Время собирать камни...

"Везде, где признают бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает".

Д. Дидро

Слова, взятые в качестве заголовка этой статьи, известны всем, кто читал Библию. Смысл их очевиден: однажды наступает момент или время, когда приходится оглянуться назад чтобы оценить путь, который прошел человек или общество. Такое время наступает для самой крупной религиозной организации мира - двухтысячелетие зарождения христианства. Настает время трезво оценить роль христианства в мировой истории - в истории становления и развития государств, в истории культуры и искусств, в межрелигиозных отношениях, его вклад в моральное совершенство человека. Все это нужно не столько для оценки прошлого христианства, сколько для его будущего.

Влияние христианства на мир огромно и это никто оспорить не может. Другое дело, насколько оно благотворно. У христиан, несомненно, есть немало добрых дел. Были и есть у них пастыри и простые верующие, которые прославились высокими нравственными качествами и своей добродетелью. О них говорят легенды, о них написаны книги. Но, увы, среди христиан немало и таких людей, о которых ничего хорошего сказать нельзя. Спасая свои нравственные ценности, христиане пытаются внушить, что сам Христос - идеален и безупречен, поэтому плохие последователи Христа всего лишь досадное исключение, что подавляющая часть христиан - люди, которым должно подражать все человечество. Чтобы понять, как возможно сочетать веру в доброго бога с аморальным поведением его последователей, обратимся к истокам христианского учения.

Христиане очень любят цитировать свою главную книгу - Новый завет. Оттуда они черпают все основные представления о Боге, мире, а также о добре и зле, составляющих основу нравственности. Заглянем туда и мы и посмотрим, насколько нравственным является учение Иисуса Христа.

В словах Христа и поучениях его последователей есть немало добрых мыслей и здравых суждений. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга" (Иоан. 13, 34); "..будьте все...сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбивы, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство... (1 Петра, 3, 8-9); "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5,43). К ним относится и так называемое золотое правило нравственности, сформулированное еще древними греками: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Луки 6, 31), а также призыв прежде, чем критиковать другого, посмотреть на себя: "Что ты смотришь на сучек в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь (Луки 6, 41). Ко всем эпохам и народам подходит следующая здравая мысль: "Всякая неправда есть грех" (1 Иоанна, 5, 17). Но у Христа, к сожалению, эти хорошие наставления и призывы относятся только к христианам и распространяются только на них. К остальным отношение не только не доброе, но злое и даже враждебное. На них христианские нормы нравственности не распространяются. В этом Христос повторяет иудеев, у которых мораль также была двойной - одна для себя, другая - для всех не иудеев.

Христиане говорят, что Бог-отец настолько возлюбил людей, что послал им своего сына единородного, который, в свою очередь, настолько полюбил людей, что принес себя в жертву - погиб на кресте, чтобы своей смертью искупить все грехи всех людей (1 Тим. 2,5-6; 1 Иоан. 1,7). Причем грехи не только настоящие, но и прежние (Рим. 5,25), в том числе грех первородный (Рим. 5,15), да еще и все грехи будущие (Иоан. 2,1-2). Иначе говоря, своей смертью он спас людей и обеспечил им райское будущее. Звучит красиво и очень трогательно... Но так говорит Церковь, т.е. ее служители - лица, безусловно, заинтересованные в создании рекламы своему богу. Однако совсем другой облик Христа складывается при чтении евангелий, описывающих его жизнь и деяния.

Характер и нрав Христа раскрылись уже в детские годы. В апокрифическом евангелии от Фомы рассказывается, как он часто одним лишь проклятием убивал насмерть всех не угодивших ему - в том числе и своих собственных учителей. Там же приводится миленькая история о том, как однажды один мальчик, взяв ивовый прут, вылил ту воду, которую собрал Иисус, с которым они вместе играли на берегу реки. Иисус назвал его "бессовестным, нечестивым безумцем" и повелел ему "высохнуть как дерево", каковая участь обидчика немедленно и постигла. В назидание другим нехорошим детям.

Став взрослым, Христос отнюдь не стал кротким и скромным. Его слова и поучения все чаще расходились с его делами и поступками. В нем все больше проявлялось тщеславие и горделивость: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня..." (Мф. 10,37). Удивительно, но отношение его к близким и родным назвать добрыми нельзя никак: "...я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее" (Мф.10, 35). И еще: "И враги человеку - домашние его" (Мф. 10, 36). Смысл этих высказываний один - кто не с ним, тот ему враг.

Да и к своей матери и братьям он относится плохо, публично отрекся от них (Мф.,12, 47-50). Он не отпустил своего ученика, желающего исполнить свой семейный долг - похоронить своего отца ("Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов." Мф., 8,22). Он ставит всем в пример жулика-управляющего, ловко избежавшего заслуженного наказания, и по этому поводу совершенно серьезно, без иронии дает такой любопытный совет: "...приобретайте себе друзей богатством неправедным..." (Лука, 16,1-9).

Когда он исцелил от проказы десять прокаженных и только один из них вернулся его поблагодарить, Христос обличил остальных (Лк. 17, 17-18). Не стал он более добрым и терпимым к людям: "Не думайте, что я пришел принести мир на земле; не мир пришел я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Это ключ к пониманию того, почему он сам, его ученики и последователи распространяли его учение напористо и даже агрессивно, уничтожая тех, кто был с ним не согласен. В послании Павла к римлянам (точнее - к римским евреям) говорится о задаче христиан: "покорять вере все народы" (Рим. 1,5). Завербовав себе учеников - апостолов, Иисус направлял их по весям и городам для распространения своего учения. Однако денег на их пропитание он им не давал, да и сам кормить их не собирался. Успокаивая их, он говорил, что их будет кормить народ, причем если кто-нибудь их не примет и не накормит, то этих людей ждет... наказание. А вот буквально: "...кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отряхните прах от ног ваших". "...Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому" (Лук.10, 10-12). Вот вам и свобода совести в христианском понимании! Просто блеск!

Отношение к неверующим и вообще всем тем, кто не разделяет его учения, у "доброго пастыря" было просто нетерпимым и крайне жестоким. В известной притче о плевелах на поле Христос приравнивает верующих в него и угодных Богу (т.е. опять-таки ему) к пшенице, а тех, кто не уверовал - к плевелам, т.е. сорнякам. И как после жатвы плевелы отделяются от зерна и предаются сожжению, так будут сожжены "при кончине века сего" и грешники. "Пошлет Сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную." (Мф.13, 38-42). Совсем, как у ненавистных ему язычников - кто не с нами, тот против нас! И это говорит тот, о ком христиане говорят, что Бог - это любовь! Но если это любовь, то что же такое ненависть?

Не видно было проявлений милосердной любви и к другим своим соплеменникам и единоверцам - фарисеям, которые блюли чистоту религии его предков - иудаизма. В разговоре с ними Христос произносил такие крепкие слова, что за него становится неудобно (ведь бранился не кто-нибудь, а сын Бога, к тому же и сам в ранге Бога): "Змии, порождения ехидны! Да падет на вас вся кровь праведная! Падет на ваши головы гнев Отца моего! Гореть вам в геенне огненной, и будет там плач и скрежет зубовный".

Сурово и беспощадно борется Христос со своим врагами, с теми, кто пытается посеять недоверие к нему. "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской", - грозит этот "добрый" Бог (Мф.18, 6).

Но если еще можно понять, почему Христос не любил тех, кто за ним не последовал, то уж никак не укладывается в понятие "добрый Бог" его жестокое отношение к рабам, причем даже к тем, кто в него верил. Так, однажды он перечислял различные формы наказания, которые ждут рабов, проявляющих непослушания: один будет просто рассечен, другой "бит будет много", третий "бит будет меньше" (Лук.12, 46-48). Какой же он после этого защитник угнетенных и обездоленных! Большевики явно переоценивали его гуманность, когда говорили, что на ранних этапах христианство было религией рабов.

Судя по евангелиям, Христос позволял себе подчас поступки безнравственные не только с точки зрения обывателя, но и с точки зрения верующего. Примером тому может служить его поведение в храме - святыне всех иудеев. Будучи по рождению и вере иудеем (хоть и родился он от "святого духа", но его мать была истинной иудейкой), Иешуа Машиах (подлинное имя того, кого называют Христом) прекрасно знал, что в храме всегда торговали и сидели менялы, обменивавшие светские деньги на сикели - храмовые деньги (в XX веке это название получила национальная денежная единица Израиля - шекель). Только на сикели можно было купить жертвенных животных и птиц. Кроме того, обмен денег был последним актом очищения и первым актом религиозного таинства. Такой порядок был установлен первосвященниками иудейской Церкви и одобрен самим Яхве, которого Иешуа почтительно называл своим отцом. Однажды зайдя в храм, он устроил в нем настоящий погром: "И вошел Иисус в храм божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинув столы меновщиков и скамьи продающих голубей..."(Мф.21, 12). Тем самым, Христос совершил акт величайшего неуважения к нормам поведения и традициям иудаизма, по сути акт вандализма и святотатства. Не это ли бесчинство настолько рассердило строгого и весьма жестокого бога Яхве, что повлекло за собой казнь Христа на бревне с перекладиной, по недоразумению (невежеству) называемому крестом?

