Из ответов на вопросы читателей

http://www.nkj.ru/interview/16780/

Почему Комиссия по борьбе с лженаукой не занимается персоналиями лжеученых? Есть лжеученый - есть лженаука. Нет лжеученого - нет лженауки. Лев Кропин

Мы обнародовали большое количество фамилий лжеученых и их «художества». А безличную лженауку приходится наблюдать очень часто. К примеру, когда рекламируются «достижения» в области медицины. На все лады расхваливаются всевозможные «эликсиры» как результат многолетних разработок неназванных ученых из оборонки, но фамилии не приводятся.

Нужно ли "мочить" православие так же, как и лженауку или оставим за ней оказание психотерапевтической помощи? Борис

Если этот вопрос относится к Комиссии, то ее позиция такова: в светских школах не должно быть обязательных религиозных предметов. Патриарх Кирилл высказывается в таком же духе. Ну а насчет «мочить» - надо уважать чувства верующих.

Чем можно объяснить рост достижений прикладной науки и, одновременно, расцвет современного мракобесия: религиозных сект, научного "фричества", современных суеверий? Не считаете ли Вы, что нынешняя система школьного образования строится таким образом, что учащийся получет аморфную (и большую) массу знаний, но ни в коем случае не стройную материалистическую картину мира? Аркадий

Достижения науки начали пугать человека. Вину за происходящие время от времени техногенные катастрофы обыватель склонен возлагать на науку. Это его пугает. Ну а успокоение и защиту от своих страхов он начинает искать в сектах, мистицизме и т.д. Насчет мракобесия вы правильно подметили. Что касается России, должен заметить, что оно усиленно насаждается нашими СМИ. Подобное оболванивание, отлучение человека от критического мышления в нашей диковатой рыночной экономике очень способствует действенности рекламы. Покупатель купит не то, что ему хотелось бы, а то, что ему навязывает недобросовестная реклама.
Что касается образования, то Вы заблуждаетесь. Большой суммы знаний наши школьники уже давно не получают. По мере реформирования образования сумма знаний, приобретаемых школьниками, становится все меньше. Вот почему я считаю, что при сложившейся ситуации переход к инновационной экономике является в значительной степени утопией, ибо это не сиюминутный, но длительный процесс. Совершать его придется нынешним школьникам, которые, поступив в университет, значительную часть времени потеряют на восполнение пробелов школьного образования и не смогут получить качественного высшего. Ну, а о стройной материалистической картине мира говорить, тем более, не приходится. К тому же она кое-кому явно не по душе.

Что происходит с научно-популярной литературой, почему рухнула прекрасная традиция советской научной публицистики? Почему не работают уже существующие законы о мошенничестве и о незаконном врачевании в такой жизненно важной сфере, как медицина? Аркадий

Вскоре после того, как В.В .Путин стал президентом, он побывал в нашем Институте в Новосибирске. Во время беседы я поднял вопрос о научно-популярной литературе, заметив, что без поддержки государства, в частности, без освобождения от налогов это дело возродить невозможно. И что будет, если все оставить, как есть, я тоже сказал: в обозримом будущем мы будем иметь страну дикарей. В.В .Путин с этими доводами согласился, но пока в этом деле изменения минимальные.
Что касается традиций научной публицистики, они просто поменяли знак. Талантливые научные журналисты были вынуждены поменять профессии. Ну, а освободившаяся ниша оказалась занятой астрологией и антинаучным бредом, производимым кастой продажных журналистов, способных за деньги белое представить черным и наоборот.
Ваш второй вопрос очень важный. Если очень коротко, то главная причина – это коррупция.

