Учимся думать
        От редактора сайта. Очень важная для человечества, включая, разумеется, россиян, способность к восприятию научного мировоззрения зависит от способности здраво и логически мыслить, и эту способность надо развивать с детских лет. О том, как можно решать эту проблему, рассказал июньский 2008 г. номер журнала "Знание - сила".

Лозунг "Школа должна учить детей думать" не выходит из моды уже несколько десятилетий, но остается только лозунгом. Тем временем ценность способности понимать и принимать самостоятельные решения постоянно растет, знания становятся главным национальным ресурсом, так что наиболее развитые западные страны, живущие уже в постэкономическую эпоху, так и называют: "общества знания". Но о кризисе школьного образования говорят и в этих странах. Россия к этим странам не принадлежит: основа ее национального богатства - торговля сырьем. Однако от других развивающихся стран ее отличает накопленный интеллектуальный потенциал и развитая система образования. Проблема состоит в том, сможет ли страна использовать этот шанс для прорыва в новое качество.

Мы хотим рассказать о попытке Института инновационных стратегий развития общего образования (ИИСРОО) Департамента образования г. Москвы создать педагогическую технологию, шаг за шагом развивающую в школьниках способность к теоретическому и проектному мышлению. Эта работа продолжается уже почти 20 лет и охватывает многие школы столицы.

Ученые разработали несколько учебников по "метапредметам"; действует их сайт с Интернете http://epistemoteka.ru .

Главная страница портала "Эпистемотека" - это собрание не книг ("библиотека"), а живых идей на границах известного науке знания. На "карте проблем" вы можете выбрать любую: от "Как связано мышление с мозгом?" до "Каковы могут быть альтернативные источники энергии?" или "Как преодолеть технологический разрыв в развитии стран?", от "Как решить проблему транспортных пробок в Москве?" до "Как объединить регионы огромной России сверхскоростными магистралями?" Это вопросы ведущих ученых мира, таких, как физик, нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, еще один нобелевский лауреат, химик Жан-Мари Лен, вопросы Римского клуба, адресованные всему человечеству, вопросы сотрудников ИИСРОО, адресованные всем посетителям их сайта.

Выбрали? У вас есть идеи? Вы обсудите их со всеми, кто заинтересовался той же проблемой. Начнется коллективное движение, которым руководит опытный "модератор" - специалист по методологии поиска ответов на самые трудные вопросы. Время от времени будут возникать фигуры экспертов - ведущих ученых, которые тоже пытаются решить эту проблему: они оценят "ходы" вашей мысли и, вероятно, подскажут новые, неожиданные. Возможно, вы даже не догадываетесь, насколько перспективны ваши идеи и проекты - здесь вы это узнаете.

Все это называется "модуль"; он организуется вокруг каждой обсуждаемой в эпистемотеке проблемы. Любая школа может предложить свой модуль, и ей помогут его разработать, "выстроить": это не просто игра любознательных, это новая стратегия образования. Она уже опробуется во многих школах Москвы.

Ирина Прусс "Вы только подумайте..."

Как же учить думать?

Есть на эту тему блистательные психологические теории - Жана Пиаже, например; но, увы, практического применения подобных теорий мы почти не видели. Почти.

Есть еще известный опыт Московского методологического кружка и его главы Георгия Петровича Щедровицкого. Последние годы жизни Г.П. проводил так называемые Организационно-деятельные игры, которые теперь проводят его ученики. Игры идут по жесткому алгоритму вокруг каждый раз новой сложной проблемы, никак решению не поддающейся, но требующей его немедленно. Именно жесткий алгоритм, не содержательный (предметы обсуждения - самые разные), а "метасодержательный", организующий и дисциплинирующий сам процесс коллективного мышления, "держит" игру, позволяя получать неожиданные, эффектные и эффективные решения. Собственно, Г.П. интересовал не столько практический результат, сколько возможность понять, как устроен этот самый процесс, которым он пытался управлять.

Как можно управлять непознанным? Г.П. Щедровицкий был уверен, что только так и можно что-то узнать - работая над проектом, имеющим конкретную цель, и под нее выстраивая цепь интеллектуальных операций, разворачиваемых и уточняемых в коллективной работе.

Примерно такой принцип работы взяли на вооружение, приспособили к школе и до сих пор продолжают развивать и уточнять в эпистемотеке*.

* См. далее ж-л "Знание - сила" № 6, 2008, стр. 17 - 25.

наверх