Гвардия патриарха идет на мушкетеров Кремля | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Создание многотысячных молодежных отрядов — серьезная заявка на борьбу за властьhttp://novgaz.ru/data/2010/060/19.html 24 мая 2010 г., на именины патриарха, центр Москвы был перекрыт из-за презентации собственной гвардии Его святейшества. Город впал в транспортный коллапс, чтобы по набережным и мостам вокруг Кремля прошествовало 40 тысяч участников патриарших молодежных движений, в точности скопированных с про-кремлевских «Наших» и «Молодой гвардии». Каковы реальные политические амбиции патриарха? Кто составляет его собственную гвардию, к каким боям ее готовят? Как собрали народ на именины патриарха В 11.30 распорядители выстроили подопечных священника и еще сотни молодых людей на Большом Москворецком мосту. Спустя час мост наполняли тысячи статистов, которых тут же облачали в футболки с надписью: «Вера и дело». Еще через полтора часа колонна, также облаченная в форменные футболки, показалась со стороны храма Христа Спасителя (ХХС). Впереди виднелся виновник торжества, одесную которого шествовал Вселенский патриарх Варфоломей, а ошуюю — Юрий Лужков. Метрах в десяти за их спинами несли угрожающих размеров, во всю ширину набережной, транспарант, где аршинными белыми литерами на зеленом патриаршем фоне было начертано: «Подумай о будущем России!» Когда пришедшие от ХХС соединились на Васильевском спуске с массовкой, томившейся на солнцепеке, из-за сцены возле храма Василия Блаженного через образовавшуюся в оцеплении брешь двинулся в сторону метро людской поток в форменных футболках. «С моста хорошо было видно, — рассказывает священник, — как, не оглядываясь, они уходили в сторону метро. От огромной массы остались только держатели плакатов и знамен, да и то не все». На сцене тем временем происходило «самое интересное» — миссионерское обращение патриарха Кирилла к молодежи, подкрепленное пламенными обещаниями Лужкова построить за год 200 (двести!) новых храмов. Дополнительно к имеющимся в Москве 800. Но «будущее церкви» продолжало стремительное бегство к метро, прямо на глазах именинника. На концерт остались немногие, так что организаторы прямо со сцены взывали: «Что же вы не слушаете, это же для вас?!» Это, конечно, не сознательная дискредитация праздников церкви, но продолжение имперского представления о людях как винтиках государственного механизма. Но зачем молодежь вообще собралась у ХХС и на прочих околокремлевских территориях? 40-тысячная гвардия патриарха — не что иное, как подневольное студенчество, согнанное по разнарядке. В нашем распоряжении оказался и образец разнарядки: письмо главы управы района Замоскворечье Н.Г. Харитоновой ректору Московского государственного университета дизайна и технологии Валерию Белгородскому, исходящий номер ЗМ-13-19410. Глава управы, в свою очередь, ссылается на поручение мэра Москвы от 4 мая 2010 г. № 4-ТС — 141/09. Суть письма и поручения сформулирована так: для «проведения 24 мая 2010 года праздничного шествия с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и молодежи по маршруту: храм Христа Спасителя — Красная площадь, прошу Вас направить 80 человек для участия в шествии». Ректор, начертавший на письме: «Обязательно!», должен назначить ответственного за явку и прислать его данные по факсу в управу. В свою очередь, управа назначила некую Ольгу Алемасову ответственным представителем района на шествии. Многолетний советник собрания Головинского района о. Михаил (Ардов) рассказывает, что подобные разнарядки из префектуры пришли и в их район. Причем там, где не хватало подневольной молодежи, на шествие сгоняли работников управ и ЖКХ. Триумф, несмотря ни на что Подлинные итоги акции, если верить Фролову, захватывают дух: «После такой демонстрации у Патриарха Кирилла полностью развязаны руки… Необходимо добиться реализации Патриаршего проекта молодежного съезда, которому «будет тесно в Лужниках», то есть в нем должно быть более 100 тысяч участников. <…> Только Святейший Кирилл является той фигурой, которая сможет изменить тот негатив, который сложился в результате того, что Россия, Белоруссия и Казахстан не договорились о Таможенном (читай: геополитическом) союзе. И только Патриарх <…> может и должен этот союз спасти. Как и Союзное государство России и Белоруссии, как и нарождающийся русско-украинский союз <…>. Шествие продемонстрировало влияние, реальность мобилизационного потенциала Русской Церкви государству». Нельзя сказать, что реакция Кремля на эту демонстрацию мощи была позитивной. Единственный политик, который поддержал презентацию патриаршей гвардии и сам в ней поучаствовал, — мэр Москвы. Создание многотысячных молодежных отрядов в политической культуре России воспринимается как серьезная заявка на борьбу за власть. В условиях военного времени ПЦДРДМ готовит, так сказать, элитные подразделения, командный состав патриаршей гвардии. Уличную массовку обеспечивает упомянутое движение «Вера и дело», «Православный корпус» «нашистов», «Георгиевцы» и ряд более мелких групп. С 1990 г. в РПЦ МП действовала лишь одна общецерковная молодежная структура — аморфное Всецерковное православное молодежное движение. Оно состояло из аскетически настроенных юношей и девушек и было не способно к серьезной борьбе. Кирилл распорядился создать при вновь образованном Синодальном отделе по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО МП, председатель — протоиерей Всеволод (Чаплин) особый Совет православных общественных объединений. Туда и вошли все «молодогвардейские» структуры — «Вера и дело», «Православный корпус», «Георгиевцы», а также Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, Совет православных молодежных организаций Москвы, Межрегиональное общественное объединение «Суворовское наследие», Ассоциация военно-патриотических клубов при Патриаршем подворье в Сокольниках, Общественная православная молодежная организация «МОСТ», Братство православных следопытов и т. п. Общее число молодежи, так или иначе вовлеченной в деятельность церковных молодежных структур, в том числе военного типа, — десятки тысяч. Но не все радужно в рядах патриаршей гвардии. Например, «Православный корпус» «Наших», возглавляемый братом министра по делам молодежи Борисом Якеменко, переживает сложный период. Закончилось прежнее финансирование, и Борис Якеменко ведет консультации с патриархией о создании нового молодежного движения. Патриархия вроде и благоволит идее, но финансировать ее не спешит. Судя по тому, что на патриаршем шествии 24 мая доминировали флаги движения «Вера и дело», Кирилл поставил на него. Все-таки у Якеменко, так сказать, двойная юрисдикция. О движении «Вера и дело» известно не так много. Оно возникло на базе одноименных ежегодных форумов, проводимых с 2007 г. в Российском государственном социальном университете, возглавляемом воцерковленным ректором. 22 мая форум «Вера и дело» прошел в Измайлове и собрал почти 5 тысяч участников. Лишь в этом году движение вышло на оперативный простор — устроило в подмосковном пансионате «Ершово» свою школу молодежных лидеров и оснастило своей символикой участников шествия 24 мая. Патриарх Кирилл — харизматичный и динамичный лидер. Его теория «симфонии властей» не имеет ничего против совмещения одним лицом постов патриарха и президента. Тем более даже новейшая история имеет подобные прецеденты (первый президент Кипра архиепископ Макариос). Но если православные молодежные движения действительно создаются с далеко идущими политическими целями, то возникают серьезные сомнения, что собранные директивными методами студенты смогут в решающий момент оказать реальную помощь. Александр Солдатов |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||