Учебные программы по современному гуманизму | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
ГУМАНИСТИКА. Дисциплины учебных курсов специализированной образовательной программы Центра обучения РГО в МГУ им. М.В. ЛомоносоваПервый цикл: Гуманизм – общечеловеческая основа культурыI. Теория гуманизма. Гуманистика как междисциплинарная область научного знания. II. История гуманизма. Гуманизм в древней Греции. III. Гуманизм и свободомыслие в России. Особенности свободомыслия и гуманизма в России. IV. Эволюция гуманизма как идеи и социальной реальности. Объективные предпосылки гуманизма в примитивных обществах. V. Гуманизм и проблемы происхождения человека. Философские и религиозные сценарии происхождения человека. VI. Гуманизм и космизм. Человек и космос. VII. Гуманизм как этика человечности. Человечность в структуре человеческих качеств. VIII. Гуманистическая психология. «Третья сила» в современной психологии. IX. Гуманизм, творчество, самосовершенствование. Личность и гуманизм. X. Гуманизм и экономика. Человеческое измерение экономики. XI. Гуманизм и право. Право как гуманистическая ценность. XII. Гуманизм и политика. Общечеловеческие ценности политики. XIII. Гуманизм и глобальные проблемы современности. Экогуманизм: основные принципы и идеалы. XIV. Основы гуманистической педагогики. Гуманизм – глубинная основа педагогического процесса. XV. Философия и антропология гуманизма. Существование и гуманистическая сущность человека. Второй цикл: Наука, здравый смысл и паранормальное.I. Гуманистическая интерпретация науки. Наука и гуманизм. II. Критическое мышление в инфо-медиакибернетическую эпоху. Новые средства массовой коммуникации и информации. III. Современная паранаука. Неоязычество как модернизация магических и оккультных практик. IV. Паранаука, парапрактика и средства массовой информации. Превращение паранауки в парапрактику в условиях рыночных отношений. V. Астрология и астрономия. Исторические корни астрологии. VI. Ненаучные формы мышления. Человеческие предрассудки: истоки и функции. VII. Мифы, утопии и паранормальные верования в современной России. Эффект мировоззренческого коллапса и «запретного плода». VIII. Наука и паранормальное. Парафеномен и заявление о нем. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА. Спецкурс для студентов философского факультета МГУЦелью спецкурса является ознакомление студентов с философскими, психологическими и коммуникативными принципами современного гуманизма, с его методологией и стилем мышления. Значимость тематики спецкурса определяется возрастающей потребностью современного общества в надежных коммуникациях, а у его субъектов – в твёрдых и устойчивых нравственно-психологических основах, в развитии у россиян гражданских добродетелей и критического мышления. Кроме того, обостряется необходимость формирования позитивного и жизнестойкого мировоззрения у молодежи, оказавшейся в силу исторических обстоятельств в ситуации идейного вакуума, в обстановке развала прежних, советских, принципов личной и общественной жизни, и отсутствия новых морально-правовых установок, отвечающих лучшим достижениям культуры, демократии и социального прогресса. Потребность в аксеологической и воспитательно-образовательной информации становится особенно актуальной в свете существования в обществе сильных негативных тенденций, связанных с пропагандой эгоизма, насилия, цинизма и агрессивности в СМИ, ростом преступности, наркомании, алкоголизма, бездомности и социально обусловленных болезней, жертвами которых в первую очередь становится молодежь. В рамках спецкурса освещаются юридические основания введения в образовательную деятельность идей, принципов и программ гуманистического мировоззрения, рассказывается о гуманистической концепции личности, о системе ценностей современного гуманизма. Знакомство с идеями гуманизма предполагает, прежде всего, изучение и овладение студентами теми методами и процедурами, которые могут быть реализованы с целью самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самосовершенствования. В рамках спецкурса рассматривается и программа конструктивных коммуникаций личности в сфере внутреннего диалога и межличностного общения, а также в традиционных областях взаимодействий между человеком, обществом и природой. В рамках гуманистической парадигмы мышления проводится различие между тремя типами информации: нейтральной, мировоззренческой