Обрекаются на астрономическую безграмотность

Российские астрономы просят власти вернуть астрономию в школы

http://www.rian.ru/science/20090407/167354291.html

Российские астрономы просят власти страны вернуть преподавание астрономии в школах, восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах и обеспечить господдержку популяризации этой науки, говорится в тексте резолюции конференции "Астрономия и общество".

"Ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создает благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире (астрология, магия, колдовство) в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен", - заявляют участники конференции.

Конференция, проходившая в Москве с 25 по 27 марта, стала важнейшим российским мероприятием Международного года астрономии, которым Генассамблея ООН провозгласила 2009 год. Форум был организован Национальным комитетом российских астрономов, Астрономическим институтом имени Штернберга МГУ, Институтом астрономии РАН, Международной организацией "Астрономическое общество" и Научным советом по астрономии РАН.

В документе отмечается, что в настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений "обрекаются на астрономическую безграмотность".

Участники конференции также требуют включить представителей астрономического сообщества в состав комиссий по новому стандарту образования по физике для школ.

Кроме того, они призывают сохранить специальность "Астрономия" в университетах, ввести астрономические курсы для студентов-физиков.
____________________________________________________________

Юрий Медведев
Факультативный Юпитер

Многие россияне уверены, что Солнце вращается вокруг Земли

http://dlib.eastview.com/sources/article.jsp?id=19772185

Корреспондент "РГ" беседует с директором Государственного астрономического института им. Штернберга академиком РАН Анатолием Черепащуком.

Российская газета
Уже несколько лет астрономия исключена из школьных программ, оставшись в факультативе. Эти знания якобы бесполезны для обычного человека в реальной жизни. У него другие проблемы, далекие от звезд.

Анатолий Черепащук
По телевизору нередко поп-звезды и актеры с бравадой рассказывают, что в школе были абсолютными профанами в физике, химии, астрономии. Это кумиры молодежи, которые имеют огромные гонорары, загородные дома. Они символ успеха. Особенно по сравнению с теми, кто учил эту самую физику и астрономию. Ученый сегодня - одна из самых непрестижных профессий.

Так в обществе формируются приоритеты, а потом мы удивляемся, что инженерами у нас хотят стать четыре процента молодежи, учеными - три. По-моему, мы создаем не инновационное общество, о котором сегодня так много говорят, а общество потребления. И уже достигли на этом пути определенных "успехов". Скажем, опросы показали, что треть россиян убеждены, будто бы Солнце вращается вокруг Земли. И в обществе потребления это нормально: какая разница обывателю, что вокруг чего вращается.

РГ
Вы иронизируете, но многие, в том числе и среди так называемой творческой интеллигенции, в принципе с таким подходом согласны.

Черепащук
У нас человек, который не знает автора стихов "Я встретил вас", слывет некультурным. Но никого не удивляет, что большинство не представляет, как устроен наш мир. Не знают элементарных вещей. Почему, к примеру, меняются времена года. Да что времена, не могут толком объяснить, почему идет дождь, почему появляется радуга.

Когда наука не в чести, ее место занимает лженаука. Так на смену астрономии пришла астрология. Она может гордиться своими "достижениями". Например, сегодня около 30 процентов бизнесменов утром внимают гороскопам и исходя из расположения звезд решают, подписывать контракты или нет. Социологи подсчитали, что ущерб от таких советов достигает десятков миллиардов долларов в год. Астрономия прививает иммунитет ко всей этой чепухе, формирует мировоззрение, философский взгляд на жизнь. Мы легче переживаем материальные трудности, кризисы. Ведь по сравнению с космосом и величием Вселенной многое кажется мелким. Мы, может, как никто понимаем, какая песчинка человек, как он хрупок, как уязвима наша Земля. Надо ценить каждое мгновение благословенной жизни.

РГ
Есть шанс, что астрономия вернется в школы?

Черепащук
Ученые постоянно об этом говорят, правда, надежд мало. Тем более что в педвузах уже не готовят учителей по астрономии. Еще одна беда - планетарии. Московский планетарий не работает уже более 15 лет. Кстати, храм Христа Спасителя восстановили за три года. Я этому только рад, но почему никто не обращает внимания на столичный планетарий? В СССР было несколько сотен планетариев, сейчас все развалились. А ведь к нам в институт постоянно звонят, спрашивают, где можно посмотреть небо. Что ответить?

Мнение
Иван Иоголевич, победитель конкурса "Учитель года-2005", г. Челябинск:

- Когда говорят, что учить надо тому, что пригодится в жизни, то нередко ссылаются на слова Альберта Эйнштейна: "Образование - это что остается в голове, когда все лишнее забудется". Но великий физик шутил, а вовсе не давал руководство к действию. На самом деле образование - это не сухой остаток знаний. В образовании самое важное не то, что человек запомнил, а умение мыслить. Этому и должна научить школа. Скажем, теоретическое мышление никак не разовьешь, если не изучать физику, математику, астрономию. Если, конечно, ученик не просто занимается зубрежкой, запоминая материал, а хотя бы пытается понять суть дела.

Юрий Медведев

наверх