Памяти великого человека

8 ноября 2009 года на девяносто четвертом году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался выдающийся ученый и общественный деятель России Виталий Лазаревич Гинзбург.

Страна потеряла человека, чей вклад в науку, безопасность страны и ее достоинство был поистине велик и уникален.

Лауреата Нобелевской премии Виталия Лазревича называли последним классиком физической науки, физиком-энциклопедистом, добившимся значительных результатов в различных областях этого знания – от радиоастрономии и термодинамики до теории сверхпроводимости и астрофизики. Но интересы В.Л. Гинзбурга выходили далеко за круг его чисто профессиональных исследований. Он был чуток к логике развития естествознания, к стратегиям научного поиска, к демаркации науки и лженауки. Хорошо известны его разоблачения «сенсационных» достижений в области «холодного» термоядерного синтеза, критика им спекулятивных идей «научных революций» Т. Куна и др.

В 90-е годы Виталий Лазаревич с нарастающей тревогой и все большей энергией обращает внимание российской общественности на пышный расцвет шарлатанства и квазинауки, на оккупацию мошенниками и лжеучеными информационного пространства страны. Он настойчиво доказывает недопустимость дискредитации науки, понижения интеллектуального уровня населения, на подрыв высоких научных и гуманистических стандартов российского образования. В это время В.Л. Гинзбург выступает с рядом инициатив организационного характера. Будучи академиком Российской академии наук, он выдвинул идею создания при Президиуме РАН комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификациями научных исследований, которая была создана и до сего дня ведет трудную работу по защите отечественной науки от воинствующего невежества, рядящегося в одежды науки.

Жизненный и научный путь Виталия Лазаревича был полон достижений и преодолений. К счастью, он описан им самим в книге «О науке, о себе и о других». Но никакая книга не может вместить всей полноты жизни гениального человека. Со смертью людей такого масштаба, непоправимый урон несет вся страна, вся культура. Это особенно остро ощущается в наши непростые времена. Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, В.Л. Гинзбург… Называя имена людей, которых называют совестью нации и которые ушли от нас в последние десятилетия, трудно не испытывать глубокой скорби и тревоги за судьбу России. Кто встанет на их место, кто будет олицетворять честь и правду, мужество и гражданское достоинство россиян? На кого из ныне живущих нам ровняться? С кого брать пример молодежи? Трудные вопросы…

Велики общественные заслуги В.Л. Гинзбурга. Особенно в области защиты свободы мысли и совести. Он был принципиальным защитником светского характера государства, защищал общество от посягательств на него любой тоталитарной или авторитарной идеологии – как светской, так и религиозной. Он решительно осуждал преступления сталинизма, в том числе и практику «воинствующих безбожников» и вместе с тем указывал на угрозы клерикализации России, ее скатывания в новое Средневековье.

В.Л. Гинзбург не был верующим человеком. Он был научным материалистом, атеистом и светским гуманистом. Его принципиальность и открытость в мировоззренческих вопросах имела огромное общественное значение. В сложные и нестабильные времена перестройки и «реформ» у подавляющего большинства населения стали обрушаться устои их убеждений. Вместе с привычным порядком вещей рушилось понимание того, что происходит. Россия стала шарахаться из одной крайности в другую. Если раньше верующие скрывали свои убеждения и были во многом изгоями, то теперь их место стали занимать неверующие – атеисты, агностики, скептики, рационалисты, люди равнодушные к религии. Одним из первых свой голос в защиту свободы убеждений поднял Виталий Лазаревич, заявив, что он атеист и что он не склонен скрывать или стыдиться своих убеждений. В условиях клерикального «крена» это стало серьезным и отрезвляющим фактом нашей общественной жизни. В.Л. Гинзбург восстановил достоинство и честь многих сотен тысяч неверующих в России. Он оказал им неоценимую моральную поддержку. Стало возможным произносить слова «атеизм» и «неверующий» и не бояться подвергнуться осуждению или отчуждению. Неверующие были де-факто признаны в качестве реально существующей и значительной части российского населения.

Особенно благодарны В.Л. Гинзбургу российские гуманисты. Виталий Лазаревич поддерживал все инициативы светских гуманистов. Он был почетным членом Российского гуманистического общества, инициатором создания и членом попечительского совета Фонда «Центр исследований свободомыслия и гуманизма “Человечность”», он подписал всемирно известный документ «Манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму». Во многом благодаря его усилиям понятие светского гуманизма вошло в современное российское словоупотребление, получило права гражданства.

В.Л. Гинзбург был не только ученым, но и мудрым человеком. Он чувствовал дух времени и был глубоко обеспокоен судьбой нашей страны. С исключительной интеллектуальной трезвостью, ясностью и прямотой он называл те линии напряженности, которые создают наибольшие угрозы России. Среди них он выделял упадок общественных нравов, кризисное положение отечественной науки, чудовищные масштабы невежества и заблуждений населения. Одним из системных кризисных факторов он считал вмешательство церкви и религии в дела государства и государственную систему образования. В одном из своих интервью он отмечал, что будущее мировой цивилизации во многом зависит от того, каким образом будет снято противостояние между светским (гражданским) гуманизмом и религией.

До конца своих дней он верил в силу человеческого разума, в демократию, прогресс науки и культуры.

Российское гуманистическое общество и Фонд «Центр исследований “Человечность”» глубоко скорбят о кончине В.Л. Гинзбурга. Мы выражаем наши искренние соболезнования родным и близким покойного, его коллегам и друзьям.

Его светлый и благородный образ, его идеи, его научное и гуманистическое наследие будут всегда с нами, вселяя в нас мужество, веру в истину и человечность, на стороне которых Виталий Лазаревич был всю свою долгую и плодотворную жизнь.

Исполком РГО,
Совет Фонда «Центр исследований “Человечность”»

наверх