Несомненно, лженауке надо противодействовать, потому что это мракобесие. Но как отличить лженауку от науки, если все убеждены, что Земля плоская, и только один кричит, что она круглая? Если с молчаливого согласия РАН есть РАЕН, в мантию которой рядится кто ни попадя, от Джуны до Левашова? Ким Валерий

При организации РАЕН, как и бесчисленного множества других «академий», никто согласия РАН не спрашивал. Именно по этой части у нас полная «демократия». Подберите себе еще пару единомышленников, придумайте название академии, и можете подавать заявку в Минюст. Вас утвердят.

1. Что Вы подразумеваете под термином «антинаука»?
2. Можно ли вообще бороться с этим «страшным зверем» без опоры на соответствующую законодательную базу?
3. Вы лично больше атеист или верующий?
4. Смотрите ли Вы передачи типа «Битва экстрасенсов», и как следует нам к этому феномену относиться, а главное – к участию в них д.м.н. Виноградова? Игорь Евгеньевич

1. В моих книгах «Ученые» с большой дороги» (три тома) на эту тему много написано. Я бы не хотел тратить время и повторяться. Скажу лишь, что это явление не имеет точного определения. Можно лишь сформулировать ряд его признаков, достаточно точно его характеризующих. В английском языке есть термин «псевдонаука». В русском наиболее употребителен термин «лженаука», но в ходу все три вышеупомянутые.
2. Можно, хотя в общем виде законодательную базу под это явление создать невозможно. Но, к примеру, поставить заслон множеству медицинских «приборов» и БАДов, излечивающих от любых болезней, вполне возможно, приняв закон об ответственности за недобросовестную медицинскую рекламу. Дело в том, что на этой ниве процветает махровая лженаука, и доказать это не составляет большого труда.
3. Без «больше». Я просто атеист, как и подавляющее большинство ученых естественно-научного направления.
4. Вообще-то, исходя из принципа «врага нужно знать в лицо», приходилось смотреть и эту передачу, но не выдержал. Уж очень она примитивная. Нас пытаются уверить в существовании явлений, которые наука в прошлом изучала, но полностью от них отвернулась. Я об этом не раз писал. Что же касается г-на Виноградова, то очень печально, что бывший представитель науки участвует в обмане зрителей. Он даже смеет утверждать, что в самых сложных случаях следственные органы привлекают экстрасенсов и достигают поразительных результатов. Все это преднамеренная ложь. Как с этим обстоит дело в действительности, Вы можете прочитать в нашем бюллетене «В защиту науки» № 5. Можете убедиться, что ни одного случая успешного использования экстрасенсов в расследовании преступлений никогда не было.

Имеет ли смысл вообще обращать внимание на лженауку? Может быть, есть необходимость направить все силы и средства на развитие настоящей науки и ее новых направлений? Результаты достижений воплощать в жизнь, популяризировать, понятным языком доводить до сведения обычных обывателей? Роман

Чтобы Вы лучше представляли, о чем идет речь, могу сказать, что лженаука умудряется откачивать из бюджета государства весьма впечатляющие суммы. Разумеется, разворовывание средств производится при участии чиновников, причастных к распределению выделенных бюджетных средств. Вторая болевая точка – лжеприборы в медицине. Здесь обманывают малоимущих пенсионеров.
Третья точка – обман руководителей предприятий (любой формы собственности), клюнувших на обещания сэкономить расходы на отопление при использовании вихревых водяных генераторов с кпд много больше 100 % (самые наглые мошенники обещают 1300%). Это только три направления. Лженаука, особенно при поддержке СМИ, щедро оплачиваемых мошенниками, стала значительным явлением. Так что не обращать на нее внимание ни в коем случае нельзя. К тому же Ваш совет популяризировать достижения науки не всегда может быть выполнен. Современные российские СМИ не очень к этому расположены. Что их интересует? Экстрасенсы, привидения, страсти-мордасти типа самовозгорания человека и т.д. СМИ резко понизили планку и сами дичают. Не случайно диктор телеканала «Россия» недавно сообщила, что российские ученые создают телескопы для астрологического (!) центра в Чили.