и идеологической, а сам гуманизм раскрывается одновременно как (1) собственно знаниевая (нейтральная) информация, (2) мировоззренческая ценность и (3) виртуальная проективная парадигма поведения индивида. Нормативно-ценностная сторона гуманизма предстает здесь как комплекс требований, предъявляемых ею к инициативному, позитивно настроенному и свободомыслящему субъекту, приоритетному по отношению к самому гуманизму и любому другому мировоззрению и идеологии. Теория современного гуманизма предполагает также ознакомление студентов с базовыми положениями о правах человека в области мировоззрения, частной и общественной жизни, с принципами светской государственности, свободы совести и убеждений, а также с основными чертами гуманистического мировоззрения. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА 1. Естественность и легитимность гуманистической воспитательной компоненты в образовательном процессе 1.1. Воспитываемость как антропологическая характеристика homo sapiens; ее место и специфика в ряду познавательных, оценочных, поведенческих и адаптивных качеств индивида. 2. Трактовка человека в гуманистической антропологии 2.1. Структура внутреннего мира личности. 3. Система ценностей гуманистического мировоззрения 3.1. Экзистенциальные (жизненные) ценности. 4. Принципы и специфика гуманистического мировоззрения 4.1. Мировоззрение, знание и идеология с точки зрения гуманизма. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Спецкурс для студентов педагогических высших учебных заведенийЦелью спецкурса является ознакомление студентов с основами педагогической концепции современного гуманизма, с ее методологией, психологией и стилем мышления. Значимость тематики спецкурса определяется: Эта потребность в воспитательно-образовательной информации становится особенно актуальной в свете действия сильных негативных тенденций в обществе, связанных с культивированием эгоизма, насилия, цинизма и агрессивности в СМИ, ростом преступности, наркомании, алкоголизма, бездомности и социально обусловленных болезней, жертвами которых в первую очередь становятся дети. В рамках спецкурса освещаются юридические основания введения в образовательную деятельность идей, принципов и методов гуманистического мировоззрения, рассказывается о системе гуманистических ценностей, особенно педагогических, анализируется гуманистический смысл педагогического процесса, освещается система гуманистических требований как к обучающимся, так и к обучающим. Специфика спецкурса состоит и в том, что в его рамках ставится задача познакомить студентов с инструментами и технологиями познания, овладения и использования мировоззренческого (нормативного, прескриптивного) знания. В рамках гуманистической парадигмы мышления оно осмысляется как: Нормативно-ценностная сторона гуманистической педагогики предстает здесь как комплекс требований, предъявляемых ею к инициативному, позитивно настроенному и свободомыслящему субъекту образования, приоритетному по отношению к самому гуманизму и любому другому мировоззрению. Философия гуманистической педагогики предполагает также ознакомление студентов с базовыми положениями о правах человека в области мировоззрения, частной и общественной жизни, с принципами светской государственности, свободы совести и убеждений, а также с основными чертами гуманистического мировоззрения. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА 1. Естественность и легитимность гуманистической воспитательной компоненты в образовательном процессе: Воспитываемость как антропологическая характеристика homo sapiens; ее место и специфика в ряду познавательных, оценочных, поведенческих и адаптивных качеств индивида. 2. Трактовка человека в современной философии гуманизма Структура внутреннего мира личность. 3. Система ценностей гуманистического мировоззрения Экзистенциальные (жизненные) ценности. 4. Принципы и специфика гуманистического мировоззрения Мировоззрение, знание и идеология с точки зрения гуманизма. 5. Общие принципы гуманистического образования как педагогики человечности: Гуманистический смысл целей и идеалов образования: здоровая личность и homo creaturam creatus (человек – творческое сотворение). 6. Прагматика гуманистической педагогики: Жизнеутверждающий эффект и оптимистическая установка. Валерий Кувакин, д.ф.н., профессор, президент РГО |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||