Туда, откуда все исходит

Санкт-Петербург. Круглый стол «Дело» академика Гинзбурга: российские ученые против клерикалов»*

http://www.rosbalt.ru/2007/8/9/403870.html

8 августа 2007 года в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялся круглый стол «Дело» академика Гинзбурга: российские ученые против клерикалов».

Некоторое время назад СМИ опубликовали открытое письмо к Президенту России В.В. Путину десяти членов Российской академии наук, среди которых лауреаты Нобелевской премии, физики Жорес Алферов и Виталий Гинзбург. В своем обращении к главе государства ученые выступили с критикой «активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни». По их мнению, Россия движется по пути к клерикальному государству, православная церковь всеми средствами пытается навязать обществу религиозность – в частности, с помощью введения в курс школьной программы уроков православной культуры.

В свою очередь православная общественность потребовала привлечь к уголовной ответственности академика Гинзбурга, который заявил, что, «преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей».

Насколько справедливы взаимные упреки клерикалов и атеистов? Действительно ли можно говорить об «экспансии РПЦ», неоправданно активном вмешательстве церкви в дела государственной важности? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии.

К участию в круглом столе были приглашены:

- Евгений Александров, академик РАН (один из авторов открытого письма);

- Марианна Шахнович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета;

- Леонид Илюшин, начальник сектора модернизации Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга;

- протоиерей Александр Сорокин, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии;

- Аркадий Чаплыгин, правозащитник, юрист;

- Роман Могилевский, руководитель Агентства Социальной Информации (АСИ);

- Светлана Забеляева, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии «Гражданская Сила»;

- Дмитрий Избицкий, ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского общественного молодежного движения «Оборона».

Накануне проведения круглого стола Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург дал интервью журналисту ИА «Росбалт», фрагмент которого был зачитан в ходе мероприятия.

---------------------------------------------------

Мы обратились к президенту из-за вертикали власти

http://www.rosbaltpiter.ru/2007/08/08/404887.html

«Мы обратились к президенту России из-за вертикали власти - многое в России зависит от него, — заявил академик Евгений Александров. - Тем более, что Путин — человек набожный и часто ходит на службы» .

По словам Александрова, перекос в сторону верующих можно объяснить тем, что большинство россиян воспитаны при советской власти и знают, чего хочет начальство. В Российской Академии наук большая часть академиков — верующие, но 95% академиков в СССР были членами КПСС, и при этом относились к советской власти весьма критично.

«Просто люди умели, «держать нос по ветру», — заметил Александров. Он заявил, что не убежден в том, что только посредством церкви можно прийти к воспитанию высококультурных людей. Такие светские науки, как социология или конфликтология, наработали достаточно методов, которые могут конкурировать с мифологическими знаниями церкви в деле воспитания гражданина.

В свою очередь православная общественность потребовала привлечь к уголовной ответственности академика Гинзбурга, который заявил, что, «преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей».

---------------------------------------------------

Петербургский правозащитник поддержал ученых в их споре с церковью

http://www.regnum.ru/news/867931.html

"Президент России человек очень набожный, поэтому нам было ясно, что обращаться с подобным письмом надо было к нему напрямую", - заявил академик Евгений Александров.

Академик отметил, что с помощью библии вряд ли можно добиться реморализации общества. По его словам, светская наука имеет достаточно большие наработки в данной области. Попытку церкви вмешаться в образовательные процессы государственных учебных учреждений он назвал "возвращением к давно пройденному".

Как отметил руководитель сектора модернизации образования комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Леонид Илюшин, родители могут осуществлять религиозное воспитание своих детей в рамках воскресных школ, по поводу нехватки которых заявлений в комитет не поступало.

Правозащитник Аркадий Чаплыгин заявил, что, с точки зрения Конституции РФ, государство гарантирует светский характер государственного и муниципального образования, а инициатива о введении предмета "Основы православной культуры" противоречит данному пункту Конституции. Он также пояснил, что даже если предположить, что такой предмет может быть введен, проблемы могут возникнуть уже на уровне финансирования, поскольку средства на зарплату преподавателям данной дисциплины должны будут выделяться из бюджета, который в свою очередь формируется за счет налоговых сборов с тех граждан, которые могут и не относить себя к православию.

---------------------------------------------------

Виктория Работнова, «Вне Закона Божия»

http://www.novayagazeta.spb.ru/2007/60/5/

В 1912 году общественность российской столицы живо обсуждала публичное выступление академика Андрея Маркова против «казенного православия». Прошло менее сотни лет, и ситуация повторилась: открытое письмо к Владимиру Путину, подписанное десятью академиками РАН, спровоцировало бурную дискуссию.

