам, – не менее 16 руб., плюс 3 руб. с нас милосердно берет Троицкое информагентство, разнося газеты по городским адресатам. Но даже в лучшие времена количество подписчиков в городе не превышает сотню. Так что суммарный «доход», обеспечиваемый местными любителями научной прессы, составляет целых 400 (четыреста) руб. с тиража. Можно жить!

Еще печальней ситуация для иногородних подписчиков. К реальной экономике она совсем уж не имеет никакого отношения. Но если полностью переложить стоимость подписки на плечи подписчиков, то их у нас попросту не останется. Поэтому отдельное и дополнительное спасибо нашим спонсорам, которые не только позволяют функционировать редакции, но и удерживают и даже преумножают наших читателей.

Процесс организации рассылки по России прошел у нас несколько стадий. Сначала мы все делали сами, силами добровольцев в редакции. Покупали конверты и марки, клеили на конверты марки и лейблы с адресами, запихивали внутрь газеты и сдавали их на почте. Худо-бедно количество подписчиков росло. Рос и объем работы по подготовке рассылки. Сначала встала необходимость привлечь специальных, заточенных под это дело людей. С одной стороны, работа не слишком интеллектуальная (но меньше, чем по 10 руб. с конверта, на нее почему-то никто не соглашался), с другой – требующая скрупулезности и аккуратности. Увы, людям со стороны не составляло труда перепутать адреса, недоклеить марок, недоложить газет, послать два конверта в один адрес и т.д. Проконтролировать гастарбайтеров по ходу процесса было невозможно. А справедливые претензии подписчиков сыпались на редакцию.

Почта по мере сил участвовала в генерации проблем. Регулярно в отделении не находилось нужного для отправки тиража количества марок («на следующей неделе должны завезти, заходите»). Газеты, отправляемые простыми письмами, доходили до адресатов с вероятностью чуть более 90%. Регулярно конверты с газетами возвращались «за отсутствием адресата по указанному адресу». Адресат как на грех тут же звонил в редакцию в поисках своего любимого и зачастую единственно выписываемого издания. Наиболее грамотные и упорные читатели не звонили нам, а шли сразу на почту. Большая часть потерянных газет благополучно находилась в каком-нибудь из почтовых отделений, которых на нелегком пути газеты могло насчитываться до 5штук. Не удивительно, что «езда на перекладных» приводит к тому, что даже без всяких потерь путь первого в этом году ТрВ-Н от Троицка до Новосибирска занял ровно 21 день.

Но это отнюдь не рекорд «черепашистости» почты – среди наших подписчиков (хвастаюсь!) глава Роснанотеха Анатолий Чубайс. От почты Троицка до офиса могучей госкорпорации 32 км. Письмо с газетой преодолело этот полный трудностей и опасностей маршрут за 18 дней, т.е. со средней скоростью 74 метра в час. В общем, устав бороться с недобросовестностью собственных случайных сотрудников, непредсказуемостью почты, с жалобами наших терпеливых поклонников, мы решили передать дело в крепкие руки профессионалов. О том, как сотрудничали с агентством «Роспечать» во благо наших подписчиков – в 3-й части моего повествования.

Илья Мирмов

ПОМОЩЬ ГАЗЕТЕ «ТРОИЦКИЙ ВАРИАНТ»

«Троицкий вариант» открыт в сети Интернет, его может читать любой знающий русский язык и читают по всему миру. Мы отказываемся от платной электронной подписки не потому, что у нас много денег, а из принципиальных соображений. Деньги как раз в систематическом дефиците, и мы остро нуждаемся в частных пожертвованиях на поддержку издания. Имена благотворителей при их согласии будут опубликованы на сайте газеты и Scientific.ru. Пожертвователь получает справку от главного редактора о размере и назначении пожертвования.

Успешно работает канал пожертвований через «Яндекс-деньги» (см. http://www.scientific.ru/trv/support.html ), большое спасибо жертвователям.

В Санкт-Петербурге газету можно брать бесплатно в межфакультетском учебном центре СПбГУ (Средний пр. В.О., д. 41), пом. 119 А. Контактный телефон: 326-49-54 (Александр). Свежие номера ТрВ можно также получить в Европейском университете Санкт-Петербурга (ул. Гагаринская, 3).

наверх