Вершиной же христианской нравственности можно считать призыв доброго отношения к своим врагам: "...если враг твой голоден - накорми его, если жаждет - напои его...". Но за этим следует продолжение, раскрывающее всю суть христианской морали: "...ибо делая сие, ты собираешь ему на голову горячие угли!...". Найдутся ли слова, которые описали бы эту крайнюю степень ее двуличия ?

Среди заповедей Христа есть немало таких, которые самими христианами никогда не выполнялись. В Нагорной проповеди в противовес морали Ветхого завета он говорит: "Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф.5, 38-40). И далее: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас" (Мф.5, 43, 44). На деле же, христиане своих врагов не любили и ничего им не прощали. Вот только один пример. Моментально забыло об этой заповеди руководство Русской православной Церкви (РПЦ), когда большевики своим декретом о земле отняли у них обширные земельные угодья. Оно тут же объявило им анафему, т.е. церковное проклятие. С этого-то и началось противостояние РПЦ и советской власти.

Вот что писал о христианских добродетелях Амман Марцеллин: "Дикие звери не проявляли такой ярости к людям, как большинство христиан к своим несогласным единоверцам". Что же тогда говорить о тех, кто верил в других богов?...

На протяжении двух тысяч лет христианские проповедники гордились поучением непротивления злу, считая его вершиной христианской нравственности. Однако вся история христианства свидетельствует, что этот призыв христианами оказался не услышан. Потому что он был и остается противен природе человека, кого бы он ни представлял - раба, свободного, аристократа, священника или царя.

Христиане не только с оружием в руках отстаивали и продолжают отстаивать свои интересы перед светскими и религиозными властями (в Африке, Индии, мусульманских странах), но и постоянно воюют друг с другом - католики с протестантами и православными, протестанты с католиками и православными и т.д. А православные, к тому же, воюют еще и друг с другом - РПЦ с Карловатской Церковью (Русской православной Церковью за границей), Катакомбная православная Церковь с РПЦ и т.д. Не работает и другой благой призыв: "Не судите, и не будите судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете" (Лук.6, 37). На протяжении всей своей истории христиане осуждали, судили и не прощали. Вот несколько примеров из истории католицизма - главного и наиболее распространенного направления христианства.

"Не любите мира, ни того, что в мире" (1 Иоанна, 15), "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от отца, но от мира сего" (1 Иоанна, 16). На деле христиане любили и продолжают любить этот грешный мир. Они стремятся получить в этой жизни все, что только можно - власть, богатство, славу. Вопреки другому христианскому поучению - "блаженнее давать, нежели принимать", охотно брали земельные дары верующих "за упокой душ", причем не обходилось без насилия и обмана, чинимых епископами и аббатами. В царской России православная Церковь была крупнейшим землевладельцем после царя. Огромные земляные угодья имела (и имеет сегодня) католическая Церковь.

"...Отвращайтесь зла, привлекайтесь к добру, будьте братолюбивы, в почтительности друг к другу предупреждайте", - призывал апостол Павел (Посл. Павла к римл., 12). О каком братолюбии может идти речь, когда вся история христианства - это история расколов и непрерывной борьбы за власть. Назову только два крупнейших раскола: в 1054 году христианская Церковь раскололась на две крупные Церкви - католическую и ортодоксальную (православную). В XVI веке от католической Церкви отпала протестантская. Эти расколы сопровождались преследованием и даже уничтожением друг друга. В 1572 г. в Париже произошла печально знаменитая резня протестантов, известная под названием Варфоломеевской ночи. В течение нескольких часов там было убито свыше 2 тысяч протестантов. Расправа с протестантами происходила и в других местах Франции. Всего же в течение двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов ! Конечно же, во славу доброго бога Иисуса Христа...

Католическая Церковь напрочь забыла призыв к братолюбию, когда она в XI - XIII веках организовывала и направляла крестовые походы по пути к "гробу господню", разорявшие и грабившие христианские же города. Всего было организовано восемь(!) крестовых походов. О том, как крестоносцы распространяли "святую веру", можно судить по примеру их похода в Южную Францию, куда они направились по призыву папы Иннокентия III (1206 год). Только в замке Минерва "благочестивые служители бога" нашли 140 "еретиков" и почти всех их сожгли на огромном костре. Такие же походы были организованы католической Церковью против славянских народов и народов Прибалтики.

Мало кто знает, что католическая Церковь не только организовывала крестовые походы. Крестоносные священнослужители, которые, по словам Анны Комнин (жены византийского императора), отличались от закованных в железо рыцарей лишь длинной сутаной да тонзурой, принимали в грабежах и насилиях самое активное участие.

Помимо крестовых походов, в которых принимали участие взрослые, католическая Церковь организовывала и крестовые походы с участием детей. Они так и называются "детские крестовые походы". Во время только одного такого похода в 1212 году участвовало 30 тысяч детей. По пути к ним примкнули и взрослые, которые отнимали у них продукты и деньги. В Марселе детей погрузили на 7 больших кораблей, два из которых пошли ко дну в районе о-ва Сардиния, а остальные были доставлены в Египет, где дети были проданы в рабство....Конечно же, во славу Господа Бога!

Христианская Церковь призывала к подчинению властям: "...всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от бога" (Посл. Павла к римл.,13,1). Однако, на протяжении всей двухтысячелетней истории христиане не покорялись той власти, которая не проявляла покорности христианской Церкви, которая ее притесняла. Между руководстом христианских Церквей и светскими властями шла непрерывная борьба за власть. С советской властью православная Церковь (а также и другие) смирилась лишь под давлением силы, но смирилась только внешне и не вся. Часть ее, т.н. Катакомбная Церковь, ушла в подполье, другая часть, Карловатская Церковь, обосновалась за границей. Обе эти Церкви вели с советской властью борьбу всеми доступными им способами.

Несмотря на то, что среди первых христиан было много рабов, которые видели в новом учении надежду обрести свободу и равенство, христианство изо всех сил защищало рабство и много веков унижало человеческое достоинство. Христианство призывало верующих повиноваться властям и господам: "Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (Еф. 6, 5, 9). Христианство не только оправдывало рабство, но и обезоруживало тех, кто пытался оказать сопротивление: "Слуги, со всяким страхом повинуйтесь (своим) господам, не только добрым и кротким, но и суровым" (1 Пет. 2, 18). По свидетельству "IV Капитулярия" (VI век), раб рассматривался как вещь, за него брался залог в качестве стоимости. Киево-Печерский патерик (XI - XIII век) содержит неоднократные упоминания о церковных и монастырских рабах. В Западной Европе церковные соборы VI - VII веков запрещали аббатам освобождать рабов, чтобы самим монахам не заниматься земледелием.

Огромное число людей пострадало во времена христианизации Европы, Центральной и Южной Америки. Особено отличился своими зверствами в Юкатане и Гватемале провинциал ордена францисканцев Диего де Ланда, истребивший в 60-х годах XVI столетия под предлогом обвинения в ереси тысячи индейцев. Только за неполных десять месяцев, по свидетельству современников, Ланда подверг истязаниям 6.330 индейцев, мужчин и женщин, из которых 157 умерло от пыток, а большинство других остались калеками на всю жизнь. 12 июля 1562 года Ланда отпраздновал в г. Мани торжественное аутодафе. На его кострах погибли последние реликвии древней культуры майя - рукописи, статуи, художественные сосуды с изображениями. Монахи вырыли из могил 70 трупов и бросили их в костер. Не следует думать, что описанное - это преступление только той части католиков, которая действовала в Латинской Америке. Нет, это преступление всей католической Церкви: семь высших духовных сановников в Толедо оправдали действия Ланды !

Такими же методами привлечения к вере в "истинного и доброго" бога пользовалась и РПЦ. Даже в XIII-XIV веках в Вятском крае христианство насаждалось огнем и мечом. Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как христианство насаждалось среди нерусских народов. Священники перемучили многих людей, переморили, в воду "пометали", сжигали в избах - мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. При этом митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к духовенству и нанести ущерб Церкви.

Государственная православная Церковь расправлялась не только с язычниками, но и с еретиками (инакомыслящими). После никоновских реформ государством были начаты страшные гонения на старообрядцев. Именно РПЦ была инициатором издания в годы правления царевны Софьи "12 статей о раскольниках" (1685 г.), в которых было сказано, что даже если некоторые "особо опасные" старообрядцы и присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то все равно их надо "казнить смертию без всякого милосердия". Причем казнить через сожжение.

На совести христиан уничтожение многих народов мира, произошедшее при полной поддержке своего бога. Так, они полностью истребили племена Центральной и Южной Америки, Вест-Индии, Юго-Восточной Азии и примерно две трети индейского населения США, а также аборигенов острова Тасмания, прибрежные племена Австралии, бушменов Африки. При попустительстве своего бога христиане занимались работорговлей. В результате одних только последствий работорговли погибло по оценкам ученых около 100 миллионов африканцев.

