К чему ведет реформа бюджетной сферы

http://roditeli-rossii.ru/analisis/97-2010-07-16-14-03-27

8 мая 2010 г. в полной информационной блокаде, без намека на слушания и дебаты, был принят скандальный закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В просторечии этот закон тут же был назван «Законом о коммерциализации бюджетной сферы». Почему?

Главное в новой предлагаемой чиновниками реформе – сократить якобы раздутый социальный бюджет и дать «свободу» бюджетным учреждениям самим распоряжаться поступающими к ним денежными средствами, переведя их на самофинансирование. Согласно этому закону, одни организации останутся казёнными и будут финансироваться, как и прежде, по смете. Их немного: «оборонка», тюрьмы, психиатрические и инфекционные больницы. Все же прочие сотни тысяч бюджетных организаций - школы, больницы, вузы, библиотеки, НИИ и проч. – будут впредь получать деньги из казны только за выполнение конкретных госзаданий и на содержание имущества. Объем этих госзаданий чиновники даже не удосужились указать в законе, мотивируя это тем, что закон вступает в силу в январе 2011 года, соответственно подзаконные акты вполне можно разработать за 2010 год. Недостающие суммы бюджетникам предлагается зарабатывать самим. Как и на чем могут заработать школы, библиотеки, поликлиники и больницы?

Реформа затрагивает не только среднюю школу, но и профильные педагогические вузы, которые президент Медведев официально решил сокращать или сливать с другими учебными заведениями. Сделано это для того, чтобы в учителя мог пойти любой желающий - в стране острая нехватка кадров! Теперь обучать наших детей сможет любой человек, пройдя краткие педагогические курсы, дающие право сделать в трудовой книжке запись «педагог». Можно себе представить последствия этого решения: любой дворник, не имеющий ни малейшего понятия о принципах работы с детьми, их психологии и методах преподавания, пойдет работать в школу хотя бы ради прописки. И это после громких слов о повсеместном повышении качества образования!

Подобные реформы «Единая Россия» вынашивает уже давно. Вот цитата из предвыборного выступления Д.А.Медведева на V Красноярском экономическом форуме 15—16 февраля 2008 года «Россия 2008-2020»:

«Мы должны ответить для себя: какую школу мы создаем, что это за школа будущего?… Важно также, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников... Нужно создавать школы будущего, новые техникумы и университеты с современными студенческими городками, с широкой научной, экономической и академической самостоятельностью, чтобы они сами находили инвесторов, формировали целевые капиталы для своего устойчивого развития. Медицинская среда должна становиться конкурентной, и я думаю, что мы должны не только сами строить современные медицинские центры (хорошо, что мы этим занялись, есть и определенные успехи), но мы должны максимально способствовать, чтобы в эту сферу пришли и частные инвесторы. На самом деле это большой и перспективный бизнес».

То есть из стандарта обучения высочайшего качества, которое существовало в России на протяжении десятилетий, предполагается сделать «образовательную услугу», а из медицины – бизнес?!

К слову и цитата председателя петербургского ЗАКСа В. Тюльпанова, комментирующего давно существующие поборы в школах: «В мои школьные годы такого не было. Но сейчас во всех школах, наверное, не исключены поборы под тем или иным благовидным предлогом. Лучше это узаконить, чем оставлять в таком виде, как сейчас» (агентство Балтинфо, 12 мая 2010 г.). А как же борьба с коррупцией и право гражданина РФ на получение бесплатного среднего образования (ст.43 Конституции Российской Федерации)?

Видимо, наших чиновников мало волнует этот вопрос: их дети в большинстве своем учатся или заграницей, или на платной основе. Что им до того, что в России более 40% населения находится за чертой бедности, а 30% балансируют на этой тонкой грани? Сельские школы закрываются десятками из-за недобора учеников, фельдшерские пункты и больницы в регионах прозябают без госфинансирования – и их еще и на самоокупаемость хотят перевести?

Цитата с «Центрального сайта Ульяновска»: «Один из скандалов в г. Ульяновске разразился после того, как руководство управления образования мэрии объявило о том, что в нынешнем году будет закрыто пять городских школ. Свои намерения местные чиновники объяснили тем, что оптимизация даст возможность сэкономить, а также почему-то позволит сделать школы «более конкурентоспособными». Как заявила начальник управления образования мэрии Ульяновска Людмила Соломенко, «дети обходятся очень дорого». «Люди должны с пониманием отнестись к закрытию школ. Если ребенок в школе с численностью более тысячи человек обходится бюджету в 17-19 тысяч рублей в год, то ученик в малокомплектной школе обходится минимум в 35 тысяч рублей. К тому же, идет большой перерасход по коммунальным платежам», - заявила г-жа Соломенко».

