Как мы в Петербурге противостоим лжецелительству

В разделе нашего сайта, посвященном передачам из цикла "Наука и лженаука" на радио "Петербург", инициированного СПб Отделением РГО, помещен текст беседы 13.10.00 с г-жой Г.Н. Васильевой, громко назвавшейся директором Института медико-психологических проблем (частная организация с ограниченной ответственностью). Вслед за этим состоялась еще одна не менее любопытная радиобеседа.

Из беседы по радио "Петербург" 08.12.00.

Ведущий программы А. Федоров. Мы начинаем разговор о народном целительстве и целителях. Их очень много в городе, если судить по разнообразным рекламным изданиям. Знахари, целители, колдуны, черные и белые маги наперебой предлагают свои услуги: чудесное исцеление, избавление даже от таких болезней, за которые и медики не всегда берутся. Так ли это на самом деле? Что стоит за такими вещами? Как отличить человека, который действительно может помочь, от шарлатана? Есть ли законы, регламентирующие практику целителей? Обо всем этом мы поговорим с представителями Ассоциации народных целителей нашего города. Ее организаторы и руководители: Наталья Львовна Шарейко и Олег Генрихович Шапиро. Какую цель преследует ваша ассоциация и кто в ней участвует?

Н.Ш. Ассоциация существует с апреля 2000 г., официально зарегистрирована и является отделением Всероссийской ассоциации целителей, которой уже больше 10 лет. Слово "целитель" получило сейчас нехорошее звучание в связи с тем, что есть люди, которые целителями не являются, но бессовестно себя к ним причисляют.

Ф. А что за люди настоящие целители? Кто они?

Н.Ш. Человек, занимающийся целительством, обладает совершенно явно выраженными способностями определенного рода. Это совершенно не обязательно должен быть медицинский работник, хотя наша ассоциация - это ассоциация профессиональных медицинских работников.

Ф. По ОРТ показывали человека, который видит не только глазами, но и всеми частями тела.

Н.Ш. Это качество называется ясновидением. В 1991 г. я пришла к Владимиру Тонкову. Я была врачом, работала в официальной медицине и о своих способностях не подозревала. Но буквально на первом или втором занятии я вдруг стала ясновидящей.

Ф. Это приобретенное свойство или врожденное?

Н.Ш. Это свойство, которое можно открыть. У некоторых людей оно открыто совершенно естественным путем, а некоторые к этому могут приходить. У нас есть единственное в России образовательное учреждение - Институт энеологии и социальных исследований. Именно там можно получить образование по этим вещам.

О.Ш. После сообщения о нашей ассоциации в прессе и по радио к нам стало обращаться значительно больше людей с просьбой о приеме. Сейчас мы насчитываем уже более 70 человек. Отбор и прием происходит на заседании нашего президиума. В дальнейшем для того, чтобы принятые могли получить диплом целителя, в структуре ассоциации существует экспертно-квалификационная комиссия, куда входим и мы с Натальей Львовной.

Ф. А официальная медицина тоже принимает в этом участие? Кто дает разрешение?

О.Ш. После экспертного заключения нашей комиссии целителю выдается представление к диплому целителя. Первые четыре таких представления нами уже выданы. На основании такого представления органы управления здравоохранением СПб в ближайшее время будут выдавать диплом целителя. Принято уже принципиальное решение о том, что это будет наконец-то происходить. Ну-у, после некоторых согласований. Можно сказать, что сейчас все это перешло в практическую работу: составляется приказ, принято решение о создании Совета, куда вошел я как представитель народной медицины. Думаю, что до Нового года будут уже выдаваться такие дипломы целителей.

