О гуманизме в Голландии

(Изложение доклада, сделанного 17.05.2001 г. в Санкт-Петербургском государственном университете)

Голландия - специфическая страна, и ситуация в ней, в том числе в области гуманизма, существенно отличается от российской. У нас очень высокая плотность населения: на площади 20 тыс. кв. км (что в 500 раз меньше площади России) живет 16 млн человек. Очень многое определяется борьбой с морем, которое является не только географическим, но и культурообразующим фактором, сказывающимся на менталитете нации. Постоянная опасность наводнений порождает ситуацию взаимопомощи, в условиях наводнений стираются классовые, социальные и прочие различия, перед стихией все равны и оказывают помощь всем. Поэтому менталитет населения Голландии эгалитарный. Это не значит, что не существует богатых и бедных, но в отличие, например, от англичан богатые голландцы не проявляют снобизм, а ведут себя как равные среди других граждан.

Это способствует тому, что Голландия является очень плюралистичной и толерантной страной. На ее территории много различных церквей, но позитивным шагом явилось отделение церкви от государства. Государство хотя и может, как раньше, финансировать из своего кармана церкви, но должно при этом соблюдать принцип равенства, который состоит в том, что если, например, часть родителей предпочитает отдавать своих детей в протестантские школы или классы, то государство берется финансировать их образование, но при этом обязано финансировать и обучение в образовательных учреждениях других религиозных конфессий, а также атеистических. Например, Университет гуманистических исследований в г. Утрехте, где я работаю, финансируется государством наравне с университетами религиозных конфессий. Он получает в год в переводе на российские деньги около 50 млн руб. А голландские гуманистические организации, реализующие свои программы в странах Азии, Африки и Латинской Америки, получают до 300 млн руб.

Известно, что в слово "гуманизм" исторически вкладывалось разное содержание. Одно из них состоит в том, что гуманизм считается как бы историческим продолжением христианства в том смысле, что христианская церковь - это уже пройденный человечеством этап и должна быть заменена некоторой, условно говоря, религией гуманизма, т.е. на смену религии, основанной на вере в Бога, должна прийти религия, основанная на вере в Человека и Человечество. Такое значение слова "гуманизм", изначально имевшее атеистический и агностический смысл, впервые появилось в Голландии в 1860 г. С тех пор оно стало набирать все больше и больше сторонников, а с начала ХХ в. стало у нас доминирующим. Если в 1869 г. только 0,1 % населения считала себя находящейся вне церкви, то в 1920 г. - 7,8 %, в 1971 г. - 23 %, а сейчас - уже 60 %.

Первая гуманистическая организация была создана в Голландии еще в 1856 г. под названием "Восход солнца". Она была достаточно сильной и радикальной и весьма активно боролась с церковью.

Второй важной гуманистической организацией является Ассоциация "Хуманитас", основанная в 1945 г. Она ведет практическую социальную работу и создавалась в противовес "Восходу солнца" как менее радикальная и более позитивно ориентивованная. Это нечто вроде варианта "Армии спасения" для оказания помощи детям, престарелым и больным людям. Организация имеет около 10 тыс. членов, которые работают на добровольных началах по выходным и в праздники. Но есть и 150 штатных работников. Интересно, что наряду с теми учреждениями, например, домами престарелых, где помощь оказывается всем без разбору, "Хуманитас" создает и такие, где помогают только неверующим.

Ассоциация гуманистов "Вербонд", к которой принадлежу я, основана в 1946 г. Поскольку голландское общество в то время все еще оставалось в значительной мере христианским, мы поставили своей задачей способствовать изменению его характера в сторону большей антиклерикализации. Наша деятельность с тех пор все более расширяется и направлена, среди прочего, на то, чтобы увеличивать количество нехристианских политиков на всех уровнях и профессоров в университетах. И в том, что, как свидетельствуют приведенные выше цифры, все большая часть населения Голландии видит себя вне церкви, есть и наша заслуга.

У нашего движения было два этапа. До 1965 г. был этап становления и эмансипации, когда мы боролись за свое право быть нехристианскими гуманистами. А с начала 1965 г. мы перестали восприниматься как меньшинство и получили соответствующие права. Изменение ситуации привело к тому, что сейчас мы смело приходим в правительство и заявляем: раз есть христианские каналы ТВ, то и мы тоже хотим иметь свои гуманистические каналы и программы; раз есть религиозное образование, то и мы тоже хотим иметь систему нерелигиозного гуманистическое образование. В итоге мы добились того, что наша ассоциация реально финансируется государством наряду с церквами. Это достижение даже породило у нас некоторую проблему, состоящую в том, что мы стали задумываться, а что же нам делать дальше, в чем теперь должна заключаться наша стратегическая цель.

Между разными гуманистическими организациями Голландии существует не конкуренция, а разделение труда. Одна занимается политической борьбой за права гуманистов при помощи выступлений в СМИ и демонстраций, а другая - практической социальной работой, непосредственной помощью людям.

Ситуация с уравниванием с 1965 г. отношения голландского правительства к церкви и ее противникам в смысле их одинакового государственного финансирования хотя и радует, но, с другой стороны, уже не удовлетворяет нас. Хорошо, конечно, что теперь и мы получаем деньги, а церкви, получая меньше, стали беднее и люди из них уходят. Но мы озабочены теперь другим: почему государство платит не только нам, но и церквам? Мы говорим: нелепо, что существуют, например, особые протестантские образовательные учреждения, протестантские футбольные клубы и даже протестантские магазины. Нас уже не устраивает, что по действующему закону образовательная ориентация в государственных школах должна быть либо католической, либо протестантской, либо гуманистической и т.д., когда родители-католики создают для своих детей католические классы, которые учатся по католической программе, родители-мусульмане - мусульманские классы и т.д., и все эти классы финансируются государством. Мы пришли к министру образования и заявили, что государственные школы должны давать плюралистическое, внеконфессиональное образование, а не по выбору родителей. Министр отказал, сославшись на то, что все делается по закону. "Если вы хотите учить своих детей по плюралистической программе, - сказал он, - ничто не мешает вам создавать такие школы и классы, и государство не откажется их финансировать наравне с конфессиональными". Но нас не устраивает сам принцип разделения детей по конфессиональному или любому другому принципу.

До 1970 г. в парламенте Голландии было три партии, и все религиозные, христианские. Позже в стране стали возникать светские партии, но христиане все равно главенствовали во власти. И вот в 1994 г. произошло историческое событие: к власти впервые пришла коалиция двух светских партий, либералов и социал-демократов. И то, что мы имеем сейчас такие либеральные законы, как закон об абортах, об эвтаназии, о сексуальных меньшинствах и о наркотиках, является заслугой этой нехристианской коалиции.

Победа на выборах 1994 г. не сняла с повестки дня, а обострила поиск ответа на вопрос, в чем теперь должна состоять стратегическая цель голландских гуманистов. И хотя борьба с церковью при помощи атеистической пропаганды остается нашей важной задачей, будет плохо, если мы ограничимся только ею. Есть и другие проблемы, которые должны решаться гуманистами.

Петер Деркс

наверх