В то время как на предстоящую олимпиаду в Сочи тратятся миллионы долларов, ученые РАН выходят на митинги: у прославленной Академии наук нет денег даже на починку кранов в туалетах! «На сегодняшний день аспирантская зарплата составляет 1,5 тысячи рублей, прожить на которые невозможно» - поделился с журналистами заместитель председателя регионального отделения профсоюза работников РАН Александр Филиппов (ИА REGNUM 13.05.2010).

Беспрецедентный случай обсуждается сегодня в медицине: 11 пациентов «Клинической больницы №1» (г. Ростов-на-Дону) были извещены о том, что с 01.06.2010 г. им будет отказано в проведении системного гемодиализа (искусственная почка), мотивируя это тем, что Министерство здравоохранения Ростовской области отказывается финансировать процедуру. А оплачивать диализ из бюджета больницы нет возможности, так как это «нецелевое расходование средств» (Кондрашова Л.М., Общественная организация «Нефро-лига»). Из-за отсутствия денег, ибо сами пациенты оплатить гемодиализ не в состоянии, они просто-напросто умрут в течение 7-10 дней. Вы в шоке? А для министерства здравоохранения это просто бизнес.

Все эти ужасающие, но, к сожалению, реальные примеры четко показывают, что реформа бюджетной сферы напрямую приведет к культурной и моральной деградации населения, к расслоению общества на дореволюционные «элитарные» и «рабоче-крестьянские» классы. Потому что подавляющая часть населения не способна платить за обучение и собственное здоровье даже 3000 рублей в месяц (по данным соцопросов), а наука не может «самофинансироваться» без господдержки. Вот и придется малообеспеченным семьям давать своим детям минимальное образование (которое государство все-таки обещает сохранить), а после получения аттестата отправлять своих детей в ближайшее ПТУ, поскольку количество бесплатных мест в ВУЗах стремится к нулю. Государство с красивыми словами об экономии и модернизации снимает с себя всю ответственность за социальную сферу. Сохраняется стойкое впечатление, что правительству РФ не нужны образованные, мыслящие люди, не нужны научные разработки, а нужны только деньги… Вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ) привел цитату из докладной записки главы Рособразования Николая Булаева, где черным по белому сказано, что, к примеру, число вузов также может сократиться с 344 до 230-250. Этой весной уже горячо обсуждался вопрос закрытия в МГУ и СПбГУ вечерних и заочных отделений. Такое впечатление, что за пределами Москвы и Санкт-Петербурга жизни нет – действительно, зачем провинциальной молодежи учиться, их дело коров доить и траву косить!

А теперь поговорим о педагогических сообществах и о «выгоде», которую, по словам правительства РФ, они приобретают после принятия ФЗ-83. Михаил Богданов (редактор портала «Завуч.Инфо») делится своим видением реформы: «Уже сейчас государство загнало учителей в угол реформаторскими идеями о подушевом финансировании и новой системой оплаты труда (НСОТ). Бюрократические справки о квалификации педагога и выполнении работы, которые директор школы может дать, а может и не дать, становятся важнее живого учителя и ученика. Школьный бухгалтер превратился в главного оценщика профессиональной успешности педагога.

Подушевое финансирование (деньги из бюджета «идут» за учеником) послужило основанием для закрытия в России почти 13000 образовательных учреждений за последние несколько лет, вызвало сокращение «непрофильных» должностей воспитателей, социальных педагогов, психологов, понуждения учителя брать 1,5 — 2 нагрузки. Школы вынуждены формировать «полные» классы, совмещать работу уборщика и воспитателя группы продленного дня и т.д.

Без общественного обсуждения результатов экспериментального внедрения принят закон о ЕГЭ, послуживший фактическому развалу системы контроля качества образования — теперь ученики знают, что учить им надо только те предметы, которые они будут сдавать в форме ЕГЭ.

