Корпоративные религии и дух капитализма

Выдержки из статьи в ж-ле “Тop-Мanager” №3(36), 2004

Предпосылки к переносу религиозного опыта в бизнес лежат на поверхности. Религия – самодостаточная, саморазвивающаяся и крайне устойчивая система, так что не попытаться приспособить ее в дело было бы странно.

Культисты

Любому религиозному движению свойственно формализовывать процессы верования в ритуалах, которые становятся его внешней сутью. При этом ритуальной практикой легко можно подменить суть внутреннюю – тогда ритуалы вероизъявления становятся самоцелью. А если эти ритуалы приносят прибыль? Если крыса, нажимая на кнопку, посылающую импульс в центр удовольствия ее мозга, с каждым нажатием зарабатывает цент своему хозяину – разве не будет хорошим бизнесом нанять полк таких крыс? Пастырь в этом случае получит рекурсивную прибыль: чем больше удовольствия, тем более интенсивны нажатия. Тем больше прибыли.

Идея корпораций низшего уровня (назовем их бизнес-культами) – вовлечь человека в исполнение ритуалов, приносящих руководству прибыль, а исполнителю – простое человеческое счастье в виде религиозного экстаза. Мой знакомый рассказывает:

«В 10 утра съезжаются «партнеры», и начинается шоу. Выходит Глава. Звучит Гимн Компании. Все встают и поют. У некоторых на глазах слезы. По окончании гимна обнимаются с соседями. Затем Глава в течение получаса рассказывает «о том, как хорошо работать в нашей компании». Это надо видеть и слышать: человек беснуется, кричит, срывается на хрип и визг, заламывает руки, каждый логический блок завершает криком «АМС!!! АМС!!! АМС!!!». К середине речи вместе с ним кричит уже весь зал. Если в компании за прошедшую неделю появился новый продукт, его помпезно выносят на Бархатной подушке и ставят на столик. За этим следует тишина, все с горящими глазами рассматривают это Чудо, затем начинается шепот, переходящий в гул и крики: «Я хочу это! Я хочу это! Я! ХОЧУ! ЭТО!». Затем выходят «региональные Партнеры» и хвастаются, кто сколько продал. Рассказывают на сцене, подпрыгивая и плача. На перерыв люди выходят со слезами на глазах… На собраниях час-полтора кричат: «Деньги! Деньги! Деньги! Цель! Цель! Цель! Я – буду – МИЛЛИАРДЕРОМ!!! Я СДЕЛАЮ ВСЕ!!!».

Сектанты

Торговые секты – образования более высокого уровня и устойчивости, нежели бизнес-культы. Если каждый член культа, как правило, сам по себе и нацелен лишь на служение цели (вне рабочего пространства может даже не узнать ближнего своего), то работа к компании-секте немыслима без взаимодействия. Здесь каждый искренне заботится о коллегах (в пределах допущенного корпоративными заповедями, конечно): налаженный контакт между сотрудниками означает более эффективное взаимодействие в рабочих ситуациях.

Кейс имени св. Пятерочки

Из живых и близких примеров можно привести «Пятерочку» - один из наиболее удачных отечественных опытов по применению принципов корпоративной религии. Всплывший в Интернете «паспорт Партнера» - вполне традиционный мотивационный инструмент, не более скандальный, чем партбилет. Благородного бордового цвета, он является квинтэссенцией видения «Пятерочкой» ее миссии и выдается только проверенным сотрудникам.

Основные принципы, изложенные в паспорте (а также гимн, по формату больше напоминающий молитву) любопытны настолько, что их нельзя не процитировать:

«Мы – Партнеры по достижению Цели: создать самую эффективную сбытовую сеть в мире… Все наши способности подчинены целям Компании… Мы избраны для реализации этой великой Цели… Быть Партнером Компании чрезвычайно почетно. Само членство в коллективе компании доказывает высокий статус человека в обществе, городе, России. Такого коллектива больше не будет, потому что он уникален… Цель должны быть достигнута любой ценой… Наш коллектив обладает внутренним знанием… Его нельзя раскрывать врагам».

На фронтисписе паспорта золотом переливаются два слова: Memento Finis. Помни о цели. После ознакомления с ним меня интересует: воруют ли в «Пятерочке» сотрудники? Сколько в ней верующих, сколько сочувствующих, сколько – соболезнующих... каков процент людей, оказывающихся неисправимыми атеистами?

Иисус Гейтс

Однако если «Пятерочка» только встала на путь формирования корпоративной религии, то корпорации, подобные Microsoft, - виртуозы религиозности. Вот как комментирует эту тему мой друг-программист:

«Лично мне известна как минимум одна компания, менеджеры которой по утрам уходят с планерки совершенно зомбированными. И поют они там, и пляшут, и верят в Своего Бога».

Помните «протестантскую этику»: успешное дело на земле – свидетельство избранности на небе? В свете этого тезиса оказывается в высшей степени правильным следовать за таким предпринимателем, как Гейтс. Самый богатый человек на земле не может не быть святым. Сорок шесть миллиардов долларов не могут ошибаться.

Фабрика фанатиков

Следует сказать о принципиальном отличии корпоративных религий от религий традиционных. Бизнес-религии, прежде всего, целеориентированы – и их цели лежат вполне в пределах земного существования. Корпоративная паства отбирается и натаскивается таким образом, чтобы наиболее эффективно служить задачам компании. Выживает самый верующий. Следствием системы культивации эффективности могут оказаться фанатики, взрывающие в свободное от работы время склады конкурентов-неверных. Ведь, как сказано в заповедях «Пятерочки», цель должна быть достигнута любой ценой.

Илья Пасак

наверх