«Мы обратились именно к президенту, потому что у нас власть так устроена, что именно он отвечает за все, — говорит один из авторов письма, академик Евгений Александров. — А еще мы все воспитаны при советской власти, и когда президент позиционирует себя как человек набожный, то многие автоматически следуют его примеру. Поэтому, если обращаться, то только туда, откуда все исходит» .

Стоит отметить, что письмо академиков — это далеко не первое обращение ученых, встревоженных атаками клерикальных кругов на научные основы преподавания. Их принимал, в частности, петербургский Союз ученых, однако эти письма оставались безответными. Евгений Александров говорит, что академики тоже не надеются на ответ. По словам Виталия Гинзбурга, важно уже то, что им, хотя и с большим трудом, удалось опубликовать свое письмо и «заострить общественное внимание на том, что нас тревожит».

По данным руководителя Агентства Социальной информации Романа Могилевского, количество респондентов, поддержавших и не поддержавших позицию академиков, практически одинаково. Причем стоит отметить что, согласно данным АСИ, лишь 23 процента опрошенных затруднились высказать свое мнение относительно письма. То есть получается, что большинство петербуржцев по крайней мере слышали об открытом письме. По словам Могилевского, большинство респондентов выступило против того, чтобы основы религиозной культуры стали обязательным предметом в школьной программе, но 39 процентов опрошенных не возражают против того, чтобы этот предмет был факультативным. При этом более половины опрошенных считают, что школьникам надо рассказывать не только о православии, но и обо всех ведущих мировых религиях.

Впрочем, в Петербурге вопрос о введении нового предмета пока не стоит. По словам начальника сектора модернизации Комитета по образованию Леонида Илюшина, у родителей, желающих дать детям религиозное образование, есть такая возможность. Но — не в общеобразовательных школах. «Хотя соблазн совместить обязательное с добровольным возникает всегда, — отмечает он. — Ведь стоит напомнить, что среднее образование у нас обязательное. А вопрос о том, верить в Бога или нет — это личное дело каждого отдельного человека» .

«Нам часто говорят, что, допустим, в школах Германии есть уроки религии. Но забывают сказать, что параллельно идут уроки светской этики, чтобы и родители, и сам ребенок имели право выбора» , — говорит зав. кафедрой философии религии и религиоведения Петербургского государственного университета Марианна Шахнович. По ее мнению, обязательное изучение основ православной культуры в школах даст обратный эффект, нежели тот, на который рассчитывают деятели церкви. «Насильно ничего не сделаешь, и тут важно, что и как будут преподавать, — говорит она. — Потому что, если курс окажется слегка переработанным Законом Божьим, то на выходе мы получим новое поколение чернышевских и добролюбовых» .

«Немыслимо преподавать Закон Божий так, как его преподавали в дореволюционной России, — соглашается протоиерей Александр Сорокин. — Мы знаем, как это тогда закончилось — 1917-м годом» . Впрочем, по его мнению, основы православной культуры — дисциплина исключительно культурологическая, проблема в том, «где взять культурных преподавателей, которые могут вести этот предмет». «Сейчас действительно происходит усиление роли церкви в обществе, весь вопрос в том, какую оценку этому дать» , — считает он, подчеркивая, что диалог между учеными и деятелями церкви необходим, и хорошо, что он начался с выступления «культурных людей с высоким моральным авторитетом».

Насколько реалистично это пожелание, сказать весьма трудно. Пока что религиозная общественность в Москве обратилась в прокуратуру с требованием привлечь академика Виталия Гинзбурга к ответственности «за разжигание религиозной розни». Но что, собственно, сказал академик? Что церковь должна быть отделена от государства и не должна, как она это делает непрерывно, назойливо вмешиваться в общественную жизнь? Что абсурдно учить школьников и студентов тому, что Бог шесть тысяч лет назад создал все то, что, как многократно доказано наукой, существует миллиарды лет? В конце концов, не надо забывать, что кроме прав верующих, которые нуждаются в защите, есть еще и права атеистов, которые должны быть защищены ничуть не меньше. В этом и заключается свобода совести…

---------------------------------------------------

Алексий Лебедев (священник РПАЦ). «Атеисты миролюбиво побранились с «людьми в рясах»

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=56197&cf

Был зачитан отрывок из интервью академика Виталия Гинзбурга ИА "Росбалт". В интервью говорилось о "наступлении РПЦ на те сферы жизни, которые к ней не относятся", о "проникновении Церкви в вооруженные силы" и "освящении боевых кораблей с ядерным оружием на борту", о трудностях с опубликованием "письма", печатать которое отказались "Известия" и "Российская газета". "К сожалению, целый ряд православных организаций решил сделать из меня своего рода "козла отпущения", – сетовал нобелевский лауреат.

