Гуманизм как учебная дисциплина

Учебно-образовательная новация в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) ТюмГУ

В систему традиционных задач высшей школы входит формирование гражданских и личностных качеств молодого специалиста. В основе этого процесса лежит широкий мировоззренческий кругозор, нравственный стержень, свободная рефлексия над собственной профессией, ее общественным и гуманитарным значением. Откуда берутся эти знания, способности и навыки? Частью - из комплекса внеучебной воспитательной работы. Но главным образом они образуют предмет гуманитарной подготовки специалиста высшей квалификации. Вот почему блок гуманитарных дисциплин в высшей школе всегда превалировал. Он не столько бил в одну точку узко понятой профессии, сколько высвечивал актуальное пространство человеческой жизнедеятельности, в котором предстоит совершать траекторию своего жизненного пути будущему молодому специалисту. Не секрет, что за последнее десятилетие тотальной прагматизации, технократизации и утилитаризации общественного сознания эта фундаментальная норма высшей школы оказалась существенно потесненной.

Практика сверхконцентрации на одном предмете заметно понизила потенциал интеллектуальной и социальной мобильности выпускников вузов. Возникающий мировоззренческий и нравственный вакуум начинают заполнять бесконечно далекие от образчиков светской культуры разного рода религиозные и около религиозные, порой откровенно лженаучные концепты. Причем теперь они уже перетекают из сферы свободного личного выбора в сферу объективно назидаемого и даже навязчивого явления. Появляется ложное впечатление о невозможности внецерковной духовности и нравственности. В этих условиях возникает потребность новой мировоззренческой консолидации научной и вузовской общественности на основе традиций светской культуры. Именно эту функцию призван выполнить новый философско-этический и философско-правовой предмет «Основы современного гуманизма». Он с самого начала ориентирован не только на студенчество, но и широкие преподавательские круги, поскольку речь идет о координации и перестройке всей системы гуманитарной подготовки и переподготовки кадров.

Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики по-своему важно для специалиста в любой области общественной деятельности. Гуманистическая проблематика утвердила свои исторические права задолго до новейших тенденций глобализации и связанной с ней глобалистики. Она образует идейно-мировоззренческую основу всей современной цивилизации, о чем, в частности, убедительно сказано в новейшем международно-правовом документе наших дней – Конституции Европейского союза. Само становление современного глобального мира было бы невозможно без активно функционирующей этики светского гуманизма. Обладание гуманистическим сознанием стало нормой в поведении граждан «цивилизованных стран», что существенно сказывается на системе правовых и социально-экономических отношений. Современный специалист четко различает правила «корпоративной этики» и общечеловеческой морали, понимает безусловный приоритет последней, выстраивает сложную диалектику их взаимодействия. В основе деятельности специалиста стоит четкое понимание ценностей светского государства и культуры, прописанных в Конституции РФ.

Одним из самых важных в современном образовании, безусловно, является вопрос о принципах и способе построения образовательной системы. В Законе об образовании Российской Федерации говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах… гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…» В статье 14-й этого Закона указано, что общим требованием к содержанию образования является «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Российское общество крайне заинтересовано в том, чтобы сделать высшую школу более действенным и эффективным инструментом формирования у студентов жизнестойкой, оптимистичной и ответственной гражданской позиции. «Школа — в широком смысле – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности», — отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Таким образом, в нашей стране идея гуманизма заявлена в качестве основы обучения и воспитания, как важнейшая нравственно-юридическая составляющая и системы образования, и общественной атмосферы в целом. Между тем, вопросы о том, что такое современный гуманизм, что такое гуманистическое мировоззрение, гуманистическая нравственность, мышление и психология, какова система гуманистических ценностей, в чем смысл светской культуры, оказались не только не выясненными, но даже и не поставленными ни в одной из учебных дисциплин вузов и общеобразовательных школ. Они проходят по периферии частных гуманитарных дисциплин.

Становление гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должны опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию мировых культур, цивилизаций и народов, в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Именно эти общегражданские цели и задачи ставит перед собой учебный курс «Основы современного гуманизма».

Одна из важнейших функций современного образования – воспитание личности. Основная нагрузка в этом вопросе ложится на кафедры гуманитарных дисциплин, которые уже в силу специфики своего предмета в значительной степени обращены к личностным качествам студента, его мировоззренческим и нравственным установкам и ценностям. Учебный курс «Основы современного гуманизма» открывает возможности для профессорско-преподавательского состава более эффективно акцентировать ценностные и воспитательные компоненты соответствующих дисциплин, предусмотренных программой вузовской подготовки молодого специалиста.

