Церковь - тот же театр, но вредный

Я в своей жизни поработал и в театре, знаю его не только как зритель, и у меня свой, особый взгляд на то, о чем поведал на нашем сайте Е. Зубарев в статьях "Закон божий принят в первом чтении" и "Молиться, молиться и еще раз молиться" о предстоящем включении в школьную программу курса "Православная культура" с изложением истории и основ традиционной веры.

Известна фраза "Весь мир - театр, и люди в нем - актеры". Я добавил бы: в основном актеры-дилетанты, но из их числа время от времени выходят профессионалы, т.е. те, для кого актерство становится в том числе и способом зарабатывать деньги. Такие профессионалы, как известно, работают (служат) в театрах, на эстраде и в других зрелищных учреждениях. Все театры остро заинтересованы в зрителе, борются за него, стараются быть популярными, посещаемыми, для чего широко рекламируют себя.

И вот, если посмотреть с этой точки зрения на церковь, то она - тоже не более чем один из видов театра со всеми чертами, присущими такого рода учреждениям. Начнем с того, что у нее есть свои учебные заведения, выпускающие актеров-священников, распределяемых по окончании на службу в театры-приходы. Есть очень активно действующая рекламно-пропагандистская служба по зазыванию граждан на церковные спектакли-молитвы. Есть наиболее популярные у зрителей-прихожан герои этих спектаклей: Аллах, Иегова, Иисус, Будда, Магомет и т.д. Есть жанры: разговорные (проповеди, литургии, мессы, намазы) и музыкальные (молитвы-песнопения, хоровые и органные произведения). Есть театральные здания (храмы, мечети, синагоги, костелы), декорации (иконостасы, иконы, фрески, аналои, престолы), реквизит (кресты, распятия, свечи, кадила, мощи), театральные костюмы (рясы, ризы), головные уборы (тиары, митры, клобуки), спецэффекты ("самовозгорания" свеч и огней, "плач" икон), суфлерские книги (библия, коран, псалтырь и т.п.). Имеется сцена (алтарь), закулисье (заалтарье) и отдельные служебные ходы для исполнителей, чтобы не пересекаться перед спектаклем со зрителем-прихожанином. Словом, все, как в настоящем театре, только почему-то театром не называется. Есть, правда, одно существенное отличие: церковному актеру, как и лектору в университете, не надо ни в кого перевоплощаться, изображать других людей (зверей, сказочных персон), лицедействовать. Советская власть этот религиозный театр хоть и полностью не запрещала, но и не поощряла, а порой, в отместку за непослушание своему диктату, разгоняла и даже рушила здания. Но те времена прошли, в России возникло новое, неидеологизированное (по Конституции) государство, которое больше не третирует церковный театр. Больше того, вопреки Конституции оно под действием той самой религиозной рекламы прониклось к этому театру особым благоговением, предоставляет ему льготы, восстанавливает за свой счет (т.е. за счет налогоплательщиков, в том числе неверующих) то, что было разрушено или требует ремонта, а нередко даже строит новые культово-театральные здания.

Но церковь обеспокоена тем, что ею недостаточно охвачен юный зритель. Он пока что может (но не обязан) посещать религиозные спектакли только в общих со взрослыми театрах-храмах, а также слушать попов-актеров в церковно-воскресных и частных школах. А подавляющая масса учеников государственных школ, которые, как надеется и мечтает церковь, могли бы с годами тоже стать активными приверженцами взрослого церковного театра, остается в стороне от него, ее пока нельзя формально обязать внимать актерам-церковникам. Конституция, будь она неладна, мешает. Вот и уговаривает церковно-театральная администрация российских государственных мужей пренебречь этим местом нашего Основного закона и учредить нечто вроде церковного ТЮЗа (Театра юного зрителя), актеры-священники которого станут законными членами педагогических коллективов светских школ. И, как мы сейчас видим, уговаривает небезуспешно.

Я согласен, что для преодоления ужасающего негатива в деле воспитания подрастающего поколения надо принимать срочные меры. Но это отнюдь не клерикализация светской школы. Надо усилить проникновение в светскую школу не религиозной, а светской культуры, в том числе при помощи настоящего светского театра. Необходимо увеличить бесплатное посещение школьниками гуманистических и патриотических театральных спектаклей. Лучше тратить бюджетные средства, деньги налогоплательщиков на это, чем на возведение новых храмов и предоставление льгот церковникам. Кроме того, что юный зритель светского театра не запугивается церковными бреднями об обязательном пребывании в рабстве у некого бога и божьей каре за недостаточное смирение, он в отличие от телезрителя не подвергается и тому одуряющему и развращающему сознание действию, которое стало неизбывным злом коммерциализированного телевидения. Глядишь, и поднимет светский театр нравственность молодежи безо всяких попов и молитв.

Геннадий Шевелев

наверх