Для борьбы с инакомыслящими, по церковному - еретиками, католическая Церковь создала "святую инквизицию". Особой жестокостью прославился Верховный инквизиционный трибунал в Испании - Супрема, кровавая деятельность которого продолжалась три с половиной столетия. О том, как христианская Церковь расправлялась с неугодными ей людьми, можно судить по деятельности Торквемады - духовника короля и королевы Испании, совмещавшего эту должность с должностью генерального инквизитора. За 18 лет этот слуга Бога 10.220 своих жертв сжег живьем, 6.860 сжег фигурально после их смерти и 97.321 человека подверг опозоренью и исключению из службы на общественных и почетных должностях. Общий итог этих варварских казней доходит до 114.400 навсегда погибших семейств. Всего же, по данным историка Хуана Антонио Льоренте, Супрема погубил в Испании сотни тысяч человек: сожжено живьем - 31.912 человек, сожжено в изображении 17.659, приговорено к другим видам наказания 291.450, а всего 341.021 человек.

Мало кто знает, что святая инквизиция была не только у католиков, но и у православных, в частности, у РПЦ. В 1721 году был издан указ Синода, по которому в каждой российской епархии вводились "епархиальные инквизиторы", а над ними были поставлены и "протоинквизиторы". Свою инквизиторскую деятельность РПЦ осуществляла через судебные органы, находящиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальным органами, созданными для расследования дел против религии и Церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольническим и Новокрещенскими конторами и др. Уже в XI веке РПЦ сурово расправлялась со своими противниками и требовала того же от светской власти. Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI веке, летописец называет "звероядивым". "Сей мучитель, - говорит летописец, - резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям". Церковных противников сжигали на кострах и в раскаленных железных котлах.

Христиане ставят себе в заслугу укрепление государственности многих народов мира. Не составляет исключения здесь и РПЦ. Однако на деле она не всегда поддерживала государственные интересы России. Так, когда со второй трети XII века в Киевской Руси начали проявляться центробежные тенденции, когда интересы многочисленных удельных князей возобладали над соображениями национального единства, Церковь не только не смогла противостоять им, но нередко и поддерживала их. В истории РПЦ были и периоды, когда она выступала на стороне врага. Так, в середине XIII века священнослужители призывали смириться с татарским игом, отнестись к нему, как к заслуженной божьей каре.

Христиане приписывают себе особую роль в развитии культуры. При этом подразумевается только одна культура - христианская. О какой высокой нравственности христиан вообще может идти речь, если они уничтожали храмы и капища других богов. Наиболее красивые храмы разрушали лишь частично и использовали для своих нужд, переделывая и перестраивая их в соответствии со своими канонами. Так, древнеримский храм Аполлона в Ватикане превратился в церковь апостола Петра, храм Кастора и Поллукса на одной из площадей Рима - в церковь Козьмы и Дамиана, римский пантеон стал храмом девы Марии и всех святых. То же самое происходило во всех частях бывшей Римской империи. На Руми, на месте священных рощ, деревьев, капищ, источников, камней и т.п. строились христианские храмы. Была уничтожена древняя языческая культура Западной Европы и Руси.

Построенный в Риме при Флавиях прекрасный амфитеатр был варварски разграблен христианами. Тот, кто видит сегодня это сооружение, поражается тому, в каком виде оно дошло до нас. Христиане в своей ненависти ко всему языческому не просто разграбили это замечательное строение, они его испоганили. Современному туристу предстает результат изощренного мародерства - в амфитеатре разрушено и украдено все, что можно было унести - со стен содрана облицовывавшая их плитка, из ниш украдены статуи, украдены сидения, на которых сидели зрители, и даже пол сцены. В результате наши современники видят только жалкие, ободранные руины, называемые Колизеем.

Была сожжена Александрийская библиотека, Паргамский дворец, разрушен знаменитый храм Артемиды Эфесской, Парфенон в Афинах. Уничтожена почти вся языческая керамика и настенная живопись Европы. Не перечесть всех замечательных произведений архитектуры, живописи, скульптуры и т.д., которые были уничтожены христианами, теми, кто и сегодня утверждает, что христианская культура - это высшая культура, которой достигло человечество.

Церковь стремилась подчинить себе живопись и музыку, что, впрочем, ей не всегда удавалось. Католическая Церковь в прошлом запрещала инструментальную музыку, а РПЦ не признает ее и сегодня.

Когда поборники христианства у нас говорят о том, что РПЦ является хранительницей древней русской культуры, то они заведомо говорят неправду. Ведь вся действительно древняя русская, славянская культура дохристианской поры (VI - X веков) была уничтожена. И уничтожена именно христианами. Уничтожена безвозвратно! Погибли все ранние произведения древнерусского зодчества - древнерусские храмы, святилища и капища, вся скульптура, вся древняя церковная утварь, все произведения прикладного искусства. А та культура, которую сторонники христианства называют древнерусской, в основе является привнесенной, чуждой русскому народу. Лишь постепенно, с веками произошло частичное ее обрусение.

Во многих случаях ненависть христиан к языческим храмам и языческой культуре искусственно разжигалась их наставниками - "святыми отцами". По приказанию епископа Теофила в Александрии был уничтожен древнейший храм Сераписа и все произведения искусства, находившиеся в нем. Епископ Мартин из Турина "прославил" христианство уничтожением римских скульптур не только в Галлии, но и в Северной Африке, куда он послал в 399 г. отряд христиан для уничтожения храмов и статуй. Сюда же относится и упомянутый уже Колизей в Риме.

В 529 г., когда византийский император Юстиниан изгоняет из Афин всех философов и риторов, в результате чего наступает кризис античной культуры - философии и искусства. Гибель этой культуры наступает в 754 году, когда на соборе в Константинополе 300 епископов объявляют анафему (проклятие) идолопоклонству, под которым они понимали все духовные ценности языческого мира. Ненависть христиан ко всему языческому поражает: с александрийской женщины-математика Гипатии они содрали кожу.

Упадок античной цивилизации происходил еще в римскую эпоху, начиная с III века н.э., и этому в немалой степени способствовали христианские фанатики и отцы христианского учения, а после падения Рима и насаждения христианства в течение всего раннего средневековья в Европе был культурный упадок и застой. Многие исследования античных ученых были утрачены или уничтожены.

В X - XIV веках Церковь в России в целом благожелательно относилась к светской образованности, способствовала проникновению на Русь и развитию светского образования, элементов научного и философского знания. Однако, как показывает анализ представленных Соловьевым и Татищевым исторических данных, инициатором создания школ и училищ, основания монастырских библиотек, переводов наиболее значительных литературных памятников чаще всего была светская, княжеская власть. Да и монастыри этой эпохи, ставшие первоначальными очагами культуры и просвещения, в большинстве случаев были княжеско-боярскими. Православные идеологи постоянно подчеркивают, что летописание на Руси - это заслуга Церкви. На деле же заказчиком написания летописей, как правило, была княжеская власть.

В последующий период (XV-XVII века) отношение русского православия к светской культуре и знаниям стало откровенно враждебным.

На протяжении всей своей истории христианская Церковь боролась против всякого инакомыслия и, прежде всего, против науки. Вот несколько примеров того, как относилась Церковь к науке и ученым. Только в средние века от христианской Церкви пострадали : Роджер Бэкон - за идеи независимости науки от Церкви; Сигер Брабантский и Боннини - за отрицание бессмертия души; астроном Чекко ди Асколи - за учение о шарообразности Земли; математик Вальмес - за решение уравнения 4-й степени; Д.Бруно - за пропаганду учения Коперника; Казимир Лыщинский - за отрицание существования бога.

В 1163 году папа римский запретил всем клирикам изучение физики. В 1380 году французский парламент под давлением папы Иоанна XXII наложил запрет на всякие занятия химией. В 1564 году инквизиция приговорила врача Андрея Везалия к смерти за то, что он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер.

За пропаганду учения Коперника, пожизненному домашнему заключению подвергся Галилео Галилей. Книги, в которых утверждалось, что Земля вращается вокруг Солнца, числились в "Индексе запрещенных книг" до 1835 года. Католическая Церковь яростно преследовала и Чарльза Дарвина - основателя теории естественного отбора, называя его клеветником и развратником.

Для предотвращения распространения инакомыслия и, прежде всего, научных идей католическая Церковь составила перечь книг, запрещенных к изданию и распространению - "Индекс запрещенных книг". Первый список таких книг была опубликован при папе Павле IV в 1559 году. Этот индекс издавался Ватиканом на протяжении нескольких столетий - по 1966 год. В него входили тысячи произведений выдающихся мыслителей, ученых и писателей. Кроме этого индекса издавался указатель очищенных и подлежащих очищению книг, т.е. книг, которые должны были быть подвергнуты исправлению, если автор не хотел попасть в "Индекс".

