Богословские учебники для светской школы

Мне в руки попала книга "Христианство и религии мира", написанная православными священниками П. Ивановым и О. Давыденковым при участии С.Х. Каламова, изданная в этом году московским издательством ПРО-ПРЕСС тиражом 5000 экз. На титульной странице написано: "Учебное пособие рекомендовано Федеральным экспертным советом Министерства образования РФ для учащихся и учителей средних школ, лицеев, гимназий".

В "учебнике" талантливо вдалбливаются в сознание юных (и не только) читателей религиозные (в основном христианские) сюжеты и мировоззрение. После каждого параграфа помещены вопросы, на которые учащимся надлежит ответить. Среди прочих есть и такой провокационный вопрос: "Почему атеисты объявили науку и веру врагами?" Хитрость в том, что в конце опущены слова "друг друга", и получается, что атеисты враждуют не только с религией, но и с... наукой. В разделе "Вера и знание" говорится, что "у каждого человека, безусловно, есть ЗНАНИЕ о существовании Бога", а "некоторые ученые заявили, что движущей силой возникновения видов и человека был не Бог, а случайность (мутации и естественный отбор). Это заявление совершенно ненаучно, так как основано исключительно на ВЕРЕ в силу и творческие способности слепого случая". Получается, что религия держится на ЗНАНИИ, а наука - на СЛЕПОВЕРИИ. Каково?

Хочу обратить внимание также на выход в свет и поступление в российские государственные школы книги Дэвида Гудинга и Джона Леннокса "МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Для чего мы живем и каково наше место в мире", изд-во "ДИА-пресс", Ярославль, 2000. Книга "допущена Департаментом общего среднего образования Минобразования России в качестве пособия для дополнительных занятий в старшей школе". Авторы не скрывают, что сами придерживаются теистического мировоззрения, да это и видно невооруженным глазом, стоит лишь открыть книгу. Для РГО важно, что они спорят не только с атеизмом вообще, но и с его новейшей интерпретацией - светским гуманизмом (цитируется "Гуманистический манифест II" и др. работы П.Куртца, есть ссылка на статью В.Л.Гинзбурга от 1998 г. и др. публикации). То есть школьников старших классов российской школы приглашают вместе с зарубежными авторами книги поразмыслить, так ли уж неправа религия и, соответственно, так ли уж права наука в своих представлениях о происхождении и устройстве мира, как думают и утверждают материалисты, включая нас с вами, грешных. Надо отдать должное авторам: они талантливы в своем деле, и не очень искушенному читателю, к числу которых относятся не только те, кто сейчас учится в школе, но и многие, давно закончившие ее, будет весьма непросто противостоять их искусной религиозной демагогии. Откройте книгу и вы легко убедитесь в этом. Чего стоят одни лишь иллюстрации - нет ни одной религиозной, сплошь - передовые рубежи науки (астрономия, космонавтика, генетика). Боюсь, что найдется немало школьных учителей, которые не только не будут противодействовать усвоению своими учениками такого "мировоззрения", но и охотно станут сами его насаждать. Поэтому срочно нужен такой же учебник (для начала хотя бы серия статей), но написанный с наших, светских, позиций. Призываю к этому тех, кто в состоянии сделать это достоточно быстро и высококвалифицированно. Это должен быть обязательно тоже утвержденный школьный учебник, иначе книга не дойдет до школьников, как не доходит наш журнал "Здравый смысл" и монографии наших многоуважаемых авторов - светских гуманистов. Как ни странно, но надо сказать спасибо Гудвину, Ленноксу, их переводчице и Департаменту Минобраза за то, что благодаря их труду российские школьники теперь узнают хоть что-то о светском гуманизме и светских гуманистах, прежде всего, о Поле Куртце, о которых они пока не имеют ни малейшего понятия.

Спасибо им также за сдержанное и уважительное отношение к нам - их оппонентам по мировоззрению. Этому некоторым атеистам неплохо бы у них поучиться. Считаю, в частности, совершенно недопустимыми выражения типа "хрюсов давить", даже если имеется в виду не физическое, а лишь словесное воздействие. Нельзя преследовать и оскорблять кого-либо только за то, что он мыслит иначе, чем мы. Мыслить так, как кому хочется, это одна из важнейших свобод человека в демократическом обществе, которым мы, россияне, постепенно становимся.

Геннадий Шевелев

наверх