Необходима ли жесткая регламентация в преподавании естественных наук в школе для получения цельного мировоззрения? Ведь все начинается с детства? Александр Петрович

Я думаю, было бы неплохо по естественно-научным дисциплинам вернуться к учебникам советского времени (разумеется, с некоторой переработкой и добавлением современных знаний, возникших за последние двадцать лет). Что касается математики, то, откровенно говоря, я бы вернулся к учебникам Киселева. Для получения здорового цельного мировоззрения я бы возродил в прежнем масштабе научно-популярную литературу.

Основным доступным средством информированности населения на сегодняшний день являются СМИ, но разгул шарлатанства, мошенничества, мистификаций на телеэкранах, в печати и др. источниках не знает границ. На Ваш взгляд: стоит ли добиваться, чтобы в школах, в противовес наступающей клерикализации (например, введение в школах ОПК) был введён предмет "Основы научной методологии"? Саша

Чтобы бороться с наступающим мракобесием, надо задействовать все возможности, в том числе и то, что Вы предлагаете. Думаю, упомянутые Вами «Основы…» следовало бы ввести и в вузах. С Вашей оценкой СМИ согласен.

Что такое Комиссия по борьбе с лженаукой - бюрократический орган или форма просвещения россиян, попытка встряхнуть рациональное и логичное в человеке? На что больше направлена деятельность Комиссии - на просвещение или борьбу? Может, имеет смысл распространять не только сам бюллетень "В защиту науки", но и отдельные статьи, организовать на телевидении в новостных передачах научное обозрение? Сергей

Неужели Вы не видите, что происходит с нашими СМИ? О каком новостном обозрении Вы говорите? Телевидение костьми ляжет, чтобы Вас с Вашим обозрением близко не было. Ведь Вы сорвете планомерную работу по оболваниванию населения. Теперь о Комиссии. Это общественная организация, далекая от бюрократии. Наша задача – и просвещение, и борьба. Мы высвечиваем околонаучных шулеров, обманывающих государство и отдельных граждан. Работа у Комиссии весьма разнообразная, к примеру, нам присылают на экспертизу проекты, достигшие высших эшелонов власти, публикуем статьи, выступаем по радио (довольно часто), по телевидению (все реже и реже). Впрочем, есть программы, которые продолжают с удовольствием с нами сотрудничать (к примеру, «Cпециальный корреспондент»).

Современная наука развивается такими темпами, что многим школьным учебникам необходимо постоянное обновление, учителя также не успевают в силу разных причин уследить за развитием. Может, имеет смысл создать виртуальные классы или проводить виртуальные уроки "приобщения к науке" для всех российских школ и школьников (если всё-таки интернет доберётся к ним)? Как Вы охарактеризуете отношения между комиссией и министерством образования и науки? Сергей

Знаете ли Вы, что в России есть выпускники школ, не изучавшие физику вообще, даже по какому-нибудь старому учебнику? По сравнению с советскими временами объем часов по естественно-научным дисциплинам в результате реформирования образования существенно сократился. Так что главная проблема сегодня – не обновление учебников, а восстановление объема часов, выделяемых на изучение естественно-научных предметов.
С Минобрнауки у Комиссии практически никаких отношений нет. Был случай, когда я пытался выяснить, кто и на каком основании допустил в свет учебное пособие Г. Грабового «Унифицированная система знаний». Ответ я получил, но очень невнятный. Найти виновного не удалось. Когда я этот же вопрос задал министру А.А. Фурсенко, тот, узнав дату издания книги (2001 г.), с удовлетворением отметил: «Это не мы».

Каковы сейчас взаимоотношения РАН c РАЕН, РСХА, РАО, Правительством и Федеральным Собранием, общественными и религиозными организациями? Станислав

С РАЕН, включившей в свои ряды «торсионных дел мастеров» Акимова и Шипова, Грабового и многих других печально известных «ученых» никакие отношения не поддерживаются. С РСХА биологи поддерживают нормальные деловые отношения. Ведутся совместные работы. В интересах РАО РАН проводит экспертизу новых учебников для школ. По заданию высших органов власти РАН готовит прогнозы и экспертные заключения (эпизодически и отнюдь не в тех объемах, как это было во времена СССР).