Н.Ш. Хоть мы все - практические целители, но вот пришлось заняться этой организационной работой в связи с тем, что накопилось огромное количество недоразумений именно у нас в СПб. В других областях и городах дипломы целителей уже выдаются. Это официальный документ, который выдается органом здравоохранения и является лицензией. Здесь на радио проходила также передача с участием такой Гертруды Васильевой, которая выдает некие лицензиаты. Также существует множество курсов-однодневок, которые выдают свои дипломы, и люди, которые их получают, может быть, с хорошими практическими наработками, с настоящими способностями являются совершенно незащищенными перед какими-то проверяющими, налоговой службой и государственными инспекциями. Почему? Потому что на самом деле ни лицензиаты, ни дипломы курсов-однодневок не являются документами, действительно подтвержденными государством. Поэтому мы проводим сейчас такую работу, и именно диплом целителя - это и есть лицензия. Это будет единственный документ, выдаваемый именно государственным органом и дающий право на работу целителем.

Ф. То есть те, кто обращается к целителям, должны попросить показать такой диплом?

Н.Ш. Совершенно верно. На данный момент в СПб таких дипломов еще нет ни у кого, но мы надеемся, что уже в этом году они начнут выдаваться.

О.Ш. Выдача диплома - это выдача единственного документа, дающего право заниматься целительством. Это подтверждение квалификации и эффективности целительства. А все те, кто пока не получил, в ближайшее время могут получить такой диплом.

Ф. А как к вам относятся официальные органы здравоохранения?

О.Ш. Буквально в последнюю неделю у нас было несколько контактов с представителями и руководством Комитета по здравоохранению администрации СПб, в том числе с его председателем Анатолием Владимировичем Каганом, и получено принципиальное согласие, что такие дипломы будут выдаваться. Сейчас мы совместно работаем над составлением проекта приказа по Комитету, в котором будет говориться, что утверждено положение о допуске, утвержден диплом, который выдается. И все эти технические моменты вплоть до создания Совета на уровне Комитета здравоохранения, который будет принимать решение о выдаче диплома.

Н.Ш. У нас, профессионалов, вызывает недоумение, что в СПб сейчас существует более 300 различных школ целительства, которые могут называться центрами, институтами, даже академиями. В действительности это разные ТОО, ООО, и этим все сказано. Таков, например, так называемый "Институт целительства и милосердия". Действительный институт у нас один, и называется он Институтом энеологии и социальных исследований. Там можно получить дополнительное высшее образование по вопросам экстрасенсорики. Там выдаются дипломы двух категорий: консультант в области социального сопровождения и консультант по энергоинформатике. В нашем поле деятельности работают газеты "Целитель", "Целитель-Плюс", "Знахарь" и особенно "Новый целитель", и мы будем давать им профессиональные советы, если они будут к нам обращаться.

Итак, радио "Петербург" предоставило эфир руководителям двух негосударственных коммерческих организаций, занимающихся обследованием лиц, заявляющих об "открывшихся" у них способностях "исцелять" или "оздоравливать" больных, с последующей выдачей этим лицам письменных заключений и представлений. Из телефонного обращения автора в Ассоциацию народных целителей (АНЦ) выяснилось, что она некоторое время тому назад обратилась через СМИ ко всем, кто имеет отношение к целительству, влиться в ее ряды, чтобы совместно отстаивать свои интересы. (Кто на них покушается, объяснила выше г-жа Шарейко: "какие-то проверяющие, налоговая служба и государственные инспекции"). Но Г. Н. Васильева влиться не пожелала, чем не на шутку разгневала АНЦ. Мой собеседник сказал, что Васильева обследует целителей неквалифицированно (хотя и использует при этом какие-то приборы) и надежно полагаться можно только на обследования, проводимые экспертно-квалификационной комиссией АНЦ (которая, однако, не пользуется никакими приборами). Про Васильеву было сказано, что та, якобы, выдает обследованным свидетельства валеологов-целителей.

Скептически относясь к медицинским возможностям "целителей" и желая более детально разобраться в правовой стороне их деятельности, наше Отделение обратилось за разъяснением в Лицензионную палату города. В ее Управлении по лицензированию медицинской деятельности нам показали текст действующего Закона РФ от 1993 г. "Основы законодательства об охране здоровья граждан". В ст. 57 этого закона сказано, что правом на занятие народной медициной обладают граждане, получившие диплом целителя, выдаваемый местным органом управления здравоохранением. При этом на лиц, получивших этот диплом, распространяются требования ст. 56 того же закона, согласно которым правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают граждане, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию, выданную местной администрацией, а также ст. 43, по которой в практике здравоохранения можно использовать только методы, разрешенные в законном порядке.

