Религиозная политика государства опасна для России
      Из лекции профессора РГПУ им Герцена (СПб), прочитанной 22 января 2009 г. на заседании СПб отделения РГО.

Мы живем в мире многих мифов и легенд, в том числе в области проблем религии и атеизма. Было время, когда религия воспринималась обществом как нечто ординарное, стабильное и преобладающее, а ростки атеизма - как проявления духовной неуравновешенности и неполноценности. Эпохи Возрождения, потом Реформации, а позже - социальные революции, особенно Октябрьская в России привели к изменению взгляда на религию. Ее стали воспринимать как явление хотя и неизбежное, неотвратимое, но временное, не придуманное кем-то, а возникшее по объективным причинам, выработанное самими людьми и удовлетворяющее какие-то их существенные потребности. Человек начал все больше и больше ориентироваться в мире и приходить к мысли, что можно обойтись и без религии. То есть формируется альтернатива ей. Если религиозный взгляд на мир исходит из недостаточности того мира, в котором живет человек, ограниченности самого человека, признания некой высшей силы, которая и создала, и курирует, и оперирует миром, то человечество в какой-то своей части стало приходить к мысли, что оно самодостаточно как часть самодостаточного мира. Этот мир вечен, бесконечен, и мы являемся его малой частицей. Это нас беспокоит, озадачивает, не очень удобно, но, тем не менее, другого мира и другой жизни нет, и за все отвечает природа, ее объективные закономерности, малую часть которых мы познали, а львиную - пока нет и, может быть, не познаем никогда. И мы сами за все несем ответственность: и за хорошее, и за плохое.

Эта мысль, которая опирается на выводы науки и практики, начала внедряться во многих странах, в том числе в послереволюционной России. Но пришедшие к власти большевики, уловив мысль, что религия - это ступень, которую человечество проходит и оставляет позади как великий пережиток прошлого, решили, что этот процесс можно и нужно форсировать, т.е. ускорить преодоление религии. В результате правильная, разумная идея выродилась в свою противоположность, в стремление подменить атеизм как альтернативу религии, как образ мыслей, осмысленно опирающийся на науку и практику - некой волюнтаристской идеей: нам все можно, все позволено, мы решим эту проблему быстро, не дожидаясь, пока люди созреют, мы их заставим, принудим.

Этот период прошел. Самое большое, чего удалось добиться - это то, что в СССР до 80% населения стало позиционировать себя либо как действительно завершенные атеисты, полностью воспринявшие картину мира, альтернативную религиозной, либо как идущие в этом направлении. И только 20% остались религиозными, но их религиозность была достаточно твердой. Конечно, быть верующим было непрестижно, непопулярно, сейчас иногда говорят, что это было даже опасно, за веру, мол, сажали и расстреливали. Но это - одна из легенд. Священников действительно расстреливали, но не за то, что они священники. Так же расстреливали и секретарей парткомов не за то, что они были секретарями. Священника объявляли "агентом японской разведки", секретаря - "американской" и т.п. Их сажали в одну камеру и ставили к одной стенке. Это было безумие, но, показав свою несостоятельность, оно прошло.

В то же время положение религиозных организаций, что для многих сейчас кажется неправдоподобным, было достаточно прочным. В СССР было 58 официально зарегистрированных религиозных направлений. Не групп, не общин, а направлений: православие, старообрядчество, баптисты и т.д. Функционировало около 20 тыс. храмов, было 18 монастырей, буддийские дацаны и т.д. Особенно спокойно и уверенно чувствовало себя руководство религиозных организаций. Как в дореволюционное, так и в советское время доминировала РПЦ. Конечно, и она чувствовала ограничения. Самым большим было то, что религиозной деятельностью (проповедями, миссионерством) нельзя было заниматься за пределами храма. Но положение руководства было довольно прочным. На правительственных приемах всегда присутствовал патриарх и постоянные члены Синода. Должность патриарха была номенклатурой Политбюро, митрополитов - номенклатурой ЦК, архиереев рангом поменьше - номенклатурой обкомов партии. И наиболее видные из них были высоко оценены советским атеистическим правительством. Деятели РПЦ получили 22 государственных ордена: патриарх Алексий I - четыре ордена "Трудового Красного Знамени", его преемник Пимен - три ордена, недавно умерший Алексий II - тоже три, и т.д. И хотя советская власть ушла в прошлое и осуждена церковью, никто из церковников ни одного ордена не сдал. Это достаточно красноречиво говорит о том, что все было не так уж плохо, особенно на бюрократическом уровне.

