Последний атеист России

        Из книги автора «Портрет интеллекта: Виталий Гинзбург». - СПб, изд. «Людовик», 2008

В храмах со свечками в руках стоят те, кто вчера уничтожал церкви, сбрасывал колокола, осыпал проклятиями немногих, кто осмеливался верить в Бога.

Атеисты мгновенно стали православными*, коммунисты пытаются примирить религию и идеологию, и в этом нелегком деле им приходится жертвовать своими кумирами. В частности, Карлом Марксом.

Неожиданно классика поддерживает человек, не только не принимающий коммунизм, но и резко осуждающий большевизм. И атеист, в частности. Единственный человек в современной России*, который смело и открыто говорит о своих взглядах. И уже этим вызывает раздражение у властей. Как и раньше...

Один из крупнейших физиков ХХ века Поль Дирак говорил, что «религия — род опиума, который дают народу, чтобы убаюкивать его сладкими фантазиями». Как известно, аналогичная формулировка принадлежит Марксу: «Религия — опиум для народа».

Это высказывание Гинзбург комментирует так:

        «Я не сторонник марксизма, но вполне согласен с этой формулировкой. Другое дело, что опиум иногда полезен, а его применение оправдано. Я, например, завидую верующим. Действительно, мне 85 лет (это было сказано в 2000 г. - Ред. книги), понимаю, что смерть близка. А она может оказаться мучительной, и не менее мучительны мысли о судьбе близких людей. Как хорошо было бы верить в существование, скажем, загробной жизни и т.д. Но разум дан человеку и для того, чтобы контролировать свои эмоции и не заниматься самообманом, верой в чудеса».

На одном из Общих собраний РАН В.Л. Гинзбург выступил с яркой речью, в которой корил своих коллег по Академии за то, что, поддаваясь моде, они «заигрывают с религией».

Точка зрения В.Л. Гинзбурга высказана четко и определенно. Возражать ему можно, но бессмысленно, потому что он устремлен в будущее, а оппоненты смотрят в прошлое.

Он говорит:

        «В древности, когда научных знаний не было или они находились в зачатке, естественным образом родились определенные религиозные и этические представления, нашедшие отражение, в частности, в Библии. Библия остается и останется навсегда важным историческим документом и, в то же время, художественным произведением. Однако с развитием науки Библия, Коран и вся сопутствующая им литература полностью потеряли роль каких-то «священных» сочинений. Еще сохраняющаяся, тем не менее, у религиозных людей вера в святость этих сочинений находится на том самом уровне, как вера в гороскопы. Тот факт, что еще многие миллионы людей остаются религиозными, - это результат необразованности широких масс. Достаточно сказать, что сегодня на земном шаре около одной шестой всего населения, т.е. около миллиарда человек не умеют читать и писать. А среди тех, кто это умеет, подавляющее большинство не знает азов современной физики и биологии. Перед лицом острого кризиса цивилизации, которой угрожает террор, быть может, с использованием оружия массового поражения, проблема религии в известном отношении как-то отходит на второй план. Предсказать будущее я, конечно, не могу. Однако мое интуитивное суждение таково: кризис будет преодолен, человеческое общество на Земле не деградирует и когда-нибудь придет в состояние, в котором для религии не останется места».

Что греха таить, некоторые люди склонны считать Гинзбурга чуть ли не «воинствующим атеистом», то есть человеком, который использует те же самые методы, что и большевики. Сам ученый понимает, что его публичные высказывания об опасности религии могут вызывать такие ассоциации. Именно поэтому в каждом своем выступлении, касающемся православия или, к примеру, энциклики Папы Иоанна Павла II, он обязательно подчеркивает, что не покушается на право каждого верить в Бога или быть атеистом.

Кстати, в комментариях** к энциклике «Вера и разум» (по-моему, Гинзбург был первым и единственным человеком в нашей стране, который публично познакомил очень многих людей с этим документом) есть любопытное замечание, которое четко характеризует характер и образ мышления Гинзбурга. Он, в частности, пишет:

        «Позволю себе сделать замечания к этой энциклике или, скорее, в связи с ней, хотя и являюсь дилетантом в философии и, тем более, в религиоведении. Однако отношение к дилетантам существенно зависит от области, в которой они подвизаются. Так за 60 лет профессиональной работы как физика я ни одного раза не столкнулся с тем, чтобы в бесчисленных предложениях любителей физики, выдвигающих свои гипотезы о строении материи или пространства-времени, содержалось что-либо ценное. Конечно, не боги горшки обжигают, а физики-профессионалы — не какие-то небожители. Просто в наши дни передний фронт физики ушел далеко вперед и оказался отделенным от человека со средним образованием или от инженера широкой полосой, заминированной огромным фактическим материалом и математическими формулами. На преодоление этой полосы нужны годы труда даже для людей с большими способностями. Для толкования и исследования исторических или богословских текстов также нужно предварительно затратить немало сил. Вместе с тем, как я убежден, каждый образованный человек может (и даже должен) выработать собственное мнение о разуме и вере, атеизме и религии. Быть может, сказанное очевидно, но я боюсь упреков в том, что занялся не своим делом. Впрочем, занялся только под давлением обстоятельств».

Теперь пора, кажется, определить характер тех самых «обстоятельств». Это тотальное наступление религии на общество и полное молчание всех бывших атеистов* (кстати, воинственных!). И академик Гинзбург вынужден вступать в дискуссии, даже в тех случаях, когда те или иные высказывания Папы Римского кажутся ему сомнительными.

Вызов брошен — вызов принят!

Владимир Губарев

* В высказываниях о нынешней позиции атеистов советского периода автор несколько перегибает палку. Не все они были «воинствующими» (в смысле оголтелыми противниками свободы совести), не все состояли в компартии. И не все изменили свое мировоззрение, переквалифицировавшись в православные. И глубокоуважаемый В.Л. Гинзбург является далеко не последним атеистом России, ибо существуют и действуют общественные организации атеистического (светско-гуманистического) характера: Российское гуманистическое общество (РГО), Атеистическое общество Москвы (АТОМ) и др. В.Л. активно сотрудничает с РГО и АТОМом, публикуясь в их печатных изданиях и на сайтах. Видимо, В. Губарев не знал об этом, когда писал свою книгу. (Прим. ред. сайта)

** См. http://humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=1999.13-01

наверх