В декабре 2000 г. наше Отделение участвовало в совещании по целительству, созванном Территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике, где всем участникам было предложено изложить свое мнение и предложения по данной проблеме в письменном виде. Документ, подготовленный Отделением и мягко названный "Предварительные выводы, требующие проверки", мы направили 14.12.00 в Лиценционную палату СПб, Территориальное управление МАП, Комитет по здравоохранению и Институт им. В.М. Бехтерева. В нем писалось:

"По информации, полученной в Лицензионной палате, в настоящее время все действующие в городе "целители" работают без лицензий СПб, т.е. согласно ст. 57 "Основ законодательства об охране здоровья граждан" являются правонарушителями. Отсюда можно заключить, что правонарушителями являются и все члены Ассоциации народных целителей (АНЦ), включая ее руководителей О.Г. Шапиро и Н.Л. Шарейко. Нам разъяснили, что обладание дипломом целителя, выданным Комитетом здравоохранения города, является не единственным, а лишь одним из условий получения государственной лицензии, что г.г. Шапиро и Шарейко категорически отрицают.

Сама по себе кампания по выдаче дипломов целителей, начатая в городе, полезна и согласуется со ст. 57 "Основ", коль скоро проводится под эгидой органа управления здравоохранением города. Настораживает, однако, что представления к диплому уже выдаются общественной организацией (АНЦ), ни один из членов (включая руководителей) которой сам не имеет ни такого диплома, ни, тем более, лицензии, а также щедрое обещание г-на Шапиро, что "все те, кто пока не получил, в ближайшее время могут получить такой диплом". Поэтому было бы логично начать работу с дипломирования и последующего лицензирования самих членов экспертно-квалификационной комиссии АНЦ, а уж потом принимать во внимание выдаваемые ими представления.

Безусловными нарушителями Закона РФ "О рекламе" являются те СМИ города (почти все), которые рекламируют персональных целителей и их объединения, не проверяя наличие у них государственных лицензий. В этой связи желательно дать правовую оценку работникам радио "Петербург", предоставляющим эфир г.г. типа Васильевой, Шапиро и Шарейко, которые в своих выступлениях фактически рекламируют себя и других лиц и организации, законность действий которых вызывает большие сомнения.

Похоже, что правоохранительные органы, на глазах которых открыто нарушаются указанные выше законы, совершенно бездействуют в данном направлении".

Передав этот текст адресатам, мы неожиданно получили ответ от тех, кому не писали.

Из письма, полученного от Ассоциации народных целителей СПб 30.01.01
(орфография сохранена)

Господин Шевелев! Получив копию Вашего письма от 14.12.00 (письмо было услужливо скопировано для АНЦ кем-то в Комитете по здравоохранению - Г.Ш.), мы были удивлены манерой и тоном изложения, подачей материала в нем, а также адресатами рассылки. Еще большее недоумение вызвало отсутствие предварительных контактов с нашей организацией. Однако мы решили не торопиться с выводами и разобраться с истинными мотивами и целями Вашей организации и возможностью консолидировать с Вами наши позиции. Для этого наши представители лично обошли часть организаций, упомянутых в этом письме, изучили устав "Российского гуманистического общества", познакомились с публикациями в журнале "Здравый смысл" и, наконец, связались с Вами по телефону и получили еще дополнительную информацию и даже предложили Вам встретиться. Таким образом, мы поступили вполне светски и прилично. Поэтому, ознакомившись с вышеизложенными материалами, сообщаем следующее.

