Тайна имени Бога

Наша страна переживает противоречивый период своей истории. С одной стороны, государство декларирует свободу совести, т.е. право каждого гражданина исповедовать любую религию или не придерживаться никакой религиозной доктрины. С другой стороны, в средствах массовой информации активно пропагандируется деятельность только так называемых традиционных конфессий, и в первую очередь - Русской православной церкви (РПЦ). В многочисленных газетных и журнальных публикациях и телепередачах подробно сообщается об открытии новых храмов, о поездках и выступлениях Патриарха, об очередных праздниках, отмечаемых этой конфессией. Любое общественное мероприятие сопровождается молебнами и освящениями, хотя многие его участники – люди неверующие или равнодушные к религии. Уже свыше двух десятилетий в массовой печати отсутствуют публикации, написанные с позиции научного атеизма и материализма. Замалчиваются взгляды и интересы неверующих или сомневающихся в религии людей, которые составляют значительную часть населения.

Государственная власть всё более сближается с церковью вопреки ст. I4 Конституции РФ, которая провозглашает отделение церкви от государства. Факты свидетельствуют, что происходит постоянное и откровенное покровительство со стороны властных структур интересов служителей РПЦ на всех уровнях. Им безвозмездно передаются здания для храмов и земельные участки для монастырей, оказывается финансовая и административная поддержка. Ведущие политики заявляют о необходимости религиозного образования молодёжи. В ряде областей в учебных заведениях под вывеской «Основы православной культуры» введён в качестве обязательного предмета Закон божий, несмотря на протесты родителей школьников и общественности. Принято официальное решение выдавать выпускникам православных семинарий дипломы об образовании государственного образца. Руководители страны и подконтрольные власти СМИ, к сожалению, совершенно игнорируют многовековую атеистическую традицию, имеющую глубокие корни в культуре разных стран, в том числе и России.

В нашей стране идеи атеизма и вольнодумства были широко распространены среди мыслящей части общества ещё во второй половине XIX века. С критикой религиозной доктрины и деятельности церкви выступали многие славные представители русской культуры, среди которых А.М. Горький, Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов и др. Массовый отход от религии был характерен в начале прошлого века и для культурных рабочих. Деятельностью православной церкви как части государственной власти оказались недовольны почти все политические партии дореволюционного периода. Причинами этого нараставшего кризиса религиозности в России была архаичность учений церкви, её отрыв от потребностей реальной жизни, несоответствие богословия научному прогрессу. Закономерным результатом этого кризиса явилась утрата Православной церковью руководящего положения в духовной жизни российского общества к 1917 году. Большинство народа поддержало политику построения светского государства, в котором религия стала частным делом граждан. Число верующих систематически сокращалось, ими оставались только малообразованные ограниченные люди, в основном пожилые. Секуляризация (освобождение от религиозных догм) общественного сознания происходила в широких масштабах как в России, так и в большинстве развитых стран Европы, где этот процесс начался еще в эпоху Реннесанса.

Хотя в 1920-1930-е годы правящая коммунистическая партия и ее карательные органы совершили немало преступного насилия по отношению к духовенству и верующим (это было связано со стремлением диктаторской власти установить монополию официальной идеологии в духовной жизни общества), всё же воспитание народа в духе материализма и атеизма в советский период было исторически прогрессивным явлением.

Во всем мире большинство образованных творческих людей тоже порывают с религией как устаревшей формой мировосприятия. В настоящее время в странах Европы и Америки люди порой участвуют в религиозных процедурах лишь в силу сложившейся исторической традиции, не разделяя вполне церковных доктрин и не признавая их сакрального смысла. В научном сообществе преобладают материалистические взгляды, основанные на отрицании всех форм религии.

В начале 1990-х годов атеистическая традиция в России оказалась искусственно прерванной, что связано с проведением стихийной модернизации всех сторон общественной жизни. Новая политическая элита увлеклась утопической идеей религиозного возрождения. Распространились настроения псевдопокаяния, утвердилась показная церковная обрядность. Стало модным носить кресты и украшать помещения иконами и другими церковными атрибутами. Всё это вносит путаницу в современную культуру, усиливает её проблемность и противоречивость. Немало россиян всех возрастов утратили чёткие мировоззренческие критерии и оказались в духовном тупике. На этой почве расцветают различные суеверия, астрология, магические практики и т.п.