Что может сделать обыкновенный человек-энтузиаст для помощи работе комиссии? Олег

Мы нуждаемся в помощи квалифицированных специалистов, способных написать статью, изобличающую лженауку, притом интересно и на языке, понятном человеку, далекому от науки.

Работаю учителем физики и астрономии. Полностью поддерживаю деятельность комиссии. Проблема чрезвычайно актуальна. Ученики, как древние греки, живут среди мифов, путая их с реальностью. Они верят в призраков, третий глаз и т.д. Во многих случаях это идет из семьи. В школе учитель биологии (!) вступил в ряды членкоров «академии медико-технических наук», продавал учителям, ученикам и родителям торсионные модуляторы! Сам он искренне в это верит. На уроках постоянно уделяю время критике различных лженаучных сведений. Разубедить детей очень трудно. У меня к Вам пожелание использовать все возможности СМИ для критики лженауки, причем в удобное эфирное время, ведь всякая мистика как раз это время и использует, а недавняя передача с участием академика Александрова, которую вела Мария Ситтель, шла поздно вечером. Может быть, можно как-нибудь наладить контакт с образованием? Владимир

Проблема в том, что СМИ заинтересованы сегодня не в просвещении людей, а в их оболванивании. Взгляните хотя бы на самый многотиражный еженедельник «Аргументы и факты» за 17-22 декабря. Господин Кашницкий несет несусветную чушь, причем от имени науки. И Вы думаете, они напечатают опровержение? Это у них не принято.
Конечно, время от времени мы публикуем свои статьи, выступаем по телевидению, по радио. Но существуют «ножницы», с помощью которых удается отрезать то, что может не понравиться СМИ. Вот так сегодня устроена свобода слова в России. А вот для насаждения мракобесия имеется полная свобода.
Полюбопытствуйте, какие патенты сегодня выдаются нашим «Роспатентом». Вечные двигатели – это не самое абсурдное среди свежих патентов…
Чтобы Вас как-то вооружить, могу порекомендовать наши бюллетени «В защиту науки». Найти их можно на сайте Российской академии наук (www.ras.ru), если в поисковой системе сайта набрать по-русски название бюллетеня. Там же находится электронная версия моей книги «Ученые» с большой дороги — 3».

Люди, с которыми я работаю, имеют как минимум высшее образование, большинство из них моего возраста и старше (мне 35), то есть учились в советской школе. Меня мучает вопрос: откуда взялось такое огромное количество людей, которые верят в средневековую чушь? У моих сотрудников в шкафчиках рядом с книжками по гидродинамике и технологии сварки лежат сонники и гадания на кофейной гуще. Что Вы об этом думаете? Ольга Кругликова

Что я могу сказать? Капля точит камень. Если Вам каждый день телеканалы будут преподносить всякую мистику, если научно-популярная литература полностью вытеснена из магазинов сонниками, астрологическими прогнозами и прочей макулатурой, многие люди дрогнут.
Смотрите, что происходит: государственный (!) телеканал «Россия» вкладывает гигантские средства, но только не в пропаганду научных знаний, а в откровенный обман. Им сняты великолепные по качеству съемки фильмы, направленные на оболванивание людей. Три года назад снят фильм «Великая тайна воды». В этом фильме нет ни слова правды. Все, что касается свойств воды – наглая ложь. Комментарии делают лжеученые. Единственный крупный ученый, лауреат Нобелевской премии Карл Вютрих, попавший в фильм, произносит всего три малозначительных реплики по 20 секунд, хотя его интервью, как он мне сообщил, снимали около полутора часов. Он был нужен фальсификаторам лишь для придания фильму большей значимости.
Что в итоге? После выхода фильма появилось множество мошенников, предлагающих страждущим эликсиры на основе воды, в которую с помощью торсионных полей «импринтирована матрица здоровья».
Фильмы про Н. Теслу, про Дарвина имеют столь же «благородную» цель. Апофеоз бесстыдства – многосерийный фильм про Вольфа Мессинга. В этом фильме имеется только три достоверных факта: сценические выступления, покупка самолета на собственные сбережения и его женитьба в СССР во время войны. Все остальное – наглая ложь. Так что, увы, исходя из соображений погони за пресловутым рейтингом, телеканалы, а за ними и прочие СМИ будут продолжать свою преступную политику оглупления народа. Надо уметь использовать те СМИ, которые не подвержены общему безумию. К примеру, журнал «Наука и жизнь», который организовал эту дискуссию неравнодушных людей.

