Наука и СМИ: возможно ли взаимопонимание? | ||
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||
Выступая на заседании Президиума РАН 27.03.01, акад. В.Л. Гинзбург с гневом говорил: "Самым возмутительным я считаю поведение некоторых наших СМИ. Свободу слова, это подлинно великое завоевание постсоветской эпохи, они сплошь и рядом подменяют вседозволенностью, пренебрежением интересами населения, хамским отношением к науке и ученым". Другой акад. РАН, Э.П. Кругляков, назвав одну из своих статей "Только ли свобода слова нужна средствам массовой информации?", ответил, что СМИ нужны также большие тиражи и в погоне за ними они, пользуясь свободой слова, регулярно подбрасывают населению всяческие небылицы-сенсации. Да, с начала 90-х г.г. в нашу жизнь по-настоящему, а не только декларативно, как было в СССР, вошло понятие свободы слова. Теперь можно писать и говорить почти о чем угодно (закон запрещает только разжигание национальной розни и пропаганду войны). Казалось бы, после долгих запретов и цензур есть чему радоваться. Но вскоре выяснилось, что у этой свободы есть оборотная сторона, оказавшаяся весьма негативной. И среди прочего на головы россиян обрушился мутный поток анти- и лженаучной информации. В результате легковерные и малообразованные люди, которых сейчас, к сожалению, довольно много, укрепляются в своем неверии в настоящую науку. У населения постепенно вырабатывается полностью извращенное представление о самом понятии "настояшая наука": к ней относят, в первую очередь, те "чудеса", о которых взахлеб торопятся поведать СМИ, а подлинных исследователей, держащихся со скромным достоинством и не поставляющих обществу громких сенсаций, относят к бесплодным бездельникам, не заслуживающим уважения и поддержки. Выступая на Президиуме РАН, Э.П. Кругляков сказал: "Идет систематическое преднамеренное оболванивание населения через СМИ. Страшно становится от одних только заголовков: "Бытовые лазеры убивают человеческую кровь", "Крах классической физики", "Чудовища-кровопийцы возвращаются", "Российские физики открыли новое смертоносное излучение". Дикая отрава, которую скармливают людям, ведет к одичанию общества, к планомерному воспитанию людей обреченных, для которых все заранее предопределено. Людей отучают мыслить критически, но приучают слепо верить". В своей статье "СМИ работают для читателей или для шарлатанов?", опубликованной в одной из петербургских газет, автор тоже привел примеры, как даже на экраны ТВ проникают откровенные жулики, а то и люди, которых вполне можно принять за сумасшедших, в то время как представителей настоящей науки часто умышленно не подпускают к СМИ. Как на одну из причин такой ситуации указано на стремление СМИ зарабатывать деньги любой ценой, часто не брезгая даже явной дезинформацией. Другая причина в том, что журналисты, будучи гуманитариями по образованию, нередко просто не в состоянии отличить дезинформацию в области естественных наук от истины. Выход видится во введении в высшей школе курса основ естественной науки и теории познания законов природы для гуманитариев вообще, но для журналистов - в особенности. Точка зрения на такое положение представителей науки показана выше. А что говорят на эту тему сами журналисты? Долгое время они отмалчивались, полагая, видимо, что все и так ясно. А именно: журналисты, мол, тоже люди, им хочется жить в достатке, а для этого надо зарабатывать деньги, поэтому в условиях рыночной экономики и отсутствия государственного финансирования СМИ приходится забывать о совести и продаваться всем, кто готов платить. Но вот недавно, наконец, забрезжило: сами журналисты сделали попытку поговорить на эту тему: 4-5 апреля с/г в рамках "Недели науки в Санкт-Петербурге" было проведено мероприятие, названное мастер-классом "Наука в СМИ сегодня. Опыт российской и британской журналистики". Вели его, правда, москвички: гл. редактор агентства "ИнформНаука" и журнала "Химия и Жизнь" Л. Стрельникова и научный обозреватель газеты "Московская правда", президент Ассоциации научных журналистов "Интеллект" В. Егикова. К сожалению, мероприятие было закрытое (пропускали по строгому списку), и из ученых его смогли посетить и высказаться только трое (в том числе один из самых активных членов Комиссии по борьбе с лженаукой при Президиуме РАН, акад. Е.