Автор ставит своей целью помочь людям, попавшим в плен религиозных догм, но не утратившим умения критически относиться к вопросам мировоззрения, освободиться от заблуждений. Религиозность в наше время подобна наркотику, которым торгуют в своих интересах новоиспеченные «духовные отцы» из многочисленных конфессий, прежде всего христианских и мусульманских. В предлагаемых читателям очерках рассматриваются некоторые учения Библии и показывается их земное, социальное происхождение, разоблачаются старые религиозные мифы о Боге и человеке. Опорой авторской концепции служат авторитетные исследования учёных-библеистов недавнего времени. На этой основе развиваются представления о правоте научно-атеистического мировосприятия, но речь не идёт о возврате к тоталитарной коммунистической идеологии, показавшей свою историческую несостоятельность. Очерки рассчитаны на людей, способных осмыcлить окружающий мир без религиозности и мистики, в духе секулярного гуманизма.

1

Каждый читатель Библии, пользующийся текстом Синодального перевода 1876 года и текстами других переводов на русский язык, обращает внимание на то, что в большинстве случаев названием бога – творца мира – является слово «Господь». В Библии, изданной в Москве Российским Библейским обществом в 1994 году, имеются пояснения – «Имена Божьи в Ветхом Завете»1. Из них следует, что славяно-русскому «Господь» в еврейском подлиннике Ветхого Завета соответствует слово из четырех букв (его фонетический эквивалент на английском языке – YHWH). Это главное и самое часто встречающееся из имен бога в Ветхом Завете. Согласно Исх.: 3, оно было впервые открыто богом Моисею в пустыне. После возвращения израильтян из Вавилонского плена это имя разрешалось произносить вслух лишь в тайной молитве первосвященника в Иерусалимском Храме. При чтении Библии его заменяли словом «Господь» (евр. Адонай). Греческий, славянский и русский переводы («Кюриос», «Господь») просто следуют этой древней еврейской традиции2. Издатели Библии утверждают, что в Древнем Израиле четырехбуквенное имя бога произносилось как «Яхве». Они критикуют распространенное русское прочтение этого слова «Иегова» как ошибочное, результат незнания правил, по которым проставлялись диакритические знаки в еврейских рукописях.

В отличие от этого толкования, в печатных изданиях христианской организации Свидетели Иеговы употребляется как раз это имя бога как единственно правильное. Вот характерное для этой группы христиан рассуждение: «У Бога есть личное имя, которое в Еврейских Писаниях3 появляется почти 7000 раз – чаще, чем упоминается любой из его титулов. Около 1900 лет тому назад евреи из суеверия перестали произносить Божье имя. В еврейском языке, на котором писалась Библия, не было гласных букв. Поэтому невозможно точно установить, как Моисей, Давид и другие люди древнего мира произносили четыре согласные буквы, составляющие имя Бога. Некоторые ученые предполагают, что имя Бога произносилось как «Яхве», но они в этом не уверены. Русское произношение «Иегова» употреблялось в течение долгого времени, и его эквиваленты общеприняты во многих языках4. Оба источника сходятся в том, что имя Бога означает либо «он существует», либо «он дает бытие». В Исх.3:14 бог дает Моисею ключ к тому, как следует понимать это имя: «Это Я, который дает бытие».

Читая Ветхий Завет, часто встречаешь фразы такого рода: «И убоятся имени Господа на западе и славы его – на восходе солнца» (Ис.59:19); «Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твоё» (Ис.63:19). «Я Господь, это имя Моё, и не дам славы Моей иному…» (Ис.42:8). Очевидно, древние евреи, для которых создавались тексты Ветхого Завета, хорошо знали, как произносилось имя их бога и часто произносили его. Но в результате катастрофических событий – войны, изгнания – священники (левиты) cтали забывать правильное, то есть традиционное имя Бога, а вслед за ними и простые люди перестали его употреблять. Языковые нормы со временем изменились, особенно изменчива, как известно, фонетическая система любого языка,особенно, если он испытывает влияние других языков (такое случилось с евреями в десятилетия вавилонского пленения в VI в. до н.э.).

