Такая школа разрушит основы культуры

В последние несколько лет мы являемся свидетелями энергичной религиозной экспансии в области образования. Ныне этот процесс дошел уже до обязательного (хоть и на выбор) обучения в государственных школах основам одной из четырех «религиозных культур», если родители учащихся не предпочтут им «Историю мировых религий» или «Основы светской этики». У несогласных с внедрением в школу религиозных дисциплин имеются серьезные аргументы. Главные из них — несоответствие статьям 14, 13 и 28 Конституции и угроза целостности непростой по конфессиональному составу Российской Федерации.

Но есть и другие мнения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Если преподавать будут только историю религий или основы культур соответствующих религий, то что в этом плохого?

В ознакомлении детей с историей мировых религий действительно нет ничего плохого. Однако для этого вполне достаточно уже имеющегося школьного предмета истории. Ведь предназначение школы не заключается в массовом выпуске религиоведов. Что же касается изучения основ иудаизма, буддизма, мусульманской и православной культур, то это, разумеется, обыкновенная пропаганда религиозного мировоззрения в государственной школе, против чего мы и выступаем.

21.07.2009 Д.А. Медведев огласил свое решение не перед представителями широкой общественности или светскими педагогами, а перед иерархами «традиционных» религий и парой чиновников, наглядно демонстрируя, для кого все это затеяно. Процедура отбора учебников и теперь уже известное их содержание не оставляет никаких сомнений. Речь идёт о пропаганде религии. Артур Шопенгауэр много лет назад так сказал об этом: «…никогда не было недостатка в людях, стремившихся построить на этой метафизической потребности человека свое благополучие, по возможности эксплуатируя её, - оттого у всех народов и существуют в этой области монополисты и главные откупщики: священнослужители. Их деятельность должна была повсюду гарантироваться правом внедрять свои метафизические догматы в сознание людей очень рано, до того как пробудилась способность суждения…» («Мир как воля и представление»). Чуть другими словами об этом же говорил Альберт Эйнштейн («…попы наживают на этом капитал…»).

Важно отметить, что представление, согласно которому есть какие-то правильные «традиционные» религии, религии второго сорта и совсем уже подозрительные «секты», последовательно навязываемое обществу, в том числе законодательно, не выдерживает критики. У государства нет права на лицензирование вероучений и цензуру молитв. Почему российские католики или протестанты должны ощущать себя бедными родственниками в своей стране? Чем баптисты хуже буддистов? Противоречивость такой конструкции становится очевидной, если вспомнить, какой мощный гуманистический импульс привнесла в мир одна секта первых веков нашей эры*. К сожалению, результат уже достигнут: любую обособленную религиозную группу легко обозвать сектой, а для обыденного современного российского сознания это уже априори нечто криминальное. Подобное смещение понятий выгодно не только РПЦ, но и властям разных уровней. Клеймо «сектант» - отличное подспорье при незаконных преследованиях по той же модели, что и со словом «экстремист».

2. Религиозная компонента в школе поможет нравственному воспитанию.

Разговоры о нравственности, как и о патриотизме, зачастую заводятся тогда, когда вообще плохо с аргументацией. Похоже, это тот самый случай. Но претензии клерикалов подвинуть локтем ученых в школе и взять на себя роль учителей нравственности выглядят довольно сомнительно. Дело не в том, что в сравнении с учеными их репутация серьезно подмочена (ученые никогда не затевали войн и, в частности, войн в научных целях, они не сжигали на кострах книги оппонентов или их самих). Репутация - следствие. Причина - более глубинна.

Религии представляют обществу некие «высшие» ценности, которые призваны в том или ином виде сделать человека счастливым, спасти его «душу». В христианстве, например, важнейшей выступает идея любви бога к человеку. По словам Фомы Аквинского, любить человека – значит желать сделать его счастливым. Теперь для внедрения этой системы «высших» ценностей начинают использовать школу. Другими словами, нас в очередной раз хотят осчастливить. Но моральный долг государственных институтов, и школы в том числе, не может и не должен заключаться в том, чтобы делать своих граждан счастливыми. Наша страна это проходила: своей воспитательной деятельностью школа уже вносила посильный вклад в создание нового и по-новому счастливого человека наряду с деятельностью судебных троек, концлагерей и психушек. Ту главную «высшую» ценность можно было бы условно обозначить словом «коммунизм» с незатейливым моральным кредо, оправдывающим любое деяние, если оно способствует победе пролетариата. К 2010 году свободы стало чуть больше, и вот нам предлагают варианты на выбор: рай, нирвана и, по-видимому, план Путина. Но суть не меняется.