Против науки и просвещения выступала и РПЦ, мало чем уступая в этом плане своей более могучей сестре. В частности, и она активно боролась против учения Коперника и Джордано Бруно, препятствовала развитию астрономии. Немало препятствий чинило православное духовенство развитию медицины. На православных церковных соборах XIV - XVII веков рассматривались и утверждались индексы запрещенных книг. В 1743 г. синодальное начальство потребовало изъять из продажи (и это было сделано) изданный Академией Наук астрономический календарь: оно обнаружило в нем сведения, "к соблазну народному склонные" "относительно Луны и прочих планет". Они возражали также против предпринятого Академией Наук издания русских летописей (!).

В 60-х годах прошлого века РПЦ запретила издание романа Ж. Верна "Путешествие к центру Земли", т.к. духовные цензоры нашли, что этот роман может развить антирелигиозные идеи и уничтожить доверие к священному писанию и духовенству. Духовные власти России запрещали издание многих произведений выдающихся французских писателей - Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя и др.

По настоянию синода публично была сожжена на лобном месте в Москве книга-диссертация видного филиософа и математика Д.С. Аничкова "Рассуждения из натурального богословия о начале и происхождении натурального богопочитания у разных, особенно невежественных народов", изданная в 1769 г. Эта книга была посвящена вопросам происхождения религии. В XIX веке цензурным и иным преследованиям духовенства подвергались труды по геологии, биологии, ботанике, физиологии, истории, философии, произведения Дидро, Гольбаха, Гобса, Л. Фейербаха. Лишь после отмены в 1861 году крепостного права Церковь стала постепенно отказываться от открытых и грубых нападок на науку.

Однако жизнь не стоит на месте и под давлением роста общей образованности и культуры паствы, Церкви приходится пересматривать свои догмы. II Вселенский собор 1962-1965 годов сформулировал уже новое отношение Католической Церкви к науке. Если раньше она занималась запретом и дискредитацией науки, но в последнее время она усиленно создает видимость союза науки и религии. Католическая, а сегодня и православная Церкви заявляют, что наука и религия не только не противоречат, но даже дополняют друг друга. Католическая (но не православная) Церковь вынуждена была признать теорию Дарвина. Папа римский признал ошибочным действия католической Церкви по отношению к Галилею и даже принес свои извинения. Прежнюю линию на противоборство с наукой отстаивают лишь некоторые из протестантских Церквей.

Совсем еще недавно христианство выступало не только против науки, но и против технического прогресса. Всего лишь два примера. В это трудно поверить, но митрополит Московский Филарет (1782-1867 гг.) пытался противодействовать строительству в России железных дорог (!), утверждая, что они наносят ущерб религиозному рвению богомольцев. Бурю возмущения среди духовенства вызвал в 1903 году проект сооружения в Москве метро. Церковь решительно осуждала саму мысль о строительстве подземной дороги, называя это "греховной мечтой" и заявляя, что, оказавшись под землей, в "преисподней", пассажиры могут попасть в царство сатаны и погубить свои души. Под давлением московского духовенства городская дума проект постройки метро отклонила.

Сегодня, когда пропаганда религиозных взглядов происходит без всяких ограничений, православная Церковь перешла в наступление. Упор при этом делается на то, что она считает своей самой сильной стороной - нравственность. Нам настойчиво внушают, что без православия вообще невозможно возрождение русского народа. Подчеркивается, что для этой цели годится только православие и никак не католицизм или протестантизм, словно эти две конфессии вовсе не принадлежат к христианству и не имеют того же бога, которому поклоняются православные. Создается представление, что только православие является единственной формой христианства или уж единственно истинным его направлением. Вероятно, апологеты православия не знают (а может, забыли?), что собой представляла нравственность в те времена, когда православная Церковь была господствующей в нашем государстве, тогда - царской России. Именно эту нравственность ставит нам в пример руководство современной РПЦ и ее поборники. Стоит, вероятно, напомнить им, какой она была.

За отсутствием статистических данных (их тогда просто не было), обратимся к свидетельству сведущих и авторитетных людей царской России, которые знали о нравственности того общества не понаслышке. К ним, несомненно, относится крупнейший знаток РПЦ, ее историк, архиепископ Макарий (Булгаков), который писал в "Истории русской церкви": "Это было благочестие по преимуществу внешнее, обрядовое, фарисейское... Оно было распространено и глубоко чтилось во всех слоях нашего общества, между тем, как там господствовали самые тяжкие пороки и почти совершенная безнравственность". Сильно сказано, не правда ли?

А вот как отзывался о религиозности образованного человека той поры знаменитый историк В.О. Ключевский: "Русский образованный человек не может быть неверующим в душе: бог нужен ему, как городовой на улице, и он не может прожить без благодати божией, как без царского жалованья". И еще он же: "Верующий ходит в храм, как в баню, чтобы смыть со своей совести сор, насевший на нее за неделю". Эту характеристику дополняет знаток нравственности разных социальных слоев России великий русский писатель Л.Н. Толстой. В "Исповеди" он писал: "...ум, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречаются в людях, признающих себя неверующими". Вот, оказывается, как обстояло дело с нравственностью в православной царской России!

Зарубежная РПЦ (Карловатская Церковь), считающая себя наследницей РПЦ царского периода, совершила позорный акт - канонизировала, т.е. причислила к лику святых, последнего российского царя Николая II, известного в народе под именем Николая Кровавого. Ее иерархов не смутило то, что Николай II - виновник расстрела рабочих 9 января 1905 года и главный виновник расстрела рабочих на Ленских приисках в апреле 1912 года. Ее не смутило даже то, что император Николай II, будучи номинальным главой РПЦ, стал клятвопреступником! Александр III, считая Николая II неспособным к управлению государством, перед своей смертью взял с него клятву, что тот откажется от престола, как только его младшему брату Михаилу исполнится 21 год. Но Николай II клятву не сдержал и отрекся от престола в пользу Михаила лишь в 1917 году, когда было уже поздно - бездарное руководство страной привело к свержению самодержавия и последующему большевистскому перевороту и гражданской войне.

О нравственной ущербности христианской морали можно судить, например, по отношению РПЦ к войнам и, в частности, по объяснению того, почему Бог убил (или допустил убийство) мирных граждан во время Великой Отечественной Войны. В военные годы Церковь не посмела заявить, что Бог наказал людей войной и уничтожением за их, якобы, грехи. Это было бы кощунственно, ибо нет и не может быть вины перед Богом у всего народа. Тем более нет ее у женщин, стариков и детей. Нельзя было во время войны использовать и второе распространенное у Церкви объяснение: Бог, мол, попустительствует страданиям людей, чтобы отметить их своим вниманием. Иерархи РПЦ понимали, что такое объяснение не было бы понято народом, т.к. оно не только кощунственно, но и звучит издевательски. Таким образом оба эти распространенные объяснения в данном случае были бы не только безнравственными, но и позорными для РПЦ.

Однако, спустя 54 года после окончания этой ужасной войны и после того, как права Церкви были полностью восстановлены и она снова, как и при царском самодержавии, почувствовала свою силу, иерархи РПЦ вернулись к средневековым нормам нравственности. Сегодня они не только не осуждают войну, но и кощунственно высказывают традиционную для РПЦ точку зрения о том, что война - это благо для людей. Протоиерей Василий Преображенский поучает: "Мы, безусловно, веруем: исход всех событий - и малых, и великих - предопределен Богом...". Вдумайся, читатель, в следующие глумливые слова этого слуги божьего: "...война является одним из способов, посредством которого Провидение ведет род человеческий к миру и спасению... Война установлена Богом (попущена им) прежде всего ради общенародного и общечеловеческого вразумления...". Выходит, человек должен поверить, что его бьют, издеваются над ним и его близкими, убивают его для ... его же собственного блага!!!

Не выглядит более привлекательной и не служит примером нравственного поведения и позиция самой крупной христианской Церкви - католической. Так, ни во время II-й мировой войны, ни после того, как союзники одержали победу, папа римский и католические иерархи не осудили фашизм. Лишь одна христианская Церковь - японская Объединенная церковь Христа сочла нужным издать официальное "Признание ответственности за Вторую мировую войну".

Хотя в 1948 году Всемирный Совет Церквей провозгласил, что "война как способ разрешения споров несовместима с учением и примером Господа нашего Иисуса Христа", как отмечает член Англиканской Церкви Роджер Уильямсон, Церкви христианского мира нередко способствуют фанатизму, нетерпимости, ущемлению свободы человека и ожесточению конфликтов. Религия, делает он вывод, зачастую обостряет конфликт, а не прекращает его.

Когда в 1946 г. в Польше был приговорен к смерти бывший гитлеровский наместник Грейзер, пославший на смерть десятки тысяч невинных людей, сам наместник Бога на земле - папа римский прислал ему грамоту с отпущением грехов. В 1951 г. такую же грамоту получил Освальд Поль - эсэсовский генерал, по приказу которого строились крематории в лагерях смерти Бухенвальда и Дахау. Пий XII в папской грамоте писал ему: "Святой отец, движимый отеческой любовью, шлет Освальду Полю просимое апостольское благословение как знак небесного утешения". Какая трогательная забота о преступнике! Тысячи фашистских военных преступников избежали наказания только благодаря покровительству Ватикана, снабжавшего их фиктивными документами и переправлявшего их в Испанию, Португалию, а также страны Латинской и Южной Америки. Ватикан использовал в этих целях международный Красный Крест, заставляя его выдавать документы для военных преступников.