После восстановлении Иудеи и возрождения традиционного религиозного культа возникла проблема – как произносить забытое сакральное (священное) имя? Жрецы культа Яхве (используем это слово как версию для удобства анализа) создали учение, в соответствии с которым бог скрыл от народа свое имя в наказание за его грехи и отступничество от веры. Оно якобы передавалось лишь в среде самих жрецов, или раввинов – учителей народа. Они стали писать тексты богослужебного характера, в которых употреблялись синонимы имени бога, среди которых чаще всего использовалось слово «Адонай» (Господин), а также словосочетание, передаваемое словами «Это имя». Эти и другие имена использовались в каноническом тексте Танаха (еврейское название Ветхого Завета), с которого были выполнены греческие, латинские, а затем и славянские переводы. Во всех этих переводах вместо загадочного четырёхбуквенного слова YHWH встречаются заменяющие его слова, о которых сказано в комментарии к Библии (см. выше).

Любопытно, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах не говорится о том, что бог при каких-либо обстоятельствах может скрыть свое имя от людей. Наоборот, многократны призывы авторов библейских книг к народу прославлять имя бога, хранить ему верность. Например: «Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь» (Пс., 17:4). Ни один автор Танаха не предсказывает, что когда-либо имя Бога забудется или возникнут трудности с прочтением обозначающего его слова.

Очевидно, тексты ветхозаветных книг предназначались только для еврейских читателей и только для современников авторов, которые знали, как произносится традиционное имя почитаемого обществом божества и связывали с ним сакральные чувства. Создатели этих произведений – пророки, служители культа Яхве – не могли предвидеть, что в отдаленном будущем эти книги станут переводить на другие языки, и что даже последующие поколения евреев не смогут правильно прочитать традиционное имя бога. Ведь тогда еще не было представления об изменчивости языка в процессе исторического развития.

В Ветхом Завете употребляется несколько имен бога. Так, в Книге Исайи неоднократно встречается наименование «Господь Саваоф». В Пояснениях к Библии так комментируется это имя: «Слово «Саваоф» по-еврейски значит «воинства». Таким образом, Яхве Саваоф – это Яхве воинств. Комментаторы расходятся во мнениях: имеется ли в виду воинство небесное – т.е. космические силы (звезды, Луна и Солнце) или же воинство земное – израильские полки, идущие на священную войну с врагом»5.

Такое толкование имени бога выглядит логично, так как оно возникло в среде воинственного народа. Исайя пишет: «Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его» (Ис., 51:15). Возможно, Яхве считался у древних евреев богом войны и лишь впоследствии стал главным богом. Не случайно в книге Иисуса Навина, повествующей о завоевании израильскими племенами богатой страны Ханаан, Яхве выступает в качестве вдохновителя войны и чуть ли не полководца, направляя войска завоевателей и помогая им победить.

О том, что в сознании и культовой практике древних евреев (как и других народов) существовали образы разных богов, откровенно говорится у того же Исайи: «А вас, которые оставили Господа, забыли святую тору мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени, - вас обрекаю я мечу » (Ис., 65:11). Жрецы Яхве, в том числе Исайя, боролись с другими культами, чтобы занять монопольное положение в духовной жизни своего народа. Понятно теперь, почему в начальных строках первой книги Ветхого Завета – Бытие – употребляется слово элохим (в иврите форма множественного числа слова «бог»). Здесь отразились политеистические представления древних евреев. Переводчики, однако, дают удобный для церкви вариант: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт, 1:1). Богословы утверждают, что это форма множественного величального и что якобы имеется в виду один Бог – создатель Вселенной. Эта уловка нужна им для того, чтобы подчеркнуть якобы монотеистическую направленность Библии. Но вот в Книге Судей читаем: «И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Иевусеев, и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их» (Судей, 3:5-6). И здесь тоже употребляется слово элохим. В этой же книге Яхве, оскорбленный отступничеством израильтян, говорит: «А вы оставили меня и стали служить другим богам; за то я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время» (Судей, 10:13-14).

