«Спасителей» много, а гуманности нет

На сайте «Светский гуманист» опубликован материал о Российской Партии Жизни (РПЖ) http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000297 с предложением оценить на ее примере соответствие российских политических партий критериям включения в воображаемый Альянс гуманистических партий. Публикация является очень своевременной и полезной, поскольку у нас так повелось, что о партиях и путях развития страны начинают бурно дебатировать лишь месяца за три до очередных выборов. И оказывается, что в огромной стране трудно найти достойных претендентов на властные посты, кроме одного-двух «спасителей». И выборы превращаются в маскарад. Не так все просто и в вопросе о приверженности отдельных партий и «спасителей» принципам гуманизма, тем более светского, свободного от религиозной демагогии.

Прежде всего, отметим, что поиск признаков гуманизма у партий является непростой задачей. Программы и предвыборные лозунги большинства из них очень близки. Но когда прошедшие во власть партии начинают предпринимать реальные действия, они могут даже противоречить предвыборным обещаниям. Отсюда трудность, на что опираться в оценках: на формальные словеса программ или на реальные действия и тенденции? Ситуация напоминает трудности одного чеховского героя: «Потом пошли дроби, и школу пришлось бросить». Вот так и нам приходиться бросать поиски признаков гуманизма при рассмотрении «деяний» тех, кто дошел до верхних этажей власти. Рассмотрим конкретные примеры, начав с Российской Партии Жизни.

Во-первых, совершенно очевидно, что РПЖ при ее создании была задумана как запасной вариант на случай непопулярности «Единой России». Но кремлевские идеологи перестарались, недооценив особое свойство чиновников-управленцев, которые внимательно отслеживают ситуацию, и как только видят, что какая-то группировка или очередной «спаситель» набирают реальную силу, валят толпой в созданную под них партию. На прошлых выборах в Госдуму такой партией оказалась «Единая Россия», поэтому РПЖ пока не пригодилась. Пока!

Разумеется, в программе РПЖ есть положения, которые можно лишь приветствовать. Но настораживает наличие элементов декларативности. Правда, в нашей политической жизни уже утвердилась тяга к внешнему трезвону и общим словесам, а некоторые политики выглядят как откровенные демагоги. На этом уровне Партия Жизни выглядит все-таки довольно прилично. И все равно некоторые ее лозунги вызывают недоумение. Например, «идеология партии – идеология жизни»! Если и можно говорить о какой-то «идеологии» жизни как биологического процесса, то при чем здесь партия, созданная через миллиарды лет после появления на планете первых живых существ? Далее делается неотразимый прогноз, который должен повергнуть всех политических конкурентов в смятение: «Будущее принадлежит Жизни, значит Будущее - за нами»!

На самом деле проблема гораздо шире и серьезнее, чем особенности данной партии. В последние годы здравый подход вытеснили общие декларации, в том числе, апеллирующие к «нашим традициям». Общий принцип «мессианства» позволяет создавать вселенский трезвон буквально из ничего. Поэтому претензии названной партии на охват всей «Жизни» очень напоминают, например, шумиху по поводу «национальных проектов». Если судить по трезвону, который покатился по стране, то выходит, будто все страны понятия не имеют, что такое «национальные проекты». Но ведь все страны от США до Финляндии и Тайваня только тем и занимаются, что реализуют у себя свои национальные проекты. Только не трезвонят об этом на весь мир.