Все знают, что гуманизм – это уважение и любовь к человеку, признание его высшей ценностью. Но является ли гуманизм, человечность человека, его потребность в справедливости и разумной жизни реальным фактором истории и судьбы каждого из нас? Имеет ли гуманизм реальное конструктивное влияние на политику, экономику, право, наше материальное и культурное благосостояние, на нашу безопасность, наконец? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Каждый из них требует непростого анализа и вполне конкретного морального и гражданского выбора.

Гуманизм вовсе не стоит на том, что человек - это «пуп земли», что мир вращается вокруг человека и его эгоистических устремлений. Но человек – это реальность, причастная к истине бытия, а это обязывает к обретению самосознания, к возвышению, к самосовершенствованию. Гуманизм отстаивает не право индивида на обособление и изоляцию от общества и природы, а право личности и рода человеческого на достойное существование перед лицом мира, на участие в его жизни, на решение мировых загадок.

Гуманизм – это интеллектуальное, моральное и социальное пространство человеческого смыслосозидания, поиска и нахождения точки опоры и в этом мире, и в самом себе. Гуманизм опирается на все поле духовной и материальной культуры, он обитает как в сфере наук и искусств, так и в религиозных областях жизни, которые в определенных исторических и жизненных условиях выполняют необходимую охранительную функцию утешения человеческого существа в заведомо бесчеловечных условиях существования. Однако гуманизм выступает решительным противником навязывания религии, неукоснительно защищает принцип свободы совести и свободы научного исследования. Он проясняет возможности и технологии создания человеческих условий существования для всех людей, независимо от цвета кожи, национальности, веры или неверия, социального положения, возраста или пола.

Современный гуманизм – это столь же мировоззренческий, личностный, сколь и социальный и социально-культурный гуманизм, раздвигающий свои горизонты, прокладывающий пути личности к культуре и обществу, а от них – к природе и совокупности проблем экологического характера. Вместе с тем гуманизм прокладывает пути общества и власти к конкретному человеку, помогает созидать подлинно социальное государство, юридически и экономически гарантирующего принципы социальной справедливости и правовой защищенности гражданина. В этом смысле современный гуманизм продолжает классические традиции Возрождения и Просвещения, принципы демократии и защиты гражданских свобод.

Гуманизм – это не только нравственный стержень личности, внутренне ответственной и свободной для творческого освоения мира и партнерства с ним. Гуманизм образует духовную основу современного государства, общества и культуры, самого здорового образа жизни личности и общества. Его политическим и правовым эквивалентом выступает демократия, принципы социальной справедливости и гарантии прав человека.

Непосредственными противниками современного гуманизма выступают патриархальный клерикализм, религиозный фундаментализм – или шире – всякий архаичный традиционализм, не признающий исторических завоеваний мировой цивилизации и культуры, а также воинствующий технократизм, вместе с присущим ему бюрократизмом, желающим подчинить все человеческие проявления «железным законам» технической целесообразности и бесчисленным регламентациям. Если интенции вульгарного натурализма стремятся подчинить человеческую самость чисто природным феноменам, то новоявленный дискурс постмодернизма, напротив, распыляет и атомизирует человека в интеллектуальном хаосе символических форм культуры. Они в равной степени враждебны собственно гуманистическому вектору сознания и практики.

Противником гуманизма являются сегодня различные виды нигилизма и вездесущего социального цинизма, алчности, слепой и безответственной жажды наживы. Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что различные формы дикого или «грабительского капитализма» обрушиваются сегодня на человека, атакуя и эксплуатируя его естественные слабости, так же как и житейскую неискушенность молодежи, еще не сформировавшейся интеллектуально и нравственно. Таким образом, гуманистическая функция современной культуры проходит сегодня серьезное испытание на прочность. Она вынуждена утверждать себя в постоянной борьбе с отчуждающими факторами человеческого существования, открывая человеку бесконечные горизонты созидания и достижений на пути обретения им своей человеческой сущности. Реальный гуманизм никогда не апеллировал к абстрактным идеям морали и права, он всегда помогал человеку как личности утвердиться и дерзать «здесь и сейчас», в конкретных условиях его существования.

Чтобы иметь представление о гуманизме, нужно познакомиться с историей этого интеллектуального и культурного явления, знать о великой исторической миссии гуманизма, о сущности гуманизма наших дней. Важно прояснить вопрос, почему он жизненно важен как отдельному гражданину России, так и всем социальным институтам, государству, бизнесу, политическим партиям и средствам массовой информации. Изучение гуманизма продиктовано велением времени, настоящим и будущим России, страны, которой так остро недостает сегодня нравственной силы и решимости вырваться из пучины морального и экономического упадка. Его задача – укрепить вечные и всегда актуальные ценности добра, справедливости, порядка и порядочности, свободы и ответственности граждан за свою судьбу и судьбу будущих поколений.