В течение нескольких лет беспрерывно меняются учебные программы и учебники, из программ выхолащиваются предметы научного цикла и заменяются на предметы «общественной» тематики. Стройная когда-то система учебных планов в итоге превратилась в лоскутное одеяло калейдоскопических, не связанных между собой никакой логикой, предметов. Последними из нововведений этого рода стали введение курса «духовно-нравственного воспитания», и предложение рассмотреть возможность выноса за рамки обязательной школьной программы ряда «необязательных» предметов. Стараниями чиновников в общество насильственно внедряется термин «образовательной услуги», приводящий в реалиях жизни к тому, что родители и учащиеся относятся к учителям как к нанятой прислуге, а знания являются необязательным элементом, сопровождающим процедуру получения «корочки»».

Особо тревожные настроения у экспертов вызывает возможность искусственно приводить муниципальные учреждения к банкротству. Об этом пишет журнал «Итоги» (№10 от 08.03.2010):

Поскольку в случае недостаточности госсубсидий учреждение будет все равно не вправе отказываться от выполнения госзадания, то для его выполнения потребуются внебюджетные источники финансирования, которые априори не гарантированы. А это значит, что существует риск банкротства социальных учреждений. Если в случае с театром, музеем или библиотекой это еще как-то можно пережить, то банкротство поликлиники или школы - настоящее ЧП.

Эксперты указывают на большой соблазн пойти именно по такому пути. Ликвидация бюджетного заведения - хороший способ заполучить лакомые куски недвижимости, которые сегодня недоступны для коммерческого освоения. Только представьте себе, сколько их по России - больниц, школ и вузов, расположенных на престижных территориях и использующих привлекательные здания! Теперь же государство отпишет "новым бюджетникам" свое имущество одним росчерком пера. Логично, раз для госучреждений упраздняется субсидиарная ответственность государства. Должны же эти организации чем-то отвечать при заключении подрядов и договоров? "А что может быть ценного у школы, больницы или поликлиники? Здания и земли, - утверждает депутат ГД Оксана Дмитриева. - Достаточно вспомнить, сколько недвижимости, например, у вузов - учебных корпусов, лабораторий, спортивных баз… И сегодня они, высшие учебные, самое слабое звено в цепи возможных банкротств».

Все эти эксперименты, судя по всему, заключаются в проверке, будут ли после таких благих вестей народные бунты или нет. Однако народ терпеть дальнейшие издевательства не намерен. На сайте Littleone.ru в апреле 2010 г. была создана инициативная группа "Питерские родители". На этом многомиллионном ресурсе впервые забили тревогу тысячи родителей Санкт-Петербурга и Ленобласти, ведь "реформа" бюджетной сферы напрямую ведет к сокращению бесплатных услуг. 16 апреля 2010 родителями открылась группа В Контакте, собравшая на сегодняшний день более 15 тысяч несогласных. 1 мая 2010 г. родители участвовали во Всеобщей демонстрация в Санкт-Петербурге с лозунгами "Мы против платной школы" и "Реформа бюджетной сферы - позор и гибель России!", а 15 мая 2010 г. была инициирована Всероссийская акция протеста против реформы. В ней участвовали Новосибирск, Владивосток, Тюмень, Екатеринбург, Томск, Москва и другие города России. По всей стране создаются комитеты и общественные движения против этого антинародного закона, ведь эта проблема активно замалчивается властями, искусственно принижая ее статус. В Санкт-Петербурге уже начали подавлять попытки проинформировать людей о реформе: например, 1 июня этого года «Питерским родителям» запретили проводить пикет и раздавать листовки, мотивируя свой отказ народными гуляниями. Были поданы заявки в администрации четырех районов города, а также в Смольный, и везде был один ответ: «Мест нет и не будет». Такова свобода слова в стране. Против ФЗ-83 в питерском Законодательном собрании единогласно голосовали депутаты от «Справедливой России» и КПРФ, впервые объединившись в борьбе за национальное достояние. Однако их депутатские запросы и заявки о внесении вопроса на обсуждение в ЗакСе были провалены подавляющим большинством «единороссов».

Из-за равнодушия к социальной жизни нашего города и страны уровень жизни населения упал в разы, и причина этого далеко не кризис, на который списываются все проблемы. Не будем равнодушными к правительственным «реформам», оболванивающим нацию.

Кира Лопатина, Санкт-Петербург

См материалы по этой же теме:
«Готовьте ваши денежки» http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000826
«Школьная монетизация» http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/505075/

наверх