О школе и «православной культуре»
                                                    ...Возможно, что человечество уже стоит
                                                     на пороге золотого века; но если это так, то
                                                     сначала необходимо будет убить дракона,
                                                     охраняющего вход, и дракон этот – религия.

                                                                                  Бертран Расселл

Перепечатка заметки из «Комсомольской правды» и обращения Артема Михеева ( http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000326) в связи с введением в школьную программу в четырех регионах России обязательных уроков «православной культуры», вызвала у меня двоякие чувства. С одной стороны – чувство полной солидарности с текстом опубликованного обращения, а с другой – досады за стереотипные недоговоренности, терпимый и политкоректный тон в отношении насаждаемого мракобесия, которое заслуживает более жесткого стиля. Этот тон и недоговоренности несколько снижают разоблачительную и наступательную позицию публикации, единственно возможную, с моей точки зрения, перед угрозой сознательного зомбирования и отупления детей.

Суть недоговоренностей в следующем. Прежде всего, культура России со всем ее своеобразием, как и во всех без исключения других странах, никакого отношения к конфессиям не имеет. Конфессии, как и любые другие случайные проявления и формы существования цивилизации, являются не более, чем частью культуры, развитой народом, а не обуславливают ее. Поэтому нет и не может быть православной культуры, как и любой другой конфессиональной культуры, а есть культура вообще, отражающая проходимые социумом в течение истории стадии, соответствующие мере невежества, адекватности восприятия мира, энерговооруженности и техническим возможностям. Следовательно, уже название самого предмета для изучения – «православная культура» - абсурдно.

Конфессии как обобщенные системы религиозных верований можно отнести к той части цивилизационных явлений, которые основаны на невежестве, примитивных и фантастических представлениях о природе и протекающих процессах. В свое время религии сыграли стабилизирующую роль, надев на дикое еще человечество своим запретом на сомнения и требованиями безусловной веры, покорности и преклонения перед авторитетом выдуманного божества смирительную рубашку страха перед загробными мучениями. Но с тех пор человечество несколько подросло и сохранение требований религии давно играет только разрушительную роль. Отражая начальные стадии постижения мира человеком, сегодня все конфессии без исключения(!) стали реакционными системами. Они отражают либо бездумие, либо их сторонники насаждают массовое невежество и предрассудки под предлогом якобы умиротворения и надуманной фальшивой значимости архаических религиозных представлений. И то, что Россия якобы «многоконфессиональная» страна, вообще не имеет значения, а лишь усугубляет нелепость ситуации.

Введение любых религиозных уроков – обязательных или факультативных - вообще недопустимо, а в приложении к детям, которые не только доверчивы, но все воспринимают некритически и не имеют еще возможности что-либо возразить и оказать сопротивление – преступно!

Готовность противников введения религии в школьный курс пойти на некоторые уступки, выражаемые в согласии на введение предмета «История мировых религий», да еще преподаваемого служителями церкви, также неуместна независимо от того, государственная школа или частная. Такой предмет может быть оправдан лишь как спецкурс на какой-нибудь кафедре исторического факультета, студенты которой специализируются в изучении архаических воззрений и предрассудков, созданных людьми в процессе своего развития от самых древних времен до наших дней.

Если бы вместо «уроков религии» в школе был введен предмет «История цивилизации», то его введение не на региональном, а на федеральном уровне было бы более чем оправданным. И уже в рамках этого курса было бы логично упоминание об образовании и существовании религиозных конфессий как разновидностей различных архаических представлений и предрассудков, которые разделяли многие люди ввиду невежества, и которые поэтому влияли на судьбы стран и народов.

Вопрос о необходимости запрета «преподавания» любого мракобесия в школе не вызывает сомнения, хотя, конечно, в демократическом обществе все должно делаться не волевым образом, а «по закону». Но Закон РФ «Об образовании» крайне расплывчат и не конкретен. Да и Конституция России должна запрещать не просто пропаганду религиозного превосходства, но любую пропаганду невежества и мракобесия, и не только в школе, но и в любом другом публичном месте. Если этого не будет, то нельзя исключать, что какой-нибудь очередной недоумок введет в качестве «регионального компонента» обязательное изучение птолемеевской теории строения солнечной системы, принципов устройства вечных двигателей и создания установок с КПД, большим единицы, использующих мифические торсионные поля. В такой обстановке России не видать прогресса и процветания, как своих ушей, сколько бы олигархов она не наплодила!

Вопрос же о том, что именно является мракобесием и пропагандой невежества, должен, на мой взгляд, решаться в последней инстанции не чиновниками от образования, а специально созданным для этой цели авторитетным научным органом вроде ныне существующей Комиссии Российской академии наук по борьбе с лженаукой.

Да и вообще, под «региональным компонентом» образования не может подразумеваться никакой общекультурологический аспект, что четко должно быть указано в законе об образовании. Может иметься в виду преподавание предмета, который связан только с тем, что актуально для жизни в данном конкретном регионе, например, предмет по метеорологии и выживанию в полярную ночь на Чукотке или изучение закономерностей тектонической активности и методов строительства в сейсмоопасных районах Северного Кавказа или Камчатки, а не конфессиональные взгляды, никакого отношения к реальной природе и культуре не имеющие.

Считаю нужным также заметить, что нельзя оставаться равнодушным и в отношении людей, благодаря дремучему невежеству которых принимаются подобные постановления, будь то на федеральном или региональном уровне. Сразу после выражения вышеупомянутым научным органом по борьбе с мракобесием и невежеством отрицательного мнения о принятом чиновниками постановлении должны следовать кадровые решения, предполагающие безусловное отстранение виновных от должности и запрет им впредь работать в педагогических учреждениях любого уровня. Пусть берут в руки лопаты, если не умеют толково делать ничего другого – в России еще столько грунта надо перекопать!

Владимир Цаплин,
Нью-Йорк

наверх