Пасхальный огонь

От редактора сайта. Кажется, выложенные ниже статьи к.х.н. Е. Барсукова первоначально появились на сайте Клуба скептиков Михаила Лейтуса. Дело было три-пять лет назад, и адрес у меня не сохранился. Вспомнились же они сейчас потому, что на днях в очередной раз в связи с празднованием Пасхи поднялась вакханалия вокруг «схождения с небес Благодатного Огня» в иерусалимском храме. Театрально срывающийся от волнения голос киноактера Алексея Баталова во время прямой телетрансляции этого спектакля изо всех сил пытался убедить зрителей в подлинности наблюдаемого «чуда». С актера спроса нет (да он и был в роли) точно так же, как с миллионов православных верующих. Спрос, вернее, вопрос возникает лишь к одному из высокопоставленных деятелей российской науки г-ну В.А. Садовничему: как случилось, что звание члена Президиума РАН и должность ректора МГУ не удержали его однажды от поездки в пасхальный Иерусалим специально для доставки огня в Москву. В телефильме «Необъяснимо, но факт» он вспоминает: «Очень много эмоций мы испытали. Я был в самом храме. Более того, мы с Ю.М. Лужковым стояли на очень почетном месте. Нам было доверено стоять непосредственно на месте, где огонь вспыхивает. В определенное время, в определенный час просто в храме загорается факел, сам. Я всему ищу объяснение в науке. И до сих пор думаю, как это произошло». Мог бы академик не мучиться, а элементарно спросить на химфаке. Знающий человек, бывший зав. кафедрой химии Военно-медицинской академии в Петербурге, д.х.н. К.Н. Зеленин писал мне: «Опытов по самовоспламенению и стеканию пламени можно предложить при желании сколько угодно. Это легко объяснимые цирковые трюки. Самовоспламенение легко делается массой способов, а зажечь последующее необжигающее пламя теоретически (да и практически тоже) несложно. Это опыты для школьных любителей химии». А теперь слово Е. Барсукову (в сокращении).

В принципе, я не считаю что все, что происходит с людьми, имеет научное объяснение, так как наука имеет значительное число данных, которое она открыто признает пока не объясненными. Наука вечно молода, и всегда будет иметь массу открытых вопросов.

Тем более странно, когда люди ищут неизведанное в избитых и очевидных бытовых ситуациях, где все уже объяснено и проверено человеческим опытом в течение многих сотен и тысяч лет даже без всякой науки.

В этом свете просьба воспринимать приведенное ниже возможное объяснение чудес нисхождения огня на Пасху в православной церкви в Иерусалиме не как наезд на чью-то веру, а, скорее, как наезд на некое чудо, которое перестало им быть к настоящему времени из-за общедоступности использованной технологии.

Однажды я прочел в Интернете такой вопрос (В.А. Калинкина):
«Скоро пасха, и нам в очередной раз покажут чудо нисходящего огня. Кто-нибудь напишет, что это - элементарный фокус из Детской энциклопедии, я попрошу точную ссылку, мне скажут: да я сам этот опыт делал неоднократно, вот доберусь до ящика со старыми книгами и... ничего не скажет по существу. Если кто знает сам этот секрет, или имеет знающего химию приятеля, давайте подготовим достойный отпор хитрым служителям культа и разоблачим пресловутое чудо».

"Холодное" воспламенение делается достаточно просто. Рассказываю один простой для воспроизведения в домашних условиях метод.

(Осторожно! Смесь при долгом стоянии взрывоопасна. изготовлять только в малых количествах, выливать в унитаз в течении не более часа после приготовления. Держать в стекле, вдалеке от любых горючих предметов. Серная кислота – крайне опасная жидкость. Рекомендуется опыты делать в очках).

Ингредиенты (вполне доступны в течении последней тысячи лет):
1) концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы),
2) порошок марганцовки.

Из обоих компонентов (не больше четверти чайной ложки каждого) делается кашица (желательно в стекле, без контакта с металлами). Кашица (достаточно количества в четверть спичечной головки) берется на стеклянную, керамическую или пластмассовую палочку и приводится в соприкосновение с любым горючим объектом, например, бумагой, ватой, фитилем спиртовки, тонкой лучиной, хлопчатой тканью, которые при этом немедленно воспламеняются.

Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле "случайно" прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности, таких "крапленых" свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна, да сработала.

В.А. Калинкин, будучи человеком дотошным и явным скептиком, этим объяснением не удовлетворился, ответив следующее:
«Вопрос был не о том, как зажечь без зажигалки (это действительно просто), а в том, чтобы появившееся пламя, по крайней мере, первые 10-20 минут не обжигало кожу и волосы экспериментатора, когда он их намеренно помещает в это пламя. Наши новосибирские священники привезли огонь из Иерусалима, и он сохранил свои невоспламеняющие свойства».

Действительно, я осведомился о деталях нисхождения, и узнал, что там действительно фигурирует необжигающий огонь, который можно размазывать по телу, при этом одежда не загорается (хотя можно зажечь тонкие лучинки). Химия тут возможна различная. Навскидку вспоминается один способ, который тоже можно воспроизвести дома. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Ингредиенты:
- сухая борная кислота, чайная ложка,
- этиловый спирт, чайная ложка,
- концентрированная серная или соляная кислота, одна капля.

Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с "нисхождением огня" в том, что после того, как эфир борной кислоты выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает.

Для проверки этой гипотезы достаточно собрать (например, в надувной шарик) хотя бы литр воздуха после проведения обряда "нисхождения огня" и пропустить этот воздух через газовый хроматограф, посмотрев внимательно на присутствие следов борной кислоты.

Март 2000

....Почти два года спустя....

С наводки хозяина сайта скептиков я не без удивления обнаружил, что моя статья вызвала неожиданное возбуждение у почитателей «огненных чудес». Некто не пожалел пять страниц на сайте, посвященном пасхальному огню, для того, чтобы попытаться нивелировать эффект моей статьи, приведенной выше. Увы, пяти страниц (www.holyfire.org/razbor_barsukov.htm) оказалось достаточно для размещения избыточного количества неуклюжих попыток иронизировать, но не хватило места для размещения хотя бы одного конкретного аргумента. То, что показалось автору аргументами, на самом деле является примером достаточно широко распространенного недостатка базовых химических знаний.

Попробуем быть более экономными с местом, и рассмотрим ключевые моменты статьи. (Фрагменты моей вышеприведенной статьи обозначим буквой Ф, цитаты с "огненного" сайта – буквой Ц и курсивом).

Ф. Ингредиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет):
1) концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы),
2) порошок марганцовки.

Ц. Думаю, Вам не стоит забывать, что Вы все же кандидат химических наук. Так что, пожалуй, оставим для историков Ваше маленькое открытие о легкой доступности концентрированной серной кислоты в древности. Может, ее добывали из аккумуляторов?

Серная кислота является наиболее древним достижением химии, и методы ее добычи были известны задолго до самого появления слова "химия". Первые описания производства серной кислоты разложением минералов, содержащих сульфат железа, были найдены у древних египтян. Позолоченные изделия, единственным методом производства которых было использование царской водки (смеси азотной и соляной кислот), широко использовались в греческой и римской цивилизации. Обе кислоты (азотная и соляная) вплоть до прошлого века получались только действием серной кислоты на их соли - селитру и поваренную соль, соответственно. Другие методы (электрохимический, например) стали известны только в недавнее время. Так что, увы - широкая доступность серной кислоты задолго до первых сведений о священном огне - это общеизвестный факт.

Более остроумно было бы возразить по поводу марганцовки. Ее в чистом виде тогда действительно не использовали, я выбрал именно этот окислитель для того, чтобы сделать эксперимент воспроизводимым в домашних условиях. Адекватный заменитель марганцовки (менее доступный сейчас) - хромат калия - издревле использовался для дубления кож, и потому был вполне доступен древним химикам.

Ф. Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле "случайно" прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности таких "крапленых" свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна, да сработала.

Ц. А теперь представим себе десятки тысяч паломников дружно изготавливающими взрывоопасную смесь (очевидно, они должны это делать в страдающем от терроризма Иерусалиме). Заметим, что перед тем, как использовать данную смесь, паломники около суток сидят в храме с тридцатью тремя (так по определенным причинам принято) взрывоопасными стеклянными трубочками, чтобы побаловать себя и окружающих всем известными фокусами. Вынуждены Вас крайне огорчить. Паломники, в том числе и те, у которых свечи загораются сами, покупают их в обычных арабских лавках.

Известно, что пасхальный огонь возникает не везде одновременно, а в одном месте. После этого он передается зажиганием свечи от свечи. Для воспламенения эфира достаточно одной «крапленой» свечи (или другого горючего материала). В толпе возбужденных людей несложно спрятать одну маленькую свечку. Вообще, при современной технологии сам акт зажигания "втихую" не представляет ни малейшей проблемы. В IV же веке химический метод мог быть вполне удобным, особенно с учетом задержки самовоспламенения после контакта с горючей смесью на минуту-две.

Ц. Люди используют обычные свечи.

Когда огонь уже горит, можно зажигать любые свечи.

Ц. Пламя от Благодатного Огня вовсе не зеленое.

В телесъемке, которую я видел, оно выглядит прозрачным, слегка зеленоватым - так же, как у эфиров борной кислоты.

Ц. Благодатный Огонь, как раз таки греет, его температура – около 40-45 градусов Цельсия.

Температура горения - это не фиксированная величина, она зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. В описании опыта, который можно сделать дома, я привел метод, чтобы увидеть сам факт необжигающего огня, где количество эфира очень мало. В случае использования концентрированного эфира температура может быть намного выше.

Мне остается констатировать, что благие намерения автора – опровергнуть факт доступности технологии получения эффектов пасхального огня с древних времен - позволили мне дополнительно углубить и конкретизировать мои аргументы. Добавлю к сказанному только еще мое личное мнение: прибегание к языческим эффектам нисколько не прибавляет авторитета православной церкви и будет серьезным ударом для нее после того, как конспираторы будут вытащены на свет. Конечно, после этого церковь от них отмежуется и скажет, что ничего об этом не знала. Возможно, время для такого акта уже настало.

Январь 2002 г.

Евгений Барсуков, кандидат химических наук

наверх