Это переполняет чашу терпения

На днях (27.06.2007 г.) в петербургской газете "Невское время" в рубрике "Религия" я наткнулся на статью, содержание которой заставило написать в редакцию газеты отзыв. Быть может, все это не стоило бы такого внимания, но когда в издании, которое является официальным публикатором правительства Санкт-Петербурга, угрожают "иноверцам и атеистам" "гневом Божьим", это уже переполняет чашу терпения.

Вот текст возмутившей меня статьи.

        Священник Даниил Сысоев, клирик храма Петра и Павла в Ясенево

        Свет далекого костра или пламя любви

        «Ну зачем вы настолько узколобые фанатики? Почему утверждаете, что вне православной церкви нет спасения? Ведь все равно в одного бога верят все – мусульмане и христиане, иудеи и буддисты, а разница только в обрядах. Главное, чтобы человек был хороший!» - такие слова каждый христианин слышал, наверное, множество раз.

        И действительно, разве можно отвергать, что Бог – Един? Но если очевидным является факт Единства Божественной Сущности, то из этого никак не следует, что все знают о Боге и верно почитают Его. Многие знают президента России, но разве из этого следует, что все к нему лояльно относятся, а тем более понимают все его действия? Так же многие миллиарды людей знают о существовании Бога, но подавляющее большинство воспринимают Его как непонятную Силу. Как свет далекого костра, который не может согреть ничью душу. Лишь в православном христианстве человек настолько сильно вовлекается в Божественную жизнь, что созерцает таинственное пламя Триединой любви.

        Но часто говорят: «Есть же искренние люди в других религиях? Неужели и они погибнут?» При этом забывается, что неверное знание о Боге еще страшнее, чем невежество. Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан. В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания убежденный иноверец не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Очевидно, что искренний маньяк-убийца, считающий, что все зло мира заключается в женщинах или в русских, вряд ли за эту «искренность» будет одобрен Великим Судьей. Но тогда где можно найти ту меру искренности, которая в глазах Бога перевесила бы факт злодейства?

        Еще говорят, что «хорош тот, кто другому плохого не делает», но это не определение. С точки зрения пьяницы плохо делает тот, кто ему не наливает, а его родные думают наоборот. Где же этот критерий? Ответ очевиден: хорошо только то, что таковым считает Бог Творец. Ведь самая достоверная инструкция для прибора та, которая написана ее конструктором. Само нахождение человека в той религиозной традиции, которая не установлена самим Богом, – грех. Из десяти заповедей, данных Моисею, самая первая запрещает иные веры: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20, 1-2).

        Так что те люди, которые утверждают, что мерило добра и зла – Декалог, должны задуматься о том, что ни один иноверец не избежит гнева Божия.

        Господь вселенной сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). А у нас думают спастись неопределенным добреньким состоянием без Святого причастия.

        Пусть же ответят возражатели, кому нам верить – людям или Богу?

А вот что я написал в моем отзыве.

Уважаемая редакция газеты «Невское время»!

Хотел бы высказать свое мнение по поводу статьи священника Даниила Сысоева. К моему глубокому сожалению, должен сказать, что само содержание статьи прямо противоположно духу той самой любви, о которой говорится в заголовке. Cкажу сразу - по своим убеждениям я не являюсь атеистом и считаю, что религия играла и играет весьма важную роль в истории и культуре практически всех народов и, конечно, в истории и культуре России.

Итак, обратимся к самой статье. В самом начале автор утверждает, что в его родной, христианской, вере, человек ближе всего приближается к Богу. Что ж, учитывая, что автор - православный священник, его можно понять. Но что идет далее? Задаваясь вопросом "Есть ли искренние люди в других религиях? Неужели и они погибнут?", он начинает проводить сравнения такого порядка: "Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан". Далее идет более хлесткий пример с "искренним" маньяком-убийцей. И наконец, заключительный грозный пассаж, который я счел бы уместным в каком-нибудь церковном издании девятнадцатого века, но никак не в вашей светской газете: "Ни один атеист и иноверец не избежит гнева Божия".

Читая эту фразу, невольно задаешься вопросом: о чем думал ваш редактор, пропуская такой материал? Стоит ли напоминать, что не существует никаких логических доказательств "истинности" какой-либо веры - в противном случае это была бы не вера, а знание, просто по определению? Нужно ли приводить примеры того, к чему приводят безапелляционные утверждения о своей вере как "абсолютной и единственно истинной"? Дайте им старт и, будьте уверены, начнется аналогичная реакция и со стороны других конфессий. Кроме того, не стоит забывать, что немалый процент людей, особенно среди ученых и вообще интеллигенции, составляют агностики и атеисты. Так надо ли нажимать на спусковой крючок? Тем более это не к лицу "официальному публикатору Правительства Санкт-Петербурга", коим является Ваша газета.

В заключение хочу напомнить, что говорит об этом Уголовный кодекс РФ.

        «Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
        1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет».

Копию данной статьи пересылаю для обсуждения в «Российское гуманистическое общество», Московскую Хельсинкскую Группу и радиостанцию "Эхо Москвы".

Артем Михеев, преподаватель кафедры высшей математики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета.

Комментарий редактора сайта Трудно не согласиться с Артемом. Статья гражданина Сысоева – типичный образец мышления человека, который считает, что раз он думает так-то и слепо верит в то-то, то так же должны думать и в то же слепо верить все. Долой не только всякое свободомыслие, но и всех религиозных иноверцев! Публичное выражение такой позиции запрещено законом, но об этом забывают сейчас не только такие вот фанатики, но и, как видим, редакторы некоторых СМИ. А чего им себя ограничивать, если само государство возводит одну из действующих в России религиозных конфессий в ранг государственной?

наверх