Санкт-Петербургская Профессиональная Медицинская ассоциация народных целителей (СПб ПМАНЦ) является единственной реально действующей в законном поле организацией в Санкт-Петербурге в области целительства. Являясь региональным отделением Общероссийской ПМАНЦ, она действительно представляет и защищает интересы целителей в соответствии со ст. 56, 57 основ охраны здоровья граждан. Представители ассоциации проводят обширную компанию по регламентации деятельности целителей в СПб и других регионах России, активно координируя свои действия с представителями законодательной и исполнительной власти. Благодаря активной деятельности, ассоциация устраняет двойственность и неоднозначность в законах и нормативно-правовых актах по целительству. Основными целями организации являются - объединение в своих рядах действительных профессионалов, защита их профессиональных интересов, содействие трудовой занятости и созданию новых рабочих мест в Санкт-Петербурге, выполнение целителями положений налогового и гражданского кодексов. Поэтому является непонятным, как может организация, преследуя гуманистические цели, имея сходные с нашими уставные цели, выступать с широкими общественными заявлениями, игнорируя существование СПб ПМАНЦ.

Кроме того, есть ряд вопросов и мнений, которые мы решили довести до Вас в целях окончательного уяснения позиций.

  1. Как соразмерить декларируемые наименованием Вашего общества цели со скрыванием Вами г-н Шевелев авторов выше названного письма и их личной мотивации данного действия.
  2. Непонятно, каким образом, эти цели соотнести со столь неуважительным отношением к упомянутым Вами в письме г-же Шарейко Н.Л. и г-ну Шапиро О.Г., не соизволив при этом лично познакомиться с ними и лично высказать свое мнение и претензии, что, кстати, принято в светском обществе. Писать же сразу письма во все инстанции, что было принято в обществе другого типа, начиная с 37-го года. А ведь Вам следовало бы знать, что в Русском обществе всегда было принято уважать людей, несущих большой общественный долг абсолютно бескорыстно, вкладывая свои средства. Также было принято уважать выбранных обществом людей и прислушиваться к их мнению, тем более, что это общество значительно более многочисленно, чем общество от лица которого Вы выступаете. А если б Вы обратились к принципам светского общества, вы бы узнали сколь неприлично и оскорбительно писать, перевирая имя и фамилию (в письме от 14.12.00 фамилия Шарейко была по ошибке написана как Шалейко - Г.Ш.). За это раньше можно было схлопотать либо пулю на дуэле, либо шпагу под ребро, либо хорошую пощечину. На ваше счастье вы живете не в том обществе, тем более нелепа была ваша ссылка к господам Шарейко Н.Л. и Шапиро О.Г. относительно правомочности их действий, ведь они являются профессиональными врачами с опытом целительства около 10 лет и сотнями вылеченных людей. Они были первыми из 4-х психотерапевтов отлицензированных в области энергоинформатики (кстати все четверо являются членами СПб ПМАНЦ) и именно они начали активную деятельность по урегулированию положения целителей в Санкт-Петербурге, деятельность очень сложную и непредсказуемую. А по сему Ваше письмо - это письмо дилетантов, любящих судить всегда обо всем и вся поверхностно, что не является принципом светского общества.
  3. Наконец, теперь нам стало понятно, что для руководителя организации, исповедующей идеалы гуманизма, человечности, достоинства, социальной справедливости и т.д. вполне нормально отменять деловые встречи по электронной почте (что пока не принято даже в деловых кругах России), не дублируя сообщения по телефону и не ценя рабочего времени противоположной стороны.
  4. Наше мнение о Ваших действиях наверняка не касается всей организации и ряда ее вполне добросовестных членов и граждан нашего общества. Однако вызывает ряд вопросов мировоззренческие подходы и оценки, уровень проработанности материала и раскрытия ряда тем в журнале "Здравый смысл". Не можем удержаться от крайне низкой оценки компетентности и образовательного уровня подавляющего большинства авторов в области энергоинформатики, целительства, измененных состояниях сознания, психике в целом и вытекающих из этого гуманистических идей и принципов.

Г-н Г.Г. Шевелев! Предлагаем Вам урегулировать создавшуюся ситуацию для чего:

  1. В том же порядке, в котором Вы разослали письма, разослать их вторично с указанием Ваших ошибок, неточностей и некомпетентности.
  2. Письменно извиниться перед гг. Шарейко Н.Л. и Шапиро О.Г.
  3. Впредь недопускать некомпетентных, неквалифицированных и невзвешенных действий, касающихся области целительства.

