Отзыв на исковое заявление Марии Шрайбер | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
В помощь юристам ответчиков по иску Марии Шрайбер к Минобрнауки РФ и Комитету по образованию Администрации Санкт-Петербурга Истец полагает, что преподавание по учебнику биологии для 11 класса средней школы (далее - учебник) теории эволюции биологических организмов, в т.ч. происхождения человека, путем естественного отбора, (далее - теория эволюции) нарушает его охраняемые законом права и интересы. Истец просит суд «запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях теории эволюции и теории происхождения человека Ч. Дарвина в качестве доминантной (преобладающей, истинной) научной теории». 1. По мнению истца, теория эволюции в части происхождения человека от человекообразной обезьяны, является, ложной, т.к. она, по мнению истца, не подтверждена научными фактами, «как в форме научного эксперимента, так и в форме археологических раскопок». Истец считает, что теория эволюции в части происхождения человека «может рассматриваться только как научная гипотеза», а не как теория в научном смысле. При этом, как утверждает истец, «иные научные теории или гипотезы представлены в Учебнике с характеристиками, удостоверяющими их не научность». 2. Исходя из тех же соображений, истец полагает, что преподавание теории эволюции в качестве научной, нарушает его право на получение достоверной информации. Полагаем, что доводы, приведенные в п.п. 1, 2 искового заявления, не являются значимыми и не обосновывают требований истца по следующим причинам. I. Научной теорией называется форма представления научных знаний в виде множества логически увязанных между собой допущений и суждений; дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов; основывающаяся на объективных свойствах окружающей реальности, в т.ч. на связи с теориями и фактами из других областей естественных и точных наук. II. Теория эволюции отвечает всем признакам научной теории. В ее основе лежит связный набор допущений и суждений. Она дает целостное представление о развитии живой природы. Она основывается на совокупности естественнонаучных исследований и наблюдений окружающей реальности (что и нашло отражение в учебнике). III. Теория эволюции имеет экспериментальные подтверждения в той мере, в которой они могут быть получены сегодня, а именно: IV. По мере накопления данных палеонтологии, биохимии, генетики, неравновесной термодинамики и кибернетики теория эволюции уточняется и дополняется путем обычного процесса конкурентного рассмотрения и сравнительной проверки частных гипотез. Так в последние десятилетия теория эволюции была дополнена представлениями о межвидовом переносе генов и о других формах взаимодействия эволюционирующих видов в сложных экосистемах. V. В отношении «иных научных теорий или гипотез», которые, как утверждает истец, существуют и «представлены в учебнике с характеристиками, удостоверяющими их ненаучность» необходимо отметить следующее. - Этот сюжет не обладает логической связностью допущений и суждений, поскольку вводит лишь допущение о наличии сверхъестественного творца неопределенной природы с неизвестными свойствами, а затем излагает в повествовательной форме порядок действий этого творца без объяснений механизма этих действий. VI. Библейский сюжет сотворения мира не способен дать рациональное истолкование естественных феноменов, игнорирует эмпирический опыт, пользуется неразвитым понятийным аппаратом, требует отказа от рациональной аргументации в пользу веры, т.е. не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий. VII. Таким образом, утверждение истца о якобы ненаучном характере теории эволюции, и о наличии альтернативных теорий происхождения видов, является ложным и проистекает: 3. По мнению истца, теория эволюции «является атеистической теорией, направленной на дискредитацию религиозного восприятия происхождения человека», а изложение этой «антирелигиозной» (по утверждению истца) теории в учебнике, «унижает и оскорбляет религиозные чувства истца, а также унижает его достоинство». Истец считает, что: «Оскорбление религиозных чувств истца выразилось в уничижительном отношении к религии». В учебнике говорится, что религиозные учения (в т.ч. о происхождении человека) возникли из легенд и мифов и не являются научными и достоверными. В частности, «религиозное учение, изложенное в Библии, называется легендой». Истец, по его утверждению «провозглашая свои религиозные воззрения… становится в глазах одноклассников, лицом, придерживающимся ненаучных и нелепых взглядов». Т.е., по мнению истца, преподавание теории эволюции «приводит к антирелигиозному восприятию позиции лица, верующего в Бога, что ведет к межрелигиозной вражде». Полагаем, что доводы, приведенные в п.3. искового заявления, не обосновывают требований истца, поскольку: VIII. Под атеизмом понимается отрицание религиозных представлений и культа, в т.