Первым слово было предоставлено господину Могилевскому, организация которого специализируется на социологических опросах. Все узнали, что 5 августа сего года 501 житель северной столицы был опрощен на предмет отношения к "письму" и поднятым в нем проблемам. Вкратце, ответы их были неутешительны для единственного представителя Московского патриархата, о. Александра.

Далее слово было предоставлено г-ну Александрову. Академик посетовал на попытки со стороны СМИ блокировать огласку Письма и открыл присутствующим тайну, что подписать письмо готовы были гораздо больше академиков. "Подписали те, кого нашли по телефону". Маститый физик обиделся на диакона Андрея Кураева за то, что он обозвал авторов письма "технарями", ("ведь среди нас были физиолог, биолог и космофизик, которых нельзя назвать технарями"), охарактеризовал ответы со стороны представителей МП как "бранчливые" и сообщил, что президент Путин "очень набожный человек". Несмотря на то, что ученый не отказал социологии в звании науки, данные соцопроса все-таки были поставлены под сомнение:

"Так много верующих потому, что наши люди хорошо чувствуют, "чего хочет начальство". Во времена СССР 95% членов Академии наук были еще и членами КПСС, а теперь среди них много верующих. Но среди Отделения физических наук мне верующие неизвестны", – сказал Евгений Александров.

Исцеляющим снадобьем от клерикализации общества академик назвал современный научный аппарат, который может противостоять религиозным мифам: этология, конфликтология, психология и социология.

Юрист Аркадий Чаплыгин успешно подтвердил свое звание правозащитника, заявив, что ОПК даже в виде факультатива "ударит по кошельку неправославных налогоплательщиков".

Светлана Забеляева, представитель партии "Гражданская сила", зачитала обращение-«одобрямс» по поводу "письма академиков".

Профессор Марианна Шахнович призвала спокойнее отнестись к появлению в научном обществе профессоров теологии, но не путем создания экспертных советов при ВАК, а путем введения "степеней конкретных университетов", например, "доктор философии Санкт-Петербургского университета", а не доктор "вообще". "36 ВУЗов страны, в том числе 21 государственный, сегодня выдают дипломы бакалавров и магистров теологии", – сказала она. В то же время г-жа Шахнович активно выступила против создания ученых советов по теологии.

Зоолог Леонид Боркин, председатель правления С.-Петербургского союза ученых, заявил, что учебник "Православная биология", который он обнаружил в Белгородской области, антинаучен и невежественен.

Дмитрий Избицкий, представитель оппозиционного "Нашим" молодежного движения "Оборона", изобличил намерения клерикальных кругов и рассказал об отторжении, которое вызывает навязывание и демонстрирование взаимодействия Православной Церкви и власти в многонациональной и мультиконфессиональной стране.

---------------------------------------------------

Ирина Силачева, «Академики и клерикалы сражаются за души»

http://www.dpgazeta.ru/article/117710

Академики РАН, главные оппоненты клерикалов, убеждены, что религиозная основа образования морально устарела. "Гуманитарная наука может конкурировать с мифологическими знаниями, которые накопила церковь. Существует этология - наука о поведении животных, психология, социология, которые умеют создать гармоничный образ мира. В то время как церковь за все время своей истории порождала религиозные войны и внутренние конфликты", - уверен Евгений Александров, академик РАН. Вместе с "Основами православия" в школы придет узаконенное сектантство, считает он.

"Нам, взрослым людям, понятно, что апостол Андрей не ходил по воде. А дети могут принять эти христианские догматы, не имеющие ничего общего со здравым смыслом, за чистую монету. Вряд ли такой ребенок вырастет адекватным человеком", - рассуждает правозащитник Аркадий Чаплыгин. С экономической точки зрения возникает вопрос о выделении бюджетных средств на преподавание курса православной культуры. Деньги в бюджет поступают из кармана каждого из нас - как верующих, так и атеистов, и представителей других конфессий.

В петербургской школе церковь отделена от государства. Ни "Основы православной культуры", ни курс истории религии не преподаются. Леонид Илюшин, начальник сектора модернизации Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, уверен, что такие спорные решения должны приниматься с учетом мнения общественности.

"Родители имеют возможность давать детям любое образование, в том числе и религиозное, в воскресных школах разных конфессий. Мы не получали обращений, свидетельствующих, что таких школ катастрофически не хватает", - отмечает Леонид Илюшин.
________________________________________________________

* Материалы подборки приведены в сокращении.

наверх