В случае нежелания Вами исправить ситуацию таким образом, мы будем воспринимать это как вполне сознательные умышленные действия по дискредитации нашей общественной организации и введения в заблуждения граждан, что заставит нас сделать ответные действия с целью доведения до общества Санкт-Петербурга Ваших ошибок и нашей позиции в одностороннем порядке.

Заместитель председателя квалификационной комиссии СПб ПМАНЦ, К.т.н. А.С. Захаревич.

Опуская последующие не столь существенные подробности, привожу почти полный текст радиобеседы, состоявшейся в начале февраля.

Из беседы по радио "Петербург" 02.02.01

Ведущий программы А. Федоров. Начинаем разговор, который, уверен, вызовет общий интерес: народные целители и целительство. В нашей студии Вадим Владимирович Стожаров, начальник Управления по лицензированию медицинской деятельности Лицензионной палаты СПб, Валентин Анатольевич Абабков, д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник отделения неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева, Геннадий Григорьевич Шевелев, представитель СПб Отделения Российского гуманистического общества и Андрей Станиславович Захаревич, заместитель председателя квалификационной комиссии СПб профессиональной ассоциации народных целителей... Вадим Владимирович, как осуществляется у нас в Петербурге лицензионная деятельность, регламентирующая работу народных целителей.

С. В 1993 г. был принят Закон РФ "Основы законодательства об охране здоровья граждан", в ст. 57 которого указан порядок допуска к осуществлению целительства... Некоторые целители, желая избежать процедуры получения лицензии, оспаривают, что их деятельность является медицинской. На этот счет было четкое решение Верховного суда РФ от 24 сентября 1998 г., подтвердившее, что их деятельность безусловно является медицинской и подлежит лицензированию.

Ф. И сколько же дипломов целителей уже выдано в нашем городе?

С. Комитет по здравоохранению разработал положение о выдаче дипломов, которое еще должно быть утверждено. Поэтому на сегодня ни один диплом еще не выдан.

Ф. Значит, те люди, которые дают многообещающую рекламу в СМИ города о том, какие они целители, не имеют на это никаких законных прав, так как эта информация не подтверждается документами.

Радиослушатель. Мой вопрос представителю Ассоциации народных целителей: какое образование у людей, занимаюшихся этой деятельностью?

З. Если прямо ответить на вопрос, то наша профессиональная медицинская ассоциация народных целителей имеет очень большой потенциал в плане научном и в плане образовательном. Все представители квалификационной комиссии у нас либо врачи, либо психологи. Врачи - с медицинским образованием, психологи - с психологическим. Кроме того, я являюсь еще кандидатом технических наук, поэтому дополняю квалификационную комиссию различными методами, связанными с научными и техническими разработками. Мы считаем, что наша комиссия имеет полное право выдавать квалификационное заключение об уровне подготовки целителей и соответствии с законодательными документами.

Ф. Возникает вопрос: если ваша квалификационная комиссия действует внутри вашей ассоциации, то, значит, вы сами квалифицируете свою деятельность? Получается, как если бы аудиторскую проверку в банке проводили сами работники этого банка. Правильно ли это?

З. Мы считаем, что это правильно. Во-первых, это по закону. Во-вторых, есть ряд методов народной медицины, которые, на наш взгляд, вправе квалифицировать только специалисты в этой области. И делать какие-то заключения другим людям, которые имеют мало представлений о народном целительстве, о многих процессах, которые происходят в организме человека, в том числе научными методами, поскольку они отражают только определенную, очень небольшую часть многомерных процессов, сопровождающих явление целительства, является неправомерным. В этом может быть достаточно большой ряд ошибок.

Ф. Проводят ли медицинские организации экспертизу людей, которых ваша комиссия считает целителями?

З. У нас такой порядок. Наша квалификационная комиссия выдает представления, которые утверждает комиссия Минздрава (правильно - Комитета по здравоохранению - Г.Ш.), и она обязана выдавать дипломы целителя на основе нашего представления.

