Из опыта общения с ТВ

О том, что в российских СМИ существует негласная цензура на материалы, содержащие критику религии, церкви и связанную с ними антиконституционную государственную политику, известно достаточно широко, но опять же не из СМИ, тщательно делающих вид, что такой проблемы не существует. Хорошо, что еще есть свобода слова в Интернете, чем я и воспользуюсь, чтобы рассказать о событии, к которому оказался частично причастен.

6-го сентября мне позвонила с петербургского ТВ (5 канал) журналистка Елена и попросила дать интервью, поскольку ей представили меня как знатока положения в петербургских школах в части насаждения в них анти- и лженаучных воззрений. Я согласился, заметив, однако, что лично сталкивался с таким явлением только в двух школах, о чем и готов, если нужно, рассказать. Имелась в виду информация, изложенная в моей статье «Максимум внимания РГО – российской школе» (a href=http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000195> http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000195).

В тот же день я приехал в назначенное время в указанное место (вблизи одной из городских школ). Здесь, прямо на улице, на фоне резвящейся за школьной оградой детворы и состоялась съемка моей беседы с Еленой.

Я начал с того, что представился как член РГО и охарактеризовал нашу общественную организацию как, главным образом, просветительскую. Мы озабочены тем, чтобы в россиянах не угасала способность к критическому мышлению, подменяясь слепой верой в поток той ложной информации, которая ныне, в условиях извращенно понимаемой свободы слова, изливается на их головы при помощи очень многих СМИ. Стремясь противостоять этому, наша организация пытается всеми доступными ей средствами осуществлять научно-просветительскую работу среди населения: издает журнал «Здравый смысл», книги и учебные пособия, проводит лекции в вузах и библиотеках, а также изредка, поскольку этому чинятся цензурные препятствия, прорывается в газеты, на радио и ТВ.

Мы делаем это на чисто общественных началах, по зову совести. Главной же силой, которой просто по долгу службы положено заниматься такой работой, является государственная система школьного и вузовского образования, выпускники которой должны быть вооружены достаточными знаниями, чтобы на их основе уметь противостоять попыткам оглупления и одурачивания. Насколько неэффективно образовательная система выполняет эту свою функцию, видно по тому, какую благоприятную почву в обществе находят для себя всевозможные колдуны, экстрасенсы, гадалки, астрологи, лжецелители и прочие шарлатаны, а также клерикалы всех мастей.

Далее я перешел к тому, с чем столкнулся в питерской школе № 38, куда не первый год торят дорожку московские и питерские псевдоученые типа Акимова, Дульнева и Короткова, метко названные «учеными» с большой дороги» в одноименной книге академика РАН Э.П. Круглякова (здесь я продемонстрировал эту книгу перед камерой, и режиссер даже попросил показать крупным планом не только обложку, но и несколько страниц с текстом и карикатурами). Боготворят педагоги этой школы и небезызвестного в советские времена грузинского педагога Шалву Амонашвили, проповедующего ныне так называемую «гуманную педагогику», в основу которой положено утверждение, что школа должна не столько давать детям знания, особенно, естественнонаучные, сколько воспитывать в них так называемую духовность, понимаемую в сугубо религиозном смысле (см. a href=http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000187> http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000187). Даже в петербургской Академии постдипломного педагогического образования, стоящей на позициях непротивления проникновению церкви в государственную систему образования, к профессорам которой я обратился, сказали, что у Шалвы Александровича явно «поехала крыша»…

На вопрос журналистки, как следует относиться к тому, что в России начали вводить обязательное изучение предмета «Основы православной культуры», я ответил, что это грубое нарушение Конституции, предусматривающей разделение государственной школы и церкви.

Некоторые ответы меня просили повторить дважды, так как записи мешал шум ветра, и создавалось твердое впечатление, что свою добросовестную работу телевизионщики делают не для мусорной корзины… Меня заверили, что мои слова обязательно войдут в передачу, и сказали, когда она выйдет в эфир.

Я обзвонил на всякий случай коллег по РГО и в указанное время включил телевизор. Передача была из цикла «Неделя в большом городе» и, судя по названию, задумана как рассказ о знаковых городских событиях. Минула первая неделя учебного года, эта тема и стала главной.