Но вот ситуация изменилась, и, как декларируется, в лучшую сторону. В том смысле, что теперь есть возможность избежать крайностей как досоветского, так и советского времени. Теперь в Конституции и других законах провозглашен светский характер государства, которое должно равно дистанцироваться от всех религиозных организаций и предоставлять им равные возможности. Религиозным организациям предоставлены такие же права, как свободомыслящим. Государственная школа дает детям светские знания и воспитание. Провозглашен религиозный плюрализм: все религиозные организации равны перед законом. Светский характер государства предусматривает, что все официальные лица от Президента РФ до муниципального клерка не имеют права при исполнении служебных обязанностей декларировать свое отношение к религии. Они могут проявлять религиозность или нерелигиозность как частные лица, во внеслужебное время, без рекламирования того, что вот, мол, на религиозном празднике стоит со свечой и крестится не просто человек, а Президент, губернатор и т.п. Казалось бы, сложилась такая ситуация, когда могут существовать разные религиозные направления, и их представители могут чувствовать себя одинаково спокойно, и в то же время имеют право на существование альтернативные формы духовности, которые мы называем свободомыслием, атеизмом. Т.е. теоретически мы вышли на какую-то новую позицию, принципиально отличающуюся от советской и досоветской.

Но это только теоретически, ибо сила инерции такова, что те же самые мифы, о которых я говорил, остаются и сейчас. Ныне много говорят о толерантности, о том, что надо формировать у людей терпимость к инакомыслию, иноверию, иным идейным и духовным установкам. Разговоры об этом идут, а подвижки нет никакой: в действительности возрождена прежняя ситуация, причем не советская, а еще досоветского времени.

Сейчас говорят, что надо же случиться так, что мы ни с того, ни с сего вышли непонятно куда. Да понятно, куда мы успешно вошли - в период самого дикого, неразвитого, примитивного капитализма. Причем, вошли воровски, нахально, наглым способом, когда все проблемы решались незаконным, уголовным способом. Казалось бы, ну что плохого, если появится частная собственность и ее владелец? Как говорил наш мэр Собчак, "частник о нас позаботится, он нас обует, оденет, накормит, потому что это ему выгодно, в этом его интерес". Но общество пришло туда, куда и должно было прийти - к провалу.

Вот мы вспоминаем 30-е годы, голодомор. А разве в 90-е не было голодомора? Да он есть и сейчас. Вот по ТВ передают, что заболели и попали в госпиталь солдаты-новобранцы. И врачи обнаружили, что у них не хватает до нормы массы тела, потому что они до армии вели голодный образ жизни. Значит, у нас значительная часть населения по-прежнему сильно недоедает. Появились бомжи, выбрасывают новорожденных детей. И это уже воспринимается обществом так, как будто иначе и не может быть. А на самом деле это - результат того крушения, которое совершено в России. И самое страшное, что это крушение сказалось на духовности. Экономика, если не при нас, то при наших внуках, может быть, наладится, ибо россияне не такие уж кретины, чтобы не найти свое "ноу-хау", осилить "хай тек" и многое другое. Но вот в части духовности у нас просто катастрофа. Мы вернулись к нулевому и даже отрицательному состоянию, у нас стало плохо повсюду: отвратительные отношения между людьми, межнациональная и межрелигиозная рознь, пробудились жадность, стяжательство, желание пробиться во что бы то ни стало. У нас локти и зубы стали работать сильнее, чем интеллект.

И самое гнусное - нет чтобы объяснить народу, почему это произошло на самом деле, так вместо этого опять обращаются к мифам. Говорят: так это же результат атеизма, в советское время религию отключили от воспитательного процесса, и вот мы теперь пожинаем плоды. Но это гнусная клевета. Религиозность и нерелигиозность - это альтернативные взгляды на мир, и в атеистическом мировоззрении много таких принципов, ценность которых, независимо от того, религиозен ты или нет, не признать невозможно. Разве в атеистическом СССР не формировались трудолюбие, уважительное отношение к человеку, патриотизм ("раньше думай о Родине, а потом о себе")? Разве смогла бы победить наша страна в Отечественной войне, а ленинградцы - пережить блокаду, если бы не было духовности, нравственности, верности идеалам? Все это было, и почти ничего из этого не осталось сейчас. Страна стала другой, общество - разорванным, где несколько процентов - на самом верху, несколько - посередине, а все остальные, как говорят мои студенты, "ниже плинтуса". Это делает людей хуже, чем они были раньше. И попытки списать это на прошлое несостоятельны. Мне понятно, когда это говорят религиозные деятели. Они считают, что раз им было не так оптимально, как хотелось, значит, это было плохое общество. Но когда я слышу фразу "я согласен с его святейшеством, что мы, к счастью, оставили позади период бездуховности, деградации" из уст первого лица страны, то меня берет оторопь. Это значит, что под видом бездуховности оплевывается все ценное, что было в советское время. В том числе, кстати, и День Победы. Вспомните, как в первые постсоветские годы доблестный ОМОН дубинками разгонял людей, выходивших на демонстрации, причем не только 1-го, но и 9-го мая. Какой, мол, еще День Победы, совковость какая-то? Но потом спохватились, что стало вообще не на чем держаться, что надо хоть что-то из прошлого оставить, иначе мы будем падать все дальше и дальше.

