Почему я перестал верить в бога?

От редактора сайта.

Известный украинский ученый - философ и религиовед - Е.К. Дулуман недавно сообщил об учреждении личного сайта и просил поместить сообщение об этом на нашем сайте. Делаем это с полной готовностью и глубоким уважением к давней неутомимой деятельности Евграфа Каленьевича на ниве борьбы за торжество разума над мракобесием http://www.evduluman.narod.ru/. Но мы хотим не ограничиться только этим, а рассказать немного об этом удивительном человеке с необычной судьбой. Необычность, среди прочего, состоит в том, что нынешний доктор философских наук, профессор крупных украинских вузов окончил в молодости духовные семинарию и академию с присуждением степени кандидата богословия, но пользуется полученными там знаниями не для насаждения религиозного дурмана, а для борьбы с ним. О том, как сложилась молодость и каким был путь Евграфа Каленьевича от религиозной веры к атеизму, рассказано в его небольшой книжке "Почему я перестал верить в бога?", изданной еще в далеком 1957 г. По согласованию с автором мы предлагаем читателям нашего сайта сокращенный вариант брошюры.

Родом я из села Заплазы Любашевского района Одесской области. Мои родители не были воинствующими безбожниками, но отец считал зазорным иметь что-либо общее с религией. В церковь не ходили, но иконы по обычаю в доме висели.

Ребенком я охотно декламировал антицерковные стихи Д. Бедного, вместе с ровесниками подтрунивал над попами (дети с большим удовольствием внимают разоблачению религии, чем агитации за нее).

Когда в 1941 г. отец уходил на фронт, мне было 12 лет. На войне он погиб.

К учебе я вернулся в 1944 г., после освобождения Одесщины. Мать приняла квартирантов - семью священника Алексея. Беседы с ним, грамотным и опытным человеком, заставили меня начать сомневаться в атеизме. Больше всего поразило, что Паскаль, Ньютон и другие ученые верили в бога.

Об ошибках ученых мы знаем мало. В сокровищнице науки хранятся ведь не ошибки, а достижения того или иного ученого. И мы порой думаем, что если ученый делает великие открытия, например, в физике или химии, то и во всех других областях знаний он всеведущ. Если ученый двигает науку вперед и продолжает верить в бога, то о нем можно сказать: как ученый он гигант, но как мыслитель, философ - карлик. Ведь он только потому и является ученым, что в своей науке не признает никаких сверхъестественных сил. Так, для верующего медика бог может быть везде - в астрономии, химии, - но только не в медицине. Набожный астроном изгоняет бога из Вселенной, психолог - из человека, экономист - из общественной жизни. Глаза таких ученых обращены к богу, а своей научной работой они, по сути, отходят подальше от бога, лишний раз доказывая, что его нет.

Тяжелые материальные условия не позволили мне учиться в школе после 8 класса. А учиться хотелось. Отец Алексей посоветовал поступить в Одесскую духовную семинарию, послушать там защитников бога, чтобы сделать свой выбор между религией и атеизмом. И осенью 1945 г., 17 лет от роду, я туда поступил. Тайком от друзей и знакомых, так как было стыдно.

4-классную семинарию я закончил за 2 года, и в 1947 г. меня послали в Московскую духовную академию. Знакомство там с атеистической пропагандой толкнуло на путь сопоставления религии и здравого смысла, и я стал пытаться оправдывать религию разумом и наукой.

В "Библии" говорится:

"Мудрость мира сего есть безумие перед богом".

"Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну".

А в "Талмуде":

"Сокровенного не ищи, тайного не исследуй".

А один из отцов церкви - авторитетов христианской идеологии - Григорий Богослов учил:

"Надо побольше небылиц, чтобы… производить впечатление на толпу. Чем меньше толпа понимает, тем больше она восхищается".

Церковники признают обман, но называют его "благочестием". Религии запрещают верующим изучать священные книги. "Кто библию прочтет, тот с ума сойдет". Если религиозный человек "Библию" не читает, "святого письма" не знает, то, ссылаясь на нее, его можно "убеждать" в чем угодно.

Ленивым умам очень легко на все вопросы говорить: "Так хочет бог".

Религий очень много. И то, что они исключают друг друга, убеждает в том, что они построены на ложных представлениях и понятиях.

Благодаря достижениям науки сейчас сам папа римский публично открещивается от библейских сказок.

Гете писал:

"Из-за мифа об Иисусе мир может пребывать в застое еще десять тысяч лет, и никто не будет мыслить, как следует, ибо столько энергии, столько знаний, столько ума и остроумия приходится тратить на защиту этого мифа".

Отвечая атеисту, верующий говорит:

"Да, названные вами места в евангелии действительно противоречивы. Я не могу их сейчас объяснить. Но я буду молиться Иисусу Христу, чтобы он помог мне уяснить их таинственный смысл. Молитесь и вы. Может быть, вам явится сам бог и все разъяснит. Без молитвы вы будете заблуждаться, ибо ум человека ограничен, ничтожен. Он не может даже без помощи бога объяснить противоречия в библии".

Убедившись, что сделал ошибку, прибегнув к религии с целью найти истину, я подал весной 1949 г. заявление об уходе, но мне не хватило смелости обосновать это разочарованием в религии, и пришлось остаться.

Я убедился, насколько вредна, казалось бы, безобидная мысль: выслушать и проверить на опыте противные истине суждения. Ведь правда добывается не одним человеком, она - достояние всего человечества. И каждый отдельный человек не может на своем опыте повторить тысячелетнюю практику и зигзаги исканий человечества. Лучшие результаты, бисеринки мучительных находок сохраняются обществом, являются его достоянием и преподносятся им каждому новому члену общества для усвоения. Только усвоив результаты этих поисков, человек может идти вперед в своем развитии. Повторение исканий приводит к ненужной трате сил, после чего человек часто уже не имеет сил двигаться дальше.

Если современный верующий ходит в церковь, исполняет религиозные обряды, то в этом частенько сказывается его чисто хозяйское отношение к богу. И молится он не из-за убеждений, а так - на всякий случай, для "профилактики". "А вдруг бог есть?" - думает он.

После окончания духовной академии и присвоения мне степени кандидата богословия за сочинение об англиканской церкви я поехал преподавать в Саратовскую семинарию.

Настоящая жизнь шла мимо меня. Ведь смысл истинной, непаразитической жизни - в труде на благо своего народа. Труженик и творец не нуждается в боге и чудесах. Он сам - бог и чудотворец.

Я покинул семинарию, оставив записку:

"Я к вам больше не вернусь никогда: у вас все так вредно, так ложно, так мерзко, так гадко, так гнусно! Пусть это будет заявлением о моем уходе".

Я вернулся в родное село. Осенью 1952 г. поступил в 10 класс вечерней школы. По окончании поступил в Одесский кредитно-экономический институт, а в сентябре 1956 г. переведен на 3 курс философского факультета Киевского университета.

(По страницам одноименной брошюры Е.К. Дулумана)

наверх