ч., существования богов, любых сверхъестественных существ и сил. Сущностным признаком атеизма является отрицание бытия сверхъестественных объектов (в противоположность теизму или спиритуализму, основанных на представлении о бытии таких объектов). Биология как естественная наука вообще не имеет дела со сверхъестественными объектами, т.к. они не относятся к природным феноменам, составляющим предмет естественных наук. Таким образом, биология (в т.ч. теория биологической эволюции) не является ни атеистической, ни теистической, поскольку безразлична к предмету любых теистических и спиритуалистических религий. IX. Вместе с тем, биология и теория эволюции отрицают положения космогонических мифов, включенных в корпус преданий различных религий – в той части, в которой эти мифы противоречат научным данным о космогенезе, витагенезе и антропогенезе (происхождении вселенной, жизни и человека), на что было указано в п.п. V, VI отзыва. X. Утверждение истца о том, что при пропаганде (провозглашении) своих религиозных воззрений он не встречает понимания у одноклассников, не связано с предметом иска. Законодательство РФ не гарантирует учащимся, ведущим миссионерскую деятельность в общеобразовательном учреждении, создания благоприятных условий для такой деятельности. В соответствии с законом об образовании школа не является местом для миссионерской деятельности и негативная реакция одноклассников на такую деятельность не может считаться признаком религиозной вражды, как на том настаивает истец. Следует также отметить, что Россия – это поликонфессиональная страна, в которой допускается свободное распространение любых религиозных и атеистических взглядов. Связь неприятия одноклассниками религиозных взглядов истца именно с содержанием учебника биологии истцом не доказана. Такое неприятие могло быть в равной степени вызвано любым другим источником, в т.ч. свободной пропагандой атеизма или другой религии, отличающейся от вероучения, исповедуемого истцом. 4. Истец утверждает, что теория эволюции, изложенная в учебнике, является пропагандой марксистско-ленинской партийной политической идеологии. Это утверждение истец основывает на доводе о наличии в учебнике ссылки «на работу Ф. Энгельса и основоположников исторического материализма» и на якобы «атеистическом» и «антирелигиозном» характере учебника. Полагаем, что доводы, приведенные в п.4. искового заявления, не являются значимыми и не обосновывают требований истца, поскольку: XI. Ф. Энгельс являлся не только политиком, но и ученым, философом, основателем одной из школ материалистической философии. В его работах по философии науки («Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека») рассматривались, в частности, вопросы, связанные с теорией эволюции, теорией происхождения человека и формирования социальных институтов на ранней стадии существования человека как биологического вида. Поэтому указание на его работы в учебнике правомерно. Законодательство РФ не запрещает включение в учебную программу трудов любого философа или ученого, который когда-либо занимался политической деятельностью, и не рассматривает изучение работ такого философа, как политическую агитацию и партийную пропаганду. XII. Исторический материализм является не политической или партийной идеологией, а учением одной из философских школ, в которой диалектическая схема развития по Гегелю распространяется на тенденции развития социально-экономической структуры человеческого общества. Согласно парадигме исторического материализма способ материального производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей, т.е. не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. То, что исторический материализм в вульгарном изложении входил в качестве составляющей в идеологический корпус некоторых народно-демократических и коммунистических партий, не делает это философское учение эквивалентом какой-либо партийной доктрины. Упоминание элементов исторического материализма, таким образом, не является пропагандой партийной идеологии или иным политическим актом. С другой стороны, поскольку исторический материализм сыграл значительную роль в развитии наук о человеке, природе и обществе в конце XIX – начале XX века, его упоминание в учебнике представляется обоснованным и правомерным. XIII. Довод об «атеистическом» и «антирелигиозном» характере учебника принципиально не может обосновывать партийную или идеологическую направленность учебника, так как: XIV. В заключение необходимо отметить, что требования истца не только не обоснованы в иске по материалам и по праву, но и невыполнимы. «Запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях теории эволюции и теории происхождения человека Ч. Дарвина в качестве доминантной научной теории» (как того требует истец) означает одно из двух: Вышеизложенное дает основания полагать, что исковые требования Марии Шрайбер должны быть оставлены судом без удовлетворения. Материал подготовлен группой юристов «Terminus» |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||