Российское общество обязано объединить усилия для защиты светского характера государственного образования

Общероссийское движение "За права человека" с огромной озабоченностью следит за стремлением представителей Министерства образования РФ использовать введение религиоведческих дисциплин для насаждения в общеобразовательных учреждениях идеологии, пропитанной православным клерикализмом и ксенофобией. Прежде всего, для этого уже больше года используется печально известный учебник А.В.Бородиной "Основы православной культуры" и его модификации. Несмотря на то, что внедрение "ОПК" уже вызвало множество протестов со стороны демократических СМИ, педагогических и правозащитных организаций, ученых, священнослужителей, депутатов и высокопоставленных должностных лиц, руководящие работники системы образования с упорством, достойным лучшего применения, продолжают политику внедрения псевдоправославных учебных пособий.

Год назад учебник Бородиной получил рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ, его апробировали в столичных школах структуры Московского Комитета образования, и готовили к печати в Издательском доме "Покров". Между прочим, представители руководства "Покрова", по странному совпадению, были и в числе рецензентов, и в числе членов Координационного совета, курирующих данную тематику. Обратим внимание, что этот Координационной совет вообще выдал рекомендации на всю учебную продукцию "Покрова".

Организаторов внедрения "Основ православной культуры" не остановило даже то, что учрежденный приказом Министра образования РФ "58 от 1 июля 1999 г. Координационный совета не имеет полномочий давать рекомендации пользователям учебной литературой.

Мы хотим напомнить ту оценку, которую получил учебник А.В.Бородиной "Основы православной культуры" (первое издание) со стороны экспертов и общественности:

- Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н.В. Шабуров: "учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни... представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия... рассуждения [о еврейском народе] не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер... содержит некритическое описание чудес... где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами....";

- РОО "Клуб учителей "Доживем до понедельника": "не является по содержанию и подачи сведений религиоведческим и культурологическим учебным пособием...содержит утверждения, могущие формировать у учащихся представления об изначальном превосходстве или неполноценности определенных этнических, национальных или религиозных групп, создавать предубеждения к ним...";

- историк Церкви, священник Яков Кротов: "автор обличает религии, верования которых не разделяет... Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков... содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий... приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из желтой прессы... взгляд [на "гостей" русского народа] противоречит и основам христианской веры... национализм "базарного типа"... классическая антисемитская тирада... не освещена история русской христианской мысли...";

- "Объединенный комитет в защиту евреев в бывшем СССР": "средневековые национально-религиозные представления, основанные на неприятии других вер и народов... Миллионы евреев были убиты, замучены или дискриминированы именно из-за [содержащегося в учебнике] мифа о коллективной ответственности еврейского народа за казнь Христа, а также из-за утверждений о стремлении евреев к мировому господству";

- Военно-историческая организация "Добровольческий корпус": "культурологический шовинизм, разрушающий Россию".

После того, как под давлением защитников светского характера государственного образования начался пересмотр принципов преподавания истории и культуры Православия в школах, в защиту учебника А.В.Бородиной были отмобилизованы широкие круги крайне националистического и религиозно-фундаменталистского направления. Самое слабое представление о тех настроениях, которыми руководствуются поборники "Основ православной культуры", дают следующие их официальные высказывания о правозащитниках, потребовавших от прокуратуры пресечь антиконституционное внедрение учебника А.В.Бородиной в школе:

"подозрительно спешат они повесить устрашающий ярлык, на весь мир распространить, карающего закона какого-то особого хотят для тех, кто мыслит и верит не так, как они, чтобы запугивать и уничтожать всех. Не есть ли это геноцид православных и русских? Об этом стоит задуматься" (из ноябрьского обращения А.В.Бородиной в прокуратуру, копии: Президенту РФ, Московскому Патриарху РПЦ Алексию II, министру образования, мэру Москвы и т.д.);

"попытка осуществления геноцида верующих с использованием ст. 282 Уголовного Кодекса" (из заявления, принятого на расширенном Секретариате Правления Союза писателей России).

Мы считаем совершенно недопустимым, чтобы деятели с таким видением мира получили возможность для проведения, процитируем еще раз обращение Бородиной: "нового направления в образовании, ставящего своей целью повышение качества образования и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"!

Наша страна и так заплатила непомерную цену за то, что десятки лет в государственной идеологии и образовании насаждалась большевистская ненависть и нетерпимость.

Уже почти год наша организация требует от прокуратуры выполнить свои обязанности по надзору за обеспечением государственными органами и должностными лицами конституционных прав граждан, исполнить свои широковещательные обещания бороться с антисемитизмом и ксенофобией. Мы считали и считаем необходимым возбудить дело против чиновников, насаждающих, по сути, черносотенный учебник.

Обратим внимание, что даже отказываясь признать, что учебник Бородиной разжигает национальную и религиозную вражду, представитель Останкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы был вынужден признать в ходе судебного заседания 21 марта с.г. то, что внедрением учебника А.В.Бородиной был "нарушен Закон "Об образовании". В декабре 2002 года Мещанский райсуд согласился с нашими требованиями об отмене как незаконного отказа от возбуждения уголовного дела, но в марте 2003 года - после заявления о том, что и Московская городская и Генеральная прокуратура не находят в учебнике ничего криминального - суд изменил свою позицию на противоположную. Однако 27 мая Кассационная коллегия Мосгорсуда отменила второе постановление районного суда, поддержавшего прокуратуру.