При всем видимом разнообразии заявлений современных официальных светских и «духовных» лиц у них просматривается единая стратегия, основанная на известном лозунге царизма - «Самодержавие - Православие - Народность». Дуэт «Самодержавие - Православие» вполне понятен, но при чем тут «народность»? Если опираться на исторический факт сохранение феодального рабства в России до второй половины 19-го века, то слово «Народность» в указанной триаде означает крепостное право, иначе, пребывание народа в роли бесправной «массы». Показательно, что «теоретики» Церкви и прочие «государственники» часто апеллируют к работам философа И.А. Ильина, где как раз и рекламируется реакционная основа, на которой держалось Самодержавие. Во всяком случае, в работах Ильина нет и намека на принципы гуманизма, а многие его идеи, как и приведенная триада, противоречат этим принципам. Эти «идеи» являются отражением древнеегипетской модели государственности, которая, как известно, характеризуется тремя признаками: связкой «фараон - жрецы», беспредельным диктатом жрецов (идеологов) и наличием «стада». Слепая вера в «царя-батюшку» и в «отца родного» стала характерной особенностью всех российских режимов. Коммунистический режим полностью перенял модель Самодержавия, лишь заменив связку «Царь - Церковь» на аналогичную «Вождь - Партия». Непременным условием такой конструкции является наличие бесправного и безмолвного «стада». Ильин призывал «любить персонифицированную главу родины… вдохновенного вождя или Государя» и приходил в восторг от «убежденного, преданного повиновения», требуя «повиноваться не только за страх, но еще и за совесть». Вот какие, в сущности, «идеалы», «высокая духовность» и «национальная идея» предлагаются народу - повиноваться!… А все остальное - лишь пустые словеса и маскировочные трюки…

Да, у нас много «спасителей», немало партий, озвучивающих с виду правильные мысли, но реальность часто противоречит общим декларациям. Так мало в нашей жизни гуманного, человечного отношения к человеку. И вот что интересно: здравые мысли высказывают обычно ученые и общественные деятели, которые не входят ни в какие партии. Например, ученые-экологи начали давно бить тревогу о преступном отношении к природе, не раз в четыре года (в момент выборов), а на протяжении 10, 20 и более лет. Не какая-нибудь клоунская партия, а ученые-гуманисты пытаются остановить наступление Церкви. Не «единые» чиновники и не «Партия Жизни», а «Комитет солдатских матерей» защищает права молодых ребят, призываемых в армию. А вот певцы «высокой духовности» в лучшем случае только разводят руками. И понятно почему, ибо они «возрождают» такую модель государственности, согласно которой народ - это «стадо», а человеческая жизнь ничего не стоит по сравнению с проблемами «геополитики» и с идеей «Третьего Рима - Иерусалима». Всем реакционерам (царизма, сталинизма и нынешнего «изма») милее «манны небесной» диктат и диктатура. Показательно, что в советское время были запрещены статьи Л.Н. Толстого, связанные с критикой Церкви, в частности, его знаменитый «Ответ Синоду». Почему? Ведь КПСС боролась с религией. Да потому, что КПСС и Церковь построены по одному жесткому партийному принципу. И поэтому выступления против религиозного «ЦК» коммунисты воспринимали, как выступления против самих принципов диктатуры и против ЦК КПСС…

Уже не один год у власти находится не только «Единая Россия», но и лидер «Партии Жизни». За такое время великий реформатор П. Столыпин добился ощутимых успехов. Тысячи крестьянских семей были бесплатно перевезены в Сибирь. Им выделили большие по тем временам подъемные, а молодежь освободили от воинской повинности на пять лет. И всего через несколько лет пошел на запад поток сибирского хлеба и других продуктов… А чего же добились за пять лет нынешние «мессии», кроме построения «вертикали власти»? Мы уже доходим до такого состояния, что люди боятся выражать свое мнение! Будто наше общество сразу скатилось в эпоху сталинизма. Как только кто-то высказывает критические суждения относительно наших «порядков», тут же делаются намеки (в стиле 37-го года) о «происках врагов»! Теперь даже о загрязнении Байкала и наших рек опасно говорить, ибо тут же объявят, что вы «работаете на интересы США»! Куда тут до гуманизма, когда нет элементарной порядочности у тех, кто должен соблюдать закон…