В Книге Судей встречаем и другой пример политеизма у древних евреев. Один из Судей, по имени Иеффай, вел переговоры с царем аммонитским, вторгшимся со своим войском в страну Галаад, где жители-израильтяне поклонялись богу Яхве. Он сказал примечательные слова: «Не владеешь ли ты тем, что дал тебе Амос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Господь, бог наш»6 (Cудей, 11:24). Видимо, как отмечают добросовестные комментаторы, Книга Судей создавалась во времена, когда культ Яхве только формировался в качестве единственного для израильтян. Наряду с ним еще бытовали старые верования в местных богов – покровителей племен, живущих в данной местности. Яхве и выступал в качестве одного из них, воинственного бога – защитника израильских племен. Поэтому древние писатели - жрецы культа Яхве - требовали от народа почитания его имени. Им важно было утвердить главенство своего божества и тем самым поднять свой социальный статус, обеспечивающий большие привилегии. Особенно усилилась эта тенденция в период укрепления Иудейского царства перед нашествием вавилонян (VI в. до н.э.).

Современные библейские конфессии по-разному пытаются решить проблему «имени Бога», опираясь на то или иное его традиционное произношение. Причем, слово «Иегова», если относиться к вопросу серьезно, является произвольным и архаичным произношением, противоречащим принципу научного текстологического анализа. Ведь в загадочном YHWH отсутствует буква «г», и количество букв не совпадает. Но и слово «Яхве» следует считать лишь одним из вероятных вариантов прочтения этого слова. В любом случае приходится констатировать, что речь идет всего лишь об условном наименовании мифического существа, почитавшегося одним из древних племен в качестве бога. Его расшифровка представляет только узкоспециальный научный интерес. Если бы книги Библии были действительно вдохновлены неким высшим творческим началом, как утверждают теологи, не возникло бы такого положения, что имя бога оказалось крайне трудно (или невозможно) прочитать и произносить.

2

Ни одно из 27 произведений, вошедших в состав Нового Завета, - четыре евангелия, апостольские послания, книга Деяний апостолов, а также Откровение Иоанна - не сохранилось в авторской рукописи. Известны лишь их поздние многочисленные копии, в которых христианские богословы-редакторы приспосабливали новую религию к своим интересам, конструировали ее из материала разных религиозных и философских учений и фольклорных источников. Сегодня невозможно установить первоначальный текст канонических евангелий, посланий и деяний апостолов. В первые века христианской эпохи церковные писатели сочиняли их на основе легенд об Иисусе, отголосков реальных событий и народной молвы. Долгое время все эти произведения существовали в устной традиции и обслуживали интересы ранних христианских общин. Причем в разных общинах использовались свои варианты евангелий, сложившиеся в данной местности.

В связи с этим возникает интригующий вопрос о судьбе подлинных текстов канонических евангелий. Может быть, их уничтожили враги христиан? Или они сгорели на пожаре? Или истлели от ветхости? Любая из этих причин могла иметь место. Несомненно, что они утрачены безвозвратно, подобно большинству рукописей того времени (в противном случае хоть один из манускриптов Нового Завета сохранился бы до нашего времени). Если бы эти тексты были вдохновлены их авторам богом, утрата подлинников не могла иметь места, т.к. они находились бы под защитой Высшей силы.