Как бы плохо ни было тому или иному народу, по убеждению христианских проповедников он должен благодарить бога. Бога никогда нельзя не только ругать, но даже критиковать. Даже за неоказание помощи в борьбе с немецкими фашистами, напавшими на нашу страну. Нельзя критиковать за гибель миллионов женщин, стариков и детей, за разрушенные города и села... Такую позицию священнослужителей безусловно нужно назвать безнравственной. Христиане в этом отношении сделали шаг назад по сравнению с язычниками, которые могли бранить и даже наказывать своих богов, если те не защищали народ.

А теперь посмотрим, чего добились поборники религиозной нравственности в нашем нынешнем, во многом религиозном обществе. Согласно результатам одного из исследований, опубликованных в журнале "Социологические исследования" (Краева О.Л., Воронин Г.Л., N4, 1995г.), в современной России значительная часть людей готова нарушить законы как божеские, так и человеческие. Способностью увидеть в человеке, который ненавидит тебя, прежде всего человека и отнестись к нему с любовью обладают лишь 15,9% верующих! Разделяют убеждение в том, что если тебя ударили по правой щеке, то следует подставить и левую, только 12% верующих! Считают, что нужно любить своих врагов, 16% верующих. Зато открыто и сознательно руководствуются принципом "Не обманешь - не проживешь!" аж 24% верующих!

Пусть, однако, смутившийся читатель не думает, что так обстоит дело только с нравственностью православной. Еще в начале века известный французский философ и психолог Гюйо в книге "Безверие будущего" писал: "Те страны, в которых католицизм наиболее распространен, более всего поставляют преступников, в силу того, что они являются самыми невежественными". Слабым утешением может послужить лишь то, что результаты обследования нравственности в одной из самых религиозных стран мира - США, проведенного Институтом Гэллапа, показали, что "значение религии среди американцев возрастает, но в то же время их нравственные устои ослабевают. Во всех слоях общества наблюдается склонность к жульничеству и обману".

Исследование, проведенное группой американских психологов во главе с доктором Полом Экманом, свидетельствует о том, что 90% жителей США "систематически обманывают друг друга в словах и поступках", что в 69% семей "супруги живут в атмосфере лжи". И еще, что для нас крайне любопытно, - в поведении лиц, принадлежащих к той или иной Церкви, и тех, кто не принадлежит ни к какой Церкви, разницы очень мало - все они с одинаковой легкостью лгут, обманывают, не брезгуют мелкими хищениями. И это характерно не только для США - везде картина примерно одинаковая.

Не лучше положение дел и в Англии. Проведенное в ней руководством англиканской Церкви обследование священников, принадлежащих к этому направлению, показало, что две трети из них не способны даже воспроизвести библейские 10 заповедей, не говоря уже об их исполнении.

Чему хорошему могут научить верующих евреев (иудеев) и христиан слова Бога, адресованные евреям: "...и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать" (Второзаконие,15.6). В конспекте Талмуда, так называемом Шулхан Арут сказано: " Запрещено обманывать своего ближнего как при купле, так и продаже, но по отношению к акуму (т.е. прочим народам) не существует обмана".

Самое любопытное, что люди, совершающие преступления, - все эти воры, убийцы и насильники являются одновременно ревностными христианами. Кровожадные убийцы - сицилийские мафиози имеют репутацию набожных католиков. По их собственным признаниям, приканчивая жертву, они нередко... возносят молитву Всевышнему. Расстреляв из пулемета полицейский кортеж, они могут затем в порыве весьма специфического религиозного благоговения часами проливать слезы перед иконой Девы Марии. В настоящее время есть и прямые данные о связи преступности с религиозностью в западных странах. Так, известный итальянский психиатр Ламброзо одним из первых обратил внимание на то, что неверующие составляют наименьший процент среди нарушителей порядка. Позднее фон Гентинг подтвердил, что лица, не связанные с религиозными организациями, отличаются самым законопослушным поведением.

Однако больше всего поражает то, что безнравственные поступки совершают не только простые верующие, но и священнослужители. Причем не только рядовые служители Церкви, но и ее главы. Приведу лишь несколько наиболее впечатляющих примеров. Когда в 768 г. папой римским был избран Стефан IV, его предшественнику выкололи глаза, а его приверженцу - епископу Федору отрезали язык и уморили в тюрьме. Папу Стефана V за аморальное поведение с позором выгнали из Рима (816 год).

Папа Сергий III (904 - 911 гг.) захватил престол, задушив своих двух предшественников. Чтобы убить папу Иоанна VIII (872 - 882 гг) и захватить его сокровища, его родственники заставили его принять сильнодействующий яд. Но яд не подействовал и папе пробили череп молотком. Стефан VI, став папой, приказал вырыть из могилы труп папы Формозы I (891 - 896 гг.), нарядить его в папское облачение и посадить на трон. Затем его судили, как живого, после чего четвертовали и бросили в Тибр. Самого же Стефана VI восставшее вскоре население Рима посадило в тюрьму, где его и задушили.

В 903 году папу Льва V запер в темнице один из его подчиненных и занял папский престол под именем папы Христофора. Но через несколько месяцев его выгнал из Рима папа Сергий III, захвативший власть с оружием в руках. В 956 г. папой стал 17-летний Иоанн XII. Он открыто брал взятки за посвящение в епископы. Одному священнику собственноручно выколол глаза, собственную мать сгноил в тюрьме, постоянно пьянствовал и играл в карты. Папа Бонифаций VIII (1294 г.) запер своего предшественника Целестина V в клетку и через два года уморил голодом (Лозинский С.Г., 1986). И это далеко не полный перечень преступлений глав католической Церкви - наместников Бога на земле!

Конечно, можно ссылаться на то, что все это было очень давно. Но и в наше время нынешний, вроде бы благовоспитанный папа Иоанн-Павел II, не может отречься от грехов своей Церкви. Во время пребывания в Чили он защитил конкисту, а самих разбойников и грабителей, на совести которых сотни тысяч убитых индейцев, он назвал "героями".

Крайне низкий уровень нравственности христианской (католической) Церкви проявляется и в ее участии в финансовых аферах. В апреле 1973 г. США передали Ватикану подлинное письмо, из которого следовало, что Ватикан "передал фальшивые ценные бумаги в фиктивном эквиваленте примерно в миллиард долларов" нью-йорской мафии, что является "величайшим надувательство всех времен", совершенным архиепископом Марцинкусом. Как пишет исследователь христианства К. Дешнер (1996), и сегодня руководство католической Церкви является мировой силой, которая поддерживает контакты с преступным миром, в том числе и с банком Сицилии, известным как "Банк мафии", являющимся финансовым инструментом курии.

Если уж руководство христианских Церквей ведет себя безнравственно, то чего можно ожидать от правительств христианских стран (где христианство является государственной религией или христиане составляют значительное большинство верующих)? Для иллюстрации обратимся к некоторым событиям второй половины XX века. Христианское правительство США в 1945 году сбросило атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Христианское правительство США развязало войну в Корее и Вьетнаме. В 1999 году уже группа христианских государств во главе со США с помощью бомб и ракет уничтожало народы Югославии. О какой нравственности правительств этих стран вообще может идти речь?!

Проблемы с христианской нравственностью не зависят от страны. Нравственный уровень православного духовенства, бывший невысоким и в годы советской власти, стал настолько низким в наши дни, что это вынудило патриарха Алексия II даже отругать близрасположенное к нему московское духовенство. Оказывается, в силу "тлетворного влияния духа времени", некоторая часть столичного клира подпала под влияние "красивого" стиля жизни "новых русских". Речь идет о стремлении к стяжательству, о желании перещеголять друг друга в модной одежде, соревновании в пышности и обилии праздничных столов, хвастовстве иномарками, сотовыми телефонами и т.д. Многолетние связи духовенства с "представителями теневой экономики" Святейший охарактеризовал как "не согласующиеся с христианской этикой". Дело дошло и до прямых связей духовенства с преступным миром. Известно, что в 1996 году священник Алексей Зотов не только окормлял одну из самых крупных преступных группировок Риги - бригаду Харитона, но и выступал в качестве соучредителя легальных коммерческих структур. Настоятель храма в подмосковном Переделкине отец Владимир не раз выступал в защиту известного предпринимателя Александра Михайлова, более известного под именем Михась. Православное духовенство не чурается принимать дары от бандитов. Вот только один пример: на знаменитом колоколе, подаренном храму в Переделкине, расположенному неподалеку от резиденции Патриарха, выбита надпись: "От солнцевской братвы".