Практически во всех деяниях власти сквозит крайне пренебрежительное отношение к своему народу, что является отражением выбранной реакционной модели государственности. При этом все делается под видом «патриотизма», а это вызывает особое неприятие у честных людей. Что же это за новая форма «патриотизма», при которой люди боятся высказывать критические замечания, а их уровень жизни находится на грани прожиточного минимума? Разве может быть патриотизм у «стада»? Вот всего несколько примеров. Официальные лидеры с непонятным пафосом объявляют, что они расплатились с зарубежными долгами. А вот у своих миллионов граждан власть отобрала их личные сбережения (их частную собственность!), которые они копили годами, и возвращать не собирается. Эту процедуру можно было бы признать «законной» лишь при одном условии: государство объявляет, что эти деньги были взяты в долг. В любом другом случае само государство превращается в грабителя, ведь подобным образом поступают воры, которые грабят квартиры… Миллионы людей, в том числе классные специалисты, получают оскорбительно низкие зарплаты. Большинство детей уже больны, а их еще травят наркотиками, и никаких действенных мер не принимается. Тысячи молодых ребят убивают и избивают в армии. Это преступление и антигуманизм. Что же мешает «единым чиновникам» и партии, которая «защищает Жизнь», сохранить молодым ребятам жизнь?.. Несмотря на общие декларации, Россия занимает место далее сотого по продолжительности жизни! Это позор для страны, которая претендует играть «ведущую роль». Или сама «роль» превыше всего? Вырубаются наши леса, отравляются реки и моря. Байкал, этот уникальный источник пресной воды - источник Жизни - находится под угрозой. Скоро пресная вода будет дороже нефти! Вода - одна из высших ценностей. Извините, что выдаю этот «секрет», но все же стоит объяснить тупицам, которые ослеплены поиском «врагов», что буквально в ближайшие десятилетия могут начаться войны из-за недостатка пресной воды. Тогда нам и сильная армия не поможет. Не помогут тысячи церквей и вера в мифического Христа. Да и что мы будем защищать, если сами отравим воды Байкала, отравим нашу землю и реки? Защищать сточные канавы, кучку древнеегипетских «государственников», религиозных парторгов и мусорные свалки?

Так что, куда не посмотришь - повсюду проявления антигуманизма и элементарной дурости, мы продолжаем «стабильно» сползать в реакционное прошлое. Вот почему зазвонили колокола по всей России. К чему они зовут? По ком они звонят? По крестьянству, которое почти полностью раздавлено? По научно-техническим работникам, которые получают в государственных НИИ зарплаты менее прожиточного минимума? Звонят по нашей прекрасной Природе, поруганной и разграбленной? Может быть, помпезный звон колоколов зовет нас в защиту Байкала, этого редчайшего создания Матери-Природы? Может быть, колокола призывают россиян подняться с колен и стать свободными гражданами? Нет, они звонят, чтобы отвлечь нас от решения насущных проблем, чтобы мы ходили только стадом. Они призывают реализовать главную «национальную идею»: повиноваться! Колокола «освящают» мифические «успехи» и, прежде всего, успехи Церкви в решении своих «хлебных» и политических задач.

Таким образом, в «деяниях» любителей древнеегипетской модели государственности трудно найти признаки гуманного отношения к человеку. Важнее всего внешний трезвон, «мессианство», «геополитика», «интересы государства», «построение Рима-Иерусалима», а народ – всего лишь «материал»! И очень дешевый… В этих условиях отстаивание принципов гуманизма приобретает решающее значение. И если, как писал в одной из статей Г. Шевелев, нет смысла создавать особую «гуманистическую» партию, то все же крайне необходимо организовать Гуманистическое движение. Ибо народ и страна упали так низко, а хроническая болезнь реакционности зашла так далеко, что верный путь можно найти, поднявшись над отдельными партиями и группировками, которые изрекают, в лучшем случае, только какую-то частную правду. Такая задача посильна лишь Гуманистическому движению. Принципы гуманного отношения к человеку, построение свободного гражданского общества должны стать главными ориентирами для совместной работы разных партий и всех честных граждан России. Только единение таких сил способно покончить с нашими реакционными «традициями».

Вячеслав Зенин

наверх