Ребенок учится в 5 классе - преподавание естествознания оставляет желать лучшего. Как объяснить ему, что есть мир материальный и есть «Мир духовный»? Как дать отпор целителям и другим "духовным" учителям, которые вещают не только по ТВ, но и на улице, в школе? Как привить естественно-научное мировоззрение, если в школе идет смещение всего? Вплоть до того, что Гагарин не погиб, а был унесен инопланетянами? Преподаватель использует в своем преподавании материалы из Интернета, считая их высшим достижением, не осмысливая материал критически. Гулсим

В Интернете помимо того, о чем Вы упоминали, есть наши сборники «В защиту науки», где Вы сможете найти хоть немного аргументов – противоядий от мракобесия. В этих сборниках аргументированно развенчиваются мифы о Ванге, о Вольфе Мессинге, сказки об экстрасенсах, помогающих раскрывать тяжкие преступления. Много фактов о рациональном можно почерпнуть из моих книг «Ученые» с большой дороги».

Зачем Вам лично нужно за это бороться? У Вас есть научная деятельность или Вы занимаетесь только этим? ЭГТР

Да, я до сих пор занимаюсь наукой, регулярно выступаю на научных конференциях и международных, и российских. Меня достаточно хорошо знают в мире как физика. Но оглянитесь вокруг. Неужели Вы не замечаете, как мракобесие охватывает страну? Не знаю как Вы, но я на это равнодушно смотреть не могу.

Какие, на Ваш взгляд, потребности общества обеспечивает лженаука? Павел Новиков

Лженаука не имеет никакого отношения к потребностям общества. Она снижает интеллектуальный уровень общества. На этом снижении кое-кто прекрасно решает проблему личного обогащения. Взгляните, каких высот достигла лженаука в окрестностях медицины. В результате огромное количество обманутых людей платит немалые деньги за пустышки, которые никого и ни от чего лечить не могут.

1. Известно, что в Советском Союзе научно-популярная периодика издавалась довольно большими тиражами, а разнообразие ее тем было таким, что могло удовлетворить вкусы всех людей. Сейчас тиражи резко снижены. Вместе с тиражами снизился и уровень публикуемых статей, стало больше рекламы, меньше содержания и смысла. Может ли, на Ваш взгляд журнал в условиях рыночных отношений жертвовать истиной в целях повышения числа подписчиков? 2. Считаете ли Вы, что не только академические журналы, но и научно-популярные издания должны печататься под строгим надзором учёных мужей? Илья

1. Конечно не может, но жертвует в интересах повышения пресловутого рейтинга, - в данном случае ради увеличения числа подписчиков. Мне кажется, что в условиях нашей диковатой рыночной экономики научно-популярная литература должна быть вне рынка и регулироваться государством. Иначе мы одичаем.
2.Такой надзор называется рецензированием. Это общемировая практика.