Б. Александров). Хорошо, что записи основных выступлений появились позже в Интернете. Посмотрим же, что говорили журналисты, и позволим себе прокомментировать некоторые их высказывания. Стрельникова. - За каких-то 10 лет нам чудесным образом удалось свести на нет и разрушить привлекательный образ ученого в России. Причем разрушить практически до основания. Автор. - Кому - нам? Из вышеизложенного видно, что к тому, что это удалось сделать так быстро, приложили руку СМИ, поднимавшие за эти 10 лет на щит лиц, явно вредящих настоящей науке. С. - И в этом вина не только журналистов, но и ученых... А. - Это называется "переложить с больной головы на здоровую"! С. - ...которые не умеют, не понимают и не хотят сотрудничать с прессой. Важно, чтобы ученые понимали, что только через средства массовой информации и никаким другим способом нельзя оповестить общество о своих работах. А если вы не оповещаете общество о своих исследованиях, то у вас нет шансов привлечь инвесторов, найти финансирование, интересных партнеров не только в России, но и за рубежом. А. - Вот так обвинение! Оказывается, ученых настойчиво зовут рассказывать о своих достижениях в СМИ, а они не хотят, упираются, не понимают, зачем это нужно, создавая тем самым помеху в работе научных журналистов. Нет, дело не в непонимании, а в том, что ученый, если он настоящий, предпочитает многократно проверить полученный результат, доложить его в кругу коллег-специалистов или опубликовать в специализированном научном издании, прежде чем выносить на широкую аудиторию и в СМИ. "Наука, - говорит Э.П. Кругляков, - живет и развивается по свойственным ей этическим нормам. Всякий новый эффект, всякое открытие должны найти признание в первую очередь в научном сообществе. Поэтому авторы любого значимого научного результата стремятся опубликовать его в наиболее престижных научных журналах (разумеется, рецензируемых). Дурным тоном считается обнародование первых результатов через СМИ". А вот лжеученый сам торопится засветить в прессе малейший сколько-нибудь сенсационный плод своей фантазии (нередко болезненной) в надежде прославиться и/или добыть финансирование (государственное или частное) и "интересных партнеров". Неужели и настоящим ученым надо стать на этот путь? Не хочется думать, что уважаемая Любовь Николаевна сознательно призывает к этому. Другое дело, когда ученый противится приглашению выступить в СМИ против лженауки. Такое действительно случается. Обычное объяснение: "Критиковать лжеученого в печати - значит, способствовать его рекламированию". Что ж, это верно, но лишь до тех пор, пока объект критики не вышел в СМИ, т.е. уже разрекламировал себя сам. Например, недавно газета "Санкт-Петербургские ведомости" отвела целую полосу панегирику в адрес некоего г-на Петрика, безмерно раздув и приписав ему научные заслуги (есть подозрение, что публикация им же инициирована и оплачена). Молчание ученых в подобных случаях может выглядеть как поддержка шарлатанства. (Правда, не факт, что опровержение увидит свет, как случилось с письмом акад. РАН Е.Б. Александрова о Петрике). С. - В зависимости от того, как подана информация - негативно, позитивно, регулярно, в хорошем объеме - формируется общественное мнение, которое неизбежно в нормально устроенном, стабильном и демократическом обществе должно влиять на принятие решений в парламенте и соответствующих законов, на формирование бюджетов, в том числе и в той его части, которая касается науки. А. - Повторяю, идя на поводу у поставщиков скороспелой псевдонаучной информации, СМИ формируют вокруг настоящей науки негативное общественное мнение, что безусловно влияет и на мышление парламентариев. С. - СМИ читают и те люди, которые заинтересованы в том, чтобы вкладывать деньги в перспективное дело. Много случаев, когда меценаты, узнав о каком-то интересном