Говоря о нравственном облике христианских священнослужителей, нельзя обойти молчанием их отношение к женскому полу и проблемам секса. На протяжении всей истории христианской Церкви ее служители (как белое, так и черное духовенство) грешили и продолжают грешить с женщинами. Повинны они и в сексуальных преступлениях. Вот лишь несколько примеров. Одна лишь католическая Церковь Далласа (Техас, США) выплатила 23 миллиона долларов жертвам "сексуальных домогательств" своих священников. В вышедшей в США книге о преступности среди американских католических священников(!) сообщается, что 6 процентов "падре" (общее число которых в США превышает 53000) виновны в растлении малолетних! В документальном фильме "Величайшее предательство", показанном австралийской радиотелевизионной корпорацией Эй-Би-Си, говорится, что не менее 3000 священников страны (из 15 тысяч) "замешаны в различных проявлениях сексуального домогательства - от похлопывания прихожанок по мягким частям до изнасилования". В 1997 году по сообщению газеты "Сидней морнинг геральд" в Австралии принято решение, согласно которому католическим священникам разрешается исповедовать детей только при открытых дверях исповедален - во избежание попыток сексуального домогательства.

Не отстают от католических и протестантских служителей в сексуальных "подвигах" и клирики РПЦ. Недавно общественности стало известно, что правящий архиерей епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон (в миру Олег Миронов) - глава православного Екатеринбурга - гомосексуалист. Его сексуальные наклонности и развратные действия настолько возмутили прихожан и священников, что летом 1998 года 52 священника(!) пожаловалась на Никона патриарху. Но вместо того, чтобы пресечь распространение этого преступления и примерно наказать виновного, Синод освободил от должностей тех, кто... пожаловался патриарху. А епископу Никону объявили всего лишь выговор, как не обеспечившему руководство. Видимо, полагали, что этим все и обойдется. Но эта грязная история получила широкую огласку. В результате руководству РПЦ пришлось-таки пересмотреть свое снисходительное отношение к опозорившему духовный сан епископу и освободить его от должности. Что после этой истории можно сказать о нравственном облике высших иерархов РПЦ, заседающих в Синоде, а заодно и самого патриарха Алексия II? Чему они могут научить свою паству? Стоит ли им после этого давать народные деньги? Ответ, думаю, однозначен.

Уже только этих примеров достаточно для того, чтобы прийти к выводу, что христианская мораль является пустой догмой, которой за все две тысячи лет не руководствовался ни один народ, ни одно государство. Эти примеры свидетельствуют, что вопреки распространенному и активно насаждаемому сейчас мнению, сама по себе вера в бога (тем более принадлежность к какой-нибудь определенной Церкви) не является гарантом порядочности человека, не делает его добрым, честным, милосердным, законопослушным.

Подведем краткие итоги. Я нарочно не приводил примеры положительного влияния христианской Церкви на историю народов мира, - это делается и будет сделано еще неоднократно апологетами христианства во многих странах. Прерывая хор этого славословия, я хотел показать, что христианская Церковь не является образцовой религиозной организацией. Христианство не хуже, но и не лучше других мировых и национальных религий. Христианской Церкви, а точнее христианским Церквам (и, прежде всего, их руководителям) есть в чем каяться: слишком много за две тысячи лет накопилось в их истории страшных страниц, грязи, лжи, преступлений и крови. Настало время собирать камни - не просто покаяться в совершенных ошибках и преступлениях, но и сделать выводы: изменить свое поведение и свое отношение к людям.

Если руководители христианских Церквей не хотят, чтобы в третьем тысячелетии их Церкви исчезли с лица земли (как исчезли многие религии мира) и о них можно было узнать только по учебникам истории религии, они должны кардинально пересмотреть свое учение и свою деятельность, сделать учение более гуманистичным, прекратить ссориться и уничтожать друг друга, покончить с нарушениями общечеловеческой морали. Они должны понять, что времена прежнего христианства прошли. Церкви должны существенно изменить работу с верующими и занять главное место в системе помощи бедным и малоимущим, в оказании помощи больным и убогим, активно помогать народам бороться за достойную жизнь - словом и делом бороться с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, проституцией, помогать в воспитании подростающего поколения, поддерживать стариков. Только при этих условиях они могут выжить и рассчитывать на будущее.

Анализируя свою деятельность за прошедшие две тысячи лет, христианская Церковь должна понять, что может рассчитывать только на себя, ибо мифический Бог будет, как всегда, бесстрастно взирать на все происходящее... Недаром же в ответ на вопрос фарисеев о том, когда придет царство божие, Христос сказал: "Не придет царство божие приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот там. Ибо царство божие внутри вас есть". Пора бы уже понять, что именно он имел в виду.


Ну, и что, спросит иной читатель, мы все это, в основном, знаем. Ничего нового в этом нет. Ну насаждали христиане свою веру огнем и мечом, вели себя папы римские неподобающим образом, ну были крестовые походы... И что из всего этого? Христиане, судя по всему, всем этим нисколько не озабочены и даже не смущены. Вину за преступления своих единоверцев они сваливают на кого угодно - на отдельных плохих священнослужителей, на ошибки руководства Церкви, на обстоятельства, в которых Церкви пришлось работать и т.д. Сама же Церковь ни в чем не виновата и, конечно же, сама по себе христианская вера безупречна. В ход идет старый, как мир, но все еще действующий прием, который успешно вводит в заблуждение верующих и склоняющихся к вере людей. Совесть же иерархов христианских Церквей чиста, они спокойно готовятся с триумфом отпраздновать двухтысячеление своей Церкви.

Между тем, у здравомыслящих людей возникает естественный вопрос: как все названные (и многие не названные) безобразия и преступления христианской Церкви уживаются с ее благополучием, выражающимся, в частности, в том, что она дожила до своего столь почтенного возраста? Как это можно объяснить?

Дело в сути самой религии - ее взглядах (идеологии) и в ее материальной части - социальной организации в виде Церкви. Возникновение любой религии имело объективные причины, состоявшие в отсутствии знания о явлениях природы и общественной жизни, страхе перед непредсказуемостью и часто жестокостью природы, с одной стороны, и достаточно развитом мышлении, требовавшем объяснения устройства мира, его явлений и событий, с другой. Объективные причины обусловливают сохранение религии и Церкви и в наши дни.

Церковь - это прежде всего общественная организация со всеми присущими ей негативными, подчас нечистоплотными, аморальными приемами работы. Христианская Церковь - это огромный механизм, пронизывающий всю общественную и личную жизнь своих членов и иногда очень жестко ее контролирующий. Последнее особенно заметно у т.н. тоталитарных сект - адвентистов, свидетелей Йеговы, пятидесятников, баптистов, мунистов, саентологов и др. Даже если кто-то и восставал против Церкви, обличал ее пороки, это заканчивалось ничем. Еретика, т.е. инакомыслящего (иначе - диссидента) либо призывали к порядку, либо наказывали, а особо непримиримых просто уничтожали.

Могуществу Церкви всегда способствовало то, что в ее благополучии и даже процветании всегда были заинтересованы власть имущие. Несмотря на известное соперничество, власть предержащим было выгодно поддерживать религию и Церковь, особенно, если последняя находилась (как у нас, в России после 1721 года) в зависимом от царя (князя, короля) положении. В большинстве случаев происходило сращивание интересов Церкви и государственной власти. Это является одной из причин того, что, несмотря на упомянутые выше преступления, религия, будь то христианство, ислам, буддизм или любая другая, продолжает пока существовать.

История религий мира не знает ни одного примера, когда они прекращали бы свое существование из-за преступлений руководителей и/или членов соответствующих Церквей, как бы велики ни были эти преступления. Это в полной мере относится и к христианству, дорога которого пролегала через страдания, потоки крови и убийства сотен тысяч невинных людей. Бороться с Церковью было почти невозможно, ибо она оказывала давление на человека с двух сторон - репрессивными мерами, в том числе со стороны государства, т.е. светской власти, и религиозными предписаниями, обычаями и обрядами, сопровождавшими каждый шаг человека.

В то же время следует напомнить, что каждая религия, как социальное явление, имеет не только время своего возникновения и расцвета, но и период упадка и умирания. Религии, существовавшие тысячи лет и имевшие миллионы последователей, канули в вечность. Где теперь религия древнего Египта, древнего Рима, древней Греции? Где теперь непосредственный предшественник христианства - митраизм? Все они канули в Лету, о них теперь можно узнать только из книг по истории религий. То же неизбежно будет и с христианством, которое давно уже прошло период своего расцвета и теперь медленно, но неуклонно сдает свои позиции, умирает. В канун двухтысячелетия самой мощной религии и Церкви мира кажется странным говорить о том, что она сдает свои позиции. Но странность эта легко устраняется, когда мы посмотрим на ее положение более внимательно.

По данным французского журнала "Croix" ("Вера") число неверующих в мире ежегодно увеличивается на 8,5 млн человек и составляет в настоящее время около 20 % населения мира. В прошлом году только в одной Германии из католической и евангелической Церквей вышло около 400 тыс. человек. По данным итальянской газеты "Оссерваторе Романо", число католиков в мире менее, чем за 100 лет сократилось с 825 млн до 639 млн человек, в то время как численность населения Земли увеличилась с 1.639 до 4.879 млн человек. В пропорциональном отношении, отмечает газета, - численность католиков в мире за указанный период уменьшилась почти вдвое(!).