Не секрет, что все чаще лженаучные или антинаучные "начинания" поддерживает власть: питерские депутаты ловят привидение, московские власти борются с ГМО и разгоняют облака люстрой Чижевского, Онищенко отрицает пользу одобренной ООН метадоновой терапии и т.п. Как Ваша комиссия реагирует на такие случаи? С. Глаголев

Вы же понимаете, что как бы ни был абсурден проект, мы не можем его закрыть. У нас нет таких полномочий. Высмеять можем. В бюллетене «В защиту науки» № 6 по поводу попыток разгонять тучи в Москве я написал следующее: «Очень правильно, что проект держится в тайне. Чтобы куры не подохли от смеха. Защититься от мощных снегопадов с помощью упомянутого прибора столь же правдоподобно, как и в случае, когда тысяча комаров попытается поднять со дна океана «Титаник».

Нужно ли бороться с лженаукой прямыми атаками, создавая впечатление у "колеблющихся" и у подрастающего поколения, что "что-то такое в этом есть"? Может быть, лучше отбирать аргументы у противника, пропагандируя научные достижения, заново создавая и укрепляя молодежные научно-технические организации? Есть же положительный опыт в создании станций юннатов, технических кружков, масштабных конкурсов научно-технической направленности - люди, умеющие это делать, еще живы и активны. Г. Воробьев

Лучшая пропаганда достижений науки – показ этих достижений с помощью телевидения. Однако СМИ предпочитают рекламировать лженауку, особенно сдобренную мистикой. Для них это удобней: напрягаться не надо. Я думаю, через некоторое время все удастся нормализовать. Во всяком случае, сегодня уже заметно, что даже власти обеспокоены дебилизацией общества.

Хочу высказать предположение, что в нашей стране лженаука процветает потому, что настоящая наука отгородилась от простых граждан стеной «секретности» и не допускает к себе посторонних. Тогда как лженаука наоборот всегда готова пойти «навстречу» тем, кто ею интересуется. Поясню, откуда это предположение возникло – этим летом мне для работы понадобилось получить информацию и лично посетить какой-нибудь из наших ядерных научных центров. И никуда меня не пустили, сославшись на секретность, хотя я сам работаю на режимном предприятии. Так вот, вспоминаются статьи в «Науке и жизни» о том, как «без заборов» работают и с журналистами, и с простыми гражданами, и с коллегами ведущие научные центры Европы. Почему у нас это до сих не принято? Может быть, действительно, отсутствие открытости и доступности прикосновения к Науке отталкивает граждан от научного мировоззрения? Согласны ли Вы с этим моим предположением? Анатолий Терентьев, к.т.н.

Категорически не согласен. Думаю, что Вы как кандидат технических наук вполне в состоянии отличить в газетной публикации науку от лженауки. Могу даже подсказать: в «Аргументах и фактах» № 51 за 16-22 декабря с.г. имеется статья С. Кашницкого. Надеюсь, Вы сможете понять, что перед Вами махровая лженаука. А теперь попытайтесь написать статью – опровержение. Могу предсказать итог. «АиФ» Ваше опровержение не опубликует, сколь бы аргументированным оно ни было. Вот в чем проблема. Поверьте мне: не наука отгородилась от СМИ, а СМИ не желают пропагандировать науку. Они предпочитают оболванивать людей. При обсуждении моего доклада, произнесенного на заседании Президиума РАН, профессор С.П. Капица сказал: «если когда-нибудь будет суд над нашей эпохой, то СМИ будут отнесены к преступным организациям, ибо то, что они делают с общественным сознанием в нашей стране и во многих других странах, иначе квалифицировать нельзя».
Что же касается ядерных центров и их свободного посещения «у них», то это недоразумение. За рубежом, как и у нас, такие центры располагаются за высокими заборами и хорошо охраняются. Говорю это не понаслышке. Научно-исследовательские институты устраивают для желающих дни открытых дверей. Эта практика существует давно. А вот ежедневный свободный проход посторонних, разумеется, невозможен: на территории любого института много опасностей.

