Тут нам истопник и открыл глаза

http://www.izvestia.ru/petrovskaya/article3125096/

Телевидение начало плесневеть вскоре после Нового года. Мы это, конечно, рано или поздно заметили бы сами, но поражала честность, с какой самый что ни на есть "Первый канал" вдруг принялся регулярно предупреждать зрителей субтитром в углу кадра: "Плесень". Поверить в то, что телевизионщики, внезапно прозрев, наконец самокритично оценили собственную продукцию и даже по личной инициативе стали ее маркировать сообразно качеству, было трудновато. Поэтому пришлось присмотреться к картинке. Оказалось, что это не предупреждение об опасности - типа "Не рекомендуется детям и людям со слабой психикой", а анонс фильма с завлекательным названием "Плесень", который обещал стать сенсацией сезона.

Ну, то, что "Первый канал" умеет творить сенсации и на пустом месте, не секрет. Но ведь не из "Плесени" же! Это казалось невероятным. Тем более что фильм был заявлен как научно-популярный, а наш народ, как принято считать, просвещаться не любит и мгновенно щелкает пультом на первых же кадрах "научпопа". Недаром на ТВ пользуется успехом шутка: "Лучший способ отохотить детей от нехороших фильмов - дать заставку "Просветительская программа".

Но для "Первого канала", как выяснилось, ничего невозможного нет. Особенно в искусстве самопиара. Помимо то и дело расцветающей рекламной плесени в углу кадра, "Первый" незадолго до премьеры своего хита показал документальный фильм "Ирония судьбы Сергея Безрукова" без всякого, казалось бы, информационного повода. 35-летие артист отметил в прошлом году, тогда же ему присвоили звание "Народный артист России", а фильм "Адмиралъ", в котором он сыграл одну из ролей, уже сошел с больших экранов, сделав хорошие кассовые сборы.

Отгадка отыскалась ближе к концу вполне апологетического произведения, поведавшего о последнем творческом достижении Сергея Безрукова: именно он озвучил фильм "Плесень"! Вот уж действительно ирония судьбы: от Моцарта, Есенина и Пушкина - к "Плесени". В эпизоде, запечатлевшем процесс озвучания, актер так сладострастно произносит слово "плесень", как сыгранный им Пушкин в художественном фильме "Пушкин. Последняя дуэль" - признание в любви к жене Натали: "Чистейшей прелести чистейший образец". Тут уж и последние скептики должны были признать: видно, эта "Плесень" достойна внимания, если на нее не пожалел драгоценного времени самый востребованный артист современности.

Вопреки сложившейся традиции премьеру "Плесени" назначили не после полуночи, куда обычно задвигают все разумное, доброе и вечное, а непоздним воскресным вечером, в самый прайм-тайм, когда аудитория привыкла развлекаться. Впечатлял и хронометраж фильма - час сорок минут, что вообще-то по отношению к документальной продукции практически нереально, ибо считается неформатом, то есть смертным приговором.

Но "Первый канал" еще раз доказал, что, эффектно упаковав, может сделать и из... плесени конфетку, точнее, заставить своего покупателя съесть что угодно и, возможно, даже поверить, что именно таков вкус у настоящего кондитерского изделия.

Фильм "Плесень" оказался страшилкой похлеще иного триллера. На экране расцветает, всходит, переливается едва ли не всеми цветами радуги она - всеядная и вездесущая, проклятая и благословенная - ПЛЕСЕНЬ! От нее не спрятаться, не скрыться, она всюду: в вашем доме и на улице, в Антарктиде и в космосе! Ей принадлежит мир! Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Вся история человечества - это история борьбы с плесенью, и еще неизвестно, кто из них, человек или плесень, победит в этой многовековой и беспощадной борьбе.

Ужас леденит душу. Постепенно отступают все прочие тревоги и волнения. Кризис, падающий рубль, растущая безработица, конфликты с ребенком, вышедший из строя холодильник, гололед - все начинает казаться сущей ерундой на фоне апокалиптических прогнозов в исполнении Сергея Безрукова и предупреждений ученых о грозных последствиях неминуемого порабощения плесенью всего живого на Земле.