Я уже говорил, что в СССР было 58 религиозных организаций. Сейчас их уже 65, и все они не согласны друг с другом. В Конституции записано осуждение разжигания вражды и ненависти на религиозной почве. Критикуя религию как учение, атеисты не третируют верующих, понимая, что это люди, которые условиями жизни поставлены в определенные обстоятельства и являются рабами или подчиненными этих обстоятельств. На верующих не смотрят, как на недоразвитых ублюдков. А когда современные религиозные позиции выражаются в том, что неверующие - это неполноценные люди, то этот же взгляд распространяется и на представителей других религий. Православные в упор не видят католиков, а если видят, то поносят так, как только могут. Католики же смотрят на православных, как на давно и безнадежно отставших анахронистов. И те, и другие терпеть не могут протестантов. Все вместе они враждебно смотрят на мусульман и образующиеся малые религиозные группы, т.н. "секты".

Самое ярко выраженное неприятие проявляется именно во взаимоотношениях между религиями. В Петербурге действует Научно-методический совет по религиоведению, членами которого являются и атеисты, и верующие. Мы проводим встречи и конференции на разные темы с приглашением представителей разных точек зрения. И всегда, когда выступает человек, представляющий какую-нибудь религию, он мягко или резко, категорически или с определенными нюансами, но обязательно проводит мысль, что, конечно, страна у нас многоконфессиональная, плюралистическая, но вообще-то все ошибаются, кроме нас. "Мы идем верным путем, исповедуя правильную точку зрения, в все остальные заблуждаются. И чтобы примириться, есть только один путь: идите все к нам. Будет одна вера, одна позиция - тогда и будет все в порядке". Но каждому понятно, что это утопия. И самое большее, чего удается добиться, - это более-менее корректного общение во время этих встреч и конференций. Но как только заходит речь о принятии общих заявлений и деклараций, каждый участник подчеркивает преимущество своей религии и недостатки других. И это бы еще полбеды, но когда в это вмешиваются властные структуры, которые из большой совокупности выбирают одно и на этом одном выстраивают свою политическую ориентацию и духовную деятельность, то это уже грозит серьезной опасностью.

В эти дни много говорится о большом событии в жизни РПЦ - выборах нового патриарха. Я не беру на себя роль пророка, я не Глоба, но у меня есть предчувствие, что патриархом станет митрополит Кирилл - фигура, хотя и популярная, но не очень приятная и благоприятно воспринимаемая в церковной среде. Так вот этот церковный деятель неоднократно говорил: "Почему нашу страну называют страной множества религий? У нас 80 млн русских, а все русские - православные. Значит, у нас православная страна". И вот эта мысль при ее реализации тянет нас в пропасть. Как она реализуется? А вот как: надо ввести в школах предмет "Основы православной культуры" (ОПК). Это, мол, будет ознакомление школьников с религией, которая является серьезным фактором, и о ней надо знать. Позвольте, а почему детям надо рассказывать только о религии? Тогда уж и об атеизме тоже. И если о религиях, то обо всех, какие у нас есть, а не только об одной. Если же ставка делается лишь на православие, то, значит, все другие религии, которые с точки зрения православия являются ересью, ошибкой, заблуждением, выносятся за скобки? И что с ними делать? Воспринимать как второсортные, лишать их осознания своей равноправности в нашей стране? К этому все и идет.