Проводите ли Вы чистку в своих рядах? На какое законодательство опираетесь в Вашей деятельности? Есть ли у Вас полномочия при принятии решения, и каким законом регламентируется Ваша деятельность? Александр, Киев

Никаких законодательных актов, относящихся к нашей комиссии, не существует. Есть только положение о комиссии, подготовленное РАН. По поводу чистки я не совсем понимаю, о чем речь? В комиссию входят достойные уважаемые ученые.

Почему Вы разоблачаете лженауку с таким непростительным опозданием? Почему не заимаетесь вовсе так называемыми "медицинскими приборами"? Позволяете дельцам нажиться? Сколько лет они безнаказанно облапошивают людей, выкачивая деньги, устраивая пышные и богатые "презентации". И ведь их жертвы в основном люди немолодые - бабушки с внуками. Или малограмотные провинциалы среднего возраста. Почему не выступаете открыто по основным программам ТВ? В противовес "лохотронщикам", которые тратят на это большие деньги. Неужели и Вас не пускают на экран? А что за свистопляски вокруг перегрузки школьников? Какая перегрузка? Они же совершенно разучились учиться! Их предшественники учились больше и лучше. и не считали это "перегрузкой"! Вы посмотрите, насколько низкий уровень образования в основном у наших школьников и их учителей, которые в последнее время только и говорят, что о своей зарплате! Какое может быть будущее у нашей страны с такими работниками? Это нам специально говорят о низком уровне нашего образования. А почему перекупают наших молодых ученых? И почему сейчас студенты-иностранцы едут к нам учиться такому низкому уровню? Почему Вы не внедряете публично культ знаний в противовес культу безделья и развлечений? Где современные "9 дней одного года" и "Понедельник начинается в субботу"? Тамара

Все, что можем, мы делаем: пишем о мошеннических медицинских приборах и их авторах, публикуем статьи. На ТВ выступаем все реже, но не потому, что не хотим, а потому что ТВ идет на это все менее охотно. У них другие планы. Они предпочитают оболванивать население. Уголовные дела мы возбуждать не можем. Это должна делать прокуратура. В свое время на Общем собрании РАН и РАМН я выступил и проиллюстрировал, какие дела творят околомедицинские жучки, как мошенники обманывают население. В этом же выступлении я предложил Общему собранию обратиться в Государственную Думу по поводу необходимости разработки Закона «Об ответственности за недобросовестную медицинскую рекламу». Собрание поддержало это предложение. Ныне заседает уже новый состав Думы, но закона так и нет. Точнее, принят универсальный закон, охватывающий все виды рекламы, но он совершенно беззубый. Он ничем, кроме штрафа мошенникам не угрожает.
Вас возмущает низкий уровень школьного образования? Меня тоже. Хочу рассказать недавнюю историю. 21 октября с.г. «Российская газета» опубликовала мое интервью. Полный текст расшифрованной записи нашей беседы с журналисткой у меня сохранился. Приведу небольшой фрагмент. «В первую очередь следует поднимать уровень образования, который, увы, продолжает снижаться по мере его реформирования. Разговоры о том, что мы сейчас одним махом обгоним весь мир, ни на чем не основаны. Есть старшее поколение ученых, обладающее высоким уровнем знаний, - но оно уходит. Молодежь, которая сегодня кончает университеты, не может связать по-русски двух слов. Да и подготовка по проф. дисциплинам оставляет желать лучшего. Понизился уровень школьной подготовки. Объем знаний по естественно-научным дисциплинам существенно сокращен». Правительственная «Российская газета» не решилась опубликовать этот «крамольный» фрагмент. Если бы только этот…
Недавно я дал интервью журналу «Наша власть». Там тоже содержатся жесткие утверждения: «Сейчас в России много говорится об инновациях, нанотехнологиях, модернизации. Но никакие прорывы невозможны до тех пор, пока мы не восстановим в стране уровень прежнего образования. То, что сегодня происходит в сфере образования, – позор государства. Но все делают вид, что все в порядке».