Сокращается количество католических священников, монахов и монахинь. Если это сокращение сохранится на прежнем уровне, отмечает "Оссерваторе Романо", то лет через 70 священников не останется вообще. Все меньше молодых людей во всем мире стремится получить профессию священнослужителя - она становится все менее популярной. Число студентов духовных учебных заведений во Франции уменьшилось с 1980 по 1995 год с трех до одной тысячи. В Италии за последние годы было закрыто 120 семинарий, а количество приходских священников сократилось более, чем на 8 тысяч человек. Так же обстоит дело и в других западных странах.

Сами церкви не только закрываются, но и продаются с аукциона. Не менее 10% из 95.000 итальянских церквей настолько обнищали, что не способны далее выполнять свои нормальный функции и вынуждены искать частных покупателей. В Нидерландах, где отсутствуют церковные налоги, по выражению нидерладских социологов происходит "вырождение церквей" - последние 15 лет проповеди происходят во все более пустеющих храмах, и все больше молящихся покидают храмы до того, как церковная кружка для пожертвований пойдет по кругу. Во многих странах "святые" помещения используются для выставок, концертов и политических собраний.

Кризис христианской, в частности, католической Церкви проявляется также в резком сокращении числа верующих, участвующих в обрядах и соблюдающих религиозные предписания. По данным Миланского католического университета, верующие, посещающие воскресную мессу, составляют в Европе 20 - 22% от общего числа (в Италии - 25 - 30%).

Свидетельством упадка христианства является процесс все увеличивающегося безразличия верующих к учению, делам и ценностям христианской Церкви, размывание их веры. Газета "Вашингтон пост" недавно писала, что согласно проведенному опросу, население США становится все более равнодушным к политике и религии: только 11% опрошенных высказали озабоченность в связи со снижением роли религии в жизни общества. В Англии многие представители духовенства и верующих, которые регулярно посещают церковь, не верят в главные чудеса, описанные в Библии: в воскресение тела Христова (48%) и в рождество Иисуса от девы Марии (28%). Во Франции лишь один из шести французов, считающихся католиками, соблюдает религиозные обряды.

Отдельно следует сказать о нашей стране и странах бывшего социалистического лагеря. Если во всем мире происходит постепенное отмирание христианства и угасание христианской веры, то в нашей стране и в других бывших странах социализма в последние годы происходит его возрождение. Впрочем, не только христианства, но и других конфессий тоже. Открылись тысячи церквей и молитвенных домов. В одной Москве число храмов РПЦ приблизилось к 400, в ней же действуют 4 монастыря. Распахнули свои двери религиозные школы и институты. Появилось большое число религиозных изданий - газет, журналов, брошюр. Массовым тиражом стала издаваться религиозная литература: Библия, Евангелия, Жития святых, Закон божий и т.д. Созданы специальные религиозные радио- и телевизионные программы. Церкви стремятся теперь проникнуть во все поры социальной жизни, усиленно наверстывая те времена, когда они были выведены из общественной жизни и вынуждены ограничиваться сугубо религиозными делами.

Чем же объясняется возрождение интереса к религии и Церкви и столь большое увеличение числа верующих в нашей стране? Да и вообще, почему сегодня, в конце XX века люди в цивилизованных странах все еще верят в бога?

Возрождение интереса к религии вызвано целым рядом причин. Прежде всего, это распад нашего государства и обусловленный им всеобщий упадок экономики страны, остановка работы тысяч фабрик, заводов, НИИ, разрушение сельского хозяйства, резкий рост всевозможных преступлений и связанное со всем этим катастрофическое положение большой части населения, которое, уже не надеясь на государство, может уповать только на бога.

Развал социалистического общества повлек за собой слом всей системы коммунистического воспитания. В результате отвергнутыми оказались все нравственные ценности, на которых воспитывалось несколько поколений советских людей. Но свято место пусто не бывает. Систему коммунистического воспитания трудящихся сразу же сменила другая система, которая в течение всех лет коммунистического строительства хотя и была сильно ограничена, но совсем не исчезла, т.к. коммунисты разрешали Церкви не только существовать, но и заниматься религиозной пропагандой. Правда, только на территории храмов и монастырей.

Отсутствие знаний и основанных на них убеждений в этой важнейшей области культуры привело к тому, что после распада КПСС лицом к религии повернулись даже те, кто по роду своей работы был призван стоять на страже коммунистической идеологии - работники идеологического аппарата ЦК КПСС. Не говоря уже о представителях партийного и советского аппарата городского, областного и районного уровней.

Кроме всего этого, усиление интереса к религии и мистике, резкое повышение активности религиозных организаций произошло и в результате действия объективной закономерности: всякий раз, когда в истории какого-либо государства происходит смена общественной формации, сопровождающаяся политическими, экономическими и социальными потрясениями, отмечается всплеск религиозности, в том числе религиозного фанатизма и мистицизма.

Большие и малые Церкви - все бросились завоевывать паству. За паству идет настоящая война, в которой противоборствующие стороны не гнушаются никакими средствами. Причем каждая из религиозных организаций утверждает, что именно она обладает истиной, в то время как остальные - пребывают в грехе заблуждения и искажают вероучение. При всем этом они преследуют вполне прозаические цели: ведь появление (лучше сказать, вербовка) новых верующих - это расширение влияния Церкви в стране, это власть, это богатство, это деньги. Кроме религиозных организаций, ранее действовавших в нашей стране, появилось и много новых.

Естественно, что РПЦ, как самая большая религиозная организация России, претендует на особую роль в жизни нашего общества. Она не только разворачивает деятельность по вовлечению населения в свои ряды, но и пытается ограничить деятельность других христианских конфессий и деноминаций - конкурирующих с ней католической и протестантских Церквей. Митрополит Кирилл осуждает сегодня тех наших граждан, которые не идут в лоно РПЦ, объясняя это страхом перед необходимостью перемены, необходимостью порвать с привычными стереотипами и привычным образом жизни (сборник "Свобода совести в духовном возрождении Отечества". М., 1994).

Несмотря на то, что РПЦ на словах отмежевывается от государства, объявляя себя независимой от него, на деле она все более тесно сотрудничает с органами государственной власти. Открытие сессий этих органов, освящение закладки зданий и кораблей, участие в политических митингах, запуске космических кораблей свидетельствуют о том, что РПЦ снова, как и в царской России, превращается в социально-политическую организацию.

Перейдя в активное идеологическое наступление, РПЦ использует все, что может способствовать усилению ее позиций в стране, в том числе и трудное экономическое и политическое положение. Зная, как тяжело наш народ переживает утрату былого могущества своего государства, руководство Московской патриархии усиленно пропагандирует идею о том, что спасение России - в вере в Бога, что ее возрождение напрямую связано с возрождением духовности, которая была утрачена в годы советской власти. При этом под духовностью подразумеваются не культурные, образовательные и нравственные ценности, а религиозность - посещение храмов, чтение христианской литературы и соблюдение христианских норм жизни.

Активную миссионерскую работу проводят и другие христианские Церкви, особенно протестантские, как местные, так и зарубежные: баптистская, адвентистская, пятидесятников, свидетелей Иеговы и др. Помимо традиционно действовавших в нашей стране Церквей возникли новые. Достаточно вспомнить хотя бы Белое братство и Богородичный центр. На освободившееся идеологическое пространство ринулись и представители христианских конфессий и деноминаций из-за рубежа - Церкви объединения (мунистов), Новоапостольской Церкви и ряда других. И конечно же, все они озабочены лишь одним - "спасти души" наших сограждан.

От православной Церкви их отличает напористость и агрессивность, более жесткая дисциплина и многообразие методов борьбы за потенциальных верующих. В результате им удается не только обращать в свою веру неверующих и колеблющихся, но и перевербовывать верующих, ранее посещавших православные храмы, что, естественно, вызывает резкий протест со стороны руководителей РПЦ.

Церковь сегодня претендует на то, чтобы стоять выше добра и зла, выше политических партий и движений. Идет активное идеологическое давление на население. В частности, снова извлечен на свет старый клерикальный жупел: без религии нет нравственности, ибо если нет веры в бога, то позволено все. Между религиозностью и нравственностью снова поставлен знак равенства. Утверждается, что, отрицая веру в бога, бессмертие души, загробное воздаяние, люди, якобы, лишаются стыда, совести, милосердия и добродетелей.

В стране создаются клерикальные организации, ставящие своей задачей распространение православного вероучения и влияния православной Церкви. Одна из таких организаций - Народно-трудовой союз России, который официально зафиксировал в своих программных документах признание православия духовной основой всей русской жизни(!) А представители Христианско-демократической партии выступают с требованием насаждения религиозного мировоззрения.

Одна из важных причин, по которой многие граждане стран социализма легко отказались от атеизма, состоит в том, что административное ограничение деятельности религиозных организаций не могло привить стойкого иммунитета к религиозным взглядам. Атеизм, а точнее безбожие, было во многом показным, зачастую определявшимся лишь давлением коммунистических и советских органов власти.