Ф. Валентин Анатольевич, вот представитель целителей сказал, что только они сами могут оценить свои профессиональные возможности. Так ли это? Неужели специалисты уважаемого Института им. Бехтерева не могут это сделать?

А. Прежде всего, я хотел бы уточнить, что в большей степени могу оценивать состояние в области психиатрии и психотерапии. Но вместе с тем хотел бы заметить, что многие методы нетрадиционной медицины и целительства построены, несмотря на утверждения их носителей, именно на психологическом воздействии. Поэтому то, что я представляю эту область, позволяет мне говорить о серьезной оценке тех или иных методов. В психологии существует несколько критериев научной оценки этих методов. Прежде всего, метод должен быть основан на современных научных достижениях, подкрепляться ими. И второе: метод обязательно должен пройти научную оценку эффективности. Без этого в любой цивилизованной стране метод не может быть признан научно обоснованным и, конечно, не рекомендуется к применению. Существуют представления, что все знания можно разделить на три большие группы: бытовые, мифологические и научные. Целительство в большинстве случаев основано на бытовых и мифологических знаниях при недостаточном учете научных знаний. Хотя в настоящее время можно часто встретить случаи, когда используются те или иные приемы и техники из научно обоснованных методов психотерапии.

З. Дело в том, что я сам являюсь членом профессиональной психотерапевтической лиги России (не имея медицинского образования? - Г.Ш.). В свое время я сам был в научной лаборатории, которая изучала явления научной психотерапии, научного влияния различных психотерапевтических практик и энергетических воздействий на организм человека. Это было в 1990 - 1992 г.г. в фирме "Биосвязь". Поэтому я достаточно в курсе того, что происходит в области научных знаний относительно явлений, происходящих в психике и в биоэнергетическом воздействии человека на окружающее пространство. Наши результаты были достаточно глубокие, часть из них была получена совместно с Институтом мозга. Они привели нас к очень интересным выводам. Мы регистрировали изменения, которые были индивидуально у каждого человека. Причем настолько индивидуально, что систематизировать их было очень сложно. Поэтому мы от этих напрямую научных методов отказались. Дело в том, что часть явлений, которые происходят в психике, на наш взгляд принципиально не могут быть зарегистрированы уровнем знаний традиционной науки, потому что эти явления очень большой мерности, они многомерные. С помощью технических средств, имеющих мерность второго - третьего порядка, можно отразить только часть явлений, которые происходят в области психики, в области, будем говорить, душевных качеств.

Ф. А как же их обнаружить? Как проконтролировать?

З. Для этого у нас есть естественный аппарат: сверхчувствительное восприятие каждого человека. В свое время мы потратили достаточно много времени, чтобы подготовить свой совершенный аппарат для анализа всех явлений, связанных с энергоинформационным, как бы, обменом человека, в том числе и в моменты целительства. И развить методы сверхчувствительного восприятия, в том числе ясновидения.

Ф. Как же отличить целителя от человека нечистоплотного, который думает только о своем кармане? Есть замечательные фитотерапевты, очень неплохие психотерапевты. А что касается ясновидящих, колдунов, магов и волшебников, то это вызывает улыбку. Валентин Анатольевич, а как Вы относитесь к ясновидящим, экстрасенсам, колдунам всяких черных, белых и прочих магий?

А. Я отношусь к этому как к социальному феномену, который возникал на протяжении многих столетий и сейчас, в наше непростое время, проявился в большей степени. Для меня несложно объяснить влияние всех этих методов опять же психологическим влиянием, но это вполне с научных позиций, о чем почему-то стесняются или не хотят, или не умеют говорить носители этих методов. Дело в том, что воздействие человека на человека - это достаточно сложный процесс, но к настоящему времени психология вообще, социальная и клиническая психология достигли достаточного уровня развития, чтобы объяснить многие феномены безо всякой мистики и не говорить о том, что что-то может быть непонятно в принципе. И в частности я мог бы сказать о так называемых неспецифических факторах психотерапии, которые иногда не учитываются и профессиональными психотерапевтами. Но тем не менее это работает. Так же я мог бы сказать о многих социальных эффектах взаимоотношений, но, к сожалению, у нас нет на это времени. Но то, что какие-то нетрадиционные методы могут помогать - это безусловно. Речь может идти только о том, в какой степени они могут помогать, учитываются ли при этом не только позитивные, но и негативные эффекты, о которых много писалось и говорилось.