Ведущие передачу Елена и ее партнер начали с показа, как в 38-й школе отмечали 1 сентября.

На экране класс, заполненный первоклашками, послушно уткнувшими личики, закрытые ладошками, в парты (лишь один малыш, «не склонивши главы», недоуменно смотрит в камеру). Учительница включает музыкальный фон и, тоже закрыв лицо руками, начинает нараспев:

- В 613-й раз я начинаю свой урок с этими детьми…

Ведущая: Добру и красоте здесь учат детей по методике гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, одобренной Комитетом по образованию. Не «Букварь», а «Школа жизни» здесь почти что АмонРАН. (Видимо, ведущая желала сказать этой фразой, что демонстрируемые на экране книги «почетного академика РАО» и текст некой «Клятвы учителя»(?) заменяют в этой школе все науки.)

Мать ученика: Если обычно в этот день рассказывают, какие дают знания, какие уроки, какие учителя и преподаватели, то здесь ни о чем особенно не рассказывали, просто поразило большое количество детских рисунков, радостных и светлых.

Ведущая: «Путь к себе, медитация и позитивная энергия, которая входит, - вот главные заветы. Углубленная физика и литература – на вторых ролях». (На экране - танцовщица, исполняющая некий ритуальный танец*.)

Татьяна Яковлева, зам. директора школы по воспитательной работе: «Очень много говорим о добре, об отношении друг к другу, не просто дружбе, а умении сочувствовать, сопереживать»…

Ведущая: «А в Сыктывкаре запретили постановку оперы Шостаковича «Балда» по сказке Пушкина, усмотрев в ней издевательство над служителями церкви».

Ведущий: «Расцветают нетрадиционные методы формирования нового человека. В Белгороде и еще 14 регионах к ОБЖ (бывшей «Гражданской обороне») теперь добавляются «Основы православной культуры», бывший «Закон божий». Первый колокольный звон в Белгороде слушал Олег Исаков».

Исаков: «В Белгороде улица Святотроицкая – это бывшая Ленина. Коммунистическая – теперь Преображенская. А вода с недавних пор - не просто окись водорода. Так считает учительница химии по фамилии Монастырская».

Монастырская: «Дети познают на уроках химии именно святость воды. Конечно, не только, что они монету опустят, но и какое-то действо со стороны Православной церкви».

Исаков: «Станислав Тимофеев, начальник всего белгородского просвещения, целыми днями на посту».

Тимофеев, представитель администрации области: «У нас должно быть молодое поколение духовно здоровое. Значит, надо православную культуру, которая подсказывает: «Не убий, не укради». Там все такие ценности, которые нам очень даже подходят».

Исаков: «В Белгороде обязательное изучение «Основ православной культуры», похоже, никого не смущает. Недовольные просто теряются на фоне 98% представителей титульного вероисповедания. Курс ОПК введен по инициативе местной администрации и утвержден областной Думой…
Священника со стороны не приглашали, пастыря воспитали в своем коллективе. Раньше Ольга Серенко рассказывала детям о положительном образе нигилиста Базарова. После спецобучения ее должность – преподаватель ОПК».

Серенко: «Дело в том, что я – учитель литературы и русского языка. И естественно, что мне это, православная культура, очень близко. Ибо вся наша литература, начиная от «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве», как бы переплетается с историей нашего государства и с православием».

Исаков: «По сути вся Белгородская область – это заповедный уголок православия. Дети из мусульманских семей будут изучать православие за одной партой с христианами. Мирисмаил и его родители демонстрируют примирение и согласие».

Мирисмаил: «Говорили, чтобы относиться к предмету уважительно».

Исаков: «Выражаясь словами местного начальства, «в целях укрепления стабильности» решено «двоек» по православию не ставить и за неуспеваемость из школы не выгонять».

Тимофеев: «Поскольку у нас школа светская, и Конституция нам пока не позволяет этого. Не знаю, как будет в будущем».

Были в передаче и другие сюжеты, но места для представителя РГО, увы, не нашлось. Такая, вот, у нас теперь в СМИ «свобода слова».

Геннадий Шевелев

______________________________________________________

* В этой школе охотно привечают религиозную секту «Агни-Йога» (Прим. ред. сайта).

наверх