Тезисы о роли религии в обществе

1. Вводная часть

1.1. В целом проблема роли религии в обществе очень обширна. В данных тезисах затрагиваются только некоторые стороны проблемы, которые представляются наиболее актуальными в настоящее время.

1.2. Нерелигиозный (светский) гуманизм можно называть также цивилизованным атеизмом. Поэтому наш, светских гуманистов, взгляд на роль религии есть по существу взгляд с позиций атеизма.

1.3. В настоящее время у атеистов нет единства во взглядах на роль религии. Существует три основных позиции: первая - религия играет только отрицательную роль, вторая - религия играет по преимуществу отрицательную роль, третья - религия играет противоречивую роль, т.е. в одних ситуациях во влиянии религии преобладают отрицательные результаты, в других - положительные. В тех случаях, когда признается также и положительная роль, атеисты часто расходятся в понимании того, в чем она конкретно состоит.

1.4. Все три позиции принципиально отличаются от взгляда на религию представителей религии: богословов, служителей культа, религиозной интеллигенции и т.п. Различаясь в понимании роли "своей" и "чужой" религии, они убеждены, что "своя" религия играет только положительную роль. Особенно опасен для общества такой вариант понимания, который разжигает вражду и ненависть к инакомыслящим и инаковерующим (фанатический вариант).

1.5. Нам не следует отказываться от приглашения, поступившего недавно от организации "Собор православной интеллигенции СПб", провести общее собрание ("круглый стол") на тему "Роль религии в современной России". Время до этой встречи необходимо использовать для обсуждения проблемы внутри РГО, для широкого информирования о собрании общественности и, особенно, для приглашения к участию в нем молодежи. Наши главные цели на встрече: 1) привлечь на свою сторону молодежь (у верущих посеять сомнение, колеблющихся склонить к согласию с естественно-научным взглядом на мир, у атеистов укрепить убежденность в правоте своей позиции); 2) как минимум ослабить, а то и преодолеть фанатический вариант понимания роли религии в сознании ее адептов.

1.6. При подготовке к проведению "круглого стола" необходимо договориться о паритете дискутирующих сторон: двойное председательствование, по одному основному докладчику, поочередность выступлений, одинаковый регламент, равные возможности приглашения "своих" гостей.

2. Оценка роли религии в целом

2.1. В современном обществе роль религии противоречива. В историческом прошлом преобладали ее положительные аспекты, но в историческом будущем они сойдут на нет, что приведет к исчезновению религии. Она станет не нужна ни отдельному человеку, ни обществу. Однако, когда наступит это время, через сто или тысячу лет, сейчас сказать невозможно.

2.2. Религия имеет специфическую часть (веру в сверхъестественное) и неспецифическую (идеи, включенные и в другие духовные явления: нравственные, правовые, педагогические, медицинские, экологические и др.). Положительное и отрицательное в жизнь людей вносят обе части религии.

3. В чем состоит отрицательная роль религии?

3.1. Самый большой и опасный негативный результат приносил в прошлом и приносит сейчас фанатический элемент внутри религий. Что это такое? Фанатизм есть поведение, когда люди во имя своих мировоззренческих убеждений приносят вред себе или другим людям и даже совершают преступления. В разных религиозных организациях степень проявления фанатизма разная. Есть такая религия, в которой фанатизм отсутствует в принципе - бахаи. Вообще точно установленных фактов фанатизма мало. Есть в основном косвенные сведения и некоторые гипотезы. Самым опасным проявлением фанатизма в России сегодня является ваххабитский фанатизм. Проявлением фанатизма являются истерические обряды в некоторых общинах пятидесятников. Проявления фанатизма есть и в православии: отказ части православных служителей культа и верующих получать ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), молитвы части монахов с утра до вечера в некоторых монастырях, "ночевки" некоторых монахов в гробах, разжигание вражды и ненависти к инакомыслящим россиянам под видом борьбы с "тоталитарными сектами". Лидерами в последнем виде фанатической деятельности являются богослов Дворкин и дьякон Кураев. Им удалось получить одобрение руководства РПЦ и вовлечь в эту борьбу массы православных верующих, в том числе многих интеллигентов.

3.2. Проявления отрицательной роли религии есть и вне зоны фанатизма. К ним можно отнести: пропаганду ложной картины мира (что сдерживает развитие некоторых направлений науки и их усвоение), пропаганду некоторых вредных норм морали (например, призыв "любить врагов"), сдерживание социальной активности верующих (ориентация через молитвы на мифическую помощь бога), отчуждение верующих разных конфессий друг от друга и связанные с этим нелады в семьях, отчуждение верующих от светской культуры. Если понаблюдать за жизнью, можно найти и другие признаки отрицательного влияния религии на жизнь людей.

4. В чем состоит положительная роль религии?

4.1. Положительная роль специфической части религии (веры в сверхъестественное) состоит в том, что она дает людям утешение, т.е. способствует преодолению отрицательных эмоций. Это своеобразная и крайне необходимая сегодня форма психотерапии.

4.2. У разных религий эта роль в разной степени проявляется и через функционирование их неспецифического элемента. Сюда относятся: благотворительность, пропаганда позитивных нравственных идей (призыв помогать людям, осуждение наркомании, алкоголизма и др.). Как ни парадоксально это звучит, к плюсам религии можно отнести и пропаганду некоторых научных идей, например, экологических и педагогических.

4.3. Сегодня условия жизни большой части россиян не позволяют им преодолеть отрицательные эмоции через безрелигиозные институты. А это значит, что у них нет выбора между религией и атеизмом. Им, к сожалению, приходится выбирать между погружением в религию и уходом из жизни. И надо признать, что жить с религией - это более гуманный выбор.

5. Практические выводы для светских гуманистов

5.1. Сегодня задача полного преодоления религии нереальна, а попытка ее ускоренного решения будет приносить только вред обществу. Светские гуманисты должны ставить перед собой иные, более реальные задачи. Назову их:

5.1.1. Необходимо пропагандировать атеистические идеи для того, чтобы сохранить атеистический плацдарм. Очень важно, чтобы на смену атеистам-ветеранам пришла атеистическая молодежь. Если сегодня части общества (трудно сказать, большей или меньшей) по условиям жизни атеизм чужд, то есть и другая часть, которая его вполне разделяет (в силу научно-исследовательского характера своей деятельности, наличия прочных естественно-научных знаний и стремления их получать, общения с единомышленниками и другими субъектами положительного влияния на мировоззрение, наконец, просто в силу удовлетворенности своей жизнью). Вот ради сохранения и пополнения этой второй части мы и должны обратить нашу атеистическую пропаганду прежде всего на молодежь. Для повышения убедительности эта пропаганда должна вестись в форме полемизирования с нашими религиозными оппонентами.

5.1.2. Необходимо способствовать, как минимум, ограничению проявлений фанатизма путем пропаганды просто гуманизма (а не только цивилизованного атеизма), т.е. уважения к человеку как таковому, защиты его права на свободу и жизнь.

5.1.3. Необходимо поддерживать, а не обострять отношения с верующими людьми для совместного противостояния фанатизму (как религиозному, так и воинственно-атеистическому), для общей деятельности по устройству справедливой и счастливой жизни.

Владимир Никитин

наверх