Надо сказать, что опыт присвоения и монополизации сферы нравственности оказался плачевным не только в России ХХ века. К тому же не существует и какой-либо «научной» основы нравственности. Поэтому в эпоху Просвещения сформировался совершенно другой подход, возобладавший ныне во многих странах от Исландии до Новой Зеландии.

3. Право заботиться о счастье человека принадлежит лишь его ближайшим друзьям и родственникам. Вторжение государства в область «высших» ценностей недопустимо.

Иначе вместо нравственного воспитания получается вмешательство в личную жизнь с последствиями, негативными не только для нравственности, но зачастую и для физического существования. Для защиты этой сферы в цивилизованном мире провозглашен и соблюдается принцип свободы совести – право личности иметь свои собственные мнения и убеждения (не только религиозные), а также право следовать этим своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие. При этом совершенно недопустимо требовать обнародования своих религиозных и философских предпочтений. Даже только это последнее никак не вписывается в схему заявленных нововведений. Реальность же, как и следовало ожидать, ещё хуже прописанной схемы: уже известны случаи, когда в «православные» и «мусульманские» записывают школы целиком.

Моральный долг общества перед своими членами состоит не в построении очередной утопии или навязывании идеалов, а в оказании помощи всем нуждающимся и избавлении от страданий. В демократических странах как раз для осуществления этих функций затачивается подконтрольное обществу государство. Не так у нас. Идеологическая обработка детей в религиозном направлении показывает, что госчиновники предпочитают заниматься не своим делом, а «быть выше».

Что же касается конкретных нравственных качеств, которые может воспитать религия в школе, то, как заметил ученый, предприниматель и благотворитель Дмитрий Зимин, скорее всего это будет лицемерие. Ведь теперь материалы разных школьных предметов могут входить в клинч, компромиссы чреваты анекдотами вроде «бог создал человека из обезьяны», а хорошую оценку хочется получать на всех уроках.

4. Но может быть, у России особый путь, и в этот раз религиозная пропаганда в наших школах скажется благотворно?

Представление о существовании неких особых путей, предопределенных какими-то факторами (география, климат, язык, генотип или еще что-то подобное за исключением сознательного выбора людей), не выглядит убедительно хотя бы ввиду наличия разделенных стран, таких, как Северная и Южная Корея. Перед нами два «особых пути». Что скажет по этому поводу наш оппонент, любитель все объяснять посредством особых путей? Если он заявит, что один из них неправильный и потребует встать на настоящий второй путь, то будет выглядеть непоследовательным, продемонстрировав веру в человека, а не в изначальную предопределенность. А если он согласится с такой двойной нормой, то вряд ли сможет объяснить, почему одни и те же факторы приводят к столь разным результатам. Следовательно, такое различие объясняется преимущественно фактором человеческим. Поэтому слова «особый путь» чаще всего означают всего лишь путь, выгодный тому, кто про него рассказывает.

Можно всё же упорствовать и искать какое-то иное объяснение. Тогда единственное, что остается нашему оппоненту, это удариться в иррационализм с признанием мистических способностей народов или вождей, с отрицанием единства человеческого рода. Самая яркая разновидность такого подхода – обыкновенный фашизм. Подходит ли такая идеология для принятия решений относительно школы?

Таким образом, оправдать клерикализацию школы мировым историческим опытом или какими-либо разумными доводами не получается. Просто это нужно власти, которая преследует свои эгоистические цели и только делает вид, что заботится о будущем нашей страны.

Отметим ещё два момента. «Основы православной культуры»… Что такое православная культура? Наверное, культура, основанная на православии. Соответственно, основы культуры, основанной на православии, и есть, прежде всего, православие. Честно назвать школьный предмет православием (исламом, иудаизмом или буддизмом) – не в стиле современной власти. Слово «культура», разумеется, призвано напустить туман на нарушение Конституции. Но это слово наводит на другую мысль. Мы называем некультурными не только тех, кто вытирает нос рукавом или не слышал о Шекспире. Принято говорить и о культуре производства, и о культуре паса в спортивных играх. Когда сборщик мебели вгоняет шуруп молотком, он идёт против культуры. Точно так же следует воспринимать и школьного учителя, который наперекор важнейшему выработанному культурой принципу будет теперь проводником религии в школе. Это будет школа, разрушающая основы культуры.

Константин Куортти

* Автор имеет в виду христианство.

наверх