Все очевиднее становится та истина, что без культивирования научного мировоззрения, разумного подхода к жизни, без здорового скептицизма и фундаментальной человеческой нравственности дорога в будущее страны и мира не может быть проложена. Рано или поздно смутный, переходный период в истории России завершится победой тех лучших гражданских идеалов, острая нужда в которых и вызвала перемены постсоветской эпохи. Но это не произойдет автоматически. Долг каждого из нас, преподавателей-педагогов, студентов, будущих специалистов — содействовать нравственному и социальному возрождению России, которая и в наши дни находится на острие мировых коллизий и которая по-прежнему остается одним из важнейших глобальных факторов мировой стабильности и, может быть, последней надеждой человечества. Залогом этого являются высочайшие достижения нашей отечественной культуры – науки, искусства и философии, потрясающие образцы мужества и жизнестойкости россиян, их славная и великая история.

Настоящий курс «Основы современного гуманизма» изначально предполагает, что его цели и задачи вписываются в общую структуру социально-гуманитарного образования в высшей школе и выполняет функцию конкретизации и спецификации мировоззренческих проблем философии, истории, психологии, культурологи, политологии, права, выведения их на уровень практического и жизненного смысла. Он особенно важен там, где отсутствует курс теоретической и практической этики. Он, в конечном счете, фокусирует и концентрирует внимание студентов на проблематике полагания смысла и направленности их жизненного пути, помогает обрести способы его достижения.

Структура курса предусматривает вариативность подачи материала в зависимости от личностных установок преподавателя и проявленного интереса студентов. Следовательно, предложенная тематика курса может быть расширена или сужена, она менее всего предполагает догму, а значит, любой из разделов может стать отправной точкой для дальнейшего углубления его содержание. Важной особенностью этого курса является его содержательная согласованность с традиционными гуманитарными дисциплинами философии, истории, психологии, правоведения, политологии и культурологии, опора на уже полученные при их изучении знания и навыки. В нем присутствует установка на их дальнейшее углубление с целью создания для студентов максимально благоприятных возможностей самоопределения, свободного, сознательного и ответственного выбора при формировании своего внутреннего мира, для наиболее эффективного решения ими актуальных смысложизненных проблем. Методологически по отношению к базовому курсу теоретической философии курс «Основы современного гуманизма» исполняет роль прикладной или нравственной философии, которая вбирает в себя весь комплекс гуманитарной подготовки молодого специалиста с позиций ее интегральной целостности и итогового результата.

Представляется, что при соответствующей методической доработке данный курс «Основ современного гуманизма» может претендовать на статус итогового государственного экзамена в вузе по блоку социально-гуманитарных дисциплин. Потребность такого рода экзамена все больше осознается нашей вузовской общественностью. Он способен включать в себя обобщающие знания по философии, истории, культурологии, психологии, социологии, правоведению, общей экономической теории, истории политических и правовых учений, политологии, методологии научного познания и поиска. Он вырабатывает установку на их углубленное понимание и осмысление в контексте актуальных проблем формирования гражданских и личностных качеств молодого специалиста.

В основе учебного курса современного гуманизма лежит не только познавательно-эвристическая, но и очень важная воспитательная функция. Этим определяется общая постановка его целей и задач. Общая цель – гуманистическое просвещение студентов в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни, требующих нравственной и мировоззренческой оценки и выбора. Для достижения этой цели необходимо решить ряд принципиальных задач: ввести студентов в проблематику новейших гуманистических проблем – современной гуманистики, выяснить ее смысл и направленность в личностном, культурном и социальном измерении, дать навыки гуманистической оценки и анализа поведенческих реакций, а также содержательной ценности научного мировоззрения и методологии научного познания и поиска, выработать основные ценностные ориентиры в понимании современной культурной и образовательной политики, гуманистической сущности права, диалектики светской и церковной традиций, дать знание истории, теории и практики гуманизма, путей и способов разрешения так называемого «кризиса культуры» и «кризиса гуманизма», особенностей исторической борьбы гуманизма с воинствующими формами прагматизма, натурализма, утилитаризма, технократизма и клерикализма; установить мировоззренческую и историческую типологию видов гуманизма – социального, либерального и религиозного, логику их происхождения и взаимодействия в условиях глобализации.

Нынешний спецкурс, в том виде, в котором он утвержден Учеными советами институтов ТюмГУ в качестве дисциплины по выбору на ряде специальностей, может быть рассчитан на два варианта: расширенный (36 часов лекций и 36 часов семинаров) и сокращенный (18 часов лекций и 18 семинаров). Программа предусматривает написание контрольной работы или реферата. Форма контроля – зачет (или экзамен).

Жукоцкий Владимир Дмитриевич,
заведующий кафедрой философии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ТюмГУ, доктор философских наук, профессор (текст написан при участии Президента Российского гуманистического общества, профессора В.А. Кувакина.)

наверх