Требуем созыва представительного совещания

Уважаемые коллеги!

Ко мне обратилась кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы РГПУ им. Герцена Татьяна Рыжкова с предложением подписать открытое письмо. Учебный план, который в ближайшее время собирается принять Государственная Дума, не может оставить равнодушными писателей Санкт-Петербурга.
Письмо Татьяны Рыжковой привожу полностью.
Ваш Сергей Арно E-m: arno58@rambler.ru
______________________________________________________

        Сергей, прочитайте, пожалуйста, открытое письмо, написанное редактором московской газеты "Литература". Оно вызвано намерениями Думы принять новый учебный план для старшей школы, в котором литература и русский язык оказываются предметами, необязательными для изучения. Думаю, что Вас как писателя это не может не встревожить. Возможно, Вы захотите присоединиться к этому письму. Тогда сообщите об этом по адресу: lupusnol@gmail.com (достаточно указать фамилию, имя, отчество и род деятельности).
        М.б., Вы перешлете этот письмо своим коллегам? У нас есть день-два, чтобы собрать подписи и опубликовать письмо в центральной прессе.
        Т. Рыжкова.

        ______________________________________________________

Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину
Председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлову
Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Господин Президент! Господин премьер-министр! Господин спикер! Господин министр!

Обратиться с открытым письмом к вам нас побудило приближающееся принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В этом документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также прорисовываются отдельные частные его детали. Бес сидит в мелочах – именно о них мы и хотим сказать.

В стандарте, который должен быть рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Именно поэтому каждая цифра притягивает взор.

4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).

6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.

1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.

Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно:

-- объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;

-- объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;

-- объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни, выстраивать стратегию жизненного поведения.

И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.

Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Шолохова, Солженицына... Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, саккумулированным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом.

Мы требуем от вас как руководителей страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевода в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы требуем созыва представительного совещания педагогических работников страны, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования – это будущее каждого из нас и России в целом.

ПОДПИСИ

1. Сергей Владимирович Волков, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), учитель Центра образования №57 г.Москвы.
2. Алексей Леонидович Савельев, главный редактор газеты «История» («Первое сентября»), член Союза журналистов.
3. Арно Сергей Игоревич, заместитель Председателя Союза писателей Санкт-Петербурга, член Совета Союза писателей Санкт-Петербурга.
4. Раскин Давид Иосифович, доктор исторических наук, профессор СПбГУ, член Совета Союза писателей Санкт-Петербурга, член Правления Санкт Петербургского Союза Ученых.
5. Михалевич (Алла) Валерия Иосифовна, доктор биол. наук, член Союза Писателей Санкт-Петербурга, член Научного Совета Санкт Петербургского Союза Ученых, почетный член международного научного общества Grzhibowski Foundation, член ряда отечественных и международных научных обществ, женщина года СПб – 2009.

наверх