исследовании, говорили: "Вам сколько денег надо?" А. - Было бы неплохо просвещать таких меценатов, объясняя им, какое исследование действительно заслуживает вложения денежных средств. Для этого надо предоставлять слово в СМИ настоящим ученым, а не только поставщикам дутых сенсаций. С. - Если какой-то профессор в каком-нибудь университете в США проведет эксперимент и увидит, что лягушку дернули за лапку и она проквакала 8 раз, а в России - только 5 раз, он немедленно соберет пресс-конференцию, пригласит на нее губернатора, расскажет ему об исследовании и добавит: "Господин губернатор, только благодаря Вам нам удалось в этом вопросе достичь невероятных высот". Пресса наперегонки напишет о лягушке и ученом. Губернатор будет плакать от гордости и счастья. На следующий год он увеличит финансирование этой лаборатории. Пока такой способ общения с прессой не в традициях российских ученых. А. - Из этого примера следует, что надо лучше кормить российскую научную лягушку (т.е. финансировать науку). Но не путем доведения при помощи лести до слез некомпетентных в науке губернаторов, чтобы они раскошеливались (заметим, не из своего бумажника, а из кармана налогоплательщика). Это как раз из арсенала методов псевдонаучных шарлатанов. С. - О науке, особенно современной, писать очень трудно. Она невероятно усложнилась, дифференцировалась, разбух ее терминологический аппарат. Журналисту с гуманитарным образованием, безусловно, трудно писать о естественнонаучных исследованиях, хотя бы потому, что разговаривать с ученым надо на его языке. Научных журналистов у нас практически не готовят. Есть небольшая группа на факультете журналистики МГУ. А. - Вот и я писал о том же (см. выше). Такое положение надо срочно исправлять, и об этом надо неустанно писать. С. - Правда, у журналистов без естественнонаучного образования есть преимущество: они смотрят на все научные фокусы глазами обывателя, настоящего представителя общества, и потому сразу могут увидеть, в чем здесь читательский интерес. А. - Преимущество это - в кавычках. В том-то и беда, что интерес журналиста, пытающегося писать о науке, сплошь и рядом опускается до обывательского. Яркий пример - сотрудничество газеты "Аргументы и Факты" с г-ном Мулдашевым, этим неудержимым изрыгателем высасываемых из пальца псевдонаучных сенсаций, охотно "заглатываемых" массовым читателем, которого СМИ упорно отучают критически мыслить. С. - Правительство Великобритании с 1993 г. взяло диалог науки и общества под наблюдение, и он стал частью государственной политики. Изменилось достаточно много. За последние 10 лет расцвело "Би-Би-Си". Там создали специальные научно-популярные каналы и программы. Существует целый канал на телевидении, который занимается только пропагандой научных знаний. И основной новостной массив "Би-Би-Си" наполнился новостями о науке, научных исследованиях, ученых. Появились целые институты, цель которых - готовить специалистов, которые могут осуществлять как управленцы связь науки и общества, имея соответствующее образование. Появилась ассоциация пресс-секретарей и т.д. Европа хочет построить экономику, основанную на знаниях. Для этого она объявила программу, бюджет которой 17,5 миллиардов евро. Приличный бюджет предусмотрен на программу "Наука и общество". В 1998 г. появился европейский пресс-центр по науке и искусству AlphaGalileo. Сюда стекается информация о науке из европейских стран, включая пресс-релизы, которые в институтах и университетах Европы изготавливают достаточно исправно. Все эти материалы находятся в открытом доступе, и журналисты со всего мира берут информацию и используют. А. - Из этого следует только одно: правительству и СМИ России надо неотложно брать в этом деле пример с европейцев (особенно с британцев). С. - Наше агентство ИнформНаука регулярно размещает на сайте свою информацию и таким образом пропагандирует наших ученых. Этот ресурс обновляется ежедневно и содержит огромное количество интересной информации о науке. Это хорошо, но, по мнению ученых, дело не только и не столько в "огромном количестве", сколько