Мы дышим плесенью, мы по ней ходим, от нее бывают проказа, туберкулез, рак и слабоумие. Не дай вам бог съесть апельсин, с одного бочка пораженный плесенью, - она мгновенно разрастется в вас и сведет в могилу. А от одного вида грибов меня лично, прежде большой до них охотницы, теперь тошнит, потому что, оказывается, грибы - это плесень, хуже того - ее половые органы. И совершенно не утешает то, что, по свидетельству одного из ученых, все мы в какой-то степени тоже грибы, поскольку человек и гриб - ближайшие родственные организмы.

Разумеется, на память пришла легендарная теперь программа "Пятое колесо" в 91-м году, в которой музыкант Сергей Курехин и журналист Сергей Шолохов аргументированно и вполне научно обоснованно доказывали, что Ленин - гриб. О, как они все угадали! Тогда, помнится, возмущенные питерские коммунисты обратились в Ленинградский обком партии, требуя опровергнуть прозвучавшие по ТВ утверждения. И не потому, что оклеветан вождь мировой революции, а на том основании, что человек, как существо млекопитающее, не может быть грибом. До чего дошел прогресс! Теперь курехинские иронические экзерсисы доказаны наукой!

Впрочем, можно ли назвать все прозвучавшее в фильме "Плесень" научным доказательством, если озвученный Безруковым дикторский текст время от времени подкрепляется короткими фразами российских и западных ученых, увлеченно повествующих о разных свойствах плесени? Из этих фраз, явно вырванных из контекста, и складывается апокалиптическая картина, которую создают авторы фильма, иллюстрируя ее вольными реконструкциями драматических событий в истории человечества, якобы вызванных разрушительным действием плесени.

Подобный принцип - множество синхронов-цитат, впечатляющая картинка, художественная реконструкция, глубокомысленные выводы - создатели "Плесени" уже использовали в двух других фильмах: "Великая тайна воды" и "Осторожно, еда!". Тогда же выяснилось, что жанр "псевдонаучпопа" чрезвычайно привлекает аудиторию доходчивым изложением сложного, невероятностью версий, выдаваемых за устойчивое научное знание, завораживающим изображением. При этом само подобное приобщение к "тайнам науки" повышает самооценку большой части зрителей, довольных тем, что они легко и без всяких лишних усилий усваивают сложный материал, над которым ломало голову не одно поколение ученых. Опять же будет потом что обсудить с товарищами, а также при желании найти научное оправдание своей незадавшейся жизни.

Знаменитый канадский культуролог Маршалл Маклюэн когда-то заметил: "Благодаря телевидению мир стал большой деревней, а изрядная часть передач возрождает деревенские сплетни". В сущности, вся эта "Плесень" вместе с "Едой" и "Водой" имеют такое же отношение к подлинному научному знанию, как диалог работяг в балладе Александра Галича "Про маляров, истопника и теорию относительности". Помните?

          "Взяли "Жигулевского" и "Дубняка",...
          Приняли, добавили еще раза.
          Тут нам истопник и открыл глаза".

На то, что

          "гады-физики на пари раскрутили шарик наоборот.
          И там, где полюс был - там тропики,
          А где Нью-Йорк - Нахичевань,
          А что мы люди, а не бобики,
          Им на это начихать".

А что дальше было, помните?

          "Рассказал нам все это истопник,
          Вижу - мой напарник ну прямо сник!
          Раз такое дело - гори огнем!
          Больше мы малярничать не пойдем!
          И лечусь "Столичною" лично я,
          Чтобы мне с ума не стронуться.
          Истопник сказал, что "Столичная"
          Очень хороша от стронция!"

Наше ТВ - подобно тому научно подкованному истопнику - то и дело открывает нам глаза черт знает на что - на инопланетян, бесов, ясновидящих с потомственной родословной, на всяческие человеческие и природные аномалии. Теперь вот до плесени дошла очередь. И впрямь - как тут с ума не стронуться? Ну что, по маленькой? Не пьем - лечимся.

Ирина Петровская

наверх