З. В нашей ассоциации уровень подготовки целителей несоизмеримо высокий. То, о чем говорят представители медицины, на наш взгляд, становится достаточно смешно, потому что это говорят не специалисты в области именно тех явлений, о которых мы говорим. Почему? У нас научные исследования в области субъективной реальности взаимодействия психики с окружающим пространством очень высокие и достоточно большое количество научных работ в этой области. Насчитывается несколько десятков научных работ. Кроме того, по результатам тех исследований, которые нами проведены, и практического применения на сотнях и тысячах людей как по исцелению, так и по обучению развитию тех способностей, которые каждому даны от природы, у нас разработана методология запуска лавинообразного процесса развития у человека скрытых возможностей.

Ф. Геннадий Григорьевич, а почему этой конкретной темой занялось Российское гуманистическое общество?

Ш. Объясню нашу позицию. Хотя я лично испытываю недоверие к целителям и поэтому к их услугам не прибегаю, но раз закон в принципе допускает такой вид медицинской деятельности, то я как законопослушный гражданин не могу против этого возражать и не возражаю. Но и целители должны знать и чтить закон и действовать в полном соответствии с его духом и буквой. Закон же, как было уже сказано, предписывает целителям, прежде чем открывать свою практику, обзавестись дипломом целителя, выдаваемым Комитетом по здравоохранению, и лицензией, выдаваемой Лицензионной палатой. Причем, очень важно, что в этой процедуре предусмотрено обязательное участие профессиональных медицинских экспертов, которых претендент на обладание дипломом должен убедить, что его манипуляции действительно приносят пользу и, тем более, не наносят вред здоровью пациента.

Я не медик, и если кто-то попытается убеждать меня в своих целительских способностях, то он напрасно потеряет время. В этом надо убеждать только профессиональных медицинских экспертов. Если удастся это сделать и претендент получит вышеупомянутые документы, то ни я лично, ни наша общественная организация не будем иметь к нему никаких претензий, так как эти документы служат гарантией безопасности пациента.

Я и мои коллеги по общественной организации "Российское гуманистическое общество" выступаем только против незаконного целительства и делаем это в соответствии с нашим Уставом, который предписывает скептически относиться и критиковать "различные формы фанатизма, мистицизма, традиционные и нетрадиционные формы религиозного мировоззрения, суеверия и другие ненаучные и антинаучные идеи и практики". Вот до тех пор, пока тот или иной целитель не получит предусмотренные законом документы, мы имеем полное основание скептически смотреть на его деятельность, относя ее в разряд ненаучных и антинаучных практик, и критиковать ее. Что мы и делаем. Мы отстаиваем при этом интересы граждан, которые нарушаются целителями, действующими в обход закона.

Заключая, хочу призвать тех петербуржцев, которые уже пользуются или только собираются воспользоваться услугами целителей, требовать от них предъявления лицензий, выданных Лицензионной палатой нашего города, и внимательно читать в них, на какой конкретный вид целительства они выданы. Это обезопасит вас от возможных ошибок.

Ф. Ну что ж, четкая и понятная точка зрения представителя Российского гуманистического общества.

Мне осталось пояснить, с какой целью этот материал вынесен на наш сайт в Интернете. Это сделано для демонстрации одной из возможных форм практической работы РГО. Такие "показы" необходимы, чтобы не создавалось впечатление, что наша общественная организация озабочена лишь философско-теоретическими вопросами. Хотелось бы, чтобы и на страницах нашего печатного органа - журнала "Здравый смысл" - почаще появлялась информация о том, чем занимаются светские гуманисты в чисто практическом плане.

Геннадий Шевелев

наверх