Громкие протесты против клерикализации школы и скандальная репутация учебника "Основы православной культуры" должны были заставить чиновников отказаться от его насаждения. Тем более, что все разговоры о православии как религии подавляющего большинства россиян - чистая спекуляция. Число воцерковленных православных верующих в России не превышает - по самым смелым оценкам - 3%. Одно время казалось, что руководство Минобразования вняло голосу рассудка. Сперва министр образования В.М. Филиппов обещал, что преподавание православной культуры будет вестись только в рамках единого курса по истории мировых религий. Затем, видимо, чтобы отсечь школьников от знакомства с индуизмом, буддизмом, и самыми многочисленными христианскими направлениями (протестантизмом и католицизмом) - заговорили только о курсе "Религии России". Успокаивали, что учебник А.В.Бородиной не имеет статуса "рекомендованного".

Однако, вскоре, после того как общественность слегка успокоили, были отброшены все публичные заверения о преподавании только объединенного курса по истории основных религий. Руководство минобразования мгновенно позабыло собственные аргументы в пользу многоконфессионального учебника - и начался новый этап насаждения православной клерикализации школы.

Открытым вызовом общественности стало решение Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской Патриархии РПЦ вторично рекомендовать для общеобразовательных и воскресных школ учебное пособие А.В.Бородиной "Основы православной культуры", М.,2003 (второе, обновленное издание). Совет прошел под сопредседательством заместителя Министра образования РФ Л.С.Гребнева и Митрополита Сергия (Солнечногорского), которые и подписали рекомендацию. Основанием для этого решение послужили

а) "положительные экспертные заключения" богословов, священнослужителей (некоторые из которых, напомним, руководят издательским домом "Покров"), а также должностного лица - первого проректора Московского института повышения квалификации работников образования С.Б. Романова (руководитель подготовки учебника);

б) "положительный результат внедрения данного учебного пособия в Москве, Московской, Курской, Белгородской, Смоленской области и других областях России".

В качестве "положительного" результата были, видимо, восприняты требования прекратить преподавание по скандальному учебнику!

Анализ фрагментов нового учебного пособия (Сайт А.В.Бородиной) показывает, что и в новой редакции сохранены элементы прямой агитации в пользу православия, фактически превращающие его в учебник "закона божьего", проявления религиозного национализма, антисемитизма и ксенофобии.

Это значит, что с 1 сентября новые тысячи учащихся обречены зубрить "за что иудеи распяли Христа", и изучать, как устанавливать "сектантов", "сатанистов" и "еретиков", а также, какие народы ведут себя более благородно на русской земле, а какие - менее.

Упорство, с которым в учебнике Бородиной - несмотря на все протесты - оставляют антисемитские пассажи, показывает важность этих фрагментов для идеологов "возрождения духовности".

Самое опасное в том, что учебник А.В.Бородиной внушает подросткам, что национальное происхождение и религиозная принадлежность обуславливают нравственные качества человека. А именно такие представления и являются доктринальной основой шовинизма и расизма. Курс ОПК практически возвращает в современность средневековый уровень межконфессиональной полемики, становится ледоколом, взламывающим последние преграды на пути легализации религиозного национализма. Можно с определенностью утверждать, что внедрение этого учебника перечеркнет все программы воспитания толерантности. В Министерстве образования РФ явно не желают обуздать деятелей, которые, в союзе с определенными кругами в Московской Патриархии, открыто проводят антиконституционную политику нагнетания ксенофобии и православной клерикализации государственной школы. Создается впечатление, что успокоительные заявления министра В.М. Филиппова только усыпляли внимание общественности, возмущенной насаждением - под видом культурологического курса - вульгарной версии "закона божьего".

Все это происходит на фоне явного ожидания, что суд в результате поддержит прокуратуру, вставшую на защиту "Основ православной культуры", и в школу будет вброшена взрывоопасная смесь средневековых предрассудков и новейших шовинистических мифов массового сознания.

Очевидно, что если разрушить с таким трудом созданные правовые и моральные гарантии от возвращения к государственной идеологии, легализовать доктрины великодержавного религиозного национализма, то, как наглядно показывает опыт 70-90-х годов, немедленно начнется опережающий рост "оппозиционного национализма". В результате конституционные принципы светской деиделогоизированной демократии в России будут необратимо разрушены.

Сегодня речь идет не только о сохранении светского характера образования и государства, но и об угрозе цепной реакции разнонаправленного религиозного национализма.

Российское общество должно провести широкое обсуждение необычайно важного вопроса о форме ознакомления подрастающих поколений с религиями и их историей. Десятилетия борьбы коммунистов с верой и лучшими национальными традициями настоятельно требуют восстановления прерванной духовно-культурной преемственности. Но это должно быть сделано максимально объективно и тактично, потому что "возвращение" средневековой межрелигиозной и межнациональной нетерпимости и вражды, может стать тем "лекарством", которое еще страшнее болезни. Нет опаснее заблуждения, что нравственный уровень общества повышается от насаждения догматов, а "преодолеть бездуховность", дескать, можно, воспитывая национально-религиозное высокомерие.

Поэтому мы обращаемся к общественности, в первую очередь, к педагогам, к религиоведам и историкам, к лидерам демократических партий с призывом выступить против нарушения руководством Министерства образования РФ конституционных принципов светского деидеологизированного государства и образования.

Особенно мы обращаемся к православным верующим. Насаждение в школах вульгарного псевдоправославного националистического курса, одним из примеров которого является учебник А.В.Бородиной, только воспитает новые антицерковные поколения. Общеобязательная идеология "православия, самодержавия (сейчас сказали бы - "управляемой демократии") и "казенной народности" уже взорвалась сто лет назад кровавым радикализмом. Неужели Россия обречена пройти свой страшный путь еще раз?

Лев Пономарев,
Исполнительный директор Движения "За права человека"

наверх