Хотя коммунистическая партия на протяжении 70 лет и занималась атеистическим воспитанием, но делала это в основном формально. Малая эффективность результатов ее работы объясняется тем, что КПСС не столько просвещала и убеждала, сколько запрещала, преследовала и наказывала. В результате большая часть советских неверующих граждан знала о религии только то, что религиозное мировоззрение противоположно коммунистическому, а потому оно плохое, и верующими могут быть только отсталые, несознательные элементы или граждане, находящиеся под влиянием религиозной пропаганды капиталистических стран.

Шаблонно и неумело проводившаяся "работа по атеистическому воспитанию" не давала населению знаний по истории религии и роли религии и Церкви в истории России. Запреты никогда не давали хороших результатов, поэтому запрет верить в бога и ограничение деятельности религиозных организаций не могли привести всех граждан нашей страны к атеизму. Сегодня же у нас резко сокращено преподавание научной истории религии и ее современного состояния. Вместо этого идет активное насаждение религиозных взглядов, для чего используются все средства массовой информации - пресса, радио, телевидение.

Способствует сохранению и воспроизводству религии в нашей стране и то, что хотя формально, по Конституции, Церковь отделена от государства, нынешняя государственная власть активно ее поддерживает. Поддержка правительством РПЦ оказывается вполне открыто. Уже в 1992 году Президент России утвердил "Протокольное старшинство российских официальных лиц" (по сути это табель о рангах), в соответствии с которым патриарх Москвы и Всея Руси обозначен официальным (то есть должностным) лицом, занимающим 18-ю позицию на этой иерархической лестнице, а вот руководители других конфессий занимают там последнюю, 38-ю позицию! Государство разрешило РПЦ, в частности, Отделу религиозного образования и катехизации Московского патриархата оказывать методическую и консультативную помощь учебным заведениям Министерства культуры Российской Федерации, а также музеям и учреждениям в подготовке экскурсий по темам, связанным с историей РПЦ (как будто у нас нет кафедр истории религии !).

Не зная, как бы еще угодить руководству РПЦ, Ельцин в середине 1998 года издает Указ "О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднования 2000-летия христианства", на основании которого был образован Российский оргкомитет по осуществлению комплекса мероприятий, связанных с этим событием. Это предполагает, что у нас с помощью государства, т.е. на народные деньги (в том числе деньги представителей других религий, а также неверующих) будут строиться, ремонтироваться и воссоздаваться храмы и церковные объекты. Разумеется, для православной Церкви!

Не отстает от Президента и мэр Москвы Ю. Лужков, который помог РПЦ в финансировании строительства огромного храма Христа Спасителя. Деньги для этого он взял из бюджета столицы. Но и этого показалось мало: явно по команде сверху властями одного из районов Москвы был проведен еще и специальный сбор средств на это строительство. Таким образом, религиозное сооружение построило государство! Это прямое нарушение положения об отделении Церкви от государства. Ссылаясь на этот пример, теперь могут потребовать строить им храмы и молитвенные дома и руководители других конфессий и Церквей. Но это еще не все, здесь есть и существенный моральный аспект: Лужкова не смутило то, что деньги взяты из кармана государства, у которого их не хватает на действительно необходимые народу медицину, образование, науку и культуру, а также, в виде налогов, из кармана не только православных верующих, но и членов других конфессий и атеистов, что является грубым нарушением законодательства о свободе совести и вероисповедания.

В своем стремлении заручиться поддержкой РПЦ некоторые государственные деятели идут еще дальше. Бывший губернатор Ленинградской области Вадим Густов открыто высказался за то, чтобы православие стало официальной религией этой области. Он же заявил, что православие было исконной верой русского народа. Губернатору надо бы знать историю своей страны и своей области и, в частности то, что исконной религией на Руси было так называемое язычество, что для русского народа, да и вообще всех славян, христианство было чуждой, насильно насажденной религией.

На сотрудничество с Церковью идут теперь и многие политические партии. Вожди ныне расколовшейся коммунистической партии, идеолог и кумир которой В.И. Ленин призывал уничтожать попов физически, срочно изменили свое отношение к религии и Церкви. Они объявили, что религия теперь не является врагом коммунизма и призвали вместе строить новую Россию. Желая иметь РПЦ в числе своих, если уж не союзников, то сторонников, Г. Зюганов заявил, что православие "во многом предопределило особенности русского коммунизма, ставшего для миллионов граждан СССР осовремененным вариантом христианской веры в светлое будущее для всех праведников. Жить по правде, любить ближнего своего, выполнять другие заповеди, совпадающие с христианскими, учила и коммунистов и беспартийных лучшая, большая часть бывшей КПСС" (Зюганов Г. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.,1996). Заигрывая с православием, Зюганов явно перестарался: он должен бы знать, что учение о светлом будущем (т.е. Рае) у православных христиан ничем не отличается от такового у католиков и протестантов.

Причина такого резкого поворота коммунистов к религии и Церкви весьма проста - им нужны голоса избирателей, чтобы пройти в Государственную Думу, органы местного самоуправления и захватить власть в стране.

Свою лепту в приобщении населения к религии вносят и некоторые представители интеллигенции - известные писатели и поэты, деятели науки и искусства, открыто высказывающие свои симпатии Церкви. В результате люди, не имеющие необходимых специальных знаний по истории и социальной роли религии, легко поддаются влиянию религиозно настроенных популярных личностей. Они наивно полагают, что если в пользу религии выступает какой-нибудь известный академик или писатель, то, значит, ему можно верить и прислушиваться к его словам, следовать его советам. Им невдомек, что хотя он имеет громкие звания и высокое общественное положение, у него нет религиоведческих знаний и его высказывания - не более, чем его частное, личное мнение, мнение человека, не более осведомленного в этих вопросам, чем они сами. Но гипноз авторитета громких имен действует. И не только на людей, низко и средне образованных, но и с высшим образованием, кандидатов и докторов наук.

Все это не могло не сказаться на положении со свободой совести. Если раньше, в годы развитого социализма, была полная свобода пропаганды атеистических взглядов и, хоть и в меньшей степени, но была и свобода религиозных взглядов, то сегодня положение круто изменилось. Фактически теперь свобода совести понимается только как свобода вероисповедания, причем в основном исповедания православной разновидности христианства. Попытки неверующих высказаться, изложить свою точку зрения, свое мнение во всеуслышание, часто оказываются тщетными. В средства массовой информации их не пускают не только религиозные и околорелигиозные деятели, но и бывшие коммунисты, занимавшие еще недавно крупные посты в КПСС.

Священнослужители и активисты РПЦ, забывшие, что еще совсем недавно сами были гонимыми, позволяют себе нападки на неверующих. А ведь неверующими в России являются по меньшей мере 40% ее населения! Дело идет к тому, что нерелигиозное сознание, как некогда в царской России, будет считаться безнравственным. Как говорится, приехали!

В последнее время участились случаи не только косвенного, но и прямого оскорбления чувств неверующих. Так, в "Законе Божьем", изданном в 1995 году, говорится: "Если же и существуют отдельные убежденные безбожники, то они являются редкими исключениями, болезненными отступлениями от нормы". И далее: "Как существование идиотов не отрицает того, что человек есть существо разумное, так и существование безбожников не опровергает факта всеобщности религии" (стр.488).

Все вышеперечисленные причины и привели к тому, что наши граждане легко отказались от свободомыслия (и, тем более, атеизма) и в одночасье стали верующими. Социологи Петербургского университета выявили, что если в марте 1993 года на тысячу с лишним опрошенных граждан приходилось 46 процентов, назвавших себя верующими, то в нынешнем году эта цифра возросла до 61 процента(!)

Что же будет дальше? Пройдет несколько лет, 5 или 10, и положение с религией в нашей стране уже ничем не будет отличаться от такового в западных странах. Бум религиозности пройдет, и тенденция к постепенному отмиранию христианства и потери его роли в жизни нашего общества, столь выраженная в западных странах, проявится и у нас. Таков общий закон развития религии, любой, в том числе и христианства.

Михаил Богословский


Литература

1.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. Библейские общества.

2.Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV - XV веков, М.,МГУ, 1986, 205 с.

3.Григулевич И.Р. Инквизиция. М., Политиздат, 1985, 448 с.

4.Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. М., Наука, 1964.

5.Дешнер К. Криминальная история христианства. М., 1996.

6.Иваненко С.И. Наука и православие. М., Московский рабочий, 1984.

7.Иваненко С.И. Эволюция отношения русского православия к просвещению и научному знанию. Сб. Православие в истории России. Вопросы научного атеизма, вып.37,М., Мысль, 1988, с.271-287

8.Красников Н.П. Русское православие, государство, культура.М., Знание, 1989, 64 с.

9.Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. М.-Л., 1955, с.31-32

10.Лозинский С.Г. История папства. М., Политиздат, 1986, 382 с.

11.Льоренте Х.А. Критическая история испанской инквизиции. т.1,II. М., 1936

12.Рассел Бертран. Почему я не христианин. М.,Политиздат, 1987

13.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.2. Т.3.М., 1960, с.73-74

14.Татищев В.Н. История Российская. Т.2.М., 1963.с.63

наверх