Возьмем так называемые Рождественские каникулы. Почему в стране, где, кроме православия, есть много других направлений христианства, есть иудаизм, ислам, буддизм и т.д., сделали государственным праздник только одной церкви, да еще и растянули его на 10 дней? Опять говорят, что православие у нас преобладает. Но ведь из всего христианского мира, а это, как минимум, 1,5 млрд человек, православных насчитывается только 100 тыс (католиков - 1 млрд, протестантов - 400 млн). Да и православие, в отличие от католицизма, расколото: существует 15 абсолютно независимых друг от друга православных церквей, из которых 7 января празднуют Рождество только четыре: русская, грузинская, сербская и иерусалимская, а остальные одиннадцать - 25 декабря. Итак, это праздник даже не для всех православных, не говоря уже об остальных христианах. А как в эти дни должен вести себя мусульманин, иудей, буддист? Ведь праздник - это выходные дни, освобождение от работы, а у нас частная собственность, частный бизнес. Хозяин-мусульманин вправе спросить: "а почему вы не ходите на работу, мне до лампочки, что у вас праздник, это не мой праздник".

4 ноября мы отпраздновали еще один такой праздник. Говорят, что это праздник Примирения. Мол, в этот день в 1613 г. в Москву принесли икону Казанской божьей матери, в результате чего поляков из Москвы как метлой вымело и смута прекратилась. Один из, вроде бы, грамотных людей, директор Института истории даже заявил по ТВ, что именно с этого момента у нас начало формироваться гражданское общество и появилось согласие. Но загляните в учебники истории Соловьева или Ключевского: 17 век был самым тяжелым в истории России. Это не только "смутное время", там и крестьянские восстания, и проч. Притом 4 ноября - дата совершенно искусственная, невежественно придуманная. Мало того, что поляки не уходили из Москвы еще целый месяц, так еще упущено из виду, что по григорианскому стилю праздник соответствует не 4-му, а 1-му ноября. Его просто подогнали под давно известный православный праздник иконы Казанской божьей матери. И это уже второй государственный праздник, который подладили под одну церковь.

Но и на этом процесс православизации не закончился. Возьмите наш государственный гимн: "хранимая Богом родная земля". Почему в светском государстве ставку в гимне делают на религиозный символ?

А какие у нас сейчас государственные ордена? Вот, например, писателя Гранина наградили государственным орденом Благоверного Андрея Первозванного. Чтобы убедиться, что "первозванность" апостола Андрея - это наш миф, загляните в Евангелие. Там говорится, что первым к Христу пришел не Андрей, а Симон, которого, однако, Иисус переименовал в Петра. И этот Петр прихватил с собой Андрея. А в другом месте говорится, что пришел все-таки Андрей, так что не разберешь, кто же пришел первым. Поэтому в христианском мире за пределами России Андрея рассматривают как просто одного из апостолов. У нас же он еще в дореволюционное время сделан выдающейся фигурой, на нем воздвигли концепцию российской государственности. Дело в том, что в свое время византийцы не отпускали от себя русских, держали под контролем, заявляя: "что вы рветесь от нас, мы же принесли вам христианство по благословлению апостола Андрея". А те в ответ: "окститесь, вас окрестил Андрей, так он же и нас окрестил самолично". Мол, в русской летописи сказано, что, когда он из Крыма направлялся в Рим, то чуть отклонился, доплыл по Днепру до Новгорода, а не до Киева, которого тогда еще не было, поднялся на гору, поставил крест, и только потом оказался в Риме. Это легенда, над которой смеялись богословы, но из нее сделали базу, что и мы на Руси не лыком шиты, а тоже получили веру непосредственно от апостола. Вот откуда пошел этот орден. А другие ордена? В них всюду использованы кресты. И вот отличился человек на войне, и ему вручают крест. А если он мусульманин и для него это сатанинский знак?

В армии уже пытаются заменить офицеров-педагогов священниками РПЦ. На флотах появился новый святой - адмирал Федор Ушаков. Его останки разрезали на 4 части и отправили во Владивосток, Калининград, Североморск и Севастополь, где собираются соорудить храмы. Призывникам на флот вручают иконки, и прежде, чем принять присягу, они должны присягнуть на верность РПЦ. Получается, что теперь армия у нас церковная, конфессиональная. А как же тогда быть в трудную минуту, если будут православный и иудейский батальоны, мусульманский взвод и буддийская рота? Что это будет за армия? Она у нас и так не вызывает восторга, а тут будет вообще что-то непонятное. Выходит, нужны будут 3-4 разных священника, которые будут отдельно благословлять "своих" солдат. А если такого не будет, то, значит, и здесь будет ставка только на одну религию? В нашей многоконфессиональной стране это - закладывание мины замедленного действия, ведущее к усилению сепаратистских настроений. Мусульмане потянутся туда, где их будут воспринимать как своих. А что делать буддистам: бурятам, калмыкам, тувинцам? Не останется ли в итоге Россия в пределах Московской области?

Николай Гордиенко

наверх