Государство и Церковь в России: Православие по-кремлёвски?

Из http://community.livejournal.com/nytimesinmoscow/8978.html?mode=reply

Уважаемые читатели! Это перевод статьи о религии в России, которая будет напечатана в «Нью-Йорк Таймс»*.

СТАРЫЙ ОСКОЛ, Россия – После распада Советского Союза был период, когда протестантские общины здесь, на юго-западе России, процветали. Сегодня этот промышленный район стал знаковым по состоянию религиозных свобод в России в период правления президента Путина.

Государство вторглось в вопросы веры так же, как оно ужесточило контроль за политической жизнью. Как стало понятно из десятков интервью с государственными служащими и служителями церкви в разных частях России, местные власти здесь и во многих других регионах фактически превратили Русскую Православную Церковь в официальную религию.

Этот тесный союз между государством и Русской Православной Церковью стал характерной чертой президентства Путина. Церковь решительно и твердо поддерживала федеральные и местные власти, а они, в свою очередь, старались изолировать те неправославные христианские общины, которые могли представить наиболее серьезную конкуренцию РПЦ.

Г-н Путин часто появляется с главой церкви Алексием II на общенациональных телеканалах, контролируемых государством. На днях телевидение показало, как он принимает приглашение от Алексия II посетить Пасхальное богослужение.

Эти отношения частично основаны на общей националистической идеологии, призванной восстановить мощь России после разброда, который последовал после распада Советского Союза.

Хотя посещаемость церквей в России довольно низкая, опросы показывают, что все больше россиян идентифицируют себя с православием. В одном из недавних опросов 71 процент респондентов назвали себя православными, это по сравнению с 59 процентами в 2003 году.

После распада Советского Союза в 1991 году протестантские общины в США и Европе увидели в России благодатную почву и тратили большие средства на посылку миссионеров на помощь существующим общинам и для обращения новых верующих. РПЦ была озабочена потерей своих последователей.

В 1997 году, во время правления президента Ельцина был принят первый федеральный закон, ограничивавший деятельность протестантских церквей и миссионеров. У г-на Ельцина были не столь однозначные отношения с РПЦ, как у г-на Путина, и в условиях хаоса того времени законы не всегда исполнялись.

Но при г-не Путине, который носит крест и публично говорит о своей вере, появились новые правила, а применение законов стало более строгим, или, как считают протестанты, избирательным.

Церковь с ее историческими связями с монархией придавала дополнительную легитимность г-ну Путину, поддерживая его правление, по мере того как он укреплял и консолидировал свою власть и крушил оппозицию. В декабре прошлого года, когда он выбрал своего помощника Дмитрия А. Медведева в качестве преемника на посту президента, глава церкви Патриарх Алексий II благословил это решение. В выступлении, которое транслировалось по национальному телевидению, Алексий II, говоря о г-не Путине, отметил «беззаветное служение нашему Отечеству» и назвал связку Путин-Медведев «величайшим благом» для России.

По словам Александра Федичкина, руководителя Российского Евангелического Союза, при ныне существующей системе губернаторы, назначаемые г-ном Путиным, тесно сотрудничают с епископами РПЦ.

«Очень часто чиновники говорят нам, - пожалуйста, обратитесь к православному епископу относительно вашей деятельности, если он даст согласие, вы сможете здесь работать», – рассказал нам г-н Федичкин.

Когда мы обратились к Дмитрию Пескову, официальному представителю кремлевской администрации, по поводу подобных жалоб, он ответил, что в последние годы количество официально зарегистрированных религиозных организаций в стране подскочило в пять раз и выросло до 23 тысяч, и многие из вновь появившихся – протестантские, «но в то же время нельзя забывать, что РПЦ – ведущая религия в России, это самая популярная церковь в России». Он порекомендовал узнать мнение по этому поводу у епископа Сергея В. Ряховского, главы Союза пятидесятников.

Г-н Ряховский сказал в интервью, что в то время как Кремль призывает к терпимости, ситуация на региональном уровне вызывает тревогу. И добавил, что Кремль, похоже, не очень заинтересован в том, чтобы предотвращать нападки РПЦ на протестантов.

Белгородская область, традиционный оплот православия, стала передовым рубежом анти-протестантской кампании, где апробируются меры, в дальнейшем применяемые и в других местах. Недавно область обязала учащихся всех средних школ посещать уроки, которые, по существу, можно считать религиозным курсом по Русскому Православию. Учебное пособие рекомендует, чтобы в школах были организованы специальные классы, украшенные изображениями Иисуса Христа, православными иконами и другими святынями. Губернатор области Евгений Савченко называет себя православным губернатором.

Правящий архиерей Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что у россиян есть глубинные связи с Православием, которые государству следует поощрять и развивать.

«По сути, мы начали переживать период второго Крещения» - сказал архиепископ, имея в виду принятие на Руси христианства в 988 году.

Многие из прихожан говорили, что больше всего их раздражает то, что ограничения на деятельность протестантов накладывают те самые чиновники, которые в свое время клялись в верности коммунистическим идеалам, а теперь переориентировались на Русское Православие.

«Власть имущие, как правило, все неверующие», сказал Геннадий Сафонов. «Показывать сейчас моду взяли – президент, правительство стоят, молятся».

Владимир Котенев, пастор местных баптистов, сказал: «Вот какое у них представление: если ты русский человек, то обязательно должен быть православным».

Клиффорд Дж. Леви
__________________________________________________

* Текст приводится в сокращении (Ред. сайта)

наверх