в качестве информации. С. - Амбициозную цель - клонировать мамонта - поставили перед собой японцы. Результаты обнародованы совсем недавно, это прошло по всей прессе. Развитие этой сенсации спровоцировало наше агентство ИнформНаука. А. - Вот и образец "качества": японцы еще только поставили цель, а ИнформНаука тотчас поспешила "спровоцировать развитие сенсации". Вряд ли стоит гордится такими методами работы. С. - Преимущество нашего агентства в том, что корреспонденты - молодые ученые, которые обучены ремеслу на наших интенсивных курсах, но продолжают работать в институтах, университетах, оставаясь в науке. Поэтому выступить экспертом на первом этапе отбора информации они уже в состоянии, то есть отсечь то, что называется "шумом", и выбрать важное и интересное. Ну, а интересно писать мы их научили и продолжаем учить. А. - Вот это действительно выход из положения. Только почему надо брать в эксперты только научную молодежь? Что за возрастная дискриминация? Егикова В. - Человек, пишущий о науке, причисляется на Западе к элитной журналистике, эта тема считается одной из самых сложных, положение научного журналиста столь же уважаемо, как и политического обозревателя. У нас же научная журналистика не только не оплачивается так, как на Западе, но и оказывается ущемленной даже внутри журналистского цеха. Есть такое понятие - "внештатный сотрудник". На Западе оно звучит уважительно и почетно, а если у нас скажешь, что ты "нештатник", отношение будет не самое лучшее. У европейских журналистов есть даже курсы для профессиональных журналистов, которые хотели бы получить больше знаний по той или иной проблеме науки. Причем такая учеба субсидируется теми изданиями, в которых работают журналисты, потому что считается: чем большему он обучится, тем лучше это для издания. А еще можно получить грант, и, скажем, год учиться, чтобы лучше писать о научных проблемах. А. - Трудно не согласиться с этой критикой в адрес российских СМИ, где научные журналисты ущемляются материально и морально. К счастью, сейчас уже появились исключения, названные на мастер-классе. Е. - Если во многие европейские научные центры деньги приходят от государства, то в Америке деньги на исследование зарабатываются, поэтому надо доказывать, что оно интересно. Ученые заинтересованы в том, чтобы об их исследованиях знали, а потому стремятся к общению с журналистами. А. - См. комментарий к аналогичному заявлению С. Пичугина Т., директор агентства "ИнформНаука". - Я перечислю положения, сформулированные американским научным журналистом Ресенбергом которые должен знать каждый журналист, пишущий о науке.
А. - Последний пункт особенно важен, но, к сожалению, часто предается забвению в условиях рынка, где СМИ оказываются в положении продавца, не стесняющегося ради коммерческого успеха сбывать недоброкачественный товар. П. - Первая претензия ученых к научному журналисту - он пишет о науке неграмотно, некомпетентно, делает много ошибок. Титова Л, пресс-секретарь Института мозга РАН. - Да, часто человек, даже записывая на диктофон, потом расшифровывает не совсем верно. Поэтому просьба к журналистам - всегда давать материал на правку. П. - Не все так просто. Американское геофизическое общество в своей памятке советует ученым: "Никогда не просите журналиста прислать текст на согласование. Тем самым вы его обижаете, ставите под сомнение его профессионализм". Согласование текста имеет этическую сторону. А если это критический материал? Он не понравится ученому, который может повлиять на вашу объективность как журналиста. А у вас есть своя точка зрения, вы имеете право ее защищать. Есть и такой момент - иногда ученому хочется переписать весь текст научными словами, и это очень сильно затрудняет работу. Но в тех случаях, когда, вы просто литературно обрабатываете мысли ученого, работаете как популяризатор науки, конечно, надо показать. Второй упрек ученых к журналистам: они склонны приукрашивать научный результат, который ученому кажется незначительным. Журналисту трудно решить, что в науке является значительным, а что - незначительным, но законы жанра обязывают как-то выделить, подчеркнуть достигнутое. Потому что иначе зачем писать, если это незначительно? А. - Другими словами: зачем писать о научном результате, если он не "тянет" на сенсацию или его нельзя довести до этого уровня путем приукрашивания? Нет, о науке надо писать, исходя в первую очередь не из законов жанра (видимо, имеется в виду пресловутый "пиар"), а из желания просветить читателя. Просветительской цели хорошо служит и не "приукрашенный" научный результат. П. - Наконец, последний, третий, упрек ученого журналистам: они часто пишут слишком игриво о серьезных вещах. Ведь ученый положил на это жизнь, а вы написали "хи-хи, ха-ха", в общем, живенько. Не все ученые обижаются, но бывает. А. - Юмор юмору рознь. С хорошим юмором наука дружит. Аствацатурян М. научный обозреватель радио "Эхо Москвы", автор и ведущая программ "Гранит науки", "Научный альманах" и "Клиника". - Интерес к науке был и будет всегда. Его можно эксплуатировать. Мы и эксплуатируем. А. - СМИ должны не эксплуатировать интерес людей к науке, а удовлетворять его. Ас. - На "Эхе Москвы" с 1998 г. идет популярная ежедневная трехминутная программа "Гранит науки". Ее многие знают. Есть еще две рубрики по 9 и 12 минут. Это еженедельные обзоры, один по медицине, называется "Клиника", второй - "Научный альманах" - по всем научным событиям, и не только российским. Есть и комментарии ученых об открытиях. А. - Если эти программы качественные, то это отличный пример для других городов. На радио "Петербург" в 1999-2001 г.г. тоже был цикл "Наука и лженаука" (инициированный Российским гуманистическим обществом). Его передачи эпизодически вставлялись в ткань более универсальной программы "Город и горожане". Всего состоялось около 30 передач, но потом стало трудно находить желающих выступать и дело сошло "на нет". Видимо, питерскому радио не хватает своей Аствацатурян. Ас. - Продюсер с "Би-Би-Си" рассказывал о том, как они делали фильм об ученом Эндрю Вайлсе, который доказал теорему Ферма. Казалось бы, скучнейшая тема - математика, но люди 400 лет пытались доказать эту теорему, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. И тут идет кадр: Вайлса спрашивают, как это было, и он начинает плакать. Представляете, какой эффект! Да, это популизм, но его надо использовать, чтобы вдалбливать людям, что есть наука и ненаука. Если они не будут знать, что делается наукой, то будут уповать на "метелочки" от рака, святые воды и гемокоды. А. - Т.е для получения большего эффекта в деле популяризации ("вдалбливания") науки, журналистам предлагается обращаться не только к разуму людей, но и к их эмоциям. Тезис сомнительный, ибо это как раз ходовой прием из арсенала антагонистов науки (например, церковников). Ас. - Что касается источников информации, то для меня очень важно, чтобы это был рецензируемый журнал. Рецензия - для меня правило номер один. А. - Правильно, это лучший способ не попасться на удочку псевдоученых. Ас. - Ученые не очень боятся идти на радио и предпочитают прямой эфир, потому что там их никто не может "смонтировать". Они боятся прессы и имеют на то основания. А. - Ценное самокритичное признание в устах представителя СМИ. Ас. - Большинство из нас имеет научное прошлое, и это очень важно для популяризации науки. Хорошо, чтобы журналист, пишущий о науке, сам имел научное прошлое. А. - Хорошо бы. Вышеизложенное выстроено как диалог лишь по форме. Между тем, есть острая необходимость в реальном широком обмене мнениями между представителями науки и СМИ для выработки взаимопонимания (закрытый мастер-класс в Петербурге проблему не закрыл). Пусть эта статья послужит приглашением к такому диалогу. В качестве плацдарма для него могу предложить сайт Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества http://www.humanism.al.ru , но возможны и другие варианты. Главное, чтобы он состоялся и был публичным. Проблема слишком серьезная, чтобы от нее отвернуться. Геннадий Шевелев |
| главная | журнал ЗС | радиовыступления | библиотека | ссылки | гостевая книга | | ||