В принципе, сохранение рукописных книг того времени не исключено. Недавно были найдены рукописи общины ессеев, живших на берегу Мертвого моря в I веке н.э. В них изложены религиозные верования, близкие христианским, но имя Христа не упоминается. Вместо него фигурирует некий безымянный Учитель праведности — руководитель общины. Это означает, что в первые десятилетия нашей эры в регионе Ближнего Востока шел активный поиск новой религии, поскольку традиционные вероучения оказались неспособны реально улучшить положение народа. В новых культах возникла тенденция поклонения посланнику бога в образе человека-праведника. Интересный факт - ни в одном сочинении Ветхого Завета не говорилось о том, что ожидаемый евреями посланник Бога - Машиах - может погибнуть и затем воскреснуть. История казни и воскресения Иисуса Христа явно придумана защитниками христианской веры и противоречит иудейской традиции. Она не подтверждается свидетельствами историков греко-римского мира. Их отзывы о христианстве негативны и не содержат описаний каких-либо чудесных событий, связанных с личностью Иисуса Христа.

Пропажа подлинных текстов Нового Завета противоречит также словам евангельского Иисуса: «Небо и земля прейдут, а слово божие сохранится навеки». Слово божие, по понятиям того времени, это и есть тексты Нового и Ветхого Завета. Только в IV веке христианские епископы составили канон Нового Завета и этим положили конец многочисленным исправлениям евангелий, которые практиковались в период раннего христианства. Само имя Иисуса Христа указывает на греческое влияние в деле формирования будущей мировой религии. То, что рассказано о богочеловеке в Новом Завете, - результат полной мифологизации его личности и учения. Иисус стал самым известным из пророков - провозвестников божественной истины, которых было немало в истории религиозных культов. Он явно утратил свою единственность, которую хотели, видимо, подчеркнуть сочинители евангелий. Например, в мусульманском мире, чья религия испытала влияние христианства, возник культ пророка Магомета по аналогии с культом Христа. В еврейской истории известен целый ряд лжемессий, претендовавших на роль духовных вождей народа.

Как отмечалось выше, некоторые христиане, в частности свидетели Иеговы, считают важным употребление четырехбуквенного имени Бога — тетраграмматона. Но в момент распятия Иисус, согласно евангелию от Марка, произносит другое имя: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! Для чего ты меня оставил?» (Мк.,15:34). Элои — на иврите означает ”Бог мой”. Значит, имя Яхве в период создания евангелий уже вышло из употребления и оказалось забыто евреями. Иисус не произносит его ни разу. Самого Иисуса по традиции часто называют словом Господь. Но в сцене казни на Голгофе мы видим не могучего властелина, а отчаявшегося человека, не знающего о своем предстоящем воскресении из мертвых. Он молит бога о спасении, но тщетно. Видимо, так и вел себя тот проповедник по имени Иешуа, которого римские власти казнили за инакомыслие. Он умер мучительной смертью и никогда не воскресал. Лишь после смерти о нем стали сочинять народные легенды, впоследствии составившие основу Нового Завета.

Утопическую мечту о его возвращении на Землю христиане пронесли через века. Она помогала им сохранять надежду на будущую счастливую жизнь, на избавление от социального гнета и тягот повседневного существования. Люди всегда верили, что второе пришествие Иисуса состоится скоро, уже в этом веке, при жизни данного поколения. Не знающие истории христиане и сегодня продолжают верить в скорое второе явление Христа. Эту иллюзию им внушают священники и проповедники, живущие за счет пожертвований верующих и поэтому заинтересованные в поддержании всей системы христианской мифологии. В наше время пропаганду скорого пришествия Христа особенно активно ведут маргинальные христианские организации вроде Свидетелей Иеговы и пятидесятников, пытающиеся таким способом перетянуть на свою сторону людей, склонных верить в чудо. Но факты, касающиеся имени бога в Библии, ясно показывают, что мы имеем дело с мифологией, возникшей в определенных исторических условиях и оказавшей сильное влияние на ход мировой истории, но не имеющей реальной связи с жизнью наших современников.

1 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1994 г., с. ХХХI

2 Там же

3 Так называется Ветхий Завет

4 «Познание, ведущее к вечной жизни». 1995 г.

5 Библия. Указ. изд., с. ХХХI

6 Здесь, как во всем тексте Ветхого Завета, слово «Господь» является произвольным переводом - YHWH /Яхве/

Аркадий Цоглин

наверх