Кипит мой разум возмущённый

      От ред. сайта. 23.05.10 к нам поступило это письмо глубокоуважаемого Евграфа Каленьевича Дулумана. Поскольку оно не частное, а имеет большой общественный характер, мы сочли важным и необходимым предать его гласности.

Уважаемый Геннадий Григорьевич!

С недоумением читаю я «от корки до корки» все публикации сайта «Светский гуманист». Вы зациклились на разоблачениях петриков, напрочь забыв о своей уставной работе Гуманистической Всемирной организации.

Разоблачение меркантильных антинаучных мошенников имеет только отдалённое, касательное отношение к Гуманизму как в его историческом, так и в современном понимании. Прочитайте ещё раз внимательно свой Устав.

Петрик и ему подобные торсионщики – это карманные воришки, пытающиеся залезть в карман государства. В этом, и только в этом, их подлинная сущность. А вы там считаете, что разоблачать карманных воров – это основная сущность деятельности Гуманистического общества.

Вы забыли или совершенно знать не хотите, что духовное мракобесие, а не карманные воры, является главным, если не единственным духовным/мировоззренческим врагом Гуманизма. Пусть с карманными ворами борются постовые милиционеры, с квартирными ворами – сыщики да судебные приставы. Использующие квазинаучные приёмы мошенники государственного уровня пусть наряду с правоохранительными органами борются учёные уровня академика Круглякова, Александрова, Алфёрова.

Гуманистическое общество может и должно периодически популяризировать эти научные разоблачения карманных мошенников, но не сводить к этому всю работу Гуманистического общества. Я преклоняюсь перед талантом, величием и самоотверженностью указанных выше учёных. Но их разоблачениям антинаучных мошенников надо придавать гуманистическую направленность. А этого у вас нет. Образцы разоблачения научных фальсификаций с формированием гуманистического мировоззрения показывают Корлис Ламонт, Китайгородский, Ричард Докинс, сподвижник Дарвина Гексли., Карл Саган, химик Аткинс, нобелевский лауреат генетик Крик… Если говорит евангельски: «Имя им легион» (Марка, 5:9). Посмотрите, что и как действуют атеисты в США. (Хотя бы FFRF - Свобода от Религиозного Фундаментализма, или во главе с Ричардом Докинсом движение Brights – Яркие, Блестящие, Светлые).

Духовным фундаментом гуманизма является широкое и прочное мировоззрение гуманизма. Вот его и надо пропагандировать, надо формировать. Здесь проблемы: Что такое человек? В чём смысл жизни человека? Моральные, образовательные (Просвещенческие) факторы формирования гуманизма… Не буду перечислять проблемы. Они в истории развития и утверждения гуманизма присутствуют постоянно. Да вы и сами, гуманисты России, можете насчитать их целый ворох.

По массовости и по цепкости одним из главных (подчеркну одним из главных) врагов гуманизма является религия. Или Вы там стали думать иначе? Если считаете «иначе», то сойдите с пути гуманизма, если вы субъективно ещё чувствуете себя на этой дороге. Своим поведением не вводите массы в заблуждение. С кем вам по пути?

Мне нелегко расписать, как именно гуманисты должны вмешиваться в научные споры. Могу только сказать, что в нашумевших событиях вокруг выставки в Сахаровском музее, вокруг Шрайбер – против дарвинизма в школе, атеистическая общественность действовала в сфере гуманизма. Противопоставлять гуманизм религии, разоблачать по всем параметрам религиозное мировоззрение, - все это в плане гуманизма.

Мне хочется написать много укоризненных слов в Ваш, Геннадий, и ваш, официальные русские гуманисты, адрес. Кипит мой разум возмущённый. Ну, впрямь, врываются в мою речь возмущённые слова Белинского к некогда любимому и до небес превозносимому им Гоголю:

Соскочившие с исторического пути гуманизма! Соглашатели с религиозным мракобесием! Дрожащие пред троном ведущих народ под пяту клерикалов! – Что Вы делаете?!

Евграф Дулуман

Ответ ред. сайта.

Дорогой Евграф Каленьевич!

Свое письмо мне, к которому приложен приведенный выше текст, Вы начали словами «с уважением и пониманием». Я начинаю ответ Вам с этих же слов, ибо, как и до сих пор, глубоко уважаю Вас и понимаю Ваше беспокойство, которое, поверьте, испытываю и сам. Но Вы напрасно усомнились в атеистической позиции нашего сайта, причислив меня, его редактора, к "соглашателям с религиозным мракобесием, соскочившим с исторического пути гуманизма". Вы легко убедитесь, что это не так, почитав статьи, выложенные на сайте, хотя бы эти:

http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000782>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000633>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000626>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000575>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000523>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000425>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000411>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000412>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000385>
http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000364> .

Да, в последнее время на нашем сайте зачастили републикации статей разных авторов о псевдонаучном махинаторе Петрике и его покровителе Грызлове. Вы пишете, что "разоблачение меркантильных антинаучных мошенников имеет только отдалённое, касательное отношение к Гуманизму". Может быть, в иных условиях, чем сейчас сложились в России (рад за Украину, если у вас не так), светским гуманистам было бы позволительно уделять меньше внимания борьбе с лженаукой и ее конкретными носителями, но то, что творится в нашей стране, выводит эту тему в число первых в ряду гуманистических тем (т.е. посвященных защите человека и человеческого разума от его человеческих врагов). Гуманизм в России и так не в почете, а если победит анти- и лженаука, то и гуманизму не жить. Мы не можем этого допустить и равнодушно ограничиваться только рамками пропаганды безбожия и философии гуманизма. Но и безбожию мы уделяем большое внимание, если к нам поступают или мы сами находим достаточно яркие, убедительные материалы. Нашим давним и самым щедрым "поставщиком" таких материалов является религиовед М.М. Богословский, изредка удается получать материалы Н.С. Гордиенко, мы с удовольствием публикуем Вас (в том числе я, как видите, выложил и Ваше письмо, на которое сейчас отвечаю). Недавно стал публиковаться А. Цоглин из Саратова. Есть и другие отечественные материалы на эту тему, а также статьи Докинса и некоторых других гуманистов Запада. Трудность публикации последних упирается в языковый барьер: у нас некому делать переводы.

Видимо, Вы правы, нас, включая меня как редактора сайта, есть за что критиковать. Но мне уже 78, и у меня мало помощников. Но у РГО есть главный сайт http://humanism.ru, который, надеюсь, понравится Вам как философу больше, так как его ведет тоже философ, В.А. Кувакин. Кстати, там есть его статья "О чем думают зарубежные гуманисты" http://humanism.ru/foreign-humanists.htm, восполняющая пробел в информации в этой области.

Рад, что Вы, несмотря на возраст и нездоровье, на которое как-то жаловались, сохраняете бодрость и бойцовский запал. Желаю Вам здоровья и всего наилучшего.

наверх