Не кажется ли Вам, что средства массовой информации способствуют процветанию лженауки? Пример тому реклама амулетов и услуг магов-экстрасенсов теперь уже не только в газетах, но и даже (!) на радио России, которое, как я понимаю, не коммерческая частная организация, а государственное радио, существующее на налоги граждан страны. В. Архангельская

Вы все правильно пишете. Что касается рекламы амулетов и пр., то Вы должны понимать, что она дает СМИ огромные прибыли, а реклама науки – ничего. Воротилы СМИ должны осознавать, что, проводя подобную политику, они уродуют мировоззрение своих детей и внуков. Впрочем, временщики об этом не задумываются…

Скажите, а не сеет ли введение в государственных общеобразовательных школах религиозных уроков зерна для еще большего «прорастания» лженауки в нашей стране в будущем? Анатолий Терентьев, к.т.н.

Если появятся обязательные религиозные предметы, надо будет расстаться с мечтами об инновациях, прорыве и т.д. Это вещи несовместимые.

Полагаю всегда в науке будут "искренне заблуждающиеся", "дураки" и мошенники. И всегда они будут искать пути финансирования своих "разработок". Где гарантия, что не будет повторяться история с генетикой? Человеческая сущность, на мой взгляд, всегда находится в ожидании чуда. Видимо поэтому люди так живо реагируют на паранормальное. В то же время, тратить бюжетные средства на разгон облаков ионизаторами - это разве не преступление? Алексей Масленников

Что касается истории с генетикой, то гарантия, о которой Вы спрашиваете, есть. Такое повторение возможно только в тоталитарном государстве. Не забывайте, что решение о разгроме генетики принималось не в научной дискуссии, а на самом высоком политическом уровне: в Политбюро ЦК ВКП(б).

Десять лет назад на заседании Президиума РАН предлагалось внести в Гос. Думу запрос о законопроекте, запрещающем общественным академиях присуждение ученых степеней кандидатов и докторов наук. Было ли это предложение реализовано в законе, который бы действенно защищал наше общество от жуликов с дипломами от этих академий, такими как Григорий Грабовой и Евдокия Марченко? Андрей Луговской

О таком предложении Президиума не слышал, но мне известно, что в 2002 году было принято постановление Правительства о том, что государство признает в качестве законных только дипломы кандидатов и докторов наук, выданные Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Российской Федерации. При этом в Постановлении ничего не говорится о дипломах, штампуемых общественными академиями. Так что мошенники могут спокойно торговать этими дипломами. К сожалению, Правительство оказалось непоследовательным.

Гуманитарию, пусть даже и с неплохим школьным техническим и биологическим образованием весьма трудно отделять зёрна от плевел, если дело касается естественнонаучной сферы. Как среди огромного моря вроде бы научной, проверенной информации находить честно полученное научное знание? Иван

Боюсь, что дать гарантированные рецепты для непрофессионалов не смогу. Как то на одной из телевизионных передач, где мы беседовали с академиком Е.П. Велиховым, он процитировал теорему Стейнзальца: «Нужно рассматривать всю информацию, которую мы получаем через СМИ, как заведомую ложь, если нет специальных оснований, чтобы считать иначе». Я полностью согласен с подобным утверждением. Так что, если Вы обнаружили в СМИ увлекательнейшую статью о сенсационном открытии, не принимайте ее близко к сердцу. Ни один уважающий себя ученый не будет обнародовать в СМИ результат, не опубликованный в одном из профессиональных научных журналов. Листая такие журналы, можно, даже не вникая в суть явлений, понять, над чем сегодня работают ученые. Это и будут «зерна». К сожалению, более простого способа предложить не могу. Казалось бы, можно узнать что-нибудь полезное при посещении научно-популярных лекций. Но, как показывает опыт, и здесь легко нарваться на лженауку.

наверх